Главные вкладки

    Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
    методическая разработка на тему

    Герасимович Татьяна Александровна

    Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  общения, о причинах возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями, а также о методах саморегуляции эмоциональных состояний.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум

    «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

    Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОО, пересмотр его взглядов а структуру коммуникации с родителями. Этот процесс требует больших эмоциональных личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Семинар-практикум — наиболее эффективная форма системной работы педагога-психолога по повышению мастерства педагогов, пополнению их теоретических и практических знаний в области коммуникативной компетентности.

    Цель — формирование коммуникативной компетентности педагогов ю взаимодействии с родителями.

    Задачи

    Знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.

    Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

    Обучение практическим приемам по преодолению барьеров в общении; «трудными» родителями.

    Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

    Условия проведения. Приглашаются все желающие педагоги, группа — не более 15 человек. Продолжительность семинара-практикума — 1 час.

    Ход

    семинара-практикума

    1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы.

    Педагог-психолог. Я очень рада всех вас всех ещё раз поприветствовать, и надеюсь, что мы отлично продолжим наше общение, так как сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.

    Для начала нашей совместной работы предлагаю поближе познакомиться.

    Упражнение «Сердечки»

    Участники семинара-практикума сидят в общем кругу. Педагог-психолог передает по кругу коробочку с сердечками со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного сердечек». После того как все участники взяли сердечки, просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек он взял.

    2. Психологическое вхождение.

    Упражнение «Дерево достижений»

    Педагог-психолог. Обратите внимание на наше одинокое дерево. Перед вами листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

    Тех, кто выбрал зелёный лист, ожидает успех на сегодняшнем семинаре.

    Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

    Жёлтый — проявят активность.

    Синий — будут настойчивы.

    Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

    3. Знакомство с темой семинара-практикума

    Мини-лекция

    Педагог-психолог. Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.

    Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.

    Как вы думаете, почему одним педагогам удаётся наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, — не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

    Ответы участников семинара.

    Педагог-психолог. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.

    Посмотрите на шарики в нашей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. Сейчас мы раздадим их вам. (Раздает мягкие шарики по кругу). Я раздаю вам:

    • непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
    • неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
    • неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
    • излишняя озабоченность родителей о его ребенке только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.

    Кроме того:

    • воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
    • непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

    Удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется сделать?

    Давайте вместе подумаем, при каких условиях мы можем решить эту проблему?

    В связи с этим актуальны и просто необходимы мероприятия с педагогами, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями.

    4. Психологический практикум.

    Педагог-психолог. Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.

    Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю сейчас проверить вам свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

    Раздаточный материал

    1.        А) Я должна как можно чаще предоставлять родителям самим принимать решения.

    Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

    2.        А) Меня должны уважать.

    Б) Я должен завоевать уважение.

    3.        А) Я должен быть в центре внимания.

    Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

    4.        А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

    Б) Я всегда авансирую доверие родителям.

    Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗБ, 4Б.

    Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?

    5. Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

    Педагог-психолог. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!

    Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»:  приветствие, имя, улыбка.

    Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.

    Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а: здравствуйте, Кафия Ахметханифовна!»

    Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.

    В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

    Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.

    Раздаточный материал «Что такое активное слушание», мини-лекция «Важный средства общения».

    Сейчас мы с вами попробуем одно из упражнений на умение интонировать.

    Упражнение на умение интонировать

    Произнести следующие фразы (“Мне не безразличны успехи вашего ребенка”  с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.

    Упражнение “Диалог с ролями”

    Цель: отследить взаимосвязь роли (добровольной или вынужденной) и успешности общения.

    Выбираются пять человек, желающих отработать умение договариваться. Им на голову надеваются ободки с их ролью, которую они не видят. Цель участников: договориться о чем-нибудь не выходя из рамок роли каждого участника. Наблюдатели фиксируют вербальные и невербальные реакции игроков и соответствие их ролей.

    Тема для обсуждения: Муж – алкоголик. Что делать: терпеть или развестись?

    Роли: соглашайтесь со мной, игнорируйте меня, возражайте мне, восхищайтесь мной, удивляйтесь мне.

    Рефлексия: участники озвучивают свои чувства, мысли, и что изменилось, когда вы поняли какая ваша роль? Зрители делают выводы о том, что помогало быть успешным в диалоге и что мешало (навязанная роль, стереотип отношения).

