Сказкотерапия
учебно-методический материал на тему

Иконникова Ксения Николаевна

Что такое сказкотерапия, функции, основные правила, способы проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_1.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Сказкотерапия как она есть                                                                                                    PostHeaderIconСказкотерапия. 

Сравнительно недавно в русском языке появился термин «сказкотерапия». У разных специалистов он вызывает разнообразные ассоциации, что, впрочем, свойственно большему количеству новых терминов. Например, для одних «сказкотерапия» представляет собой способ передачи основных жизненных знаний, для других – это лечение сказками, а для третьих – это прием коррекционной работы.

Что же касается сказкотерапевтов, то для них «сказкотерапия» является языком, на котором они разговаривают с душой человека. О том, что психология представляет собой науку о душе, сказкотерапевт помнит всегда. Таким образом, сказкотерапию можно отнести к одной из систем воспитания. В этом случае, термин «воспитание» понимается как развитие человеческого самосознания и духа на основе общечеловеческих ценностей или как питание оси, жизненного стержня человека. Данный вид терапии можно назвать «учением об общечеловеческих ценностях».

Также ее можно рассматривать как процесс переноса сказочных смыслов в реальность или как процесс образования связей между поведением в реальной жизни и сказочными событиями.

Для проведения сказкотерапии используются разнообразные жанры, среди которых саги, притчи, сказки, мифы, анекдоты и т.д.

PostHeaderIconФункции сказкотерапии. 

Обычно сказка выполняет три функции, а именно терапевтическую, прогностическую и диагностическую. Выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка предполагает диагностическая сказка. В данных случаях психологи просят сочинить либо любую сказку, либо сказку о мальчике пяти лет. После написания сказки психолог ее анализирует. С помощью анализа могут быть выявлены ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка, либо базовый жизненный сценарий.

Выявлению состояния или отношений ребенка, о которых он не хочет говорить вслух, может способствовать диагностическая сказка.

Сказка, благодаря которой в состоянии и поведении ребенка происходят позитивные изменения, является терапевтической сказкой. Различными способами может быть произведена сказкотерапевтическая работа с ребенком:

- Сказку ребенок может сочинять самостоятельно.

- Существующая авторская и народная сказка, которые могут быть использованы в работе с ребенком.

- Сказку могут вместе сочинять ребенок и терапевт, при этом они могут драматизировать как ее элементы, так и полностью всю.

PostHeaderIconОсновные правила сказкотерапии 

Существует несколько основополагающих правил проведения сеансов сказкотерапии:
- если произошла какая-либо травмирующая ситуация, то сказкотерапию лучше всего проводить по проишествии некоторого времени. Это дает возможность успокоиться и отдохнуть. Только после этого можно проводить сеанс. Лучше всего сказкотерапию проводить во избежание травмирующей ситуации, чтобы ребенок смог морально подготовится, например, к смене обстановки или походу в садик, школу,
- сеансы лучше всего проводить перед сном (вечером или днем),
- начинать сказку следует с таких фраз, которые дадут ребенку возможность понять, что произошедшие события могли произойти где угодно и когда угодно,
- лучше всего создать традицию, которая будет переносить ребенка в сказочную страну,
- всегда помогайте ребенку, если он захочет представить себя сказочным героем.

PostHeaderIconСпособы проведения сказкотерапии 

Существует несколько способов проведения сеансов сказкотерапии, вот некоторые из них:
- для сказкотерапии можно выбирать любую сказку, которая может быть выбрана как из народного фольклора, так и из сказок знаменитых авторов. Главная задача – это подобрать такую сказку, которая бы не надоедала ребенку и он мог слушать ее много раз. Если же такую сказку удалось найти, то главная проблема решена, и вы теперь должны каждый раз немного корректировать ее и добавлять нужные элементы,
- при желании сказку можно сочинить вместе с вашим ребенком. Это делается с помощью наводящих вопросов и фантазии, как взрослого, так и малыша,
- детям старшего возроста можно предложить самим придумать сказочного героя, сказку и попробовать найти выход из непростой ситуации.

PostHeaderIconСказки на ночь. 

Почему большинство деток требует от своих родителей почитать на ночь сказку? Потому что она представляет собой своего рода пожелание спокойной ночи и спокойного сна, только состоящее не из одной фразы или нескольких слов, а длинное, интересное, приятное и доброе. Чтение сказки на ночь также можно назвать общением с малышом на понятном ему волшебном языке. 

На ночь лучше всего читать ребенку спокойную, простую и добрую сказку, которая должна его убаюкивать. Сновидения маленького человека зависят в основном от того, что он услышал, почувствовал и увидел перед тем, как заснуть.

В психологии есть такое направление, как сказкотерапия, основная идея которой состоит в том, что ребенок, отождествляя себя с главными героями сказок учится мыслить, отличать доброе от злого, плохое от хорошего. Также он становится более усидчивым, внимательным и учится проявлять сочувствие.

Некоторые специалисты считают, что человек повторяет сценарий своей любимой сказки в своей жизни. Поэтому, какая сказка станет любимой для вашего ребенка, вы можете решить с ним. Например, сказка о Золушке может научить ребенка труду, ответственности и усидчивости. «Снежная королева» – верить в победу добра над злом. Уделяйте особое внимание вопросу, кому из героев симпатизирует ваш малыш, ищите в них положительные стороны, если это будут злодеи, обсуждайте кто из них верный друг и т.д.

PostHeaderIconЧто дает сказка человеку? 

Процесс сказкотерапии не ограничивается грамотным подбором и сочинением сказок. После прочтения сказки он должен сопровождаться подробным обсуждением ее сюжета. Когда вы читаете или рассказываете истории вашему ребенку, в его бессознательном формируется так называемый банк жизненных ситуаций, который представляет собой набор знаний об устройстве Мира, о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми и о способах самореализации. Этот банк знаний находится в пассивном состоянии, если с ребенком не обсуждать сказочные и мифологические истории.

Жизненные уроки и поиск параллелей с реальными явлениями происходит в тот момент, когда психолог обсуждает с ребенком сказочные истории. Именно тогда активируется и развивается банк знаний о Мире. Ребенок размышляет о своем предназначении, исследуя собственные способности и возможности, и естественным путем формирует способность видеть причинно-следственные связи и осознанно действовать. Ребенку о таких вещах думать полезно, потому что спустя немного времени уже будет поздно, говорит Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Свою точку зрения она объясняет тем, что стоит оглянуться вокруг и можно увидеть к чему приводит отрицание взрослым человеком  сказочных взаимоотношений с Миром и одержимость иллюзией собственной безнаказанности.

PostHeaderIconСказка приходит на помощь. 

Единственным способом объединить язык взрослых и детей является сказка. Если рассказчик знает свое дело, то дети просто входят в сказку и живут жизнью ее героев, переживая вместе с ними, триумф победы и страх, радость и горе. При этом малыши не просто слушают голос, они себе представляют сказку и перед их внутренним взором проходят картины и образы.

Не смотря на то, что сказка представляет собой развлечение, дети с ее помощью познают реалии мира, она заставляет ребенка думать и размышлять, хранит в себе нравственные постулаты и передает их, учит ярким и сильным человеческим чувствам.

«Правополушарный» тип мышления преобладает у детей примерно до 10-12 лет. Поэтому можно сказать, что только через яркие образы может быть передана ребенку наиболее важная информация для их развития и социализации. Именно поэтому лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире являются мифологические и сказочные истории.

В основу целого направления современной психотерапии, получившего название «сказкотерапия», положена врачующая способность сказки. Однако у очень многих людей этот термин по прежнему вызывает улыбку, так как они считают его «детским». Но, большинство из них изменяет свое мнение, познакомившись с ним поближе. Сказкотерапия является одним из самых молодых направлений в современной научной практике, не смотря на то, что она представляет собой самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии. Такие известные психологи как Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Борис Герасимовия Ананьев, Ханс Дикманн, Эрик Берн, Эрих Фромм и т.д. занимались анализом сказок. В 1997 году под руководством Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в России в Санкт-Петербурге был открыт первый Институт сказкотерапии.

PostHeaderIconСочиняем сказку сами. 

Если родители решили самостоятельно проводить сеансы сказкотерапии, то для начала им нужно ознакомиться с соответствующей литературой. Если вы обнаружили у вашего ребенка какую-либо эмоциональную проблему, то постарайтесь придумать такую сказку, чтобы малыш мог от нее избавиться, слушая о подвигах и похождениях героев. Сначала нужно придумать героя, который был бы похож на вашего малыша, затем рассказать о его жизни так, чтобы сходство между жизнью героя и ребенка было заметно и самому малышу. После этого герой вашей сказки должен попасть в проблемную ситуацию, которая похожа на ситуацию ребенка. При этом все чувства, которые испытывает ваше чадо необходимо приписать герою. Сказочный герой начинает искать выход из создавшейся проблематичной ситуации и в итоге находит правильное решение проблемы и даже не одно. Если правильно подойти к созданию сказки, то можно довольно просто помочь своему ребенку избавиться как от страхов, так и от проблем.

PostHeaderIconСказки и понятие добра. 

