План работы педагога-психолога по адаптации детей младших групп и помощь ребёнку в этот период.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Ересько Оксана Витальевна

Разработанный план педагога-психолога на уч.год в период адаптации детей младших групп. Помощь ребёнку в адаптации к детскому саду. Основные направления работы психологической службы БДОУ и пакеты документов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по адаптации детей 
(для воспитателей l младших групп № ……..  )

на 20___-20___уч.год.

Направление и содержание работы

Срок

Ответственные

Исполнители

Изучение соответствующей литературы

Июнь-июль

Старший 
воспитатель

Воспитатели

Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период

Июнь-август

Старший 
воспитатель

Педагог-психолог

Воспитатели

Работа с родителями

Использование видеозарисовки из приемов работы с родителями в период адаптации как учебное пособие

Постоянно

Старший 
воспитатель

Воспитатели

Использование фотоальбомов для предварительного знакомства ребенка с детским садом

Постоянно

Педагог 
психолог

Воспитатели

Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".

Проведение консультации, предоставление анкет для заполнения

Постоянно

Старший

воспитатель, педагог 
психолог

Воспитатели,

старший воспитатель, педагог 
психолог

Организационные мероприятия по формированию материально-технической базы

Подготовка места для приема детей:

подбор мебели;

подготовка и дидактического материала в соответствии с возрастом.

Оформление приемной:

вынос новых, ярких игрушек;

изготовление "полочки любимых вещей" ребенка;

изготовление ярких подвесок

июль-август

Старший

воспитатель, 
педагог 
психолог

Воспитатели

Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна (представить фонотеку на совещании при заведующем)

До 10 июня

Старший

воспитатель, музыкальный руководитель

Воспитатели

Подготовка наборов игрушек-забав, кукол для развлечения детей

До 10 июня

Старший 
воспитатель

Воспитатели

Подготовка места для игр с песком участке

Июнь

Старший 
воспитатель

Воспитатели

Обеспечение детей играми, в которых задействуются кисти рук

Постоянно

Старший 
воспитатель

Воспитатели

Работа с детьми

Использование для общения с детьми игровых методов взаимодействия

Постоянно

Старший 
воспитатель

Воспитатели

Неукоснительное соблюдение режима дня для второй группы раннего возраста, смены видов деятельности, сна и прогулок!

Постоянно

Старший 
воспитатель

Воспитатели

Обеспечение индивидуальных игр-занятий с детьми разных возрастных групп по их потребностям

Постоянно

Старший 
воспитатель

Воспитатели

Своевременное введение игр-занятий с детьми, прошедшими период адаптации

Постоянно

Педагог-психолог,
воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

Помощь ребенку в адаптации

Главное же направление адаптации детей к БДОУ – работа с ними.

Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются в контрольные дни (1й, 2й, 3й, 4й, 8й, 16й, 32й и при необходимости 64й (по методике К. Печоры)) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.

Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в БДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.

В первые же дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.

Приводить ребенка лучше не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.

Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы.

Например, мы просим приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.

Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.

Известно, что в стрессовой ситуации дети нередко засовывают себе пальцы в рот. Такое переключение на древнюю пищевую реакцию затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции.

Чтобы предотвратить возникновение вредной привычки, но при этом помочь ему снять эмоциональное напряжение, мы ставим на видном месте воду и блюдо с сухариками, сушками и печеньем.

Однако если привычка сосать палец (соску) у ребенка устойчива, мы ни в коем случае не отучаем от нее в адаптационный период.

Основные направления работы психологической службы БДОУ и пакеты документов

Однако работа с одними лишь воспитанниками в период их адаптации в БДОУ не дает должного результата. Необходимо, во-первых, активно сотрудничать с родителями по этому вопросу.

Во-вторых, старший воспитатель и психологическая служба должны контролировать знания и действия самих педагогов, готовящихся принять группу вновь прибывших дошкольников.

В связи с этим психологическая служба БДОУ  г. Омска "Детский сад № 119Ф" организовала свою работу по трем направлениям:

  • с родителями;
  • педагогами;
  • воспитанниками.

Для этого были разработаны соответствующие пакеты документов:

  • для родителей:
  • рекомендации в родительский уголок "Готовим малыша в детский сад. (Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям" с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.);
  • информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой;
  • для педагогов:
  • анкеты, которые заполняются родителями, а затем анализируются педагогами;
  • план работы по адаптации детей в БДОУ (приложение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по сенсорному воспитанию для детей младшей группы .

Перспективный план работы по сенсорному воспитанию для детей младшей группы ....

Тематический план работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшей группы

План по нравственно - патриотическому воспитанию представлен в виде таблицы с темами на каждую неделю...

План работы педагога-психолога на тему "Адаптация"

МероприятиеЦельПланируемый результат и форма отчетностиСрокипроведенияДиагностика1.Систематические наблюдения заповедением детейв ходеадаптационного периода;2.Заполнение адаптационных карт;3.Зап...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫВоспитатель: Рижко С.ГМЕСЯЦРАЗДЕЛСОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫЦЕЛИСентябрь«Мой любимый детский сад»1. Экскурсия п...

Перспективный план работы по социально – коммуникативному развитию детей младшей группы.

Перспективный план работыпо социально – коммуникативному развитию детей младшей группы....