КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья (старшая группа) на тему

Лазарева Александра Александровна

Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulturnye_praktiki_v_do.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Плеханова А. А., воспитатель

ЧДОУ «Православный детский сад «Покровский», г. Белгород

Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.

Поэтому во второй половине дня в детском саду организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Культурные практики включают:

  • Совместные игры воспитателя и детей
  • Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта
  • Творческая мастерская
  • Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
  • Сенсорный и интеллектуальный тренинг
  • Детский досуг
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.

На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Православный педагог стремится создать определенные педагогические условия и организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы через эти пробы-практики красной нитью проходил призыв к добру, свету, истине.

Таким образом, педагог  помогает ребенку «практиковать добро».

        Представляем пример организация культурной практики в старшей группе детского сада:

«Учимся просить прощение»

Цель: упражнять детей в умении просить прощение друг у друга и

у взрослого и прощать.

Оборудование: Евангелие, колокольчик, сердечко, набор солнышек - эмоций.

Ход культурной практики:

Звенит колокольчик. Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Ребята, звенит наш колокольчик. А что это значит?

Дети: …Он приглашает нас узнать, что то новое.

Воспитатель: Мы живем с вами по заповедям Божиим. Откуда мы их узнаем?

Дети: мы узнаем из Евангелия, Библии.

Воспитатель: Да правила жизни мы узнаем из Евангелия. Послушайте, что говорит нам Евангелие о прощении.

Чтение Евангелия от Луки гл. 17, стих 4-5.

Воспитатель: Как вы понимаете эти слова Евангелия? О чем они?

Ответы детей:… когда нас обидят, надо попросить прощение и надо простить.

Воспитатель: Да, в Евангелии говорится о том, что если человек нас обидит и попросит прощения, мы должны всегда простить. Значит, просить прощение и прощать важно.

Воспитатель: А я сама так ждала этой встречи с вами этого момента, когда смогу попросить у вас прощение.

А прощение, ребята  просить не стыдно, стыдно обижать другого человека.

И  нужно смело, открыто, от всей своей души уметь делать это. Раскаиваясь и желая не повторять обиды, обязательно тихим, добрым голосом, искренне глядя в глаза друг другу, сказать слова прощения от всего своего сердца.

А другому человеку надо также искренне, милосердно в ответ, от всей души простить его. И в знак примирения нужно обняться.

- И я хочу сейчас вспомнить, чем я вас обидела.

Искренне посмотреть каждому из вас в глаза и попросить прощение за ….

Вы прощаете меня?

Дети: да; (кто-то из детей: Бог простит и мы прощаем)

Воспитатель: Да именно эти слова в знак примирения, прощения говорят православные люди в ответ «Бог простит и мы прощаем».

А теперь ребята, предлагаю вам встать в круг, и мы будем передавать друг другу это сердечко. И на ком сердечко остановится, тот попробует от всего своего сердца попросить прощение у того кого он обижал. И передаст ему сердечко. А тот в свою очередь, как сказано в Евангелии от всей души простит. А после найдет среди нас того, кого он сам обижал.

Начнем мы наше упражнение с таких слов:

Чтоб душе нашей расти,

Нужно говорить: прости.

Это слово не простое,

Оно Божие, святое.

Выполняется практика прощения с сердечком.

Воспитатель: Ребята, какими словами начинался наш чин прощения? Давайте повторим их хором.

Дети повторяют слова.

Воспитатель: Ребята, что вы теперь чувствуете своим сердечком? Нам об этом поможет рассказать  солнышко, которое вы себе выберете.

Дети выбирают себе солнышко- эмоцию.

Воспитатель: Что нам скажет твое солнышко Тамара? И так далее…

Дети отвечают…

Воспитатель: Какая  радость и  солнечный свет теперь в наших сердцах и в нашей душе. А это значит, Господь незримо находиться посреди нас.

Список использованной литературы:

  1. Гудова М. Ю. Современное чтение как деятельность, культурная практика и социальный институт. Челябинск, 2011. С. 100-104.
  2. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика – М.: Наука, 2002., с. 141
  3. Иванов А. В. Культурная педагогическая среда образовательного учреждения как условие развитие личности ребенка. – М.: АПКиППРО, 2005.
  4. Крылова Н. А. Свободное воспитание: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лесенка успеха 2015 год. Культурные практики в дошкольном образовании.

Культурные практики в дошкольном образовании.С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельн...

Лесенка успеха 2015 год. Презентация "Культурные практики в дошкольном образовании".

Культурные практики в дошкольном образовании.С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельн...

Культурные практики в дошкольном образовании (доклад)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида»...

Культурные практики в дошкольном образовании.

Н.Б. Крылова – кандидат философских наук «Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил.Детство – это не просто ...

Культурные практики в дошкольном образовании

Культурные практики в дошкольном образовании...

Презентация Культурные практики в дошкольном образовании

ull;Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.•Также культурные практики детс...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...