Главные вкладки

    Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой
    статья (старшая группа) на тему

    Обратите свое сердце к книгам

    «Какое богатство мудрости и добра

    рассыпано по книгам всех

    времен и народов!»

    Л.Н Толстой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой

    Обратите свое сердце к книгам

    «Какое богатство мудрости и добра

    рассыпано по книгам всех

    времен и народов!»

    Л.Н Толстой.

             

             Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние  на развитие и обогащение речи ребенка. Художественная литература обогащает эмоции, воспитание и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

    Примерное Образовательная программа детского дошкольного  образования  ставит задачу - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет  тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

    Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры.  Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

    Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой.

    Выстраивая систему работы  по данной теме развитию речи  дошкольников, определила основные направления своей  деятельности

    • создание речевой развивающей среды;
    • работа с детьми;
    • работа с родителями;
    •  работа с социумом (городская детская библиотека, муниципальный театр)

    Путешествие в мир художественной литературы развивает у детей  воображение, фантазию детей, побуждать и их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

              Язык  художественных  произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения; анализа художественного произведение, заучивания отрывков  формируется речь  детей, развивается вкус.

    С помощью художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста  развивается:

    1. эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;
    2. развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;
    3. вырабатывается умение слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает или читает;
    4. дети учатся выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок;
    5. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;
    6. у ребенка развивается  способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;

    После чтения произведений необходимо проводить его анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное его содержание, и художественные достоинства. Правильный анализ литературного произведения делает художественную речь достоянием самого ребенка, и в последующем он будет осознанно, как  самостоятельное рассказывание. Систематическая работа над произведениями художественной литературы позволяет развивать не только связную речь, но и умение оценивать действие и поступки героев. Для более качественной работы по формированию связной речи  у дошкольников создано условия в группе.

    В группе   переоборудовала книжный уголок: в центре книги пополнила нашу библиотеку новыми книгами, где не только литература, но и дидактические игры, портреты писателей. Родители принимают активное участие в пополнении книжного уголка. У нас появилась  «Книжкина больница», где дети с удовольствием ремонтируют книги.

    В уголке для родителей я поместили список детской литературы для домашнего чтения детям и консультаций. В нашем  дошкольном учреждении  проходила  выставка  «Сочини сказку и нарисуй ее», где родители совместно с детьми  сочиняли сказки и зарисовывали их.

    Взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и   навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

    Одной из ярких впечатлений детей было посещение детской городской библиотеки. Так же в нашем дошкольном учреждении проходила встреча с поэтессой  Валентиной Астапенко, которая в конце всего мероприятие подарила нам свои книги.

    Традиция стала в нашем дошкольном учреждении  проводить  неделю театра и дни поэзии, где дети учатся диалогическому общению и принимают активное участие.

    Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развитие речи дошкольников способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника и конечно же связную речь.

    Список литературы

    1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада /В.И. Логинова, А.И Максаков, М.И Попова и др.; Под ред. Ф.А Сохина.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение,1984.-223 с., ил.
    2. Организация полноценной  речевой деятельности в детском саду. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 192с. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н.
    3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.В. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

    Задачи:- связная речь:  учить пересказывать сказку  вместе с воспитателем;- звуковая культура речи:  приучать  отчетливо и правильно  произносить звук «С» изолированно и в сло...

    Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой

    Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой Обратите свое сердце к книгам«Какое богатство мудрости и добрарассып...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

    Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

    Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэ...

    Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

    Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой...