Перспективный план занятий В подготовительной,среднейи старших группах «наблюдения и опыты с неживой природой
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Виноградова Анна Владимировна

«наблюдения и опыты с неживой природой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.docx46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план занятий

В подготовительной группе

«наблюдения и опыты с неживой природой»

п/п

ТЕМА

ЦЕЛЬ

СЕНТЯБРЬ

1.

Вода.

Познакомить со свойствами воды, состоянием воды: твёрдое, жидкое, газообразное, использованием воды, вода не имеет вкуса, запаха, формы.

2.

Опыт с водой.

Дать понять, что вода всегда находится горизонтально по отношению к Земле. Очистить грязную воду с помощью фильтров.

3.

Почва.

Дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок, глина, земля). Водопроницаемость песка и глины.

4.

Магнит.

Познакомить детей со свойствами магнита (притягивает   железо), может двигать небольшие предметы.

ОКТЯБРЬ

1.

Беседа: «Дерево».

 

Познакомить детей с поделками из дерева,  где их используют, как называют рабочих, обрабатывающих дерево.

2.

Опыт с деревом.

Дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. Сравнить металл и дерево: что тяжелее?

3.

Беседа: «Земной шар».

Познакомить с картой, глобусом, показать Северный и Южный полюс, материки, моря, океаны, горы. Есть атмосфера – это воздух, которым мы дышим.

4.

Беседа: «Климатические зоны Земли».

Познакомить с климатическими зонами Земли: на севере тундра и холодный климат, на экваторе – джунгли и жарко, живут разные животные.

НОЯБРЬ

1.

Камень.

Познакомить детей с видами камней, где его добывают, что из него делают.

2.

Опыт с камнем.

Дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный ,но и босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет.

3.

Опыт: Движение. Скорость.

Дать понять, что движение зависит от скорости, направления.

Опыт: сделать горки разной высоты, скатить по ним машины. С какой горки машина проедет дальше?

4.

Солнечная система.

Познакомить детей с солнечной системой – в ней есть звёзды, планеты. Самая большая звезда – Солнце. Есть кометы. Метеориты. Всё это находится в движении.

ДЕКАБРЬ

1.

Песок.

 

Познакомить детей с песком разного цвета, объяснить, почему он такой, из чего состоит песок, где его используют.

2.

Опыт с песком.

Дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать.

3.

Опыт с водой.

Показать зависимость воды от температуры воздуха (заморозить воду, нагреть её), добавить краски в воду и заморозить. Что

получится?

4.

Опыт со снегом.

Дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха)

ЯНВАРЬ

1.

Стекло.

Познакомить с производством стекла, где его используют, как обращаться со стеклом.

2.

Опыт со стеклом.

Дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным.

3.

Опыт со снегом и льдом.

Дать понять, что быстрее растает снег или лёд?(Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед)

ФЕВРАЛЬ

1.

Беседа: «Резина».

Из чего производят резину, что из неё делают, где используют.

2.

Опыт с резиной.

Дать понять, что резина не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая.

В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему?

3.

Опыт: «Замерзание воды».

Дать понять детям, где вода быстрее замерзает в подносе с водой или в ведёрке? Объяснить, почему на подносе замерзает быстрее. Обсудить, почему нельзя ходить по льду.

4.

Опыт с мыльными пузырями.

Понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают?

МАРТ

1.

Пластмасса.

 

Познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают пластмассу, где её используют.

2.

Опыт с зеркалом.

Дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)?

3.

Испарение воды.

Дать понять детям, что вода испаряется и образуется в водяной пар. Опыт: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения: куда делась вода?

4.

Закон сохранения вещества

(опыт с водой и сахаром).

Дать понять, что вещество не появляется из ничего и не исчезает, оно переходит из одного состояния в другое

АПРЕЛЬ

1.

Знакомство с металлом.

Познакомить детей с понятием металл, виды металла, как его получают, где используют.

2.

Опыт с металлом.

Дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает.

3.

Опыт с парафином.

Дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твёрдой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки.

4.

Как работает термометр.

Дать понят детям, как работает термометр, от чего зависят его показания.

МАЙ

1.

Воздух.

Познакомить детей с тем, что воздух- это смесь газов, в основном кислород, которым мы дышим. Где используют газ? Газ бывает и ядовитым (угарный газ). С помощью газа надувают воздушные шарики.

2.

Ветер.

