Зональный конкурс "Гармония- 2013"
статья по теме

Ремхе Лариса Александровна

В работе представлены некоторые материалы из конкурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zonalnyy_konkurs_garmoniya_2013.docx289.84 КБ

Предварительный просмотр:

Ремхе Лариса Александровна «Гармония-2013»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №2 «Золотой ключик» общеразвивающего вида» муниципального образования Ясненский район

Зональный конкурс Восточного Оренбуржья в г.Гае «Гармония- 2013»

     

     

Воспитатель I квалификационной категории  Ремхе Лариса Александровна        

г.Ясный,2013 год.

                                                 

Педагогическое эссе

«Я в Гармонии, гармония во мне»

Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начинаю здесь.
Моя профессия – воспитатель,

Или призванье это есть?
Я здесь касаюсь откровенья,
Я здесь ступаю не спеша.
Моя профессия – доверье,
Мое призвание – душа.
В ней все – серьезность и ирония,
Вершин триумф, игра теней.
Моя профессия – гармония,
Мое призванье – верность ей.                            

     Свою педагогическую деятельность я начала в сельской  школе более девятнадцати лет назад.  Работала  учителем  биологии, музыки.  Всегда рядом дети: со своими удачами  и  проблемами,  открытиями и нерешёнными вопросами. И так хочется всем помочь.

 По знаку зодиака – я  «рыба», а женщине-рыбе предначертано звездами стать педагогом, воспитателем.

Став педагогом, я воплотила в жизнь свою детскую мечту. В  1-ом классе я просто влюбилась в свою первую учительницу. Это по-настоящему мой кумир. Это она научила меня не только любить детей, а уважать в ребенке личность. Это, именно, она  изначально передала мне стремление помочь, понять, принять чужие проблемы, умение объяснять, посоветовать и дать ответ, на тревожащие душу вопросы, жить в гармонии со своей профессией.

Так сложилось, что в связи с оптимизацией сельских школ, судьба меня привела в замечательный город Ясный, где я и продолжаю свою педагогическую деятельность в дошкольном учреждении.

Да – нелегко, да – ответственно, да – порой неблагодарно. Но преданность своей профессии, желание сделать мир лучше через детей, быть примером для своих воспитанников, их родителей, своих коллег помогает  мне не останавливаться, а идти вперед, наращивая темп.

 Так уж воспитали меня родители. Если делать, то хорошо! Если быть педагогом, то лучшим! , чтобы оставить добрый след в памяти чистых детских  сердец.

 И пришло осознание того, что я, действительно, в своей стихии, мне это нравится, я этого хочу! С тех пор я начала жить в детском саду, на этом огромном корабле детства.

Жить в мире, среди людей, на первый взгляд, самое простое и самое естественное предназначение человека, но с другой стороны, это и есть самая трудная миссия. Современный мир противоречив и непостоянен, предъявляет к человеку множество требований.

С незапамятных времен человек ищет путь к гармонии.  Но какое же представление о гармонии, о совершенстве и пути к нему сложилось у современного человека?

 С моей точки зрения, каждый человек ищет свой собственный путь к ней.  Жизненная и педагогическая  гармония в вечном поиске. По мнению тибетских монахов, каждый день  необходимо тренировать не только разум, но и тело. Ибо тренировка тела добавляет много душевных сил.

 Мое предназначение, как воспитателя – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить гармоничному взаимодействию с окружающими, основанному,  в первую очередь, на внутренней гармонии. Именно гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь.  

Я просто уверенна в том, что для того, чтобы воспитывать детей, нужно иметь гармонию внутри себя, быть возвышенной личностью, чувствовать по-детски, жить потребностями детей, вместе расти, развиваться, проживать мгновения, дни, счастливые годы дошкольного детства.  Находясь в гармонии, ощущаю, как она наполняет мою жизнь смыслом и вдохновляет, утверждает меня в том, для чего я послана на землю! И от этого  чувствую  себя по-настоящему богатой!

