Программа "Шахматы"
рабочая программа

Программа "Шахматы" рассчитана на детей 5-10 лет. 1 год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._programma_shahmaty_72_chasa_2016-2017_god_shkola.docx71.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Объединение «Шашки-шахматы»

 

Дополнительная образовательная программа

 «Шахматы»

модифицированная

                         

                                                                                                                     Возраст детей: 6-10 лет

                                                                                                           Срок реализации: 1 год

Составитель:

Педагог дополнительного образования  

Николаевская Е. Б.

Лобня 2016

 «Игра в шахматы –

не просто праздное развлечение.

Некоторые очень ценные качества ума, необходимые

в человеческой жизни, требуются в этой игре и

укрепляются настолько, что становятся привычкой,

которая полезна во многих случаях жизни...»

Бенджамин Франкли

Пояснительная записка:

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение факультатива "Шахматы — школе" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.

До создания этой программы, мы изучили ряд уже имеющихся программ по этой тематике: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КЛУБА «БЕЛАЯ ЛАДЬЯ», Организация-разработчик: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №176 «Детский сад комбинированного вида», Разработчик:Шайтанова Галина Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории. ФЕДЕРАЛЬНЫЙКУРС "ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ", автор И.Г.Сухин. Программа школы шахмат ChessMaster. Шахматные книги, Шахматы для начинающих Автор: Мусямба.

Актуальность и создания этой программы обусловлено отличиями в схеме и условиях работы с детьми на базе нашего учреждения.  Создание этой программы связано с тем, что большинство имеющихся в наше время программ рассчитаны на группы, посещаемые детьми примерно одного возраста. Примерная разница в возрасте детей составляет, как правило, 1-2 года. Возраст детей, посещающих наши занятия, имеет более широкий диапазон. В одной группе могут заниматься дети с разницей в возрасте от 1 - 5 лет. Это связано с тем, что деление детей по группам производится не только с учетом возраста, но и с учетом личных способностей каждого ребенка. У нас есть ребята, которые в 6-летнем возрасте способны воспринять большой объем специфической информации, отличающиеся от своих сверстников более зрелым суждением и наличием аналитических навыков, более свойственных 9-10 летним детям. Многие малыши имеют разряды в детских турнирах.  Так же есть довольно много ребят, желающих научиться играть в шахматы, но не обладающих столь высоко развитым мышлением и в более зрелом возрасте. Естественно они попадают в группу, соответствующую их интеллектуальному развитию. Как правило это дети нормального, среднего развития, не отличающиеся особыми талантами, но желающие учиться играть в шахматы. Основной опорой в решении этой задачи стала для нас личностно-ориентированная технология. Наша программа полностью строилась на личностно-ориентированном подходе к детям, что на наш взгляд дало очень хорошие результаты. Эта технология позволяет максимально раскрывать личностный потенциал каждого ребенка.

Второй, немаловажной причиной, является все тот же возрастной разброс в рамках одной группы. Не смотря на высокие интеллектуальные способности, дети остаются детьми, и чем они младше, тем больше нуждаются в игре. Часто возникает ситуация, когда ребятишки помладше нуждаются в таких игровых ситуациях, которые не применяются в работе с детьми более старшего возраста, а по интеллектуальному усвоению ЗУН сильно опережают своих сверстников. Психофизические особенности таких детей следует  учитывать, это и побудило нас к созданию именно этого варианта программы. Для решения этих задач в нашей программе максимально были использованы игровые педагогические технологии (Пидкасистый П.И, Эльконин Д.Б), позволяющие легко и эффективно решать большое количество задач, встающих перед педагогом в разновозрастной группе детей.

Таким образом, мы можем утверждать, что программа эффективна благодаря тому, что  она построена на двух взаимодополняющих друг друга педагогических технологиях – личностно-ориентированной (Якиманская И.С.) и игровой (Пидкасистый П.И, Эльконин Д.Б).