    6. Обучение педагогов практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями

    Педагог-психолог. Общение — это деятельность и, как любая деятельность, поддается анализу, который проходит свернуто — в диалоге с самим с собой. Что я чувствую? Меня понимают или не понимают? Часто именно это является основой всех наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать (а не слушать) друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

    Раздаточный материал: мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»

    Упражнение «Испорченный телефон»

    Участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, информацию к размышлению, телефонограмму, содержание которой должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное — как можно точнее выразить содержание». Затем зачитывается текст первому участнику группы, который должен передавать его следующему вошедшему тот — следующему и т. д.

    Текст. «Дорогой Джо! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончится». Обсуждение упражнения

    Почему последний участник получил текст с искажением?

    Какую игру это напоминает? («Испорченный телефон»).

    Что помешало правильно передать информацию? Что помогло?

    Динамичность упражнения, его отчетливые «прозрачные» результаты обладают большим мотивирующим эффектом, увеличивают включение участников в групповой процесс.

    Упражнение «Общение с родителями — это...»

    Группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая выполняет задание: первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например: «о» — обаяние педагога, «б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть и т. п. Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова — «родителем».

    Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень. Педагог-психолог записывает высказывания на доске.

    7. Обучение педагогов техникам саморегуляции эмоционального состояния.

    Педагог-психолог. Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным в себе, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении, если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то я предлагаю выполнить следующее упражнение.

    Упражнение «Горная вершина»

    Цель — релаксация, закрепление положительных эмоций, формирование уверенности в себе.

    Педагог-психолог. Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло, и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам. Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.

    (Звучит негромкая релаксационная музыка)

    Педагог-психолог. Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по крутой и опасной горе, потому что вы можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами. Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами. Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.

    Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените, стоят ли они ваших усилий и переживаний! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки. (Пауза.) Взлетите снова — и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его. (Музыка утихает.) Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.

    8. Подведение итогов семинара-практикума. Обратная связь

    Раздаточный материал «Методы саморегуляции эмоциональных состояний».

    Составлено по материалам статьи журнала-справочника  «Старшего воспитателя», автор С.Б. Мамаева,

    а также  с использованием ресурсов сети Интернет http://festival.1september.ru/articles/584169/



    Предварительный просмотр:

    Мини - лекция: Что такое "активное слушание"?

    Термин "активное слушанье" долгое время был известен только психологам и  специалистам,  тесно связанным  с работой с персоналом. Однако сегодня умение "активно слушать" требуется   любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

    Подавляющее большинство людей, с которыми мы  общаемся, чувствительно к активному слушанию. Почему? Активный слушатель, принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите.

    Активное слушание - это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.

    Во-первых, важна собственная настройка "слушающего". Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания" бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.

    Слушание активное, в отличие от пассивного, отличается также физической включенностью в разговор с собеседником. Увлеченные беседой и информацией люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.

    Задача активного слушания именно услышать, т.е. максимально правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в том случае, если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой информации.

    Кроме того, любая беседа - это активный и главное взаимный процесс, проходящий, как правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.

    Итак, активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

    Активно слушать собеседника — означает:

    Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;

    Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

    Результаты применения активного слушания:

    Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.

    Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.

    Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.

    Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».



    Предварительный просмотр:

    Мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»

    1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

    • Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.
    • Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

    2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.

    3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

    4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

    5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.



    Предварительный просмотр:

    Мини – лекция «Важные средства общения»

    «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения».

    (Антуан де Сент Экзюпири).

    Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать:

    Средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

    Роль глаз в невербальном канале общения очень значительна.  Глаза как “зеркало души”, ”залог верности”, ”кратер ненависти”, ”символ жизненной  силы”  и  ”сияющие   звезды”     часто   соотносятся   с психическими состояниями.     Глаза являются  важным выразительным органом. Мы интуитивно точно сразу  же определяем, какие глаза  смотрят  на  нас:  мягкие,  нежные,  пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные,  стеклянные,  тупые,  искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или  влюбленные.  Взгляд  может возбуждать, приковывать,  восхищать.  