  Для себя я вывела формулу успешного воспитания:

F:\Мамбаева\1324379707_3.jpgF:\Мамбаева\1324379707_3.jpg

H:\рисунки\cuore.jpg

H:\картинки\Сова_jpg.jpgH:\рисунки\world children.jpgF:\Мамбаева\1324379707_3.jpg

 

 

H:\рисунки\3a3ef41407fb.jpg

Где H:\рисунки\cuore.jpg - любовь объемная, многогранная. Она включает в себя:

 1) любовь к детям,

 2) любовь ко всему, что нас всех окружает,

 3) любовь к Родине.

4) любовь к родителям

  H:\картинки\Сова_jpg.jpg– знания, которые воспитатель несет в себе:

 1) знания методик воспитательной работы,

 2) знание педагогики и психологии  дошкольного детства.

 H:\рисунки\3a3ef41407fb.jpg – гармония, то есть составляющие гармонического развития воспитателя.

 H:\рисунки\world children.jpg – количество воспитанников.

 F:\Мамбаева\1324379707_3.jpg – успешность воспитания каждого ребёнка.

    Успешное воспитание каждого ребёнка находится в прямой зависимости от трех этих составляющих. Чем больше любви, знаний и совершенства в воспитателе, тем успешнее и коммуникабельнее ребёнок. Поэтому я стараюсь быть не над детьми, а встать рядом и решать проблемы вместе, заставляя мое сердце биться в унисон маленьким сердцам.

Согласитесь, что главное – не как громко крикнуть и хмуро посмотреть, а как проще нежнее и доходчивее для ребенка донести информацию, благодаря которой он сможет жить в гармонии с окружающим его миром.

Свой профессиональный путь стараюсь проходить с улыбкой, веду воспитанников в мир прекрасного,  создавая  положительный эмоциональный фон.    Ребёнок и взрослый - это две личности, дополняющие друг друга. Ребёнок – ценность перед взрослым, продолжение жизни на Земле, а Взрослый для ребёнка – опора и вершина.

Необходимо следовать совету Ломоносова: «Человек должен развиваться во всех направлениях».

« Гармонично развитый человек — это человек, знающий и понимающий искусство, умеющий во всем дойти до самой сути. Умение жить в мире и согласии с природой, миром, самим собой — непростое умение, но стремиться к нему необходимо».

Я воспитатель и этим горжусь,

Что  в Гармонии вместе с детьми нахожусь.

Жить в ней вечно, не зная границ

Вот  мой - девиз.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №2 «Золотой ключик» общеразвивающего вида» муниципального образования Ясненский район

Зональный конкурс Восточного Оренбуржья в г.Гае «Гармония- 2013»

     

Воспитатель I квалификационной категории  Ремхе Лариса Александровна        

г.Ясный,2013 год.

В дошкольном образовательном учреждении  работаю пятый год, по УМК «Ступеньки детства» третий год.

С  принятием нового «Закона об образовании» и на пороге введения ФГОС дошкольного  образования возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности  в детском саду. Новой задачей стало обеспечение развития предпосылок универсальных учебных действий. Более четко определились приоритетные направления, главное  в  деятельности детей  – игра. Поэтому  воспитатель должен  организовать игру так, чтобы в ней происходило личностное развитие каждого ребенка, формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств, формирование  предпосылок учебной деятельности.

Актуальностью   современного  дошкольного образования стало формирование личности через собственную  деятельность, развитие предпосылок универсальных учебных  действий ,познавательной активности, творчества детей, развитие их личности через разные  виды деятельности.

Сегодня непосредственно  образовательная  деятельность   и совместная  деятельность в ходе режимных моментов  – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

При формировании предпосылок УУД  опираюсь на личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные направления.

Схема 1. Направления УУД

А  для этого мною используется модель образования.

Схема 2. Модель образования

Все это развивает способность ребенка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, «умение учиться».

