Картотека прогулок. Часть 1.
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Тютерева Ольга Владимировна

Картотека прогулок для старшей- подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_nablyudeniya1.docx92.66 КБ

Предварительный просмотр:

№ 1C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Наблюдение за воробьями

Цель – учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Беседа                                В канаве с водою талой

Плещется воробей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть...

Задорный, лихой воробьишка —

Боюсь я его спугнуть.

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собирается в шумные стайки. Обратите внимание на оживленное поведение воробья. Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (Воробьи радуются ей, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.) 

Давайте вспомним, чем питался воробей зимой? (Зернышками, крошками.) А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена растений.) А весной? (Воробьи любят питаться мошками, комарами, гусеницами, тлей.) Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое. Из чего воробьи строят гнезда? (Из перышек, сухих травинок, кусочков ваты.) А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.) Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы. Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.) Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, комарами и другими насекомыми.) Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

Труд. Расчистка клумбы от прошлогодней травы.

П/и: "Кто быстрее?". "Дальше и выше". Прыжки вверх с места

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что за предмет".

"Угадай игрушку".

Пальчиковая гимнастика "Воробьишки"

Самостоятельная игровая деятельность.  Свободные игры

№ 2

Наблюдение за градом

Цель  познакомить с понятием «град»; дать представление о том, почему в природе наблюдается град; активизировать внимание, память. C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа                                  С неба полетели

Белые горошки.

Испугалась курица,

Убежала кошка.

Я хотел попробовать

Белого горошка,

Только почему-то

Тает он в ладошках.

Когда земля нагревается, теплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Высоко над землей всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идет с дождем: одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные, падают на землю. Вот так мы наблюдаем это природное явление.

Исследовательская деятельность

Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки-

горошки: на дороге, под кустами и т.д.

Труд. Уборка обрезанных веток кустарников и деревьев.

П/и: "Птицы и лиса". "Подбеги и поймай". Прыжки с пеньков

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто впереди?".

"Узнай по описанию".

Пальчиковая гимнастика "Град"

Самостоятельная деятельность. Игры с выносным материалом

№ 3

Наблюдение за собакой

Цель  систематизировать представления о жизни животных весной; учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи;  развивать доказательную речь;  воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили. C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа                      Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога,

На собаку-водолаза

И на всех овчарок сразу.

Как вам кажется: этот щенок — "мальчик" или "девочка"?

Какое имя (кличка) щенку подходит?

Какое у щенка настроение?

Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься? Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином.

Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака — преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать. Но прежде всего нужно любить ее.

Труд. Участие в перекопке земли.

П/и: "Классы", "Ключи". Совершенствовать технику прыжка (упражнения с длинной скакалкой).

 Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Хорошо–плохо". "Дни недели".

Пальчиковая гимнастика "Веселая собака"

Самостоятельная деятельность. Рисование на песке животных.

№ 5

Наблюдение за снегом

Цель  учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе (солнце — снег).C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

   Беседа           На безобразных зимних перекрестках

Ещё лежал позавчерашний снег,

Он не любил весенних теплых нег,

Но уберечься было так непросто!

Есть приметы: если снежные хлопья стали крупными — жди оттепели; снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть — жди ранней весны. Что происходит со снегом, когда припекает солнце? Каким цветом становится снег? Где быстрее тает снег – в тени или на солнце?

Исследовательская деятельность.  Измерить глубину снега на солнце и в тени.

Труд. Расчистка дорожек от мусора.

П/и: "Зайцы". "Не задень". Прыжки через веревку на высоте 15—20 см.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто больше назовет действий". "Придумай предложение".

Пальчиковая гимнастика "Снежок".

Самостоятельная деятельность. Игры с выносным материалом.

№ 4

Наблюдение за облаками

Цель – продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

 

Беседа                               Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поля озерушки,

Белый пух да перышки.

Посмотрите на небо, что вы видите? Какие сегодня облака?

Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?

В каком направлении плывут облака?

На что похожи сегодняшние облака?

Как по облакам узнать погоду? В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. С детьми вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.

Труд. Помощь малышам в сооружении горки на их участке.

П/и: "Бездомный заяц". "Автомобили". Прыжки на двух ногах.  

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто впереди?". Разучивание скороговорки "Во дворе трава, на траве дрова".

Пальчиковая гимнастика "Облака".

Самостоятельная деятельность. Игры с водой и песком.

№ 6

Наблюдение за высотой стояния Солнца

Цель  закреплять знания о влиянии солнечной энергии  на  жизнь растений, животных и человека. C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа                                   Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

Без него плачемся,

А как появится —

От него прячемся. (Солнце.)

Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла  тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти

трава. Что же еще происходит в природе? (Установить и закрепить представления об экологических связях.) Где восходит, где

заходит солнце?

Исследовательская деятельность

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно

 долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

Труд. Организация помощи дворнику в чистке бордюра вокруг участка.

П /и: " Солнце и планеты". "Автомобили". Прыжки в длину с

 места.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Составь предложение". "Выложи узор".

