Опыт работы
материал (старшая группа) на тему

Нигматзянова (Каримова ) Гульнара Фанисовна

Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами театрализации через интеграцию основного образовательного процесса и дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №38 «Домовёнок»

Тема опыта

Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами театрализации через интеграцию основного образовательного процесса и дополнительного образования.

Каримова Гульнара Фанисовна – воспитатель

первой  квалифицированной категория

 

город Нижневартовск, 2016 год

Содержание.

Введение

3

Актуальность

3

Новизна

7

Основная часть

7

Заключение

27

Список используемой литературы

29

Приложение

Введение

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) и ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013, комментарии к ФГОС ДО, концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года № 1726-р) - период дошкольного детства фактически приобрел статус первого уровня общего образования. На этом фоне основная миссия дошкольного образования состоит в решении обеспечения преемственности целей, задач  и содержания с последующей образовательной ступенью – начальным общим образованием.                                                                Центром всех педагогических воздействий является конкретный ребенок. Все способы, формы организации  дошкольной жизни подчинены основной цели образовательного процесса: ребенок, всестороннее развитие его личности. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. Значительным резервом для её формирования является процесс интеграции, в том числе и по отношению к таким частям системы образования детей как основное и дополнительное образование.   

Организация образовательной деятельности по основной и дополнительным образовательным программам создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества в контексте позитивной социализации.

Учеными доказано, что художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей для эстетического развития детей, а так же для развития творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Поэтому приоритетным направлением МАДОУ г. Нижневартовска ДС №38 «Домовенок» является, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами театрализации. 

Актуальность.

В настоящее время все активнее ведется поиск новых подходов к работе с детьми дошкольного возраста. Каждый год в детский сад приходят разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: компьютерные игры, телевизор. Все дальше на задний план уходит интерес к играм. Как же разбудить их души? - Как же разбудить в детях интерес к миру к самим себе? Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

Формировать личность и художественно – эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, период, когда активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности, поэтому девиз нашей работы – «Чтобы ребенок вырос красивым душой и телом, он должен быть окружен красотой каждую минуту».

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от того потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Современный мир, давший человечеству много житейских благ, так же породил и глобальные проблемы – экологические кризисы, войны, духовную бедность людей. Поэтому необходимо с раннего возраста осуществлять художественно – эстетического развитие ребенка как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое позволит ребенку творить добро, так как зло безобразно.

Недаром тремя китами эстетики являются - красота, мера и гармония.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать только театр.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

-     художественным образованием и воспитанием детей;

-     формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

-    развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);

-  воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театр с его чудесами и тайнами – это волшебная игра, участвуя в которой, все дети могут передать свои желания, эмоции, чувства.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о высокой социальной значимости художественно – эстетического развития средствами театрализации, которое заставляет по – иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на необходимость ведения работы в развивающем и интегративном направлении.

Целью моей работы является: художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами театрализации через интеграцию основного образовательного процесса и дополнительного образования. 

В соответствии с целью работы  были выдвинуты следующие задачи: 

Расширение познавательного интереса;

  1. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
  2. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  3. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. приобщение к общечеловеческим ценностям культуры;
  4. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  5. Обогащение эмоционально-духовной сферы ребёнка, развитие культуры чувств, мимики, жестов, движений тела;
  6. Формирование коммуникативных качеств личности, совершенствование звучащей речи: экспрессивности, выразительности, образности;
  7. Активизация образного мышления, творческого воображения, фантазирования, креативности. 

Художественно-эстетическое развитие средствами театрализации проходит через все разделы образовательной программы дошкольного образования МАДОУ г. Нижневартовска ДС №38 «Домовенок», выстроенной на основе ФГОС ДО, примерной образовательной программы дошкольного образования и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова., с учетом контингента детей, их индивидуальных возрастных особенностей.

Для углубления знаний детей, творческого развития, нами проводится дополнительная образовательная услуга по художественно-эстетическому развитию средствами театрализации, на основе парциальной  программы «Театр – Творчество – Дети», под ред. Н. Сорокиной.

Театрализованная деятельность стала неотъемлемой частью всей образовательной деятельности, она включает следующее:

1.Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов ( восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.); речи ( монолог, диалог ); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль ).

2.Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра ( би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе ,театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям ).

3.Обогащение театрального опыта: знание детей о театре, его истории, костюмах, атрибутах и т.д.

4.Изготовление и подбор атрибутов проходят совместно с родителями, создание родительского театра «Театр для всех», совместное празднование дня театра (27 марта).