 Схема 3. Активные формы обучения

Схема 4. Различные виды НОД

Схема 5. Активизация познавательной деятельности воспитанников

Все это развивает способность ребенка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность и  игру.

К концу дошкольного детства сформированные предпосылки УУД должны обеспечить социальную успешность будущего школьника,  безболезненную адаптацию при переходе к обучению в школе, а этим обеспечиться преемственность дошкольного и начального образования.

Представляю вашему вниманию опыт работы по формированию УУД  средствами  УМК  «Ступеньки детства».

Ярким примером формирования  всех  предпосылок  УУД  у  детей является используемое мною  «Чудо-дерево  добрых дел». Совместное коллективное оценивание добрых положительных поступков детей, соотнесение с этическими принципами происходит в процессе коллективной беседы, а затем размещение на нем  каких-то поощрений, что говорит о формировании коммуникативных качеств.

Рассмотрим  способы формирования предпосылок  УУД  старших дошкольников  на примерах.

Художественно-конструкторская  деятельность (комбинированная работа.№8)

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов о ежах.

-беседа о ежах

-чтение стихотворений с обсуждением, заучиванием.

-рисование в самостоятельной деятельности

- ознакомление с пословицами ,  в которых подчеркивается значение  учения и труда;

На прогулке детям предлагается собрать для конструирования ежа - семена растений.

Создаю проблемную ситуацию «Как вы думаете, какие необходимо собрать семена для конструирования ежа?» Ребята рассуждают и отвечают на поставленные вопросы, сравнивают и сопоставляют факты и явления. Таким    образом вопросами и практическим заданием сталкиваю разные мнения детей,  вижу  самостоятельность их решения. Используя опыт и накопленные знания ребята с огромным удовольствием подбирают семена необходимой формы и структуры, объясняют  почему сделан  выбор (стараются искать твердые семена и острые), подчеркивают что еж колючий.

      Предлагается посчитать  сколько семян собрал Кирилл и Кристина, одинаковое ли у них количество, как сделать одинаковым, какого размера семена у Полины и Жанны? В предлагаемых заданиях интеграция образовательной области познание, коммуникация, социализация, безопасность, труд. По приходу в группу в «Чудо-дерево  добрых дел»  прикрепляется жетон поощрения. Это настолько стимулирует ребят, что   уходя  домой  они  продолжают  наблюдать,  вовлекая своих родителей, и на  следующий день приносят семена и поощряются жетонами.

Непосредственно образовательная деятельность проводится в форме игровой ситуации, где гость ежиха не может одна донести яблоки и ей необходимы помощники. Дети сразу видят выход из ситуации и предлагают слепить маленьких ежат. Практическая часть продолжается   согласно  листа-инструкции. А по окончании работы ежата отправляются к ежихе на помощь.

 На примере данного занятия я проследила формирование личностных качеств происходит, когда дети собирают семена, коммуникативные качества, когда они рассуждают и выдвигают свою точку зрения, познавательные  - форма, структура и цвет семян, регулятивные – планирование и выполнение задания согласно листа-инструкции, дети учатся самоконтролю выполнения своих действий и контролю действий сверстников.

 В свободной деятельности дети продолжают играть со своей выполненной работой. В игре формируются умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым, появляются новые правила. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений).

Большую помощь в формировании   и развитии предпосылок УУД оказывает сюжетно-ролевая игра « Школа». В дальнейшем  она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В старшем дошкольном возрасте у детей появляются  рюкзаки, похожие на портфели, звонки, совместно изготавливаем атрибуты необходимые  к сюжетно-ролевой игре. Ведь  практически каждый день дети играют в эту игру и копируют сюжет  непосредственно образовательной деятельности сегодняшнего дня.

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций. Педагог-психолог  А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (ребенка) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности».

 Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу. Поэтому в своей работе активно использую  проблемные ситуации в непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов. Именно они являются эффективным  средством  формирования ответственного поведения у старших дошкольников.  

