Практический семинар для педагогов «Предупреждение эмоционального выгорания воспитателя!»
методическая разработка

Дмитриева Людмила Геннадьевна

Как сохранить психологическое благогполучие педагогу? Несколько практических заданий в кругу коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskiy_seminar_emots._vygoranie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 41 Адмиралтейского района  Санкт-Петербурга»

Практический семинар для педагогов

 «Предупреждение эмоционального выгорания воспитателя!»

Цель: Создание условий для психологической безопасности педагогов.

Задачи:

- сформировать у педагогов умения использовать в критических ситуациях способы саморегуляции;

-способствовать освоению здоровьесберегающих техник;

- предупредить эмоциональное выгорание воспитателя.

Оборудование: таблицы, музыкальный центр, флеш-носители.

ХОД:

1. Вводная часть «Внимание».

Цель: улучшение настроения, настрой на непринужденное поведение, сокращение дистанции в общении.

Задания для педагогов:

Построить каждый ряд в две шеренги:

А). Около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, а на противоположном конце шеренги с самыми светлыми волосами.

Б). Начало шеренги - день рождение 1 января, в конце шеренги - 31 декабря.

В). Начало шеренги - самый высокий, конец шеренги - самый низкий.

2. Основная часть.

Все слышали о людях, у которых от беспокойства начинает болеть голова, отсюда и распространенное выражение «Эта работа - сплошная головная боль». В связи с этим мне хочется прочесть высказывание известного американского психотерапевта А. Элисса «Невроз - это глупое поведение неглупого человека».

Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в дошкольном учреждении в среднем больше, чем у других профессий, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% воспитателей. Речь идет, прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть всегда в форме, невозможность выбора поступающих детей, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня. При достижении определенного уровня напряженности организм пытается защитить себя. Наступает так называемый синдром профессионального выгорания.

Мне хочется остановиться на признаках, причинах эмоционального выгорания.

Признаки:

  • Негативизм (наступает такое психологическое состояние, когда работа начинает тяготить)
  • Раздражительность (необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, что повышает внутреннее, эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Отсюда такие заболевания как гипертония, астма, язва желудка становятся профессиональными)
  • Беспомощность (деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций, не всегда удаётся найти общий язык с родителями, учениками, порой и коллегами)

Причинами эмоционального выгорания принято считать:

  • Скрытый результат (результат, нельзя увидеть сразу, кажется, что ничего не делаешь)
  • Бесполезные усилия (отсутствие мгновенного результата)
  • Неправильная организация труда (обусловлено это фактически отсутствием права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, а значит, сокращается время отдыха)

Выделяется три основные стадии синдрома.

1 стадия - на уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов, провалы в памяти, обычно на эти первоначальные симптомы мы редко обращаем внимание, называя это в шутку «девичьей памятью», «склерозом» (3-5 лет);

2 стадия - наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, не хочется видеть тех, с кем общается педагог по роду деятельности, «неделя длится бесконечно», человек заводится, как говорят с полуоборота, «мертвый сон без сновидений», апатия к работе и всему окружающему к концу недели (5-15 лет);

3 стадия - полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил, человек стремится к уединению (от 10-20 лет).

Существуют способы преодоления эмоционального выгорания, которые делят на 3 группы:

1 группа «Варварские способы»

  • Цинизм (умение уменьшить проблемы до минимальных размеров, спрятать их от себя, цинично проигнорировать)
  • Отчуждение (жить как в стакане или под стеклянным колпаком)
  • Ритуалы (в отношении своей работы соблюдать строгий порядок, без каких-либо отступлений от правил, но такой способ не предполагает развития креативности)
  • «Незаменимость» (человек подчеркивает, что он незаменим)
  • ПАВ (алкоголь, курение)

2 группа: «Конструктивные способы»

  • Новизна (смена некоторых видов деятельности)
  • Обучение (курсы повышения квалификации)
  • Конкурсы
  • Изменение взглядов (новелла о 3-х работающих на каменоломне. 1 - уверен, что он просто таскает камни; 2 - уверен, что он зарабатывает деньги для семьи; 3 - уверен, что он строит храм. Как вы думаете, кому работается легче?)
  • Избегание неопределенности (при расширении своих профессиональных обязанностей, должен точно знать, что и как делать)
  • Своевременное завершение дела (данный способ необходим педагогам, занимающимся инновационной, проектной деятельностью, где обязательно должны быть оговорены точные сроки)

3 группа: «Психогимнастика и саморегуляция»

Саморегуляция - управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием.