Театр, в который мы играем с детьми, помогает ребёнку узнать самого себя, заявить о себе, поверить в себя, сформировать думающего, чувствующего любящего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Интеграция основного образовательного процесса и дополнительного образования, очень актуальны, так как:

  • Интеграция способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
  • Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
  • Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
  • Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – эстетических способностей ребенка;

Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки, театра;

Задачи интеграции:

- повысить эффективность художественно – эстетического воспитания;

- пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи;

-формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации;

- научить выделять главное из общего потока информации.

Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных форм организации для дошкольного учреждения.

Интеграция – процесс сближения, создания единого целого. Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.

Интеграция основного образовательного процесса и дополнительного образования  - это один из путей достижения качества образования.

Основная часть

Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Работая с 2014 года над темой саморазвития: художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами театрализации через интеграцию основного образовательного процесса и дополнительного образования,  мною было разработана авторская программа «Театральные ступеньки», которая включена в учебную образовательную программу группы и дополняет реализацию образовательной программы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №38 «Домовенок».

Условия реализации программы:

1. Включение программы в общую стратегию воспитательно-образовательной работы ДОУ – "Календарь жизни д/с".

2. Наличие театрального фонда в ДОУ:

- библиотека;

- видеотека;

- фонотека;

- фотоальбомы.

3. Создание материально-технической базы: зрительный зал со сценой и

занавесом, театральный реквизит, костюмерная.

4. Организация специальной предметно-развивающей среды в группах: театральные зоны (мини - сцена, мини – кулисы, ширмы, разнообразные виды театров, уголки ряжения, различные материалы для изготовления атрибутов и костюмов к спектаклям).

5. Создание театральной студии "Ладушки".

6. Использование дополнительных помещений: изостудия, "русская изба", хореографический зал.

7. Интеграция движений, музыки, литературы, изобразительного искусства.

8. Сотворчество и сотрудничество детей и взрослых.

9. Взаимосвязь с родителями.

Важнейший методический принцип программы и деятельности – постепенное, последовательное усложнение творческой работы в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей. Не менее важен в театрализованной деятельности метод интеграции выразительных средств актёрской игры, музыки, танца, живописи.

Театрализация используется на специально организованной деятельности интегрировано, прослеживается во всех образовательных областях.

На занятиях в форме конкурсов, викторин незаметно диагностируется уровень и глубина усвоенных знаний, интерес к теме, эффективность использования дидактических методов.

Разделение детей на небольшие подгруппы позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому.

Практическое действие каждого ребёнка, позволяющее продемонстрировать его возможности, является необходимым методическим принципом театрализации. При постановке и показе спектакля любой ребёнок имеет возможность проявить индивидуальность, преподнести себя в какой-либо роли, ощутить "ситуацию успеха".

Виды и содержание специально организованной деятельности (театрализованной) включает:

1)  общеразвивающие игры В.Т. Кудрявцевой, Э.Г. Чуриловой вырабатывают внимание, наблюдательность, смелость, находчивость, готовность к творчеству;

2) ритмопластические упражнения А.Е. Антипиной, Э.Г. Чуриловой предполагают развитие двигательной способности, пластической импровизации;

3) психогимнастические этюды М.И. Чистяковой направлены на формирование познавательной и социально-личностной сферы;

4)     специальные театральные игры Э.Г. Чуриловой, Л.И. Царенко готовят

детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом, развивают воображение и фантазию;

5)   задания по культуре и технике речи И.Р. Калмыковой совершенствуют дыхание, дикцию, интонацию и другие средства выразительности речи;

6)    беседы и викторины о театральном искусстве, созданные на основе

книг Ю. Алянского "Азбука театра ", И.А. Андриановой – Голицыной "Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр" расширяют и углубляют познавательный интерес;

7) этюды и игры по управлению театральными куклами Н.Д. Сорокиной развивают мышцы рук, выдержку, терпение.

Для реализации программы использую следующие принципы:

  • принцип "спирали": подобно спирали пособие виток за витком повторяет, усложняет, углубляет цели и методы работы на каждом возрастном этапе;
  • принцип интеграции: комплексная творческая работа детей, сотрудников, родителей;
  • гуманно-личностная педагогика Ш.А.Амонашвили;
  • развивающая педагогика оздоровления В.Т. Кудрявцевой;
  • психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей Г. Барднера;
  • развитие и комплексная коррекция различных сторон психики детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой;
  • систематизация и распределение средств и методов театрально-игровой деятельности в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства Н.Д. Сорокиной;
  • принципы театральной игровой технологии Э.Г. Чуриловой, М.Д. Маханёвой, Е.А. Антипенко, Л.И. Царенко.