    Отсутствие  взгляда  также  может  быть  сигналом.  Можно   подчеркнуто отводить глаза, показывая, что игнорируешь партнера, не хочешь иметь  с  ним дела.  Вообще  наблюдения   в   самых   разных   ситуациях   показали,   что положительные  эмоции  сопровождаются  возрастанием   количества   взглядов, отрицательные ощущения  характеризуются  отказом  смотреть  на  собеседника. Чтобы построить  хорошие  отношения  с  другим  человеком,   ваш   взгляд   должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения.   Неудивительно,  что  скованный, скромный  человек,  который  встречается  с  вами  взглядом  менее  чем  1/3 времени, редко пользуется  доверием.  При  переговорах  никогда  не  следует надевать темные  очки,  потому  что  у  других  появится  ощущение,  что  их разглядывают в упор.

    Взгляд  может  «выражать  больше,  чем слова».     Язык  глаз  очень  важен  для  самоощущения  в процессе общения.

    Психологическое пространство. В общении людей  важно,  на каком расстоянии они разговаривают, стоят или сидят, как располагаются в пространстве и насколько это удобно для них.  Если это расстояние больше 5 метров, то вряд ли получится долгий разговор.

    Общение на близком (интимном) расстоянии возможно лишь с близкими людьми.

    С малознакомыми людьми при сильном приближении разговор может не получиться. Собеседники почувствуют себя напряженно, им будет неудобно говорить друг с другом. Пример: ситуация в лифте.

    Психологи считают, что наиболее подходящая дистанция для доверительного общения от 40 см- до 1м.

    Общение конечно возможно и  на расстоянии от 1м - до 4 м.  Но при такой дистанции оно будет, скорее всего, поверхностным, неглубоким – это формальное общение.

    Однако нет точного расстояния удобного для всех  людей в самых разных ситуациях. Люди все разные. У каждого человека есть наиболее удобное для него расстояние при разговоре с людьми. Это его личное психологическое пространство.



    Предварительный просмотр:

    Методы саморегуляции эмоциональных состояний


    После того как автомобиль, участвующий в гонках, пришел к финишу, механики его внимательно осматривают и ремонтируют, приводят в рабочее состояние. К сожалению, в отношении своего тела и души люди не всегда ведут себя столь же рационально. Выполняя профессиональные и семейные обязанности, находясь в напряжении, мы не всегда имеем возможность и время проанализировать свое стрессовое состояние, возникшее в результате межличностных проблем или конфликтов, восстановить силы. Однако, как бы заняты мы ни были, возможность успокоить собственные нервы, привести себя в порядок всегда можно найти. Для этого необходимо владеть методами саморегуляции, которые можно использовать в любых ситуациях: во время деловых переговоров, в течение короткой паузы для кофе-брейка, перерыва между уроками или лекциями, после трудного разговора с начальником или с родственниками.

    Регуляция нервного напряжения и постоянный мониторинг уровня стресса должен осуществляться человеком постоянно и на сознательном уровне. Особенно это важно для представителей стрессогенных профессий, для ситуаций, связанных с высоким нервно-психическим напряжением, а также при склонности личности к тревожному поведению. В настоящее время все больше исследований говорят о том, что забота о здоровье (физическом и психическом) должна быть составной частью образа жизни. При ухудшении своего самочувствия человек может использовать различные методы, направленные на оптимизацию собственного внутреннего состояния.

    Ю. В. Щербатых [2006] приводит следующую классификацию методов нейтрализации стрессав зависимости от природы антистрессового воздействия:

    • физические методы (баня, закаливание, водные процедуры и т. д.);
    • биохимические методы (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия, ароматерапия, использование БАД, наркотических веществ, витаминных комплексов и т. д.);
    • физиологические (массаж, акупунктура, мышечная релаксация, дыхательные техники, физические упражнения, спорт, танцы и т. д.);
    • психологические методы (аутотренинг, медитация, визуализация, развитие навыков целеполагания, совершенствование поведенческих навыков, групповая и индивидуальная психотерапия и т. д.).

    В данной статье мы остановимся на психологических методах саморегуляции. Многие специалисты по проблемам стресса и выгорания считают навыки саморегуляции важным внутренним ресурсом личности в борьбе со стрессами. Методы психической саморегуляциинаправлены на изменение представленного в сознании человека психического образа жизненной ситуации с целью мобилизации процессов психосоматического взаимодействия, оптимизации психоэмоционального состояния и восстановления полноценного функционирования.

