Семинар
материал на тему

Глебова Светлана Александровна

Семинар: Нетрадиционные техники рисован

 

 

Цель: Закрепить и систематизировать теоретические знания педагогов о видах рисунка и его технике, познакомить с нетрадиционными техниками рисования; создать психологический настрой на проявление творческих способностей участников методического объединения.

План проведения:

  1. Теоретическая часть:

- Рисунок в художественном и детском творчестве.

- Виды рисунка.

- Техника рисунка.

- Традиционные средства рисования.

- Методы и приемы обучения изобразительному искусству.

- Нетрадиционные техники рисования.

2. Телепросмотр нетрадиционных техник рисования.

3. Практическая часть.

4. Обмен опытом работы педагогов.

5. Методические рекомендации.

 

- Здравствуйте, коллеги! Мы рады снова видеть вас у нас в гостях.

Сегодняшнюю нашу встречу мы решили посвятить нетрадиционным техникам рисования, но ознакомление с нетрадиционными техниками невозможно без знаний традиционных техник рисования, именно с этого мы и начнем.

1. Теоретическая часть.

- Рисунок в художественном и детском творчестве.

Рисование, лепка и аппликация – любимые детские занятия. Процесс создания рисунка приближается у малышей к игре – вначале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительным материалом, но постепенно ребенок начинает вкладывать в рисунок, лепку конкретное содержание. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности.

Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывающим на технику изображения. С 18 века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предметов: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Простота приемов рисования линий и универсальность принципов построения формы сделали рисунок основой графики и других видов искусства. Рисунок имеет отличительные особенности:

  1. Выполняются от руки, увеличивает скорость изображения и дает возможность быстро откликается на события жизни;

  2. Делается на глаз;

  3. Нагляден, передает внешние признаки предметов;

  4. Выражает внутреннее содержание изображенного предмета, вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.

Итак, детское рисование помогает координировать зрение и движения, овладеть формами, развивает чувственно – двигательную координацию.

- Виды рисунка.

- По использованию изобразительных средств рисунки бывают:

* линейные;

* тоновые.

- По технике выполнения:

* оригинальные (в одном экземпляре, выполняется от руки);

* печатные.

- По цели назначения различаются:

* академический рисунок;

* творческий рисунок.

- В учебной и творческой работе широко применяются: набросок, этюд и эскиз.

Рисунок ребенка отображает его взгляды на мир. В рисунке он может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. В истории развития мирового искусства рисование всегда идет бок о бок с другими видами искусства. Рисунок называют творческой лабораторией каждого мастера.

« Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. Он - тот родник, из которого рождаются все виды искусств. Живописные полотна и архитектурные проекты, скульптурные монументы и театральные декорации – все начинается с того, что художник берет в руки карандаш. В рисунке возникает и формируется авторский замысел». Для создания рисунка у ребенка должны быть отчетливые представления о том, что он хочет нарисовать, и определенные умения.

- Техника рисования.

Наблюдения процесса рисования у детей показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании рисунка, если не обладают графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, они вообще отказываются рисовать.

В широком понятии техника рисования у художников – это:

* техника линий;

* техника тушевки;

* определенная манера рисунка и письма;

* способ использования материалов в соответствии с их свойствами, изобразительными возможностями.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, посредством которых исполняется художественное произведение. Определение техники рисунка изобразительного искусства применимо и к детскому рисунку. Различие состоит в том, что у дошкольника происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования. Овладение техникой рисунка для ребенка – важная задача.

Формирование ручной умелости необходимо не только для рисования, но и для других видов детской деятельности.

Выделяют следующие традиционные средства рисования:

* карандаш (простые карандаши, цветные, восковые, постель, восковые мелки, фломастеры); Карандаши разделяются на твердые и мягкие. Для рисования детям лучше предлагать мягкие карандаши, так как у них слабо развита мелкая моторика руки.

* кисти ; Кисть – важнейший инструмент художника. Кисти бывают жесткие и мягкие, плоские и круглые, заостренные и тупые. Детей начинают учить рисовать мягкой кисточкой.

* краски;

- гуашь – это первая краска, с которой знакомят малышей. Малышам дают один цвет гуаши, к концу года – второй. В подготовительной к школе группе – по 5-6 цветов. Детей учат смешивать гуашь и получать краску другого цвета. В старшем дошкольном возрасте использование палитры должно стать нормой.

- акварель - красочный материал, предназначенный для акварельной живописи. Основное свойство – прозрачность красочного слоя, прозрачность красочного слоя, цвет зависит от количества воды, добавленной в краску. Перед рисованием все краски необходимо смачивать водой. Основной прием рисования красками – мазки.