Разнообразные методы и приёмы занятий направлены на комплексное развитие всех сенсорных зон: зрительной, слуховой, осязательной, кинестетической, двигательной, обонятельной и других. Это даёт возможность осмыслить характер движений, научить детей координировать движения и элементы пластики, создавая выразительный театральный образ.

Особое значение придаётся играм-перевоплощениям. Они предусматривают реализацию трёх взаимосвязанных компонентов:

- внутреннее перевоплощение (работа мышления воображения, памяти);

- внешнее (жесты, мимика, поза, движения тела);

- речевое (интонационная выразительность, темп речи, сила голоса и

т.д.).

Используются в работе элементы психогимнастики, рефлексии, креативной гимнастики, что обеспечивает ребёнку радость познания, свободу творчества, а также устанавливает между педагогом и детьми отношения любви и доверия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Специальные занятия с детьми 5-7 лет, включенные в общий план работы ДОУ.

2. Использование театральной игровой технологии на занятиях по разным

видам деятельности (музыкальному воспитанию, "русской избе", физической культуре, познавательному развитию и др.).

3. Работа театральной студии "Ладушки".

4. Установление и соблюдение традиций в ДОУ:

  • театральная неделя (27 марта – Международный день театра);
  • книжкина неделя (2 апреля – Книжкины именины);
  • театрализованные календарные народные праздники ("Осенины", "Рождество", "Пасха", "Масленица", "Троица" и др.);
  • праздничные выступления, концерты;
  • подготовка и показ спектаклей, мини мюиклов для детей, сотрудников, родителей,  учащихся школы;
  • телевизионные съёмки;
  • театральные выставки: "Виды театров", "Афиша", "Костюмы театра", "Декорации и атрибуты" и др.

5. Театральные развлечения, конкурсы, викторины, встречи, КВН.

6. Самостоятельная театрализованная деятельность детей в специально-организованных зонах.

Содержательный раздел программы

Содержание программы ориентировано на художественно-эстетическое воспитание детей средствами театрализации, которая  способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы.

В соответствии с этим подходом Программа обеспечивает разностороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности последующим направлениям развития: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

Задачи «Художественно-эстетического развития» пронизывают все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

В направлениях «Познавательное развитие», «Речевое развитие» выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок в окружающем мире, развитию любознательности и познавательной мотивации, способов и средств деятельности через ознакомление с природой родного края, народной мудростью (фольклором).

В качестве основного средства развития языковых и коммуникативных способностей детей рассматривается фольклорное творчество, большое внимание уделяется образности речи, развитию всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, фонематической стороны речи, связной речи).

Таким образом, все направления развития Программы взаимосвязаны и содержательно дополняют друг друга. На каждом возрастном этапе тематические разделы повторяются, но уже с последующим усложнением, углублением в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Это позволяет ребенку полноценно включаться в деятельность на любом этапе реализации Программы и продвигаться с той скоростью, которая для него посильна и органична.

Программные задачи по всем видам театрализованной деятельности

Старшая группа

1. Воспитывать и повышать устойчивый интерес к театрально-игровой

деятельности.

2. Активизировать творческое начало в театрализованной деятельности.

3. Познакомить с историей Петрушки, с театральной ширмой, верховыми куклами на гапите.

4. Обучить приёмам манипуляции верховыми куклами, совершенствовать эти навыки.

5. Учить самостоятельно разыгрывать этюды, мини-спектакли с использованием кукол-самоделок: куклы на ложках, куклы из пластиковых

бутылок, коробок и т.д.

6. Развивать мелкую моторику рук, продолжать работу над жестами.

7. Пытаться импровизировать движения рук в этюдах на выразительность жеста.

8. Научить понимать душевное состояние человека и изображать мимикой, жестами, движениями основные эмоции (работа перед зеркалом).

9. Развивать двигательные способности, пластическую выразительность.

10. Побуждать детей в игровых импровизациях пластикой своего тела создавать художественный образ, проявляя свою индивидуальность.

11. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат.

12. Учить на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе, менять силу голоса, определять по изменению голоса персонаж.

13. Развивать дикцию, интонацию звучащей речи.

14. Поддерживать желание детей участвовать в играх-драматизациях, инсценировках, выступать перед родителями, сотрудниками ДОУ.

Старшая группа (2 периода обучения)

1. Активизировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, развивать творческое начало.