Например, работая в тетрадях на печатной основе,  мы с ребятами,  рассматриваем рисунки, которые нарисовал художник (Математическая подготовка, часть 1, стр. 4, зад. 3, 5). Проблемную ситуацию можно создать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению  фактов, явлений, данных, то есть практическим заданием опираясь на опыт детей.). Дети активно  рассуждают, отвечают на поставленные   вопросы, мыслят,  как  именно они бы поступили.

Таким образом, дети сами  добывают  эти знания, и оперируют  ими, мыслят самостоятельно и творчески.

Дети любят эксперементировать, исследовать. Благодатным материалом для  этого является пособие «Вместе со сказкой»  по мотивам сказок  Х.К.Андерсена «Гадкий утенок», « Дюймовочка », »Великий морской змей», и В.Б.Бианки «Как Муравьишка  домой спешил » и «Сохрани свое здоровье сам» М.В.Зверевой. Вся непосредственно образовательная деятельность проходит в форме путешествия по сказкам, где предлагаются разнообразные задания, которые помогают развивать наблюдательность, память, речь, обращение к личному опыту, воображение и фантазию ребенка, а так же мелкую моторику руки. Все это позволяет знакомить  детей с окружающим миром  расширять его кругозор.

Например:

Рассказывание детьми сюжета сказки по картинному плану можно - проводить используя театрализацию. (Вместе со сказкой «Гадкий утенок» стр. 7, зад 1.) «Как  утка - мама  учила своих утят плавать». После рассказывания фрагмента сказки детям предлагается рассказать о том, чему научила утка-мать своих утят.

Предложить детям  провести театрализацию данного фрагмента. Дети превращаются в утят, а воспитатель в маму-утку и игра может продолжаться длительное время с процессом  интеграции других образовательных областей. (познание, физическое развитие, художественное творчество, труд, здоровье, безопасность).

   Далее работа в тетради стр. 15 зад 2.  Гораздо интереснее в виде подвижной игры - исследования    в группе - помочь утенку добраться до болота. Яркие дорожки из любого материала. Роль утенка выполняет ребенок  в маске. А раскрасить дорожки можно предложить в свободной деятельности. И снова прослеживается интеграция образовательных областей.

Тема:  « Проверяем,  упражняем зрение». (Тетрадь «Сохрани свое здоровье сам», стр. 14-17)

Целью  непосредственно образовательной деятельности   является знакомство со строением глаза, его частей, функций  посредством практических действий ребенка.

Ход экспериментирования начинается:

 1. С постановки исследовательской задачи.

Воспитатель в роли  врача-окулиста. Предлагает отгадать загадку:

Два братца живут через дорогу. А друг друга не видят. ( Глаза)

2.Уточнение правил безопасности.

Во время занятий:        

-нельзя тереть глаза грязными руками;

-нельзя играть с разными предметами перед глазами.

3.Прогнозирование результата.

С помощью проблемных ситуаций (что бы было, если не было…; если …, то…) подвожу детей к определению значения частей глаза, показывая картинки.

-Если потечет со лба пот, то …(его остановят брови),

-Если понесет пыль в глаза, то…(ее задержат ресницы),

-Пылинки сядут на глаз…( их удалит мигающее веко, так как оно изнутри влажное)

-Если появится опасность ,что-то летит в лицо…( веки резко закроются)

-Когда человек спит , то …(веки опущены- глаза закрыты)

-Когда человек рассматривает предмет, то …(глазное яблоко движется вправо-влево, вверх-вниз, как бы ощупывая его)

4.Выполнение эксперимента.

Знакомство со строением глаза.

Далее детям предлагается выполнить следующие действия:

- поднять брови, опустить;

- сделать  веселые, грустные, сердитые, удивленные глаза;

- веки закрыть и открыть;

-произвести движения глазами  (глазным яблоком): направить вверх, вниз, вправо, влево;

-прищурить левый и правый глаз; - определить цвет глаз у соседа

- найти себе пару по цвету глаз;

5. Фиксирование результатов эксперимента происходит с помощью  рассматривания  детьми  своих  глаз  в зеркало; рассказывание , из каких частей состоит глаз  (веко, ресницы, глазное яблоко).

