«Структура профессиональной компетентности педагога в области физического развития дошкольного образования»
консультация на тему

Алена Юрьевна Семейкина

Существенное влияние на качество образовательного процесса оказывает профессиональная компетентность педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №1 «Теремок» Кулундинского района Алтайского края

 

«Структура профессиональной компетентности педагога в области физического развития   дошкольного образования»

консультация для педагогов

                                                старший воспитатель

                                                        Алена Юрьевна Семейкина

2015

Одной из главных задач ДОУ, в соответствии c федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.  Современная жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому считаем, что проблема оздоровления детей это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.

         В нашем детском саду разработана и реализуется система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, используя современные здороьесберегающие  технологии.

Физкультурно-оздоровительная  работа в ДОУ  реализуется в различных формах, включающих  многообразие здоровье сохраняющих  мероприятий на основе принципа интеграции образовательных областей.

            Реализуя право ребёнка на здоровье и безопасность, коллектив нашего дошкольного учреждения в процессе образовательной деятельности выдвигает на первый план задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни с вовлечением всех участников образовательного процесса. Тематическая интеграция образовательных областей начинается с момента адаптации в детском саду детей раннего возраста. Вся деятельность с дошкольниками строится на единой системе при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Тем самым мы поддерживаем интерес у детей в течение всего дня, обеспечивая непрерывное всестороннее развитие дошкольников с учётом их интересов, способностей, с целью самореализации каждого ребёнка.

        При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения  различных видов детской деятельности и воспитательно-образовательного процесса    воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему

здоровью.

        Существенное влияние на качество образовательного процесса оказывает профессиональная компетентность педагога.

        Профессиональная компетентность педагога оказывает существенное влияние на качество образовательного процесса. Поэтому в любом виде профессиональной деятельности большое значение имеет выявление сущности понятия «компетентность». Научные исследования А. К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.В. Кузьминой, В.Ю. Кричевского, С.Д. Неверковича и др. свидетельствуют о том, что профессиональная компетентность педагога – достаточно сложное образование, включающее в себя не только комплекс знаний и умений, но и ценностные ориентации, свойства и качества личности. Вместе с тем ее структуру и содержание следует рассматривать в контексте определенной области специализации. В нашем случае – это область дошкольного физического воспитания.

        Профессиональная компетентность  педагога  дошкольного образования в области физического  развития   представлена теоретико-методической, практической и личностной готовностью   специалиста к решению задач обучения, воспитания и оздоровления дошкольников, которая предусматривает наличие знаний, умений, навыков в области физического воспитания детей и личностной предрасположенности к профессиональной деятельности.  

    Выделяют следующие виды профессиональной компетентности  нормативно-правовую, научно-методическую, организационно-управленческую, аутопсихологическую .  Указанные виды профессиональной компетентности способствуют наиболее полному представлению о специфике педагогической деятельности  в области физического  развития. Ниже рассмотрены структурно-содержательные характеристики каждого вида профессиональной компетентности.

Нормативно-правовая компетентность отражает способность специалиста ориентироваться в профессиональной деятельности с позиции законодательства, определять собственную точку зрения на основе неразрывности прав и обязанностей, решать проблемные ситуации образовательного процесса правовыми средствами.

Отличительные признаки нормативно-правовой компетентности  :

 – стремление к освоению норм, правил и эталонов профессии в педагогической деятельности, желание охранять и укреплять здоровье детей, защищать их права и интересы;

– знание нормативных правовых документов (законодательных актов, постановлений, инструкций и др.) и осознанное их применение в практической деятельности;

 – умение организовывать процесс физического воспитания дошкольников и собственную трудовую деятельность в соответствии с установленными требованиями и нормами;

 – осмысление гуманистической парадигмы и личностно-ориентированной направленности системы физического воспитания, ее приоритетных целей и задач.

        Обозначенные признаки нормативно-правовой компетентности свидетельствуют о значимости нормативных правовых знаний, умений и навыков  педагога для построения результативной, динамично развивающейся системы физического воспитания в учреждении дошкольного образования.

        Научно-методическая компетентность предполагает направленность педагога   на систематизацию и углубление научно-теоретических, организационно-методических, психолого-педагогических основ физической культуры, которые необходимы для решения приоритетных задач физического воспитания дошкольников  укрепления их здоровья, обеспечения гармоничного физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.

Научно-методическую компетентность   характеризуют следующие признаки:

 – мотивационная готовность специалиста к исследовательской и инновационной деятельности;

 – знание основ теории и методики физического воспитания и развития ребенка, смежных дисциплин (педагогики, психологии, физиологии и др.);

 – умение создавать адаптивную здоровьесберегающую образовательную среду дошкольного учреждения;

 – умение отбирать, анализировать, систематизировать и целенаправленно применять научно-методическую информацию;

 – умение разрабатывать собственный методический инструментарий.