Третьим моментом является специфика развития детей одаренных, иногда более ранимых, более чувствительных к удачам и неудачам. Известно, что раннее интеллектуальное развитие при определенных обстоятельствах, может привести к перекосам в общем развитии детей, например, отставании в развитии эмоциональной сферы, наличии сложных внутренних психологических конфликтов. Для решения этих вопросов в современных программах не предоставляется способов и методов. Мы, создавая эту программу, постарались учесть и восполнить этот пробел.

Построение информативной части программы так же претерпело некоторые изменения. Многие гроссмейстеры предлагают начинать изучение шахматной игры с отрабатывания матирования короля, кто-то предлагает в начале обучения львиную долю времени посвящать отработке ходов фигурами. Учитывая опыт работы с детьми, мы пришли к выводу, что полноценная партия, выполняемая детьми, не важно, овладели они в полной мере способами передвижения фигур и взятия фигур или нет, является великим стимулом и мотивацией для детей в обучении игре в шахматы. В нашей программе мы постарались учесть эти нюансы и несколько иначе расставили акценты на последовательность изучения шахматных приемов и ходов.  

Еще одним моментом, который мы постарались учесть в нашей программе  - способ восприятия и работы с новым материалом. Конечно же, новый материал детям преподноси педагог. Но способ преподнесения информации может быть различен. Так можно преподать материал в готовом виде, но преподнесение готовых алгоритмов решения поставленных задач не приведет к развитию мышления. Преподнесение алгоритма в готовом виде дает возможность ребенку совершать заученные ходы без достаточного их осознания. Преподнесение же материала в рамках педагогической технологии творчества (Альтшуллер Г.С.), дает нам возможность помочь развивать аналитические и синтетические формы мышления у детей. Так постепенное самостоятельное осознание детьми вариантов решения поставленных задач, эффективнее стимулирует развитие  межполушарных связи у детей, чем простое повторение и заучивание. Так же необходимо отметить, что момент инсайта, возникающий в процессе подобного изучения материала весьма благотворно воздействует на мотивацию и самооценку ребенка, а так же ориентирует ребенка на «достижение успеха», сглаживая и убирая мотивацию «избегания неудач». Естественно эта педагогическая технология используется в нашей программе эпизодически, фрагментарно.

Педагогическая технология формирования информационной культуры (Селевк Г.К), так же используется нами. Это связано в большей степени с повальным увлечением средствами высоких информационных технологий. Таким образом, мы стараемся объяснить и показать детям, что любые нововведения в области электроники можно использовать не только для развлечения, но и для получения новой информации и обучения. Эта педагогическая технология включена в нашу программу на уровне отдельных элементов.

Обязательным элементом в нашей программе является и использование групповой педагогической технологии, педагогической технологии взаимного обучения (Ривин А.Г., Дьяченко В.К.), . Как уже отмечалось ранее, группы у нас разновозрастные и большая часть детей, посещающих группу, имеют определенные сложности в общении и коммуникации. У одних это связано с отсутствием достаточного общения в дошкольный период, у других – с определенными особенностями восприятия мира, довольно большое количество детей в наше время не знают элементарных командных игр, это может быть связано как с отсутствием возможности посещать детский сад в дошкольный период, так и тенденцией нашего времени обучать ребенка знаниям и забывать про игру. Многие дети единственные в семье. Групповая педагогическая технология (Ривин А.Г., Дьяченко В.К.), позволяет нам в некоторой степени компенсировать пробелы в этой области, создать условия, благоприятные, для развития чувства коллективизма и взаимоподдержки. Групповая педагогическая технология (Ривин А.Г., Дьяченко В.К.) позволяет создать контакт между детьми, учитывая, что шахматы – командная игра – это, на наш взгляд, необходимо для эффективного взаимодействия в группе. Немаловажным аспектом группой педагогической технологии (Ривин А.Г., Дьяченко В.К.), является взаимообучение детей. Есть определенные моменты, в овладении некоторыми приемами и способами мышления, где именно групповая педагогическая технология (Ривин А.Г., Дьяченко В.К.) дает наилучшие результаты.  Давно известно, что любое общение с ребенком близким по возрасту, порой дает большой стимул для осознания новой информации. И поиск решения методом мозгового штурма, а именно это и происходит при работе в малых группах, значительно активизирует работу головного мозга.