Для динамической  паузы предлагается гимнастика для глаз. Воспитатель-окулист, снова обращаясь  к тетради , подчеркивает ценность  таких гимнастик и показывает  правильность ее выполнения.

На основе полученных результатов делается вывод: Глаза человеку нужны не только для красоты. Все части глаз выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию. И поэтому их нужно беречь.

Работа в тетрадях на печатной основе способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. В процессе  исследования,  экспериментирования ребенок отвечает не только на вопрос «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю? Что хочу узнать? Что получить в результате?». Такая  работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы и окружающего нас мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и другие). Говоря о  формах и методах обучения, мы упоминаем активность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем.

Как сказал В.А.Сухомлинский: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

Следуя  словам  В.А. Сухомлинского  наша  практика  показывает, что дети с удовольствием « превращаются в ученых» и производят разнообразные исследования, нужно лишь создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.  Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Задания комплекта «Ступеньки  детства»  я стараюсь разнообразить различными  игры и упражнениями: по математической подготовке часть 1, стр. 9, задание 14 «Найди одинаковые фигуры; задание 15 «Найди отличия»,  задание 1 «Что изменилось» и т.д.

Многие задания   провожу  в виде соревнования двух и более игроков - это создает дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлеченность, прослеживается работа в паре, обсуждаются игровые  действия, находиться правильность решения. Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности, то есть  происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения - поступлению в школу.

 Использование:

- логические цепочки «Продолжи ряд», по математической подготовке часть 1 задание 50, 55 - в основе выполнения которых лежит  счет предмета,  нахождение закономерности;

- игры «Найди фигуру» на  выполнение  операции с ними :соедини линией, найди по форме, составь пары ;

- вычленение  из группы  фигур заданную (часть 2, задание 4,7,8.10..)  все это побуждает детей к проявлению интеллектуальной активности. Использование данных заданий  в работе с детьми способствует повышению уровня заинтересованности детей.

 Так же для совершенствования интеллектуальных умений предлагаются упражнения, направленные на наглядные определения сходства и различия,  нахождение закономерных отношений путём умозаключения.(часть1, задание 2, стр. 3). Детям предлагаем сконструировать  одинаковые изображения, а затем пару с одним отличием.

 Дети очень любят словесные головоломки с опорой на наглядность  (часть 2, зад. 16, стр. 13). Вова выше Пети и ниже Коли. Кто изображен на каждой картинке? ). Такие головоломки способствуют  сравнивать,  различать  и совмещать предметы.

Играя в   игру «Составь целое из частей» (часть 2, зад 23, стр. 20) ребенок оперирует не изображениями предметов, а геометрическими фигурами.   У  него формируется  умение  воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях.

В непосредственно образовательной деятельности  по подготовке к чтению и письму дети конструируют буквы из любого материала: фасоли, монет,  шашек, палочек, бочонков, ракушек и др. Использование схем-знаков «Найди звук [  ] и отметь его в схемах.

Применяю развивающие игры и игровые технологии В.В.Воскобовича имеющиеся в полном комплекте в нашем детском саду, например конструирование букв не из бросового  материала, как в тетради, а «конструктор букв № 1,2,3» и «Волшебные буквы», «Шнурок затейник».

В настоящее время осваиваю совместно с педагогом-психологом интерактивную систему  VOTUM, которая позволяет сделать  непосредственно образовательную деятельность эмоционально насыщенной и полноценной, у детей формируется навык контроля и самоконтроля.  

Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть разносторонние психические процессы. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети продолжают   осваивать  умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешают  споры, добиваются общих результатов.