- масляные краски – раньше этими красками не рисовали в дошкольных учреждениях, но они всегда привлекали детей своей яркостью, необычностью техники работы, запахом и оригинальностью оформления картин. Из – за специфического запаха красками можно работать не более 10 – 15 минут.

- тушь – вообще в практике работы в дошкольном учреждении тушь используется редко, но некоторые педагоги рекомендуют расписывать тушью салфетки из ткани приемом «тычка», «кляксография».

- Методы и приемы обучения изобразительному искусству.

В педагогике метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение определенной цели обучения.

В дошкольных учреждениях широко применяются наглядные методы и приемы обучения, к ним можно отнести:

1. Использование натуры.

2. Рассматривание предметов в начале занятия.

3. Использование образца.

4. Использование картин.

5.Показ воспитателем приемов работы.

6. Анализ детских работ.

Словесные методы:

1. Беседа в начале занятия.

2. Использование образцов художественной литературы.

3.Указания и пояснения воспитателя в процессе занятия.

Игровые приемы:

1.Игровые упражнения.

2.Игровые моменты.

Это наглядно – действенные приемы обучения. Игровые моменты могут применяться во всех методах обучения.

Не все дети художники, и это не изменяет даже самые лучшие педагогические методики. Но у всех детей есть предрасположенность к овладению графическими навыками, и в наших силах помочь ребенку раскрыть свой изобразительный потенциал.

- Выступление педагога – психолога Васильченко И.Н.

А теперь мы поговорим о нетрадиционных техниках рисования.

1. Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага и выразительный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально, при работе кисть в воду не опускается. Таким образом получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками (ладошками).

Возраст: от двух лет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчики и наносит точки, пятнышки на бумаге, на каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой.

3. Оттиск пробкой (печатками из картофеля, поролоном, пенопластом, смятой бумагой).

Возраст: от трех лет.

Материалы: мисочки, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, печатки и пробки, картофеля, поролона, пенопласта, смятая бумага, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает штампы к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу,.

4. Восковые мелки и акварель.

Возраст: от четырех лет.

Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: рисунок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками не закрашивается.

5. Свеча и акварель.

Возраст: от четырех лет.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один цвет или несколько цветов. Рисунок свечей остается белым.

6. Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображения предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

7. Черно – белый граттаж (грунтованный лист).

Возраст: от пяти лет.

Материалы: картон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь или гуашь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши), мисочка тля туши, палочка заточенным концом.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносят тушь с жидким мылом, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

8. Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Материалы: бумага, гуашь жидко разведенная, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются кистью.

9. Ниткография.

Возраст: от пяти лет.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитки.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску. Затем на листе бумаги выкладывается изображение из нитки, оставляется конец нити. После этого сверху накладывается другой лист, прижимается рукой и вытягивается нитка за кончик, недостающие детали дорисовываются.

10. Набрызг.

Возраст: от пяти лет.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

11. Купаем картинку.

Возраст: от пяти лет.

Материалы: бумага, гуашь, ванночка с водой, кисть, мягкий тампон.

Способ получения изображения: ребенок рисует на листе бумаге дерево, гриб или цветок, желательно чтобы рисунок был крупным. Когда гуашь немного подсохнет, покрывается весь лист бумаги черной тушью. Делается это осторожно широкой кистью. Когда тушь высохнет, искупай картинку в тазике с водой.

12. Рисование по мятой бумаге.

Рисовать по мятой бумаге очень просто и начинать это можно в любом возрасте.

13.Рисование с помощью пластилина.

14.рисование мыльными пузырями.

15. Рисуем манкой (солью)\

- Телепросмотр нетрадиционных техник рисования.

- Практическая часть.

Все присутствующие делятся на несколько творческих групп. Вниманию присутствующих предлагается волшебная шкатулочка в которой спрятаны, техники рисования. Каждая группа вытаскивает из шкатулки задание с техникой. Все приступают к работе. Затем делается вернисаж полученных работ.

- Обмен опытом работы педагогов.

1. Что вам понравилось в предложенном опыте рисования?

2. С чем вы не согласны?

3. Какие нетрадиционные техники рисования вы применяете в своей работе?

- Методические рекомендации.

*Широко внедрять нетрадиционные техники рисования в дошкольных учреждениях с целью развития детского изобразительного творчества.

* Привлекать родителей к совместному творчеству с детьми.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...