Наша программа имеет как спортивную (по своему содержанию) направленность, так и социально-педагогическую направленность, что видно из задач, заложенных в рамках реализации нашей программы.

1 год обучения:

Цель:

1. заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представление об окружающем мире.

2. приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству и спорту, используя богатые игровые ресурсы шахмат,.

3. стимулировать социально-личностное развитие ребенка и его творческие способности.

Задачи программы:

Учебные:

  1. обучить детей основным приемам игры в шахматы.
  2. обучить планировать свою игру и работу.
  3. обучить детей самостоятельным приемам познания нового материала.
  4. обучение конструктивному взаимодействию в рамках как малой, так и большой группы.

Воспитательные:

  1. вызвать у детей интерес к шахматам.
  2. воспитание позитивного отношения к интеллектуальной деятельности.
  3. воспитание чувства коллективизма.
  4. воспитание культуры проведения досуга.

Развивающие:

  1. развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
  2. обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.
  3. расширять кругозор ребенка.
  4. развивать способность к самооценке и самоконтролю.
  5. формировать познавательную активность.

Знания и умения к концу учебного года:

Обучающиеся должны знать:

• шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги и др ..

• правильное название шахматных фигур и их ходы.

• название и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита.

• 3 стадии шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

• что такое шах, мат, пат.

• способы защиты от шаха

• правила разыгрывание дебюта

• простейшие тактические удары: вилка, связка, двойной шах, вскрытый шах.

• приемы и способы матования одинокого короля

• правило квадрата и ключевых полей

• некоторые исторические сведения об истории возникновения и развития шахмат.

• что такое «мельница» и цугцванг.

• сравнительную ценность фигур.

К концу обучения дети должны уметь:

• хорошо ориентироваться на шахматной доске

• правильно делать рокировку

• играть фигурами без нарушения правил

• читать и записывать шахматную нотацию (до 1 О - 15 ходов)

• видеть тактические удары

• разыгрывать несколько дебютов

• решать простейшие задачи на мат и пат в 1 - 2 хода

• провести пешку на поле превращения

• взаимодействовать фигурами в игре

• ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей, мат двумя слонами, с помощью пешек

• выполнять шахматные упражнения (типа «сходи конем в гости», «огонь», «объедение» и др.)

• рассчитывать варианты в уме

• планировать свои действия

• играть в «морской бой», в «овцу и волков», «шахматные поддавки».

Исторические сведения о возникновении и развитии шахматной игры рекомендую взять из книги: «шахматы для детей и родителей» В. Костров, Д. Давлетов. (ч.1, СПб, 2001 г.)

Задачи программы:        

Учебные:

  1. обучить детей основным приемам игры в шахматы.
  2. обучить планировать свою игру и работу.
  3. обучить детей самостоятельным приемам познания нового материала.
  4. обучение конструктивному взаимодействию в рамках как малой, так и большой группы.

Воспитательные:

  1. вызвать у детей интерес к шахматам.
  2. воспитание позитивного отношения к интеллектуальной деятельности.
  3. воспитание чувства коллективизма.
  4. воспитание культуры проведения досуга.

Развивающие:

  1. развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
  2. обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.
  3. расширять кругозор ребенка.
  4. развивать способность к самооценке и самоконтролю.
  5. формировать познавательную активность.

Знания и умения к концу учебного года:

Обучающиеся должны знать:

• шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги и др ..

• правильное название шахматных фигур и их ходы.

• название и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита.

• 3 стадии шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

• что такое шах, мат, пат.

• способы защиты от шаха

• правила разыгрывание дебюта

• простейшие тактические удары: вилка, связка, двойной шах, вскрытый шах.

• приемы и способы матования одинокого короля

• правило квадрата и ключевых полей

• некоторые исторические сведения об истории возникновения и развития шахмат.

• что такое «мельница» и цугцванг.

