Главные вкладки

    Пальчиковые игры и методика их проведения с детьми дошкольного возраста.
    консультация (старшая группа) на тему

    Кочанова Ольга Васильевна

       Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

       Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пальчиковые игры и методика их проведения с детьми дошкольного возраста.

       Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

       Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

    Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:

    1. Перед игрой с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
    2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
    3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
    4. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
    5. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
    6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.
    7. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
    8. Каждое игра имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
    9. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
    10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми.
    11. Очень чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу. Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
    12. Никогда не принуждать! Попытаться разобраться в причинах отказа или поменять игру.

    Все упражнения можно условно разделить на три группы:

    I группа. Упражнения для кистей рук

    — развивают подражательную способность;

    — учат напрягать и расслаблять мышцы;

    — развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

    — учат переключаться с одного движения на другое.

    II группа. Упражнения для пальцев условно статические

    — совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

    III группа. Упражнения для пальцев динамические

    — развивают точную координацию движений;

    — учат сгибать и разгибать пальцы рук;

    — учат противопоставлять большой палец остальным.

       В пальчиковых играх используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих игр. Пальчиковые игры условно разделяются на группы. Деление на группы связано с использованием наглядности и атрибутики.

    1 группа - пальчиковые игры без предметов;

    2 группа - пальчиковые игры с использованием атрибутики;

    3 группа - пальчиковые игры с предметами;

    4 группа – тактильные игры;

    5 группа – гимнастические игры;

    6 группа – творческие игры.

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ

    Игра «Мальчик-осьминожек».

    Цель: развивать содружество пальцев рук.

       Пальцы в полусогнутом виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино, с одновременным продвижением вперед-назад.

    Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

    «Это мальчик-осьминог,

    У него так много ног.

    Успевает он везде,

    И в учебе, и в труде.

    Потому что осьминожка-

    Это просто многоножка».

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АТРИБУТОВ

      В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к проигрыванию. Педагогам рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки, на каждом пальчике которых вышиты глазки, носик, ротик, используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных.

    Игра «Физкультурник»

    Цель: развивать ловкость и дифференцированность движений рук.

    На основания среднего и безымянного пальцев надевают головку человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы - это ножки, указательный палец и мизинец - руки. Большой палец прижат к ладони.

    «Физкультурник на дорожке

    Тренирует свои ножки.

    Высоко их поднимает

    Бодро, весело шагает.

    Руки в стороны развел

    И тихонечко пошел.

    Руки вниз, затем вперед,

    Прыгнул, сделал поворот.

    Физкультурой заниматься

    Любит маленький народ».

    Показ выполнения упражнения.

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

    Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами.

    Упражнение «Горошина».

    Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

       Ребенок выбирает в чашке горошину и выполняет следующие манипуляции:

    А) кладет горошину на ладонь и раскатывает ее другой;

    Б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;

    В) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:

    «Мы горошину помнем,

    О горошине споем».

    Г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами:

    «Катись, горошина, за окошко,

    Катись, горошинка, к нам в лукошко.

    Ты катись, горошинка, по столу,

    Развлекай, горошинка, детвору».

    ТАКТИЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

      Тактильные пальчиковые игры - это новый вид пальчиковых игр. Основная задача тактильных пальчиковых игр - развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка при контакте (ощупывании) разнофактурных поверхностей.

      В отличие от предметных игр, работающих на развитие координации движений рук ребенка и практической умелости пальцев, тактильные пальчиковые игры развивают именно ощущения, моторное (кинестетическое) чувство, восприятие. Они учат определять и узнавать, сравнивать и различать и являются чрезвычайно полезными для общего развития ребенка. Этим тактильные пальчиковые игры отличаются от массажа рук. Кожные ощущения, получаемые в тактильных пальчиковых играх, - это пища для ума, стимул для размышления о свойствах самых разных поверхностей.

    Игра «Платочки»

    Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам.

    «Вот платочек гладкий-гладкий,

    Ну а этот, словно в складках!

    Он шершавый, жесткий даже.

    Ну, кому мы их покажем? ».

    ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

       Основная цель гимнастических пальчиковых игр - это приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений. Процесс подготовки к активным играм со сменой различных пальчиковых позиций должен быть основательным и включать важные составные элементы, лежащие в основе любой пальчиковой игры: сгибание, сжатие и соединение пальцев.

    Игра «Человечки».

      Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые одеты куколки из шариков для пинг-понга.

    «Здравствуй, здравствуй, бабушка!

    Здравствуй, здравствуй, дедушка!

    Приходи, чаек попьем!

    Чай попьем, потом споем! ».

    ТВОРЧЕСКИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

       Творческие пальчиковые игры укрепляют технические навыки владения разными инструментами, материалами, прежде всего бумагой и пластической массой (соленым тестом, пластилином, глиной). Основной принцип творческих пальчиковых игр – многократные повторы движений при изображении линии, элемента, получении определенного результата. Все это помогает формировать у ребенка обобщенные представления о движении. Пальчики продолжают свою тренировку в удерживании и ведении инструментов и вместе с этим начинают планомерно упражняться в использовании для преобразования материала (ножницы, ножичек и лопаточка-стека для работы с пластичной массой). Ведущими «исполнителями», конечно же, являются самые активные пальчики руки: большой, указательный, средний.

    Игра «Полянка».

       Ребенок режет ножницами бумажную ленту под чтение стихотворения, это будут «травинки».

    «Чик! Чик! Чик!

    Травинок больше!

    Чик! Чик! Чик!

    Травинки гуще!

    Чик! Чик! Чик!

    Травинке лучше! ».

      Нарезанные «травинки» наклеиваются на альбомный лист. Это будет «полянка». Ее украшают шариками, которые ребенок получил, разрывая бумагу на кусочки и сомнув ее.

      При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

    — Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

    — Игровые задания должны постепенно усложняться.

    — Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

    — Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

      Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

    Традиционные:

    — самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание) ;

    — игры с пальчиками с речевым сопровождением;

    — пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

    — графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

    — предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

    — игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

    — кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

    — игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

    Нетрадиционные:

    — самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

    — игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

      В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

      Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультаия для воспитателей на тему" Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста"

    1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах...

    Использование нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста: сказкотерапия.

    На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитиюличности ребёнка связывается возможность обновления и качественног...

    Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

    Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

    «Оздоровительно-развивающая методика в работе с детьми дошкольного возраста»

    laquo;Оздоровительно-развивающая методика в работе с детьми дошкольного возраста»...

    «Пальчиковые игры» и особенности их проведения с детьми дошкольного возраста.

    Игра – вечный спутник детства, инструмент творческого самовыражения, обогащения личного опыта, формирования силы воли – учит и воспитывает маленького человека. Она создаёт предпосылки к ра...

    Методика использования диафильмов с детьми дошкольного возраста

    Здравствуйте, уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из...

    Методика разучивания песни с детьми дошкольного возраста.

    педагогическое просвещение родителей и педагогов, по «Методике разучивания песни с детьми дошкольного возраста»....