Столь же важным способом является и трудовая деятельность дошкольников. Мы включаем детей в реальный коллективный труд (уборка прогулочного участка, сбор листьев, опавших веток и др.), дежурства (в уголке природы), труд в природе (уход за растениями в огороде нашего участка).  Предлагаем  некоторые виды материала собрать для дальнейшего использования в непосредственно образовательной деятельности. Использованный материал в работе, собранный своими руками  вызывает у детей интерес к ручному труду, выполнению творческих  заданий. В течение дня предлагаем также детям выполнение заданий в подгруппе, в паре.

Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий, ребенок познает азы социальных отношений, учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

 Результативность непосредственно образовательной деятельности не была бы полной, если бы я не следовала рекомендациям авторов программы «Ступеньки детства»:

 *Прочитать детям текст задания.

*Не торопить малышей с ответом.

*Дать время всё рассмотреть.

*Спросить, всё ли понятно.

* Очень хорошо, если ребята задают вопросы; приводят примеры, опираясь на свой жизненный опыт.

В нашем ДОУ  работа по вопросу  формирования предпосылок УУД ведется в тесном контакте с начальной школой  МОБУ СОШ №3 работающей по программе «Гармония».

По результатам мониторинга возрастного развития и освоения программ у детей первых классов, проводимой совместно  педагогами-психологами детского сада и школы, отмечен достаточный уровень освоения программы «Гармония» детьми, посещающими ранее дошкольное учреждение (86% детей) и достаточный уровень освоения программы детьми, ранее не посещающими дошкольное учреждение (54% детей). Соответственно 14% первых и 46% вторых имеют недостаточный уровень освоения образовательной программы.  

У не посещающих дошкольников недостаточно сформирована психологическая готовность к обучению в школе, наблюдается несформированность предпосылок универсальных учебных действий, а также низкий уровень мотивационной готовности.

Для того чтобы посмотреть более детально уровень знаний и  предпосылок формирования УУД  детей, воспитывающихся в детскому саду в течение последних учебных лет воспитателями подготовительных групп проводится мониторинг  результатов освоения интегративных качеств программы предшкольного образования «Ступеньки детства».

В 2012-2013 учебном году был проведен сравнительный анализ итогового мониторинга детского развития детей подготовительных групп и учащихся 1 класса.

МДОАУ ДС № 2 «Золотой ключик»

МОБУ «СОШ № 3»

Интегративные действия

Баллы

Развитие УУД

Баллы

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Эмоционально-отзывчивый

4,5

Личностные УУД

4,2

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Способный управлять своим поведением (произвольность)

3,3

Регулятивные УУД

5

Имеющий первичные представления

(общая осведомленность

Любознательный, активный

Овладевший необходимыми умениями и навыками

4,6

Познавательные УУД

4,7

Овладевший средствами общения  и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

4,2

Коммуникативные УУД

3,7

Авторами программы «Ступеньки детства» предусмотрено формирование предпосылок УУД у дошкольников, мною через грамотное использование системно-деятельностного подхода обеспечивается  полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к   обучению в начальной  школе.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №2 «Золотой ключик» общеразвивающего вида» муниципального образования Ясненский район

Конспект

образовательной деятельности

Тема: Обобщение гласные звуки.

Составила: Воспитатель

Ремхе  Л.А.

г.Ясный,2013 год.


Тема: Звук [и] и буква» Ии».

Цель: Учить слышать и выделять гласный  звук, умение воспринимать воспитателя и действовать в соответствии с поставленной задачей.

Задачи:        : «Звук [и] и буква «Ии»

Образовательные: Познакомить со звуком [и], буквой  И, помочь детям запомнить букву, обратить внимание на то, чтобы дети не        путали понятия «звук» и «буква»;

Развивающие: Развивать фонематический слух путём различия на слух звуков в словах, учить определять место звука в словах; развивать связную речь, мелкую моторику рук, слуховое  и зрительное  внимание.

Воспитательные: Воспитывать положительную установку на участие в непосредственно образовательной деятельности; внимательного, доброжелательного  отношения  друг к другу.

