СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО.
статья на тему

Кошелева Ксения Сергеевна

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования направлена на создание механизма устойчивого развития системы образования.

В рамках программы модернизации будут решаться в первоочередном порядке приоритетные, взаимосвязанные задачи, одна из которых заключается в развитии образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kosheleva_kseniya_sergeevna.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО.

Кошелева К.С., воспитатель

МДОУ 151

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования направлена на создание механизма устойчивого развития системы образования.

В рамках программы модернизации будут решаться в первоочередном порядке приоритетные, взаимосвязанные задачи, одна из которых заключается в развитии образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. [1]

Обеспечение открытости дошкольного образования и создание условий для участия родителей в образовательной деятельности представлены как требования ФГОС к условиям реализации основной ОПДО, в частности созданию социальной ситуации развития для участников образовательных отношений. Выдвигая требования к психолого-педагогическим условиям, стандарт выделяет: [2, п. 3.2.1]

- поддержку родителей, в том числе консультативную, в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья,

-вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

ФГОС ДО направлен на решение задач, одна из которых: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [2, п 1.6]

    Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [2, п 1.7]. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Примерная образовательная программа «От рождения до школы» делает акцент на то, что родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. [3]

Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:

• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам

воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

•  знакомство педагогов и родителей с  лучшим  опытом  воспитания

в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

•  создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в поселке, районе, области;

• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Структурно-функциональную модель взаимодействия с семьей можно представить как три блока:

• информационно-аналитический (блок взаимопознания и взаимоинформирования);

• практический, (блок, включающий совместную деятельность педагогов, родителей и детей);

• контрольно-оценочный.

Информационно-аналитический блок включает:

• сбор и анализ сведений о родителях и детях,

• изучение семей, их трудностей и запросов,

• выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Для сбора необходимой информации необходимо разработать анкеты, экспресс-бланки для родителей с целью узнать их мнение по поводу работы педагогов группы и для воспитателей групп с целью выявления актуальных проблем взаимодействия с родителями.

Изучение семей воспитанников можно осуществить с помощью таких методов, как: составление социального паспорта каждой группы и ДОУ – ежегодное пополнение банка педагогических данных о родителях воспитанников (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус); диагностика потребностей родителей в образовательных услугах ДОУ, в том числе, по подготовке детей к школе; диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании помощи и дополнительных образовательных услуг ДОУ; выявление успешного опыта семейного воспитания воспитанников.

 Формами и методами работы педагогов являются: опросы, анкетирование, индивидуальные собеседования, сочинения родителей о ребенке, своей семье, о себе как о родителе, патронаж семей, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом; беседы с родителями на дому и на родительских собраниях. 

Главное условие взаимоинформирования - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. 

Второй блок условно назван “практическим”.

Необходимо помнить, что любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми. К работе привлекаются медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Функцию просвещения родителей выполняет не только детский сад, но и его партнеры, в том числе организации, объединяющие родительскую общественность. Все более востребованными становятся правовое, гражданское, художественно-эстетическое, национально патриотическое, медицинское просвещение. Сохраняет свою актуальность научное просвещение, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников. Их работа строится на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.

Обеспечению информационной среды, просветительской работы и координации взаимодействия детского сада и семьи помогает взаимоинформирование педагогов, родителей и детей, которое предполагает введение в практику таких форм взаимодействия, как: газеты, журналы (рукописные и электронные), семейные календари, разнообразные буклеты, интернет-сайты (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной), презентацию ДОУ.

Основными формами просвещения родителей могут выступать: конференции (в том числе и онлайн-конференции),  родительские  собрания  (общие детсадовские, районные), кружки для родителей, родительские и педагогические чтения, Школы молодых матерей и Школы родителей будущих первоклассников.

В данной статье я подробнее хотела бы остановиться на эффективной, на мой взгляд, форме взаимодействия с семьями воспитанников, как Школа заинтересованных родителей (далее Школа). Школа создана для систематического разностороннего педагогического просвещения родителей. Очень хорошо, если в проведении занятий принимают участие разные сотрудники дошкольной организации: учитель-логопед, педагог-психолог, медицинская сестра, повара, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели. Каждое занятие в Школе предусматривает обязательное сочетание теоретической и практической части: ознакомление родителей как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Разрабатывается Положение о Школе заинтересованных родителей, ежегодно составляется расписание или план проведения занятий. Программа занятий тщательно продумывается, темы формулируются из анализа анкет родителей и педагогов дошкольной организации; выбор темы может определяться необходимостью осветить тот или иной вопрос воспитания или задачами детского сада на данный учебный год (питание детей раннего и дошкольного возраста дома, выбираем ребенку игрушки, к здоровью без лекарств, профилактика нарушений осанки и плоскостопия  у детей, игры и упражнения для развития правильной речи детей, готовимся к школе, развиваем мелкую моторику ребенка, домашний театр и т.д.). Ценными с педагогической точки зрения выступают занятия, которые проводятся совместно с детьми: на практической части к родителям присоединяются их дети. Так на занятии Школы по теме «Волшебный квадрат» воспитатель подготовительной группы сначала рассказывает родителям об истории техники оригами, ее преимуществах в развитии мелкой моторики, мышления и внимания ребенка, раскрывает технологию работы со схемами оригами, а затем приглашает ребят для выполнения совместных практических поделок. Итогом занятия может быть выставка работ или мини спектакль, если поделки носили тематический характер. Такие формы взаимодействия укрепляют детско-родительские отношения и способствуют повышению имиджа как отдельных педагогов, так и дошкольной организации.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. 

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги, выпуск семейных газет, совместные проекты, вернисажи, выставки семейных коллекций, реликвий, совместные походы, экскурсии, спортивные досуги). Необходимо помнить, что досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.  

Работа с семьей должна оцениваться педагогами не по количеству мероприятий, нужно анализировать их качество и насколько они были эффективны и помогли родителям и детям. Для этого вводится третий блок – контрольно-оценочный. В него включен анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий которые проводятся специалистами детского сада.

Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются:

- оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы,

- групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах.

Литература:

  1. Программа модернизации педагогического образования.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Примерная образовательная программа «От рождения до школы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ в условиях модернизации российского образования»

«Технология управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ в условиях модернизации российского образования»...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования

Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования

Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...

Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования

Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема "Структура и содержание примерных основных  образовательных  программ дошкольного образования" http://file1.inet21.com/05/26/42/filestore/ДОУ_сборник.pdf...

Презентация к докладу по теме: «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ ДОО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Презентация к докладу по теме: "Современные требования к педагогу ДОО в условиях модернизации дошкольного образования" для выступления на семинаре-практикуме в рамках методического объединен...

Сообщение для педагогов «Взаимодействие с семьей в условиях модернизации дошкольного образования»

Семья и детский сад - это две активных составляющие системы сотрудничества, но проблема их взаимодействия в последнее время становится одной из актуальных....