Дать понять, что ветер это движение воздуха. С помощью вертушки и полосок бумаги определить направление и силу ветра. Где используют ветер (паруса, вентилятор, фен, ветряная мельница)?

3.

Опыт: «Как растение дышит».

Определить с какой стороны листа в растение проникает воздух.

4.

Опыт с дождевыми червями

Установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.

Перспективный план занятий в старшей группе

«наблюдения и опыты с неживой природой»

п/п

ТЕМА

ЦЕЛЬ

СЕНТЯБРЬ

1.

Опыт: «Свойства песка».

Учить детей различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло – или темно – коричневый), хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в песок).

2.

Наблюдение: «Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге».

Показать детям, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета.

3.

Беседа:  «Кому нужен песок для жизни?»

Попросить детей рассказать о том, что они знают про пустыню и тех кто там живет. Обратить внимание детей на то, что песок необходим и растениям.

4.

Игры с песком.

Закрепить с детьми свойства и особенности песка. Побуждать детей делать интересные постройки , сооружения.

ОКТЯБРЬ

1.

Беседа: «Что такое глина?»

Выяснить с детьми, чем глина отличается от песка (она не сыплется, плотная, может быть сырая и сухая; мокрая глина липкая, вязкая, мягкая – из нее можно лепить разные предметы; сухая глина твердая, похожа на камень).

2.

Опыт: «Свойства глины».

С помощью опыта показать детям, что глина, в отличие от песка, не пропускает воду, впитывает ее и становиться мягкой.

3.

Беседа: «Что человек делает из глины?»

Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). Познакомить детей с народной глиняной игрушкой – дымковской, филимоновской.

4.

Опыт: « Шарики из глины и песка».

Закрепить свойства глины и песка. Сравнить песок и глину. Слепить  шарики из  глины и песка. Дать высохнуть. Что произойдёт  с шариками, когда  они высохнут?

НОЯБРЬ

1.

Опыт: «Сравнить свойства песка и глины».

Учить детей сравнивать свойства песка и глины: песок рыхлый, легко проходят вода, воздух; глина твердая, плохо проходят вода, воздух; песок состоит из мелких песчинок круглой формы, расположенных отдельно друг от друга, а  у глины мелкие частички, слипшиеся друг с другом.

2.

Занятие: Сравнить простые и ценные камни в природе.

Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умения обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и т. д). Дать детям представление о том, что камни есть в земле, в реках, морях, поэтому их называют речными и морскими.

3.

Опыт: «Сравнение песка с речными камнями».

Продолжать знакомить детей с песком и речными камнями. Рассмотреть, назвать свойства

(форму, цвет, твёрдость, особенности поверхности). Сравнить речные камешки с песком, назвать отличие  и сходство.

4.

Опыт: «Сравнение песка, глины и камней».

Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить их сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках.

ДЕКАБРЬ

1.

Опыт: «Превращение снега и льда в воду».

Показать детям связь между температурой воздуха и состоянием снега и льда. (Принести  снег и лед в помещение). Снег тает от воздействия любого источника тепла. (Положить горсть снега на ладонь, затем на ладонь в варежке).

2.

Опыт: «Защитные  свойства снега».

Показать детям защитные свойства снега. В мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.

3.

Опыт: «Снег грязный».

Дать детям понятие о загрязнении снега и воды. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр, которым покрыт стакан.

4.

Игры – соревнования.

Продолжать знакомство детей со свойствами снега (на прогулке слепить из снега снеговиков, крепости, фигуры животных).

ЯНВАРЬ

1.

Беседа о волшебнице – воде.

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

2.

Опыт: «Вода – растворитель».

Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие - нет.

3.

Опыт: «Три состояния воды».

Показать детям, что вода имеет три состояния: лед, вода, пар.

4.

Беседа: «Земля – живая планета».

Дать представление об уникальности Земли – на ней есть жизнь (растения, животные, человек), потому что на планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам.

ФЕВРАЛЬ

1.

Опыт: «Радуга в комнате».

Познакомить детей с природным явлением – радугой.

2.

Опыт:  «Вода испаряется».

Показать детям, что вода может испаряться.

3.

Опыт: «Ходят капельки по кругу».

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

4.

Опыт: «Вода не имеет вкуса и запаха».

Дать детям понятие того, что вода не имеет вкуса и запаха (сравнить на вкус воду, молоко, сок; предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет.)

МАРТ

1.

Беседа: «Воздух и его роль в жизни человека».

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.

2.