Методы и приемы:

1.Словесные:

  • художественное слово,  наводящий вопрос,  проблемные вопросы, словесная инструкция, словесная игра, беседа, рассказывание, объяснение.  

2. Наглядные:

  • рассматривание иллюстраций и картинок, ,

3. Практические:

  • работа в ТПО*; физкультминутка, показ, дидактическое упражнение«Выложи  букву из любого материала»

Виды детской деятельности:        коммуникативная,  познавательная, игровая, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа: опора  на накопленный опыт детей.

Словарная работа:  обогащение и активизация словаря (калитка).

Индивидуальная работа: во время работы в ТПО* и конструирования буквы.

Раздаточный материал: карандаши цветные и простые,  различный материал для выкладывания буквы (фасоль, шнурок, кубики, шишки др.), лист-инструкция,

Демонстрационный  материал: графическое изображение буквы, картинки и иллюстрации,

Оборудование: кукла, корзинки с раздаточным материалом, доска, макет калитки,

План непосредственно образовательной деятельности:

1.Вводная часть:

Организационный момент………………………………………….1мин

2.Основная часть.

Сюрпризный момент. Знакомство со звуком [И]…………………1мин

Рассказывание  истории про звук  [ и] …………………………….2мин

Игра «Поймай звук» ………………………………………………..2мин

Знакомство с буквой И.Работа в ТПО* .…………………………..5мин

Динамическая пауза ………………………………………………..1мин

На что похожа буква? Сложи букву И из любого материал……. 5мин

Пальчиковая зарядка……………………………………………….. 1мин

Письмо по образцу. Работа в ТПО*..………………………………5мин

3.Заключительная часть

Подведение итога. Рефлексия………………………………………2мин

Общая длительность—25 мин

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Я – твой друг и ты – мой друг,

Собрались все дети в круг,

 Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.

2.Сюрпризный момент.

 У нас  в гостях кукла Ира.  Она  принесла с собой  много интересного, хочет посмотреть на вас. Разрешим ей остаться?

Нашу куклу зовут Ира. Назовите,  как можно ласково назвать ее? (Ирочка,  Ириночка,  Иришка).

  - Я знаю вы любите загадки.

Знакомство со звуком [и]. Воспитатель загадывает загадки, отгадки сопровождает иллюстрацией.

            Всех на свете обшивает.

           Что  сошьет  не надевает.? (иголка, Игла  с ниткой)

        Кудри в речку опустила

        И о чем-то загрустила.

        А о чем она грустит-        ( ТПО*  стр. 20)

        Никому не говорит  (ива)

- Какой звук звучал чаще другого? Как вы думаете, о каком звуке мы будем говорить сегодня?

- Какой первый звук вы слышите  в слове «игла, ива?».

Дети: Звук [и]

-Звуки мы слышим..  

Я  расскажу  вам сейчас одну очень интересную, волшебную  «Историю про звук [и]. Воспитатель: Жил – был звук [и]. Он очень любил петь. Когда звук [и] пел, то губы его растягивались ,как при улыбке .Язычок во рту не встречал преграды. Рот его становился похож на смешного человечка: ИИИИ….( показ воспитателем)

Дети: ИИИИ.(речевая артикуляционная разминка)

Воспитатель: Звук [И] был в восторге от всего красивого. И! Какая  красивая ива!

Дети: И! Какая  красивая  ива!

Воспитатель :какая красивая нитка!

Воспитатель : «И-И-И- улетели от нас грачи!»( произношение  чистоговорок)

Дети: «И-И-И- улетели от нас грачи!»

Воспитатель: Звук [и] – это какой звук? Гласный  или согласный? Почему?

Дети: Звук [и] – гласный. Мы его можем петь.

Воспитатель: А как ведет себя язычок ,когда мы поем?

Дети: не мешает, не создает преграды.

Воспитатель: Что происходит с губами, когда произносим звук [и]?

Дети: Губы растягиваются в улыбке.

3.Игра– « Поймай  звук».Определение места звука в словах.

