Формы игровой деятельности при развитии математических представлений детей раннего возраста
статья (младшая, средняя группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Формы игровой деятельности при развитии математических представлений детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы игровой деятельности при развитии математических представлений детей раннего возраста

Существует несколько форм игровой деятельности для детей раннего возраста.

  1. Самостоятельная деятельность. Предметно -  манипулятивная игра является одной из основных форм игровой деятельности ребенка 2-3 лет.

Основные условия полноценного развития этого вида игры:

- разнообразие и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;

- включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;

- предоставление свободы исследования, в обиходе называемого «ломанием», для каждого ребенка;

- резерв свободного места и времени для разворачивания этих игр;

- невмешательство взрослого без просьбы детей.        

В игре возникают проблемные ситуации, которые ребенок решает самостоятельно. Это приводит не просто к появлению нового навыка или знания, но и к развитию самого мышления.

Каждый ребенок имеет свой темп познания. В игре его никто не подгоняет, не ставит в пример других, не наносит ударов по его самолюбию. В игре можно учиться спокойно, потому что не нужно бояться совершить ошибку.

В отличие от занятия в игре ребенок сам ставит перед собой цель и ищет пути ее достижения, сам оценивает результаты своих усилий. От взрослого часто требуется лишь уважительное и бережное отношение к деятельности детей.

В игре ребенок имеет возможность полноценно реализовать свою индивидуальность. Мозаика у всех одинаковая, а играет в нее каждый по-своему. Одни дети тяготеют к предметным изображениям, другие проявляют качества экспрессиониста, третьи предпочитают создавать декоративные композиции за счет ритмических повторений формы или цвета.

  1. Игры с воспитателем. Это преимущественно настольно-печатные, сюжетные и подвижные игры. В зависимости от своего содержания некоторые из них могут способствовать формированию и закреплению различных математических понятий.
  2. Продуктивная деятельность под руководством воспитателя. Включая работу по развитию математических представлений в контекст продуктивной деятельности, давайте попробуем проводить занятия с математическим содержанием, на которых дети будут рисовать и лепить, клеить и вырезать, конструировать и строить.

Методика проведения работы также претерпела существенные изменения. Прежде всего, вы не встретитесь с готовыми конспектами. Тому есть несколько причин.

Работа по готовым конспектам неизбежно фокусирует внимание воспитателей на занятиях, много времени и труда уходит на подготовку к ним. Установка на работу по готовому конспекту лишает педагога возможности учесть конкретное, «сегодняшнее» настроение детей, включить их в общее планирование жизни группы. Постоянное пользование подобными готовыми сценариями занятий отучает от творческого поиска, развивает определенную леность мысли; воспитатель становится своеобразным воспроизводящим педагогическим устройством.

Что же можно предложить взамен?

Попробовать начать работу в новом учебном году с обследования знаний своих воспитанников. Определив исходный уровень, вы сможете более эффективно использовать свое время и время детей для обучения каждого из них; вам будет проще решить, какой программный материал целесообразно вынести на общее занятие и сколько времени уделить его проработке. Вы сможете выделить подгруппы детей, нуждающихся в более глубоком изучении той или иной темы.

Сосредоточить внимание на организации деятельности детей, в ходе которой они получают опыт восприятия предметов разной формы, размера, цвета. Пересмотреть место речи в процессе этой деятельности.

Действительно, целесообразно ли требовать от детей младшего возраста полных, развернутых ответов на вопросы, работая над уяснением математических понятий? Не важнее ли сконцентрировать их внимание и интеллектуальные усилия на понимание сущности дела? Думается, что над речевым формулированием ответа есть смысл работать тогда, когда само действие, лежащее в основе математической операции, уже сформировано. Сопровождение действия речью на этапе, когда недостаточно сформированы и это действие, и речь, тормозит формирование действия. Так давайте попробуем, планируя занятие, ставить перед собой только одну главную задачу, касающуюся формирования собственно математических операций.

Чтобы избежать трудоемкого изготовления пособий, попробуйте обучать детей на «подручном» материале.  Например, в качестве счетного материала использовать камешки, орехи, каштаны, шишки, ракушки, катушки от ниток и т.п. Камешек обладает тем преимуществом, что сегодня на занятии он может стать орешком для белочки, завтра – морковкой для зайца, а послезавтра – самим зайцем. В этом случае мы активно развиваем и воображение ребенка, и его способность осуществлять игровое замещение предметов, что, как известно, является важным показателем интеллектуального развития.

Вторым чрезвычайно удобным и от природы данным «пособием» являются пальцы наших собственных рук. Выражение «знать как свои пять пальцев» означает «знать очень хорошо». Счет по пальцам дает возможность участвовать в общем занятии даже самым маленьким детям. Он позволяет параллельно тренировать мелкую мускулатуру кистей рук, что, как известно, также благотворно сказывается на интеллектуальном развитии.

Таким образом, только вы сами можете рационально определить:

  • Сколько времени выделить на усвоение того или иного программного содержания;
  • В какой форме организовать работу над ними;
  • Какие темы начать прорабатывать с детьми раньше, а какие  - позже. Развитие представлений о размере никак по существу не связано с развитием представлений о пространстве, расположении, времени или цвете. В каждом разделе есть своя логика усложнения, и вы свободно можете компоновать их сами.

Планирование конкретного занятия – важный этап в вашей личной подготовке к нему. Вы можете пользоваться любыми пособиями – последнее и решающее слово всегда остается только за вами.

Работа с математическим содержанием способствует решению центральной задачи: обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста

Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в проце...

Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста

Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в данном курсе используется такая инновационная техноло...

Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста

Применение данной технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действий ребенк...

Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста

Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в проце...

Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста

Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в...

Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста

Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в проце...