    Применение методик психической саморегуляции позволяет:

    • редуцировать тревогу, страх, раздражительность, конфликтность; активизировать память и мышление;
    • нормализовать сон и вегетативные дисфункции;
    • увеличить эффективность профессиональной деятельности;
    • обучить приемам самостоятельного формирования позитивных психоэмоциональных состояний.

    Заинтересованный в поддержании здоровья человек должен иметь в запасе некоторое число методов и техник. Причем этот набор будет индивидуальным для каждого человека, поскольку нет на свете универсального способа снижения напряжения. Чтобы понять, подходит или не подходит нам лично тот или иной метод, следует практиковать его 1-2 недели и проанализировать силу его влияния на здоровье. Только в этом случае мы можем выбрать эффективные именно для нас способы.

    Существует множество подходов к классификации методов саморегуляции.
    В классификации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой [2005] выделяются психотехники, направленные на:

    • изменение содержания сознания — переключение внимания на другие виды деятельности, предметы окружающей обстановки и др.;
    • управление физическим «Я» — регуляция дыхания, темпа движений, речи, снятие напряжения в теле;
    • репродукцию ресурсных состояний или позитивных образов;
    • отражение своего социального «Я» — умение ставить цели, управлять временем, учиться комфортно чувствовать себя в любых социальных ситуациях;
    • работу с иррациональными убеждениями;
    • позитивное внушение или самовнушение.

    В тренинговой практике необходим набор экспресс-методик, удобных и доступных как специалистам-психологам, так и персоналу (менеджерам, педагогам и др.). Сегодня, на наш взгляд, актуальны методы саморегуляции, которые отвечают следующим требованиям:

    • просты в усвоении;
    • понятны специалистам, не имеющим психологического и медицинского образования, понятен механизм их действия на психику и тело;
    • могут быть использованы в течение рабочего дня, на рабочем месте;
    • не имеют противопоказаний;
    • не требуют для выполнения много времени (экспресс-методы);
    • могут быть использованы для работы с личными проблемами;
    • не требуют специального оборудования и помещения.

    Практика показывает, что в наибольшей мере отвечают этим требованиям следующие методы: дыхательные и релаксационные техники, визуализация, самовнушение и методы нейролингвистического программирования. В настоящее время разработано и описано множество методов саморегуляции, что, с одной стороны, позволяет каждому человеку найти собственный вариант, а с другой — может затруднить выбор.

    Выбор тренером методов саморегуляции для тренинговой группы будет зависеть от запроса группы, личных предпочтений и умений тренера, условий проведения тренинга (есть ли возможность лежать на ковриках, есть ли место для двигательных упражнений, достаточно ли тепло в помещении).

    В настоящее время отмечается особый интерес к методам, которые можно использовать на рабочем месте, и особенно востребованы техники регуляции эмоций.

    В рабочей ситуации удобно применять метод активного переключения внимания, в результате которого мозг получает небольшую передышку.

    Тереза Лемонд рекомендует использовать следующие активные дистракторы (переключатели внимания):

    • «кофейный» перерыв;
    • игрушки, снимающие напряжение во время стресса;
    • расслабление тела путем чередования напряжение и релаксации.
    • Некоторые простые упражнения также могут оказаться полезными:
    • сожмите плотно пальцы ног и разожмите, представляя, как стресс уходит из каждого пальца по мере того, как вы расслабляетесь;
    • дайте отдых мозгу, вспоминая что-то смешное или не имеющее отношения к работе;
    • попробуйте взглянуть на проблему широко: вы не являетесь центром Вселенной, свет не сошелся клином на вашей проблеме.

    В конце рабочего дня важно:

    • подводить итоги сделанного за рабочий день, и даже если вы стремились сделать больше, похвалить себя не только за полученные результаты, но и за сделанные усилия по достижению целей (это надо сделать обязательно, несмотря на то что шеф или коллеги, может быть, ждали от вас большего);
    • уходя с работы, «забывать» о ней: выйти из рабочей роли менеджера, администратора, бухгалтера и вспомнить о своих других ролях. Можно даже сказать себе: «Я не Елизавета Петровна — бухгалтер, сейчас я, Лиза, любительница спортивных танцев». Понятно, что чем выше уровень руководства, тем труднее это сделать, так как первый же мобильный звонок любого сотрудника вновь напомнит о профессиональной роли. Однако даже небольшие и очень короткие перерывы «выхода из рабочей роли» позитивны для мозга. Здесь важным является контроль над сознанием для того, чтобы быстро поймать себя на мысли о «любимой» работе. Для более быстрого переключения внимания наша «Елизавета Петровна» может слушать в машине кассету с музыкой, под которую она обычно занимается фитнесом, и даже делать возможные микродвижения телом. Это может помочь выйти из профессиональной роли.