Пальчиковая гимнастика "Пальчики гуляют".

Самостоятельная деятельность. Игры с песком.

№ 7

Наблюдение за капелью

Цель  закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским действиям. C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа                       На солнышках согрелась ель,

Подтаяла сосна.

В лесу апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна.

С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной и теневой? (С солнечной.) Почему? (Солнце пригревает больше, и от этого они  «растут».) В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра) А в солнечный день? (Растет.) С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.) Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой — с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды. А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги

Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.

Труд. Посыпание песком дорожек на участке малышей.

 П/и: "Пятнашки", "Не замочи ноги". Прыжки через препятствия.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Ветер". "Части".

Пальчиковая гимнастика "Кап кап".

Самостоятельная деятельность. Игры с песком.

№ 9C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Наблюдение за трясогузкой

Цель – закреплять знания о трясогузке.

Беседа                         Трясогузка, трясогузка —

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись в моем саду.

И за ставенкой резной

Свей гнездо свое весной.

В народе трясогузку зовут "ледоломкой" — срок ее прилета совпадает с ледоходом. Говорят, что «трясогузка хвостом лед разбивает». Птица маленькая, серая, с черным «галстуком»; ножки высокие, тоненькие; хвост длинный, постоянно встряхивает хвостом; отсюда и название. Голос подает и в полете, и на земле. Кормится, собирая на «сугревах» мелких насекомых. Свои гнезда трясогузка устраивает вблизи водоемов.

Исследовательская деятельность: Сравнить трясогузку с воробьем.

Труд. Обрезка кустарников, вынос веток в компостную яму.

 П/и: "Я знаю". "Вышел поезд". Бег и прыжки по сигналу.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. Разучивание скороговорок. Повторение стихотворений.

Пальчиковая гимнастика "Птичка невеличка".

Самостоятельная деятельность. Катание на велосипеде.

№ 8

Наблюдение за таянием снега

Цель – учить устанавливать взаимосвязи в природе.C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа                           Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам  на снегу

часто образуется ледяная корочка — наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.

Труд. Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

П/и: "Волк и коза". "Самолеты". Метание мяча правой и левой рукой.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто впереди?". "Назови по порядку".

Пальчиковая гимнастика "Град"

Самостоятельная деятельность. Игры с камушками.

№ 10

Наблюдение за рябиной

Цель – закреплять знания о рябине; развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа                                 Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.)

Когда зацветает рябина? (В мае.) Как выглядят ее соцветия? (Кремово-белые соцветия.) Кто переносит пыльцу рябины? (Пчелы.) Почему рябину называют неприхотливым деревом?

(Хорошо себя чувствует в тени и на открытых местах, привычна к морозным зимам.) Какие звери любят ягоды рябины? (Лоси, ежи, белки, бурундуки, снегири, свиристели.) Почему птицы

сбрасывают ягоды рябины на землю? (Они под снегом лежат как консервированные, а весной находят сброшенные ягоды, и готово угощение.) Что дает рябина людям? (Из ягод варят варенье,

джем, мед, из древесины делают посуду, из веток плетут

 красивые корзины.)

Труд. Посадка деревьев.

П/и: "Что растет в родном краю?". "Вышибало". Метание мяча.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Узнай по описанию". "Размер предметов".

Пальчиковая гимнастика "Дерево".

Самостоятельная деятельность. Рисование на асфальте.

№ 11

Растения и кустарники на участке

Цель – закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо. C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа                            Тополечек не сажала,

Сам он вырос под окном.

Но придется мне, пожалуй,

Позаботиться о нем, —

Тополек я пожалела,

Сорняки убрать сумела,

Поливала — сбилась с ног.

Хорошо ли, тополек?

Проверить, как перезимовали деревья (много ли поломанных веток). Какие еще произошли изменения?

Какое состояние кроны деревьев на участке?

Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)

Труд. Сбор поломанных веток на участке, подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.

П/ и: "Мое любимое дерев". "Извилистая тропинка". Ходьба приставным шагом и бег с захлестом.

Индивидуальная работа.  Дидактические игры. "Скажи ласково". "Чего не хватает?".

Пальчиковая гимнастика "Маленький кустик".

Самостоятельная деятельность. Рисование на песке.

  № 13        

Наблюдение за облаками

Цель  закреплять знания о явлениях неживой природы. C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа                 Бегут по небу разные зверюшки:

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

Что такое облака? Какого они цвета? Из чего они состоят? (Из бесчисленного количества капелек воды или кристалликов льда.)

Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые, слоистые.)

Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками. На что похожи перистые облака? Какие облака самые большие? Какие облака посылают нам дождь? Почему облака двигаются по небу? (Их гонит ветер.)

 Исследовательская деятельность. Определить, какие облака на небе. Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы.

Труд. Подготовка огорода к дальнейшей работе; уборка мусора, подметание дорожек.

П/и:  "Утро в лесу". "Птицы". Метание мяча вдаль.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. Математическое упражнение. "Слоги и предложения".