Сегодня я хочу предложить вам психогимнастику по методу Э. Джекобсона.

Этот способ предполагает знание той группы мышц, которая в данный момент напряжена.

Проведем несколько упражнений на напряжение мышц, чтобы ощутить их.

Разбейтесь на пары, попытайтесь столкнуть (условно) друг друга упираясь пальцами.

Руками на плечи (проанализируйте, какие группы мышц были напряжены?)

Проведем несколько упражнений на расслабление, чтобы ощутить их.

  • Прошу всех встать свободно, руки опущенные вниз, закройте глаза, представьте, что на запястье руки привязан воздушный шар, сосредоточьте на нем свое внимание (до поднятия рук) - у кого руки поднялись, значит в этот момент вы смогли преодолеть мышечный зажим.
  • Расслабление обязательно придет за напряжением, для этого можно почувствовать тепло своего тела. Сжать вытянутые руки в кулаки, сколько есть сил, считаем до 5, разжимаем кисть и расслабляем, считая до 10 (что вы чувствуете в своем организме?)
  • Предлагаю вам упражнение на расслабление лицевых мышц, оно снимает напряжение с глазных мышц, стимулирует образование слезной жидкости. Это упражнение можно выполнять в любое время, когда вам нужно восстановить силы. Итак, вы удобно сидите. Нахмурьте лоб, сморщите нос, плотно сожмите веки и напрягите все лицевые мышцы. А теперь расслабьте их. Широко откройте глаза и моргните. Затем снова напрягите все мышцы - расслабьте - откройте глаза и мигайте. Повторяйте данное упражнение несколько раз. Затем закройте глаза и несколько мгновений наслаждайтесь полным расслаблением лица и глаз.
  • Существуют такие способы саморегуляции как, способы связанные с управлением дыханием, способы связанные с управлением тонусом мышц, движением, способы связанные с воздействием словом, способы связанные с использованием образов. Эти способы мы будем изучать более подробно на наших занятиях в 3 четверти.
  • Одним из основных способов расслабления мышц является контроль над дыханием. Установлено, что женщины дышат - животом, а мужчины - грудью. Сейчас мы попробуем поймать свое ровное дыхание, положите правую руку на пупок, мужчины на грудь и прислушайтесь к дыханию. Что бы ни было стеснения, предлагаю закрыть глаза. Нужно обязательно помнить, что напряжению соответствует вдох, а расслаблению выдох.
  • После того как уловили свое ровное дыхание предлагаю: не открывая глаз напрягите лоб, считайте до 5, расслабьтесь считая до 10; напрягите нос и губы счет до 5, расслабьте счет до 10; напрягите шею; напрягите плечи, руки, живот, мышцы ног, мышцы стопы. Прислушайтесь к своему ровному дыханию.

3. Заключительная часть.

(Включаю музыку)

Представьте себе, что вы композитор, создавший эту музыку. С закрытыми глазами под мелодию двигайте кистями рук. Вы дирижируете и пытаетесь услышать мелодию по-новому. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку.

А ТЕПЕРЬ ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА И АПЛОДИСМЕНТАМИ ПОБЛАГОДАРИТЕ ВООБРАЖАЕМЫЙ ОРКЕСТР.

Каждый из вас дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.

4. Рефлексия.

- С каким настроением вы покидаете семинар?

- Что нового вы взяли для себя?

Литература:

1. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания., Спб,

     «Речь», 2006 г.

  1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. -  СПб.: Питер, 2012.
  3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб., КАРО, 2003.
  4. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. - М.: АНТИКВА, 2006.
  5. Эффективный учитель / Авт.- сост. О.М. Ольшевская. - Минск: Красико-Принт, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар, с элементами тренинга на тему "Эмоциональное выгорание воспитателей"

Представлена презентация опыта работы с воспитателями ДОУ. Приведены методические рекомендации - как избежать эмоционального выгорания....

Семинар-практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ДОУ»

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания у сотрудников ДОУ"   призван способствовать  развитию эмоционального интеллекта, развитию самопознания педагогов, создавать усло...

Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов"

Материал семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов" будет полезен начинающим педагогам - психологам ДОУ. Можно использовать как в начале года, так и в конце года....

Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"

Практические упражнения , способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания у воспитателей и педагогов...

Семинар-практикум для педагогов "Эмоциональное выгорание. Что это?"

Учитесь управлять собой.Во всем ищите добрые начала.И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала,Споткнувшись, самому вставать,В себе самом искать опоруПри быстром продвиженье в горуДрузей...

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными при...

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...