    Для проведения тренинга и для подбора индивидуальной программы самопомощи можно использовать условную классификацию (представленную в табл. 1), которая включает три группы методов (в зависимости от того, в какой момент антистрессового копинга — до, во время или после воздействия стрессора — человек планирует применить методы саморегуляции):

    • методы, направленные на регуляцию предстартового волнения. Они используются в ситуациях, когда напряженное для человека событие ожидается;
    • методы, которые можно использовать непосредственно в момент переживания стрессовой ситуации;
    • методы, которые можно использовать в постстрессовый период. Эти упражнения, как правило, требуют больше времени для проведения. Сюда также можно отнести большинство общеукрепляющих упражнений, связанных с техниками AT, релаксации, медитации.

    Важнейшим навыком для руководителей и персонала является умение отследить первые признаки стрессовой реакции в своем организме. Намного легче регулировать собственное эмоциональное состояние, пока реакция «бей или беги» еще не запущена.

    Таблица 1
    Классификация методов саморегуляции в зависимости от временных параметров взаимодействия со стресс-фактором.

    Возможные методы саморегуляции до воздействия стрессора

    Возможные методы саморегуляции до воздействия стрессора

    Возможные методы саморегуляции до воздействия стрессора

    Дыхательные методики. Релаксационные техники. Техники снижения предстартового волнения. Медитация.
    Использование формул самовнушения. Составление формулы успеха.
    Визуализация. Техники НЛП («Круг совершенства»).
    Выявление иррациональных установок («Вряд ли я справлюсь с этой ситуацией!») и замена их на позитивные. Медикаментозные средства (в качестве стресс-протектора может быть использован в разовой дозе феназепем или фенибут; прием поливитаминных комплексов с микроэлементами (компливит, олиговит, юникап), БАДов). Массаж БАТ, особенно в области лица, кистей рук, подошвы стоп

    Диссоциация (взгляд на себя и ситуацию как бы со стороны). Симорон-техники. Техника самоприказов. Три магических вопроса по Дж. Рейнуотер. Повторение формулы успеха.
    Контроль поведения и внешнего проявления эмоций (поза, мимика, интонация, осанка и т. д.), контроль голоса и интонации

    Дыхательные методики. Использование рекомендаций ВОЗ по снятию острого стресса. Методы визуализации. Составление формул психологической самозащиты. Медитация. Техники НЛП. Анализ причин возникновения стрессовой ситуации, неудачи в состоянии диссоциации. Выявление иррациональных установок («Это я во всем виноват!») и замена их на позитивные. Прием седативных препаратов растительного происхождения, БАДов для улучшения функционирования сердечно-сосудистой и нервной систе

    Предстартовые состояния.

     

    Как справиться с волнением.



    К трудным состояниям, связанным с переживанием стресса, психологи также относят предстартовые состояния. Представители коммуникативных профессий часто испытываютпредстартовые состояния — это состояния, которые возникают у человека в ожидании значимых событий, исход которых трудно прогнозировать.

     

    Предстартовые состояния часто сопровождаются предстартовым волнением, которое, хотя и считается негативным фактором, препятствующим успеху, зачастую способствует мобилизации усилий человека. У каждого человека существует оптимальный уровень «здорового» волнения, которое помогает справиться с поставленной задачей, ответственно отнестись к делу и успешно завершить его.

    Полное отсутствие волнения иногда может свидетельствовать об эмоциональном выгорании специалиста, о завышенной самооценке, о низком уровне ответственности. В то же время слишком высокий уровень волнения может привести как к отдельным недочетам в работе, так и к «тоннельному» восприятию, мешающему объективной оценке ситуации, к полному провалу мероприятия (выступления, открытого мероприятия и др.). И если предстартовое волнение мешает человеку, желательно научиться справляться с этим состоянием, чтобы избежать его негативных последствий.

    Методы регуляции предстартового состояния.