2. Расширять знания детей о разных видах театра, активизировать интерес к сценическому искусству.

3. Обучать способам управления куклами би-ба-бо.

4. Учить согласовывать свои действия с партнёрами.

5. Учить действовать с воображаемыми предметами, превращать и превращаться.

6. Учить понимать чувства других, адекватно на них реагировать.

7. Расширять представление о богатстве мимической выразительности, о знаковой системе жестов, выразительности поз.

8. Научить фиксировать различные мимические выражения, жесты и позы, а также расшифровывать их значение.

9. Учить создавать выразительные образы через пластические возможности своего тела.

10. Дать представление о возможностях пластической выразительности в создании драматических образов.

11. Стимулировать желание детей самостоятельно искать выразительные жесты, движения, интонацию, танцевальную импровизацию для создания театрального образа.

12. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, чёткое произношение.

13. Учить владеть звучностью голоса и скоростью речи.

14. Показать возможности голоса и его интонаций в передаче театрализованного образа.

15. Знакомить детей с видами театрального искусства, создателями спектакля, с устройством зрительного зала и сцены, воспитывать культуру

поведения в театре.

16. Учить разворачивать сюжетно-ролевую игру "Мы идём в театр".

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Основные формы и средства реализации программы

Организация развивающей среды в ДОУ должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В групповой ячейке создана развивающей предметно-пространственной среда, согласно ФГОС ДО имеются центры активности: центр музыкально-театрализованной деятельности, центр конструирования, центр игры, центр двигательной активности, центр книги, отдыха, природы и т.д.

Но особое внимание уделяется центру музыкально-театрализованной деятельности.

Чтобы интерес к театрализованной деятельности у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей…

Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, мы учитывали особенности эмоционально-личностного развития ребенка, его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, а также не забывали об индивидуальных социально-психологических особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе оборудован уголок сказки, а также  уголок уединения, где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

Таким образом, в театрализованной деятельности детей, ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мир, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.

Оснащение музыкально –театрального уголка: подобраны игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, магнитные, перчаточные театры, би-ба-бо, настольный, теневой. Изготовлены маски, шапочки, набор кукол для разыгрывания сценок, костюмы и другие атрибуты, которые развивают личность ребенка и являются источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Для удобства использования материала в практической деятельности детей имеющийся материал в уголке театра разделен:

•​ В первый раздел включены: художественная литература (книжки), картинки для составления описательных рассказов, картотека игр, аудио записи;

•​ Во втором разделе представлены: различные виды театра, музыкальные инструменты, «Костюмерная».        

Также совместно с родителями законными представителями создан центр развития в пространстве всего детского сада: «Галерея театра», где представлены разнообразные виды театра.

Дополнительное образование.

Важным элементом в развитии детей является дополнительное образование.  Согласно письму Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования", реализация основной образовательной программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных образовательных услуг воспитанникам.         

Получение воспитанником дополнительной услуги регламентируется заявлением родителей, законных представителей и соответствующим договором и может осуществляться одновременно с реализацией основной образовательной программой.

Вопрос параллельного освоения основной образовательной программы дошкольного образования и дополнительных образовательных программ в нашей образовательной организации регулируется локальными нормативными правовыми актами.

Для углубления знаний детей, творческого развития, нами проводится дополнительная образовательная услуга по художественно-эстетическому развитию средствами театрализации, на основе парциальной  программы «Театр – Творчество – Дети», под ред. Н. Сорокиной. Создана театральная студия "Ладушки".

Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно- речевая и театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ проводится, дополнительна образовательная услуга по театрализованной деятельности.        Мною разработана программа дополнительной образовательной услуги «Затейники», которая рассчитана на 2 года.

В данной программе имеются перспективное планирование, конспекты специально организованной деятельности, учебный план.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности: 

  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Просмотр кукольных спектаклей.
  • Создание мини – мюзиклов.

Основные требования к организации театрализованных игр

Содержательность и разнообразие тематики.

•Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.

•Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

•Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

•Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Интеграция основного образовательного процесса и дополнительного образования  - это один из путей достижения качества образования.

Но успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.  

В своей работе с родителями я ставила следующие задачи:

  • Заинтересовать родителей развитием театрализованной деятельности детей.
  • Познакомить родителей с разнообразием театров.
  • Информировать родителей о художественных произведениях, рекомендуемых для чтения.
  • Рассказать родителям о создании театра дома.
  • Вовлечь родителей в жизнь детского сада.

Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров», консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества), «Мама, спой мне песню!» (колыбельных), «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».                                                Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек.   Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей.  А в конце года провидится собрание, на котором дети и родители показывали, совместные театрализованные постановки, мини – мюзиклы.

Создание совместных спектаклей, мини-мюзиклов — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, родителей помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы старались соблюдать несколько основных правил:

1) не перегружать;

2) не навязывать своего мнения;

3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять всем возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

В результате этого дети и родители ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с желанием и радостью.

Всю работу с дошкольниками над спектаклями, мини-мюзиклами мы разделили на девять основных этапов:

1.Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми, родителями.

2.Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми, родителями.

3.Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4.Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми, родителям эскизов декораций и костюмов.

5.Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6.Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7.Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8.Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9.Премьера спектакля или мини-мюзикла. Обсуждение со зрителями, детьми, и родителями подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

Отмечу, что реализация образовательного процесса так же невозможно представить без взаимодействия всего квалифицированного педагогического коллектива:

Учитель – логопед – проводит работу с воспитанниками над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Проводит артикуляционные гимнастики, разучивание скороговорок.

Педагог – психолог –  проведение тренингов - упражнений на развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми, чтобы позитивно настроить детей на совместную работу в группе.

Психологические тренинги,  проводимые педагогом – психологом так же способствуют развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание; формирует у детей уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребенка, а так же способствует снятию мышечного напряжения.

Музыкальный руководитель – подбор музыкальных произведений, для театральных постановок, мини- мюзиклов, проводятся ритмические минутки (логоритмика).

Хореограф – постановка танцев.

Инструктор по ФИЗО - для эффективного и качественного результата в работе с детьми, инструктор по ФИЗО создает нашим воспитанникам необходимые условия. На физкультурных занятиях используются разные нетрадиционные методы и приемы:

• подвижные игры с элементами театрализации;

• психогимнастика;

• веселый тренинг;

• точечный массаж и дыхательная гимнастика;

• пальчиковые и речевые игры;

• корригирующие упражнения;

• игры, которые лечат;

• мимическая гимнастика .

Система работы основана на повышении интереса воспитанников  к театрализации  за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты, необычные игры - забавы, аттракционы способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями, т.е. во время занятий педагоги могут использовать театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. 

С  целью  проверки эффективности   проведенной  работы  и  выявления положительных  результатов  в  развитии  художественно-эстетического развития средствами театрализации через интеграцию основного и дополнительного образования,  мною  была  проведена  «педагогическая диагностика» детей  в  конце  2015 учебного  года. Проведенная мною «педагогическая диагностика», методом наблюдения показала, что по окончанию работы по развитию детей старшего дошкольного возраста средствами театрализации через интеграцию основного образовательного процесса и дополнительного образования, дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми, проявляют интерес, желание к театральному искусству, умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию, самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей, дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Немаловажным моментом в образовательной деятельности является фиксация достижения каждого воспитанника, в различных направлениях. Для фиксации достижений воспитанников разработаны индивидуальные маршруты.

Сводная таблица с 2014 по март 2016 учебного года

Месяц

низкий

средний

высокий

май

45 %

45 %

10 %

Способность к импровизации в свободном танце

Танцевальное творчество

ноябрь

10 %

60 %

30 %

май

25 %

55 %

20 %

Умение подбирать движения под музыку, в соответствии с её эмоциональным содержанием.

ноябрь

0 %

55 %

45 %

май

55 %

35 %

10 %

Активное участие в играх

Самостоятельно-игровое творчество

ноябрь

0 %

70 %

30 %

май

65 %

35 %

0 %

Умение создавать и обыграть образ.

ноябрь

0 %

75 %

25 %

май

45 %

55 %

0 %

Умение строить отношение по поводу игры

ноябрь

10 %

90 %

0 %

май

25 %

50 %

25 %

Умение выразительно прочитать стихотворный текст

Артистические умения и навыки

ноябрь

0 %

50 %

50 %

май

95 %

5 %

0 %

Умение строить простейший диалог

ноябрь

0 %

50 %

50 %

май

100 %

0 %

0 %

Умение сочинять этюды по сказкам

ноябрь

5 %

75 %

20 %

май

60 %

40 %

0 %

Четкая дикция потешки, скороговорки

ноябрь

25 %

70 %

5 %

май

60 %

40 %

0 %

Умение создавать образ, совершенствуя его используя мимику ….

ноябрь

5 %

90 %

5 %

май

35 %

45 %

20 %

Умение создавать атрибуты

творчество в изодеятельн.