        Следует отметить, что научно-методическая компетентность это не столько знания, сколько умения и навыки педагога добывать и использовать эти знания. Ее движущими силами становятся, в первую очередь, стремление к достижению познавательной цели, к открытиям, к продолжению начатого творческого дела.

        Организационно-управленческая компетентность проявляется в оптимальной организации процесса физического воспитания дошкольников, в управлении педагогом собственной профессиональной деятельностью и двигательной деятельностью детей (коллективной, групповой, индивидуальной), в быстром, гибком применении имеющихся знаний и опыта для решения практических задач оздоровления, обучения и воспитания дошкольников.

К сущностным признакам организационно-управленческой компетентности руководителя физического воспитания относятся:

 – процессуально-содержательные мотивы, побуждающие к проявлению физической, интеллектуальной и творческой активности в профессиональной деятельности;

 – знание организационно-методических аспектов физического воспитания дошкольников;

– умение управлять процессом физического воспитания системно, определять педагогически целесообразные средства, методы и организационные формы обучения;

 – умение осуществлять индивидуальный подход, создавать на занятиях условия психологического и эмоционального комфорта для каждого воспитанника;

 –владение специальными двигательными умениями и навыками;

 – способность оперативно анализировать и творчески решать ординарные и неординарные практические задачи.

        Вышеизложенные признаки свидетельствуют о существенной особенности организационно-управленческой компетентности  педагога в области физического воспитания – ее проявлении в деятельности. Важную роль в приобретении навыков результативного управления процессом физического воспитания детей играет практический опыт специалиста, его творческая индивидуальность и стремление к  профессиональному совершенствованию.

Аутопсихологическая компетентность связана с реализацией рефлексивных способностей  педагога в области физического воспитания, направленных на оценку результатов своего труда, полное и глубокое познание себя как личности, осознание своих сильных и слабых сторон.

        Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме становления, развития и повышения аутопсихологической компетентности специалистов позволяет выделить отличительные признаки аутопсихологической компетентности  педагога в области физического воспитания:

 – позитивное, творческое отношение к работе, наличие мотивов самовыражения и самоутверждения в профессии;

 – знание собственного потенциала и путей его реализации в профессиональной деятельности;

 – умение определять ближайшие возможности и дальнейшие перспективы профессионального саморазвития;

 – умение осуществлять грамотный самоанализ и самооценку физкультурных мероприятий, видеть причинно-следственные связи между задачами, целями, средствами, условиями и результатами;

 – способность анализировать результаты профессиональной деятельности в целом и вносить необходимые коррективы;

 – умение давать объективный анализ и оценку профессиональной деятельности своих коллег;

 – владение приемами психического и физического восстановления после трудовой деятельности.

        Указанные признаки аутопсихологической компетентности конкретизируют объективно необходимые рефлексивные знания и умения  педагога в области  физического воспитания, а также психологические качества личности специалиста.

        Таким образом, отличительные признаки каждого вида профессиональной компетентности обнаруживают профессионально значимые знания и умения  педагога в области физического воспитания, свойства и качества его личности, отражают специфику профессиональной деятельности: направленность на формирование и реализацию двигательного потенциала детей, сохранение и укрепление их здоровья, развитие у дошкольников интереса к занятиям физическими упражнениями. Очевидна явная взаимосвязь и взаимообусловленность нормативно-правовой, научно-методической, организационно-управленческой и аутопсихологической компетентностей в целостной структуре профессиональной компетентности педагога и их прикладное значение для последующего моделирования процесса повышения профессиональной компетентности  педагога в области физического воспитания учреждения дошкольного образования.

 

Литература:

1.     Власенко, Н.Э. Виды профессиональной компетентности руководителя физического воспитания учреждения дошкольного образования / Н.Э. Власенко // Вестник Полоцкого государственного университета. 2011.  № 15. С.30-37.

2.     Глазырина, Л.Д. Повышение профессиональной компетентности руководителя физического воспитания дошкольного учреждения в условиях использования системы индикаторов / Л.Д. Глазырина, Н.Э. Власенко // ТехноОбраз-2011: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 17-18 марта 2011 г.). В 4ч. Ч 4 / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.П. Тарантей, (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: / ГрГУ, 2011. – С.47-50.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области использования нетрадиционных форм в работе по физическому воспитанию дошкольников.

Современный мир динамичен и нестабилен, он постоянно меняется и с очень высокой скоростью. Жить в этом мире – значит успевать за ним, меняться вместе с ним в его темпе. Такие условия жизни предъ...

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отн...

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Проект будет полезен старшим воспитаттелям, методистам и заведующим, а также педагогическому коллективу детских садов. Раскрывает этапы сопровождения педагога по сопровождению в его профессиональном р...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования  

Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно плани...

Сообщение к мастер-классу «Профессиональная игровая компетентность педагогов как условие повышения качества дошкольного образования»

На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности?  И на эту тему, я предлагаю вам...

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»...