• сравнительную ценность фигур.

К концу обучения дети должны уметь:

• хорошо ориентироваться на шахматной доске

• правильно делать рокировку

• играть фигурами без нарушения правил

• читать и записывать шахматную нотацию (до 1 О - 15 ходов)

• видеть тактические удары

• разыгрывать несколько дебютов

• решать простейшие задачи на мат и пат в 1 - 2 хода

• провести пешку на поле превращения

• взаимодействовать фигурами в игре

• ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей, мат двумя слонами, с помощью пешек

• выполнять шахматные упражнения  («сходи конем в гости», «огонь», «объедение» и др.)

• рассчитывать варианты в уме

• планировать свои действия

• играть в «морской бой», в «овцу и волков», «шахматные поддавки».               Исторические сведения о возникновении и развитии шахматной игры рекомендую взять из книги: «шахматы для детей и родителей» В. Костров, Д. Давлетов. (ч.1, СПб, 2001 г.)

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы:

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В силу того, что многие дети начинают посещать школьные учреждения с 6-летнего возраста, и согласно учебнику по возрастной психологии (Немов Р.С.) младший школьный возраст рассматривается нами в 6 до 10 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы):

Наша программа рассчитана на 1 год обучения. Дети получают базовые знания о фигурах, ходах и основные правила игры, приучаются играть партии.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся в групповой форме.

Время реализации программы 1 год.                                                                                           Программа предусматривает 72 занятия по 1 часу Х 2 раза в неделю

 1 год обучения – 72 занятия по 1 часу (72 часа)                                                                                                                                                                                                                            

Ожидаемые результаты в ходе реализации программы:

- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

- Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Способы определения  результативности усвоения программы:

Проводится несколько раз в год:

- входной –в сентябре,

- промежуточный – в середине года,

- итоговый –в мае в конце года обучения.

 Мониторинг по усвоению темы проводится в 3 этапа:

- входной – до начала изучения темы,

- текущий – при прохождении полностью теоретической части,

- итоговый – после окончания изучения темы и перед освоение следующей темы

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

- индивидуальная беседа

- опросник

- решение практических задач

- соревнование в рамках группы

- шахматный турнир

Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи учащихся  на каждом этапе обучения.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6—7 до 10—11 лет (I—IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад, т. е. охватывают возраст от 6 до примерно 10 лет; если учение начинается с семилетнего возраста, то, соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребенка. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

Вторая задача  -  психологическое выравнивание детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

Особую трудность для детей 6—7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные  с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л. С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, печью и мышлением ребенка?

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиям не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.

Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7—8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А. А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

— с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

— вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развили опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если однако детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

Обучение детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа. На первом из них детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, а на втором — научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы.

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости. Те данные, которые представлены далее, не следует рассматривать как нормативные. Они скорее указывают на то, чего может добиться нормальный ребенок при не самых лучших методах и средствах обучения, при ныне действующих учебных программах, не всегда учитывающих возможности детей.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец — с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.

Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном, счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.

Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практике часто не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать ее условия. Такой недостаток обычно преодолевается за счет специальных упражнений, направленных на сравнение между собой условий в похожих друг на друга задачах. Такие упражнения особенно полезны тогда, когда детям для сопоставления предлагаются задачи со сложными условиями, между которыми существуют тонкие, едва заметные, но существенные различия и от которых зависит направление поиска правильного ответа. Важно, чтобы дети научились не только видеть, но и словесно формулировать эти различия. Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.

ТРУДОВАЯ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом (если не сказать преимущественно) интеллектуальное развитие детей от 6—7 до 10— 11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В. В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования . Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Каждый из четырех названных выше видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. Однако если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

У многих детей с поступлением в школу появляются дополнительные обязанности по дому, и это помогает им быстрее перестроиться на новую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе. Это, с одной стороны, сделает учение в школе более осмысленным и необходимым, а с другой стороны, на практике раскроет детям полезность знаний по основным предметам, которые они изучают в школе, повысит их интерес к учебным предметам. Да и сам домашний труд от этого сделается более привлекательным и в большей степени будет способствовать закреплению на практике получаемых теоретических знаний, воспитанию у детей трудолюбия.