ноябрь

0 %

70 %

30 %

май

20 %

70 %

10 %

Умение создавать декорации к спектаклю

ноябрь

25 %

70 %

15 %

май

60 %

25 %

15 %

Импровизация, интонации в заданном жанре, характере песни

песенное

Мною разработано Портфолио воспитанника, которое может быть использовано при поступлении ребенка в школу родителями (законными представителями).

Мы считаем, что  портфолио дошкольника позволит «увидеть» картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Таким образом, при систематической слаженной работе всех участников образовательного процесса  интеграция основного образовательного процесса и процесса дополнительного образования становится начальной ступенью в формировании мотивации ребенка к познавательной и творческой активности, самостоятельности, стремление в достижении результата.

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.

Заключение

Многие педагоги, психологи часто размышляют о том, от чего зависит успех или неудача спектакля, театрализованной игры, праздника. Не всегда там, где усилий затрачено больше, результат лучше. Различные эксперименты и исследования показали, что успех гарантирован тогда, когда воспитатель осуществляет индивидуальный подход, проявляет уважение к личности каждого ребёнка, верит в способности и возможности всех своих воспитанников.

Итак, выполненная нами работа, по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами театрализации через основное и дополнительное образование, даёт основание сделать вывод, что организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет определённые особенности. Реализовав основные задачи исследования, мы определили, что:

Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.

Имеет определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение, основное и дополнительное образование.

Имеет специфические методы работы: индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Как известно, театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.

В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Учитывая результаты проделанной работы, мы составили следующий план развития:

Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Список используемой литературы:

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. 1991.
  2. Абсалямова А.Г. Детское творчество и народная сказка. М. 1998.
  3. Алянский Ю.Л. Азбука театра. Л. 1998.
  4. Амонашвилли Ш. Размышления о гуманной педагогике М. 1996.
  5. Абелюк Е.С. Миф или сказка?. М. 1995.
  6. Асеев Б.Н. История русского драматического театра от истоков до конца XVIII века М. 1977.
  7. Банникова Н.Г. Краткий курс зарубежной литературы от средневековья до настоящего времени т. 1. М. 1999.
  8. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры с детьми с интеллектуальной недостаточностью М. 2000.
  9. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. М. 1998.
  10. Бодяжиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. Изд. 2. М. 1981.
  11. Борев Ю. Эстетика. М. 1988. с. 32
  12. Березин В.И. Искусство оформления спектакля. М. 1986.
  13. Бурманский Г.В., Слудский В. М, Одарённые дети. М. 1991.
  14. Брянцев А.А. Воспоминание. Статьи. Дневники. Письма. М. 1989.
  15. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. 1978.
  16. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как развивать навыки общения у ребёнка. Методические рекомендации. СПб 1995.
  17. Бочкарёва Л.П. Создание игровых образов детьми шестого года жизни под влиянием художественной книги. М. 1982.
  18. Боровик О.В. Формирование воображение у учащихся младших классов. М. 1999.
  19. Выготский Л.С. Психология и искусства. М. 1987.
  20. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1991.
  21. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка М. 1996.
  22. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционной работе дошкольников СПб 2000.
  23. Генов Г.В. Теневой театр для самых маленьких М. 1979.
  24. Герман О. Беседы об эстетики. М. 1982.
  25. Гончарова Н. Театральные игры в коррекции заикания//ДВ 1998 № 3.
  26. Генералова И.А. Интегративный предмет Театр или воспитание искусством. М. 1997.
  27. Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. М. 1993.
  28. Горькова Л.Г. Праздники и развлечения в детском саду. М. 2003. с. 7
  29. Гаспаров Н.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуры. М. 1998. с. 42.
  30. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М. 1972.
  31. Гулыка А.В. Принципы эстетики. М. 1987.
  32. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М. 1996.
  33. Детство: Программа развития и воспитание детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др. Спб. 1996.
  34. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизация. М. 1992.
  35. Дом, который построили МЫ авторская модель образовательного учреждения М. 2000.
  36. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве М. 1990.
  37. Дошкольная педагогика Козлова С.А., Куликова Т.А. М. 2000.
  38. Ершова А.Г., Букатов В.М. Актерская грамота – подросткам. М. 1994.
  39. Ершова А.Г., Букатов В.М. Возвращение к таланту: о социо игровой педагогике. Красноярск 1999.
  40. Ершов П.М. Технология актёрского искусства М, 1992.
  41. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей М. 1995.
  42. Заворыгина Е. Особенности воображение детей в игре. //ДВ 1996 № 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...