Наблюдение «Воздух есть во всех предметах».

Показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду.

3.

Наблюдение «Воздух упругий».

Познакомить детей с тем, что воздухом можно надувать разные предметы (шары, мешочки), воздух заполняет их, становиться упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

4.

Опыт: «Воздух имеет вес».

С помощью опытов показать детям, что воздух имеет вес. (Взять палку длиной 60 см, на ее середине закрепить веревочку. К обоим концам палки привязать два одинаковых воздушных шарика и подвесить ее за веревочку. Проткнуть острым предметом один из шаров. Потом проткнуть второй: шар без воздуха стал легче, восстановить равновесие).

АПРЕЛЬ

1.

Опыт: «Как увидеть воздух».

Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

2.

Опыт: «Как услышать воздух».

Продолжить знакомство со свойствами воздуха.

3.

Опыт: «Воздух бывает теплый и холодный».

Показать детям, что воздух бывает теплым и холодным: теплый – легкий, холодный – тяжелый.

4.

Наблюдение: «Воздух нужен для жизни».

Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить.

МАЙ

1.

Беседа об уходе за комнатными растениями.

Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей.

2.

Опыт: «Почва: необходимость удобрений для роста растений».

Дать понятие о почве как о «живой земле».

3.

Опыт: «Растения «пьют»  воду».

Доказать, что растения «пьют» воду. Поставить букет цветов в подкрашенную воду.

4.

Игра «Что нас окружает?»

Актуализировать приобретенные знания, умения и навыки в опытно – экспериментальной деятельности.

Перспективный план занятий в средней группе

«наблюдения и опыты с неживой природой»

№ п/п

ТЕМА

ЦЕЛЬ

СЕНТЯБРЬ

1.

Опыт: «Свойства песка».

Продолжать знакомить детей со свойствами и особенностями песка: он бывает сухой и мокрый (влажный, сырой); сухой – сверло – желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой – по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется, в него легко играть.  

2.

Опыт: «Свойства глины».

Познакомить детей со свойствами глины. Рассмотреть глину через лупу, Отметить, что в глине слипшиеся, очень мелкие частички,  чем-то глина похожа на пластилин.

3.

Опыт: «Сравнить свойства песка и глины».

Учить детей сравнивать свойства песка и глины: песок рыхлый, легко проходят вода, воздух; глина твердая, плохо проходят вода, воздух; песок состоит из мелких песчинок круглой формы, расположенных отдельно друг от друга, а  у глины мелкие частички, слипшиеся друг с другом.

4.

Игры с песком.

Закрепить с детьми свойства и особенности песка. Побуждать детей делать интересные постройки , сооружения.

ОКТЯБРЬ

1.

Опыт: «Искусственный ветер сдувает  песок, а глину – нет».

Продолжать знакомить детей со свойствами глины и песка. Создать игрушечный ветер в банке и показать детям, что песок легко двигается, сдувается,  а кусочки  глины сдуваются  труднее  или совсем не двигаются.

2.

Опыт: «Сравнить прочность песка и глины»

Закрепить свойства песка и глины. Предложить детям слепить шарики из сухого, сырого песка и влажной глины, сравнить их после высыхания; посадить в стаканчики с песком и глиной семена фасоли, в каком стаканчике быстрее прорастет.

3.

Опыт: «Из  чего состоит  глина?»

Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Растереть сухую  глину в порошок. Рассмотреть через  лупу. Отметить, что пылинки, которые мы видим через лупу очень маленькие, глина состоит из мелких частичек.

4.

Опыт: «Свойства камней».

Сравнить камни по форме, размеру, цвету, по округлости, гладкости, по тяжести.

НОЯБРЬ

1.

Опыт: «Сравнить свойства камня и глины».

Уточнить и расширить представления  детей о свойствах и особенностях глины и камня. Назвать свойства материалов, которые обнаружили дети на ощупь: камень сухой и твёрдый, из него ничего нельзя сделать, а глина влажная и мягкая, может менять форму.

2.

Опыт: «Свойства мела и угля».

Сравнить между собой уголь и мел: пачкаются, материалы твердые, но хрупкие, легко ломаются, раскалываются.

3.

Рисование мелом и углем.

Показать детям, что мел и уголь оставляют следы – ими можно рисовать на полу, на асфальте, на доске, на бумаге.

4.

Наблюдение за первым выпавшим снегом.

Отметить, что первый снег выпадает и быстро тает. Обсудить с детьми, почему  он тает.