 Поиграем со звуком [и]. Показываю картинку. Вам нужно будет поймать звук   [и]-  Если  вы  услышите звук, хлопайте  в ладоши, а если нет - спрячьте руки  за спину.

Малина, кошка, иголка, собака, коньки, банка,

В  словах,  где дети слышат  звук [и] воспитатель узнает, где находится звук  в начале, середине или конце слова?

Назовите свои слова, в которых вы слышите звук  [и].

4.Знакомство с буквой Ии.

Воспитатель: Звук [и] мы слышим. Как обозначается звук?

Дети: Звук обозначается буквой.

Воспитатель: Выставляю на магнитную доску букву Ии.  Посмотрите, сколько здесь букв  Ии? Посчитайте.( здесь 4 буквы Ии)

 - Давайте сравним их. Какие они по размеру?

-Дети:(2 большие  и 2 маленькие).

Воспитатель: - Верно. Буквы отличаются размером. Большая  буква-это заглавная - для очень важных слов, таких как имена, другая маленькая -строчная.

А каким цветом обозначается гласная буква?

Кукла Ира нарисовала для Вас буквы, а закрасить их забыла. Как же нам Ире помочь?

 Какого цвета нам понадобится карандаш для работы?

Работа в ТПО стр20. зад.1 рассмотри и закрась буквы.

5.Динамическая  пауза.   Мы в лес пошли  ( шагаем на месте )

                                Топор нашли (руки в замок)

                                Дрова рубили. ( ноги на ширине плеч)

                                -Ах! -Ух! -Ох! -Эх! -Их!

                                Много нарубили?! (оглядываются в стороны)

                                Устали… Подышали…                                  

6. На что похожа буква?

         На  калитку  посмотри:

        Чем  она  не буква  И?

        Между  двух прямых досок

        Одна  легла наискосок.

                                В. Степанов.

(тетрадь с.21)  

Посмотрите, действительно буква И похожа на калитку.  А кто знает, что такое калитка? Приглашаю вас войти  в калитку, которую смастерила кукла Ира.  

7.Сложи букву  И из любого материала.

Ребята посмотрите, что приготовила нам Ира? Она хочет вы сложили букву из этих  материалов.

Для этого найдите себе пару, выберите   материал, с которым вы будете работать и сложите одну общую букву в паре.

8.Письмо по образцу. Работа в ТПО* стр.21.

Кукла Ира  напечатала  буквы в клеточках. Предлагает  вам продолжить.

Пальчиковая зарядка .   Пальцы делают  зарядку

                                Чтобы  меньше  уставать.

                                А потом они в тетрадке

                                Будут  буковки писать.

Показ  воспитателем.

9.Подведение итога.

-С какой буквой и звуком мы познакомились? Чем отличается буква  от звука?

10.Рефлексия.

Кукле Ирочке понравилось у вас в гостях. Она вам хочет подарить подарки.

-Если вам было легко и интересно - возьмите веселого смайлика,

А если грустно и трудно - возьмите грустного, задумчивого смайлика.

Мне приятно с вами  было работать, всем спасибо.

*ТПО Тетрадь печатной основы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Герань зональная»

Проектная деятельность...

Выступление на зональной конференции

«Эмоциональная культура педагогического общения»...

Зональный семинар "Билингвальный детский сад"

Распространение опыта работы "Инновационные подходы к расширению языковой среды при обучении дошкольников татарскому языку"...

Участие в зональном семинаре "Билингвальный детский сад"

Театрализованная постановка «Теремкэй» с участием русскоязычных педагогов МБДОУ «Детский сад №10»...

Интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы в рамках проблемно- ориентированного Зонального семинар – практикума педагогов ДОУ «Принцип интеграции в образовательном процессе ДОУ» Тема: «Наша Маша в лес пошла…»

-Ребята, у вас у всех есть игрушки. Но среди них наверняка есть самая любимая  дорогая вам с детства игрушка. Вспомните своих  друзей детства, представьте их, и нарисуйте их на листочках, ко...