    1. Метод «Зеркало», основанный на механизме биологической обратной связи (БОС), существующей между внешним проявлением эмоций и нашей эмоциональной памятью. Данный метод заключается в том, что если мы, используя волевое усилие, придаем своему телу и лицу выражение радости или спокойствия, то наше эмоциональное состояние действительно изменяется в лучшую сторону.
    2. Метод полной рационализации предстоящего события предполагает многократное представление события с высокой степенью детализации. Этот метод основан на том, что негативные эмоции часто возникают в ситуации дефицита информации о чем-либо. Используя этот метод, мы искусственно заполняем данный информационный вакуум.
    3. Метод избирательной позитивной ретроспекции предполагает анализ сложных жизненных ситуаций, которые человеку удалось успешно разрешить. Наши прошлые достижения — это наши ресурсы, на которые мы можем опереться в любой момент. Результатом использования данного метода может быть состояние внутренней уверенности, основанное на активизации своих прошлых успехов.
    4. Метод «Опыт» прямо противоположен предыдущему. Используя его. человек вспоминает и анализирует свои ошибки и неудачи, стараясь выявить наиболее типичные, и характерные для себя причины неудач (неумение слушать партнера, плохая предварительная подготовка к переговорам; для женщин этой ошибкой может быть вера в свою «внешнюю привлекательность» и т. д.).
    5. Метод предельного мысленного усиления возможной неудачи основан на том, что мы «смотрим в лицо» своему страху, давая нашему воображению возможность нарисовать самые мрачные картины будущего. Пережив эти пессимистичные образы, мы получаем энергию, которая уходила на «вытеснение» из сознания этой травмирующей информации. Иногда людям помогает, когда они просто спрашивают себя: «Что может случиться самое худшее в этой ситуации? Что я тогда смогу сделать?».

    Освоение перечисленных методов и их использование в «трудных» ситуациях может помочь избежать предстартового волнения в ответственный момент.

    Для тех, кто по роду своей профессиональной деятельности вынужден выступать перед аудиторией (на совещаниях, конференциях, открытых мероприятиях и т. д.), «скорой помощью» могут стать следующие рекомендации специалистов:


    Как успокоиться накануне выступления:

    1. Отрепетировать выступление перед зеркалом.
    2. При возможности накануне посетить место выступления, «освоить» пространство, оценить размер помещения, освещение, дистанцию.
    3. Продумать элементы одежды, макияжа (для женщины).

    Непосредственно перед выступлением:

    1. Перед входом в аудиторию прогуляться быстрым шагом, энергично пройти в выбранное место.
    2. Использовать дыхательное упражнение (например, технику «Глубокое дыхание»).
    3. Произнести «заклинание» (формулу самовнушения, помогающую мобилизовать силы).
    4. Руки опустить по бокам (будто упереться в пол).
    5. Подвигать кистями рук, пальцами.

    Во время выступления:

    1. Выдержать паузу длительностью 5-10 секунд.
    2. Уловить настроение аудитории.
    3. Нащупать верный тон.
    4. Демонстрировать уверенное поведение с первой секунды.
    5. Выразить удовольствие от встречи.
    6. Двигаться при любом удобном случае.
    7. Стоять, не опираясь ни на что.
    8. Если сидите - ступни плашмя на полу (возможность быстро встать).
    9. Обмениваться взглядами со слушателями.
    10. Сосредоточиться на одном доброжелательном лице.

    Требования к речи оратора:

    1. Ответить для себя на вопросы: кому я буду говорить; для чего? Что должны уяснить слушатели?
    2. Логическая организация речи: последовательность, непротиворечивость, обоснованность.
    3. Выразительность речи: меняющаяся интонация, яркие словесные образы, оригинальные сравнения, паузы.
    4. Вариативность приемов изложения: диалоги, вопросы.
    5. Умеренный темп речи.
    6. Переключение внимания.
    7. Иллюстративные жесты.
    8. Использование юмора.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологический практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников»

    Практикум предназначен для вывления основным проблем в сфере общения педагогов и родителей и выработки оптимальной стратегии взаимодействия....

    Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

    Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы....

    Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»

    Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»...

    «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДО с родителями дошкольников»

    Семинар-практикум поможет педагогам овладеть практическими приёмами по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями, развить навыки гибкого и доброжелательного отношения в разговор...

    Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения

    Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения ст...

    Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

    1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

    Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...