ДЕКАБРЬ

1.

Опыт: «Снег и его свойства».

Продолжать  знакомить детей со свойствами снега: холодный,  рассыпчатый, липкий, белый,   защищает растения от холода.

2.

Опыт: «Почему снег липкий?»

Установить зависимость снега от температуры воздуха. В морозную погоду предложить детям вылепить снежки. Почему не лепится? Занести снег  в помещение и снова вылепить снежки. Почему снег стал липким?.

3.

Опыт: «Превращение снега и льда в воду».

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. Принести снег и лед в помещение и посмотреть, что с ними произойдет.

4.

 Опыт: «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Закрепить представление  детей  о том, что превращение воды в лёд  зависит от температуры воздуха.

ЯНВАРЬ

1.

Опыт: «Лёд легче воды».

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. С помощью опыта доказать, что лёд легче воды.

2.

Наблюдение за снегом в морозный день.

Развивать наблюдательность и умение самостоятельно делать выводы. В морозный день послушать как скрипит снег под ногами. Вспомнить, всегда ли скрипит снег?

3.

Опыт: «Снег грязный».

Дать детям понятие о загрязнении снега и воды. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр, которым покрыт стакан. На фильтре останутся следы: снег грязный.

4.

Игры – соревнования.

Продолжать знакомство детей со свойствами снега(на прогулке слепить из снега снеговиков и разные фигуры).

ФЕВРАЛЬ

1.

Опыт: «Здравствуй, ветер».

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер

2.

Наблюдение  за ветром.

Развивать  умение наблюдать, выяснить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев,  бегут  облака.

3.

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещении?»

Показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение. При этом можно почувствовать кожей лица – это будет легкий ветерок.

4.

Опыт: «Воздух и его свойства».

Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен., легкий.

МАРТ

1.

Наблюдение «Дуем – играем».

Показать детям, что с воздухом можно по разному играть, если научиться сильно дуть.

2.

Наблюдение за сосульками.

Выяснить, откуда появились сосульки. Рассмотреть их, отметить, что сосулька  твёрдая, холодная, прозрачная, легко колется.

3.

Наблюдение «Чем пахнет воздух».

Учить детей различать запахи, узнавать запах знакомых предметов, наслаждаться хорошим ароматом.

4.

Опыт: «Движение воздуха».

Дать детям понятие о движении воздуха.

АПРЕЛЬ

1.

Опыт: «Какой бывает вода?».

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода не имеет вкуса, запаха).

2.

Беседа «Для чего нужна вода?»

Опыт: «Вода нужна всем».

Рассказать о значении воды в нашей жизни. Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

3.

Наблюдение «Есть ли в воде воздух?»

Уточнить представления детей о том, что воздух есть везде, что в воде тоже есть воздух, особенно его много в чистой, свежей воде.

4.

Занятие: «Как птицы летают?»

Уточнить представление детей о знакомых птицах , об их внешних различиях, о том, что они могут летать по воздуху при помощи крыльев. Чтобы лететь, птицы раскрывают крылья и машут ими.

МАЙ

1.

Опыт: «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы».

Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может течь. Взять разные сосуды, перелить воду из одного в другой. Вода льется. Почему? Воду налить в кувшин, тарелку, стакан. Вода меняет форму, принимает форму того предмета, в котором находится.

2.

Опыт: «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, холодной горячей. При помощи пальцев попробовать воду в стаканах.

3.

Опыт: «3 состояния воды».

Обобщить знания о различных агрегатных состояниях воды  ( лёд, пар, вода).

4.

КВН  «Почти все о неживой природе»

Актуализировать приобретенные знания, умения и навыки в опытно – экспериментальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов с неживой природой в старшей группе часть 1

Картотека экспериментальной деятельности...

Картотека опытов с неживой природой в старшей группе часть 2

Картотека по экспериментальной деятельности...

Картотека опытов с неживой природой в старшей группе часть 3

Картотека экспериментальной деятельности...

Перспективный план занятий в группе младшего возраста по теме «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой»

Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного о...

Перспективный план занятий в группе младшего возраста по теме «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой»

Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного о...

План-конспект занятия по окружающему миру: «Воздух невидимка». В старшей группе (наблюдения и опыты).

Конспект занятия: «Воздух невидимка».В старшей группе (наблюдения и опыты).Цели и задачи: Развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, устанавливать  причинно-следственные связи и де...

Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"

Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....