Наиболее точно объяснить ребенку: что такое хорошо и что такое плохо, можно с помощью сказки, потому, что сказочные герои всегда делятся на плохих и хороших. А для разграничения добра и зла и для определения симпатий ребенка это очень важно. Дети наиболее часто представляют себя в роли положительного героя и благодаря этому начинают понимать, что такое добро. В реальной жизни и взаимоотношениях с людьми закрепляются нравственные понятия, которые ярко представлены в образах героев. Это объясняется тем, что во всех сказках плохие герои всегда в конце наказаны, а единственной возможностью избежать наказания – не быть отрицательным персонажем. В виде образов сильных и храбрых богатырей, добрых волшебниц, фей, принцев и рыцарей, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту в сказках представляется добро и именно поэтому ребенок их воспринимает, гораздо легче. Потому что понятие добра гораздо легче понять, когда оно представлено не в виде свода правил и законов.

PostHeaderIconСказка и реальность. 

Понять окружающую действительность ребенку помогает знакомство со сказкой, считают психологи. Любая сказка представляет собой рассказ об основных законах, действующих в нашей жизни, об отношениях между людьми. В связи с тем, что ребенок не умеет мыслить логически, сказка не утруждает его серьезными логичными рассуждениями и поэтому ее язык понятен малышу. Также сказка не дает ребенку прямых наставлений, которые он так не любит. Жизненно важная информация усваивается малышом сама по себе, незаметно, потому что образы, которые предлагает сказка, очень интересны для него. Умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что является основой для любой творческой деятельности и абсолютно новым видом психической активности, малыш приобретает, приобщаясь к сказке. Пример решения сложных ситуативных задач и готовый пример поведения приносят сказки детям, при этом они оставляют ребенку возможность самостоятельно осмыслить ситуацию.

PostHeaderIconСказкотерапия приносит пользу всем. 

Сказкотерапия  полезна всем. Лечебные сказки разрабатываются не только для детей, но и для взрослых, потому что она помогает решить множество проблем психики. Однако специалисты уточняют, что этот психологический метод не является панацеей от всех бед. Они отмечают, что эффект от этой терапии будет виден только через определенное время. При работе с детьми у сказкотерапии есть определенные правила, например, ребенок должен четко осознавать, что реальная жизнь отличается от сказки. В каждом конкретном случае нужно учитывать особенности психического развития ребенка, каждого индивидуально. Нужно знать, что навык различия между сказочный жизнью и реальностью появляется у детей в возрасте 3,5-4 лет.

PostHeaderIconДля определенного возраста – свои сказки. 

При выборе сказки для ребенка нужно учитывать особенности его психологического развития и то, насколько выбранная вами сказка будет полезна. Например, способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных героев развивается у ребенка уже к двум годам. Больше всего в таком возрасте малыши любят сказки о животных. Повторяющиеся сюжеты в сказках детки замечают и любят. Такая манера повторения сказочного сюжета помогает ребенку его запомнить и освоиться в нем. Для того, чтобы дети лучше понимали сказку и ее сюжет им необходимо не только словесное описание, но и изображение, говорят психологи. Они это объясняют тем, что основной опорой для прослеживания событий служит именно зрительный образ. К таким опорам можно отнести действия разыгранные родителями по сюжету сказки или хорошие иллюстрации в книге.

Способность ребенка образно представлять в уме или фантазировать начинает развиваться между двумя и пятью годами, проще говоря, к восприятию волшебных сказок мозг уже готов. При этом стоит учитывать, что развитие страхов, связанных с персонажами волшебных сказок, может стать  первым признаком достижения ребенком психического развития. Если у малыша существует психологическая проблема, то выявить ее вовремя и скорректировать его психическое развитие, поможет умение родителей обращать внимание на любимых и нелюбимых сказочных героев. Уверенность в себе, в своем будущем можно развивать восприятие сказки.

Любые сказки, сюжет которых интересен и полезен ребенку можно читать в период между пятью и семью годами. Но, при этом воображение, мышление, эмоции и поведение должны развивать выбранные произведения. Способность пересказывать известные сказки возникает у малыша уже с пяти лет. О задержке психического развития ребенка родителям может сказать упрощенное понимание взаимоотношения персонажей, трудности с пересказом сказки, трудности с подборкой слов или забывание сюжета многократно прочитанной сказочной истории. В таком случае взрослым следует немедленно обратиться к логопеду и психологу.

PostHeaderIconЭмоции ребенка и сказки. 

Сегодня для того, чтобы поступить и закончить престижные школы и детские сады нужно сдавать экзамены, поэтому можно сделать вывод, что большее количество своего внимания современные преподаватели уделяют развитию интеллекта, а эмоциональная сфера детской души отходит на второй план. Родители во многих случаях также уделяют больше внимания интеллекту ребенка, так как рано начинают обучать малыша, принуждая его, таким образом, к интеллектуальным усилиям, к которым он еще не готов ни морально, ни физически. Однако специалисты утверждают, что для малыша важнее всего развитие его чувств и питание эмоциональной сферы, потому что это помогает ему получить полноценное психическое развитие. Поэтому одним из самых доступных средств для развития эмоционального восприятия ребенка, которым во все времена пользовались родители и преподаватели является сказка.

                                                                                   

                                                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...