Консультация для педагогов на тему: «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию детей в группе с ОВЗ»
консультация на тему

Консультация для педагогов  на тему: «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию детей в группе с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида № 13 г. Славянска-на-Кубани МО Славянский район

Консультация для педагогов  на тему:

«Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию детей в группе с ОВЗ»

                                                                                           Выполнила:

                                                                                           Коваленко Наталья Викторовна

                                                                                           старший воспитатель

        

                                              Славянск-на-Кубани , 2016г.

      Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения»

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах и различных явлений окружающего мира.

Сенсорное воспитание в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств  предметов.

Эталоны цвета: семь цветов спектра и их оттенки.

Эталоны формы: геометрические фигуры.

Эталоны величины: метрическая система мер.

Эталоны слуха: звуковысотные  отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

Эталоны вкуса:  сладкий, соленый, горький, кислый.

Эталоны запаха:  свежий,  тяжелый, легкий, сладкий, горький, и т.д.

Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Сенсорное воспитание и развитие детей с ОВЗ включает в себя:

  • Развитие поисковых способов ориентировки – методов проб и примеривания.
  • Формирование ориентировочной деятельности – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания.
  • Обеспечение освоения систем сенсорных эталонов – цвет, форма, величина.
  • Формирование психических процессов – памяти, внимания, сферы образов представлений, мышления, речи, воображения.
  • Фундаментальную предпосылку для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда  планомерно и систематически включалось во все моменты жизни, малыша.

Работа по этим направлениям значима для развития детей с ОВЗ.

Для этого должны быть  поставлены следующие цели сенсорного воспитания:

  • Создать в группе условия для обогащения зрительного сенсорного
    опыта детей в различных центрах активности в группе.
  • Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми
    игры и упражнения, направленные на обогащение слухового,
    обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного
    чувственного опыта детей.
  • Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей
    через выполнение с ними различных видов заданий.

Развивающие игры, направленные на сенсорное развитие  планируются и организуются ежедневно, с детьми в сенсомоторных уголках, как в первой половине дня, так и во второй. Игры проводятся с небольшими подгруппами детей и индивидуально.

В современной жизни создаётся дефицит сенсорного опыта детей с ОВЗ. Ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир  однобоко.

Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - поможет создание в ДОУ мини-центров сенсорного развития.

Мини-центры сенсорного развития в условиях группового помещения детского сада - это адаптированный вариант сенсорной комнаты, без приобретения дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторные мини-центры предназначены главным образом:

  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние
    и т. д ).
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения
    релаксации и комфортного самочувствия детей.
  • Создания положительного, эмоционального фона, повышения
    работоспособности ребёнка.
  • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания,
    восприятия, памяти).
  • Повышения мотивации к самостоятельной деятельности
    дошкольников.

В группе должен быть создан мини-центр сенсорных эталонов.

Цель: формировать систему эталонов – цвет, размер, форма.

Сенсомоторный уголок помогает в решении многих важных задач в сенсорном развитии детей с ОВЗ. Организуя игры, это поможет познакомить детей со свойствами различных предметов и материалов, с элементарными представлениями о форме, величине, цвете предметов, развить мелкую моторику ребенка.

Для обогащения сенсорного опыта детьми,  больше внимания должны уделять, специально организованному обследованию предметов: обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки. В процессе обследования ребенок учиться выделять свойства и качества предметов (форма, величина, цвет), материалы, из которых они сделаны.

Все это надо делать не сразу, а постепенно расширяя круг познавательных объектов. Тогда образы восприятия становятся полнее. На основе сходства выделенных свойств у разных предметов  дети учатся одни предметы сопоставлять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый как котенок; колючий как ежик).

Основные свойства предметов (форма, величина, цвет, звуки и др.)  используются в роли эталонов, общественно выработанных и закрепленных в понятиях. Дети постепенно запоминают эти эталоны - сначала на сенсорном уровне, а затем на уровне понятий. Это помогает им ориентироваться в окружающей действительности, отбирать и группировать предметы по определенным  основаниям.

Игрыдля формирования зрительного восприятия:

  • способствующие различению цвета (2-3),
  • контрастных размеров (большой и маленький),
  • формы (шарик, кубик, кирпичик, пирамидки, вкладыши).

Дидактические игры:

Цвет:  «Подбери блюдце к чашке»;  «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»;  « Волшебная мозаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.

Форма: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.

Величина: «Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы» «Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.

Мини-центр развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук.