Не меньшее значение для интеллектуального развития младших школьников, чем учение и труд, имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте.

Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук, а также те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе. Интеллектуализируются групповые, коллективные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. -Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей.

         За время обучения в младших классах школы дети так быстро продвигаются вперед в своем развитии, что между первоклассниками и учащимися третьих-четвертых классов за какие-нибудь два-три года образуется заметный разрыв. Вместе с ним увеличиваются и индивидуальные различия детей по достигнутому уровню развития. В обобщенном виде эти различия по их основным параметрам можно представить следующим образом.

У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).

Первоклассники и значительная часть учащихся вторых классов не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьем и четвертом классах, вполне в состоянии управлять собой и внешне—своим открытым поведением, и внутренне — своими психическими процессами и чувствами.

Учебно-тематический план

Программа. 1 год.

Настоящей программой предусматривается 72 занятия по 1 часу  (2 занятия в неделю).

Первый год обучения

Наименование тем

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Беседа: ПДД, Техника безопасности труда. Основы пожарной безопасности.

8

-

8

3

Беседа по ЗОЖ Воспитательная часть

7

-

7

4

Диагностика ЗУН учащихся

-

1

1

5

Знакомство с шахматами

1

1

2

6

Краткая история шахмат

1

1

2

7

Шахматная доска

1

1

2

8

Шахматные фигуры

1

1

2

9

Начальная расстановка фигур

1

2

3

10

Ходы и взятие фигур

2

10

12

11

Цель шахматной партии

2

10

12

12

Игра всеми фигурами из начального положения

6

10

16

13

Итоговое занятие

1

3

4

14

Итого

32

40

72

1 год обучения:

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

Примечание. Повысить интерес детей к шахматным занятиям поможет чтение по ролям сказок из книги "Приключения в Шахматной стране". Хотя при этом остается меньше времени на проведение дидактических игр, многие педагоги выбирают именно этот путь. Для них рекомендуется на 1-м занятии прочесть детям сказку "Шахматная беседка", на 2-м занятии – главу "Линии", на 3-м – "Диагональ", на 4-м – "Чудесные фигуры", на 5-м – "Ворота Каиссии", на 6-м – "Я – Ладья", на 8-м – "Этот слон совсем на слона не похож", на 11-м – "В гостях у Ферзя", на 14-м – "Кони черные и белые", на 17-м – "Детский сад "Чудесная Пешка", на 20-м – "Куда идет Король?", на 22-м – "Ковер-самолет", на 24-м – "Мат и пат", на 26-м – "До свидания, Шахматная страна".

Можно использовать на занятиях и журнальный вариант "Приключений в Шахматной стране" (Мурзилка. – 1993. – № 6–10; 1994. – № 1–4, 6), хотя в нем сделаны большие сокращения. С первыми тремя главами этой книги можно также познакомиться в газете "Начальная школа" (1994. – № 13. – С. 6).

Содержание дополнительной общеобразовательной программы 1 год.

1.«Вводное занятие. ПДД»- проводится 2 занятия по 1 часу в начале и в середине года.                                                                                                                                      Цель  - мотивация детей на изучение игры в шахматы. Организационные вопросы. Пожелания и интересы. Беседа  ПДД.

2.«Беседа по технике безопасности труда и основам пожарной безопасности» - проводится по 1 часу 4 раза в год после летних, осенних, зимних и весенних каникул.                                 Проводится беседа по технике безопасности труда, технике пожарной безопасности.

3.«Диагностика ЗУН учащихся» - Отводится 6 часов. Проводится как входной, текущий и итоговый (в конце 2-го года обучения) контроль в начале, середине и конце года. Проводится как входной, текущий и итоговый контроль до, во время и после прохождения тем. (Опросник, беседа, практические задания, соревнования внутри группы).    

