Эмоциональное развитие ребёнка в семье и благополучие его межличностных отношений.
статья на тему

Белоус Ирина Павловна

Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий  мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Эмоциональное  развитие ребёнка  в  семье  и  благополучие  его межличностных  отношений», воспитатель ГБДОУ детский сад №18 Красносельского района Санкт-Петербурга  Белоус Ирина Павловна

Дошкольное  детство – один  из  самых  важных  этапов  жизни  ребёнка.  В  период  дошкольного  детства  ребёнок  активно  познаёт  окружающий  мир, накапливает  новый  опыт  и  учится  строить  отношения  в  разных  сферах.  Две  наиболее  значимые  сферы  для  ребёнка  в  этот  период  -  это  семья  и  детский  сад.  Обычно  ребёнок  адаптируется  к  жизни  в  среде  своей  семьи.  И  чем младше  ребёнок,  тем  значимее  и  важнее  эта  связь  для  него. Малыш  видит  жизнь  из  «рук»  родителей,  именно  они  играют  главную роль  в  создании  того  образа  мира,  который  позволит  со  временем  выйти   из  «гнезда»,  найти  своё  место  среди  других  людей.  

Поступление ребёнка  в  дошкольное  учреждение  сопровождается  проблемой  его  адаптации  к   новым  нормам  и  правилам  жизни,  и  далеко  не  все  дети  успешно  с  ней  справляются.  Детский  сад  -  ступень,  на  которой  ребёнок  получает первый  опыт  взаимодействия  с  другими  людьми,  пытается  найти  своё  место  среди  них,  учится  жить  в ладу  с  самим  собой  и  окружающими.  Вопрос  взаимодействия  и  понимания  с  окружающими   друг  друга  актуален  не  только  в  новых  условиях,  но  и  внутри семьи,  особенно  по мере    взросления  ребёнка.  Ребёнок  взрослеет  и  меняется,  соответственно,  и  детско-родительские  отношения   должны  развиваться,  однако  родители  зачастую  стараются  общаться  с  ним,  как  привыкли.  Непонимание  и  конфликты  в  семье   неизбежны  как  следствие   такого  общения.  Поскольку  отношения  внутри  семьи  и  за  её  пределами  взаимосвязаны,  то  проблемы  в  отношении  к  себе,  другим  людям  могут  проявляться  у  ребёнка  в  виде  эмоциональных  переживаний  или  даже  в  виде  болезни.    Соответственно,  учиться  понимать  друг  друга  в  собственной  семье  не  менее  важно,  нежели  в  незнакомой  обстановке  с  новыми  людьми.  И   такое  учение,  в  конце  концов,  даёт  результаты:  открываясь навстречу  другим,  мы  начинаем  лучше  понимать  самих  себя,  открывать  различные средства,  которые  мы  порою  используем  интуитивно. Достижение  взаимопонимания  и  гармоничные  отношения  -  это  вполне  целенаправленные действия,  взаимный  труд,  терпение  и  мудрость.

Необходимое  условие  эмоционального  благополучия  ребёнка  -  это  умение  общаться  с  окружающими,  взрослыми   и  детьми.  Без  этого  умения  не  будет  хорошего  настроения,  комфортного самочувствия  в  коллективе.  

Умение  общаться  в  большей степени  зависит  от  характера  человека.  А  большинство  черт   характера,  по  мнению  учёных,  наследственные.  И  если  изменить  характер  ребёнка  полностью  нельзя, то  можно  воспитать  у него  черты, которые  помогут  ему  жить,  не  конфликтуя  с  окружающими,  в  согласии  с  миром  и  самим  собой.

На  характер  вашего сына  или  дочери  влияет  в  первую  очередь  уклад  жизни  всей  вашей  семьи.  Уважительное,  заботливое  отношение  друг  к  другу,  к  старикам  в  семье  воспринимается  детьми как  эталон   поведения,  и  тогда  не  потребуется  особых  усилий  для  воспитания  этих  черт. Ребёнок  усваивает  те  формы  общения,  которые  видит,  наблюдает  в  семье.  Если  отношения  в  семье  уважительные,  то  ребёнок  впитает  их  и  будет  считать  нормой  своего  поведения.

Когда  ребёнок  подрастёт,  родители  должны  подумать,  как  ввести его  в  окружающий  мир,  чтобы  его  общение  с  людьми  не  приносило  бы  ему  огорчений.   На    прогулках  с  ребёнком  надо  учить  его  тому,  как правильно  произносить  слово  «здравствуйте»,  с  какой  интонацией  и  выражением  лица. С  самого  раннего  детства  необходимо  обучать  ребёнка  формам  вежливого  общения.  Слова  пожалуйста,  спасибо,  извините  появятся  в  его  активном  словаре,  если  они  звучат в  семье,  и  если  ребёнка тренируют  в  употребле6ии  их.  Его  успехи   в  этой  области  поощряйте  признанием,  хвалите  своего  ребёнка  в  его  присутствии.  Таким  образом можно  достигнуть гораздо  больших  результатов,  чем  назиданием  или  морализованием.

Конечно,  при  общении  может  возникнуть  бесчисленное  множество  ситуаций,  в  которых  окажутся  дети.  Ребёнок  должен научиться понимать,  что  все  люди  разные,  что  всегда  найдутся  такие,  которые  видят  мир  по-другому, чем  он.  Дар  сердечного  понимания  и  сочувствия от  рождения  дан  далеко  не  каждому,  его  надо  терпеливо  выращивать.  Если родители  научат  детей  доброжелательному  отношению к  окружающим,  они  решат  многие  проблемы  общения.

А  родителям  остаётся  пожелать  большой  любви  к  детям,  умения  понимать  их  переживания  и  вовремя  помогать  им.  Чем?  Советом,  сочувствием,  похвалой,  одобрением,  а  иногда  и  осуждением,  но  таким,  после  которого  не возникало  бы  отчаяния  или  чувства  безысходности,  в  котором  звучала  бы  вера  в  человека.

Пусть  у  вас  будет  больше  времени  для  общения  с  вашими  детьми,  и  пусть  это  общение  доставляет  вам  и  вашим  детям  огромную  радость!