Цель: развивать тактильные ощущения, зрительные, мелкую моторику пальцев рук.

Центр  должен содержать материалы и оборудование для активизации познавательных процессов, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики – мозаики разного размера и формы, шнуровки, замочки, застежки, прищепки, лабиринты, пазлы, логические домики, тактильные мешочки, и другие игры.

Для развития тактильных ощущений в центре должны быть подобраны различные материалы разной фактуры (кусочки меха; шёлка; шнурки; бархатная бумага); выпуклые буквы, цифры.

Дети очень любят играть с разными по форме мелкими предметами.

Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Чудесный мешочек».

Большое внимание в  работе с детьми с ОВЗ уделяется развитию мелкой моторики. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые  посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему  (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.

Можно изготовить  пособия: «Чудо-сад», «Забавные игрушки»,«Веселая лужайка». Ребятишки с удовольствием пристегивают различные предметы на липучки, крючки, кнопки; упражняются в застегивании и расстегивании пуговиц, замков.

Работа по развитию движений пальцев и всей кисти рук во время утренней стимулирующей гимнастики,  физминуток , в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.

У педагога, в группе  должна быть составлена картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и всей кисти рук. Подобраны пальчиковые игры с использованием народного фольклора «Наша Маша», «Сидит ворон на дубу», «Как у нашего кота», «Ладушки» и т.д.

Мини-центр строительных и конструктивных игрушек.

Цель: формировать навык наглядно-образного и абстрактного мышления.

В мини-центре сосредоточены разного размера конструкторы, которые позволяют создать необходимую игровую ситуацию для развития сюжета игры. Подготовлены рисунки-схемы разнообразных построек.

Мини-центр слухового восприятия.

Цель: развивать у детей с ОВЗ слуховойгнозис.

Музыкальный центр способствует обогащению восприятия и воображения, релаксации под воздействием слуховых образов, умение выражать различные эмоциональные состояния.

Для развития слухового восприятия можно использовать в игре игрушки, издающие различные звуки, ищем, друг друга или предмет по звуку,  места,  где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов.

Для развития музыкального слуха используется игра на музыкальных инструментах, в музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай, на чём играю», «Солнышко и дождик», «Чудесный ларец».

Для снижения нервно - психического напряжения, формирование уверенности в себе, развитие мимики и пантомимики, умение выражать различные эмоциональные состояния. Можно проводить такие игры: «Обезьянки», «Клоуны», «Отгадай настроение», «Приветствие».

Для достижения релаксации прослушиваются аудиозаписи с музыкой природы, любимые детские песни.

Мини-центр двигательной активности.

Цель: активизировать двигательную активность и развивать координацию крупной моторики.

Центр предусматривает развитие кинестетической и тактильной чувствительности, рецепторов стопы, вестибулярного аппарата, профилактику плоскостопия, коррекцию страхов и формирование коммуникативных навыков. Можно проводить занятия в «сухом бассейне», использовать игры:  «Цветные дорожки», «Через ручеек», «Быстро, медленно», «Победи свой страх», «Кто за кем» и др.

Летом необходимо организовать центр «Воды и песка»

Приобрести различные атрибуты для игр: лопатки,  совочки, ведерки, формочки, резиновые игрушки, удочки, рыбки и т.д.

Составить план работы с детьми в центре «Воды и песка», который включает в себя такие игры, как: «Достань ракушку (камушек)», «Теплый - холодный», «Что как плавает», «Найди шарик» и многие другие.

Малыши очень любят играть в такие игры.

Правильно организованная среда:

  • помогает обеспечить всестороннее, гармоничное развитие ребенка с ОВЗ,
  • сопутствует созданию эмоционально положительной атмосферы в группе,

приучает детей к самостоятельным играм.

Необходимо отметить, что сенсорные мини-центры мобильны, оборудование и игрушки в основном расположены в шкафах, но можно менять их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.

Таким образом, сенсорное развитие ребенка с ОВЗ - буквально с первых дней его жизни является:

  • залогом успешного осуществления разных видов деятельности,
  • формирования различных способностей,
  • обеспечивает приток новых впечатлений,
  • способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....

Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"

Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...

Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....

Проектирование предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 года)

Ребенок этого возраста познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различ...

Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...

Консультация для родителей. Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Картотека дидактических игр, способствующих сенсорному разситию детей раннего возраста....

Консультация для воспитателей тема:"Создание условий для художественно-эстетического развития детей в группе".

Консультация для воспитателей тема"Создание условий для художественно-эстетического развития детей в группе"....