4. «Знакомство с шахматами» - беседа о шахматах, виды шахмат, применение шахмат, сказки и рассказы о шахматах, беседа с детьми.        

5.«Краткая история шахмат» - разные истории возникновения шахмат, этапы развития шахмат, игры.                     

6.«Шахматная доска» -  Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания:

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

7. «Шахматные фигуры» -  Знакомство с понятиями: белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

8. «Начальная расстановка фигур» -  Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

9. «Ходы и взятия фигур» -  (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля), моделируют в доступном для детей 7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

10. «Цель шахматной партии» -  Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

11. «Игра всеми фигурами из начального положения» -  Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

12. «Итоговое» - на занятие отводится 12 часов, 6 из них – теоретические, 6- практические. На этих занятиях проводятся работы по усвоению детьми полученных знаний, как в рамках изучения конкретной темы, так и мониторинг качества усвоения знаний детьми полученных за учебный год и/или в рамках изучения всего курса программы.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:

- Дидактические игры и задания;

- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

- Практическая игра;

- Теоретические занятия, шахматные игры;

- Шахматные турниры.

 

Дидактические игры и задания:

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля), моделируют в доступном для детей 7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.

“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).

“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?

“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.

“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

Список педагогической литературы:

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.

Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.

Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 415 с.

Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.

Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006. - 324 с.

Поляков С.Д. Сужение реальности, или О границах педагогической психологии (Рецензия на книгу И.А. Зимней "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.149.

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 318 с.

Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.

Список литературы по психологии:

Анастази А. Психологическое тестирование. – Т.2. М., 1992.

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.

Берн Э. Игры, в которые играют люди... – М., 1990.

Берн Эрик. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: СПб: Талисман, 1994.

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.

Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Избранные психологические труды. М., 1995. С.162-192.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1990.

Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – М.: Академия, 2002, 318с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Ин-т практ. психологии, НПО, 1998.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1994.

Горякина В.А. Психология общения. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002, 416с.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1996.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: МГУ, 1995.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001, 208с.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998.

Когнитивная психология. Учебник для вузов /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – М.: ПЭРСЭ, 2002, 480с.

Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЕК", 1997.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. Учебное пособие. – М.: Академия, 2000, 320с.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность //Избранные психологические произведения: В 2т. – М., 1983. – Т.2.

Ломов Б.Ф. Человек и техника. – М., 1996.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М., 2000.

Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 1999.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996.

Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологичесое содержание, диагностика, коррекция – М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т Флинта, 2001, 192с.

Психодиагностика. Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской. – М.: Издат. группа "Прогресс" – "Универс", 1993.

Литература для родителей.

1.Ю. Авербах, М. Бейлин "Путешествие в шахматное королевство" (1972 г.)

2.Эм. Ласкер "Здравый смысл в шахматной игре" (1925 г.)

3.Ю. Авербах "Что надо знать об эндшпиле" (1960 г.)

4.Э. Шифферсъ "Самоучитель шахматной игры" (1911 г.)

5.Ю. Авербах, М. Бейлин "Шахматный самоучитель" (1970 г.)

6.Эм. Ласкер "Учебник шахматной игры" (6-е издание, 1980 г.)

7.И. Бондаревский "Учитесь играть в шахматы" (1966 г.)

8.Б. Вайнштейн "Ловушки Ферзьбери" (1990 г.)

9.Д. Бронштейн "Самоучитель шахматной игры" (1987 г.)

10.«Шахматы», И. Майзелис. Изд. Детгиз, 1960

11.«Занимательные шахматы», М. Юдович. Изд. «Физкультура и спорт», 1966

12.«Шахматы. Уроки мудрой игры», В.И. Мульдияров, Ростов-на-Дону, 2007

13.«Первая книга шахматиста», В. Панов, «Физкультура и спорт», Москва, 1964

14.«Полный курс шахмат», С. Губницкий и др., «Фолио», Москва, 2002

15. Учебники Ласкера и Капабланки 

16. Ю. Л. Авербах. «Шахматные окончания» 

17. Т. В. Петросян. «Шахматные лекции»