Пальчиковая гимнастика "Высоко в небе".

Самостоятельная деятельность. Свободные игры.

№ 12

Наблюдение за камнями

Цель – знакомить с разнообразием камней и их свойствами. C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа

На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями. Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».

Намокли брюки и носки, заела мошкара.

Но не уйду я от реки, наверно, до утра.

И вдруг я камешки нашел, что излучают свет!

Один — как мамины глаза — прозрачно-голубой;

Как виноградная лоза – зелененький — другой.

А третий — солнышка светлей, а вдруг это алмаз?!

Я отнесу его в музей, учительнице в класс.

Кто из вас находил камни? Где это происходило?

Какие они были? Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?

Исследовательская деятельность

Найти камни на участке детского сада: серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.

Труд. Коллективный труд по уборке территории.

П/и: "Кто быстрее?". "Ручеек". Катание обруча в произвольном направлении.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Слоги". "Подуй как ветер".

Пальчиковая гимнастика "Камушки".

Самостоятельная деятельность. Игры с песком и формочками.

№ 14

Наблюдение за ветром

Цель – уточнить представление о ветре.

C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа                             Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Вы волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как раскачиваются ветви деревьев.

Каким бывает ветер? Почему дует ветер?

Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.

Назовите наиболее сильные ветры. (Ураганы, тайфуны, метели, бураны.) Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками. Можно ли увидеть следы ветра?

Исследовательская деятельность 

Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.

Труд. Сбор веток на участке.

П/и: "Кто быстрее?". "Дальше и выше". Перебрасывание мяча

друг другу снизу.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Ветерок". "Наоборот".

Пальчиковая гимнастика "Ветерок".

Самостоятельная деятельность. Раскладывание камушек.

№ 15

Наблюдение за почвой

Цель  познакомить с почвенным слоем — торфом.

C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа                      Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

Вокруг нас много болот, а болота богаты торфом. Торф — это удобрение и топливо. Он быстро разгорается при сильном нагреве. Торф сырой, вязкий, темный и тяжелый весной когда пропитан влагой. Он плохо пропускает воду, поэтому если пройти по мокрому торфу, то он прилипнет к обуви. Поэтому нежелательно ходить по таким тропинкам. Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение.

Исследовательская деятельность

Сравнить сухие и влажные комочки торфа. Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли). Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?

Труд. Переноска торфа на грядки и под деревья.

 П/и: "Черное и белое". "Зайцы и собаки". Прыжки через   скакалку, вращая ее вперед, назад.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что я построю из песка". "Узнай на ощупь".

Пальчиковая гимнастика "Мы рисовали".

Самостоятельная деятельность. Узоры на песке.

№ 16

Наблюдение за мухой

Цель – продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

формировать реалистические представления о природе.

Беседа                                     С хоботом, а не слон.

Не птица, а летает.

Никто не приучает,

А на нос садится. (Муха.)

Как выглядит муха? Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие

 волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила

 сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, муха в состоянии удержаться практически везде.) Почему мух называют вредными насекомыми? Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.) Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.) Где мухи откладывают

 свои яйца? (В навозе, мусоре). Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.) Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.) Чем кушают мухи? (Хоботком.) Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.) Где и как муха проводит зиму?

Исследовательская деятельность

Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).

Труд. Посадка семян гороха.

П/ и: "Кати в цель". "Догони мяч". Катание обруча.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Хорошо — плохо". "Радуга".

Пальчиковая гимнастика "Насекомые".

Самостоятельная деятельность. Игры с мячом у стенки.

№ 17

Наблюдение за грозой

Цель – знакомить с понятием «гроза»; формировать реальные представления о явлении природы; обогащать словарный запас;C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

развивать наблюдательность.

Беседа                  Потемнело небо — тучами покрылось,

Будто колесница в небе покатилась.

Муравьишки скрылись, гром гремит, пугает,

Дождь ручьями льется, молния сверкает.

Спрятались под крышу воробьи-зазнайки.

Что с природой стало, дети, отгадайте?  (Гроза.)

Что потемнело и покрылось тучами? Что гремит и пугает?

Про какие явления природы еще говорится? (Про дождь, молнию.) Кого напугала гроза? (Муравьишек, воробьев.)

Как вы думаете, что такое гроза? Когда погода плохая, внутри облака накапливается электричество. Молния — это гигантская электрическая искра. Молния нагревает окружающий воздух. Горячий воздух сталкивается с более холодным, и раздается гром. Молния во время грозы очень опасна. Очень часто попадает в высокие, одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки дерево и устроить пожар. Нельзя стоять под деревом во время грозы.

Исследовательская деятельность

Сравнить обыкновенный дождь и грозу, назвать сходства и различия.

Труд. 1-я подгруппа — расчистка граблями участка; 2-я подгруппа — вынос мусора.

 П/ и: "Гуси-гуси". "Найди свое дерево". Прыжки на двух и на одной ноге

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "От дерева до дерева". "Кто быстрее".

Пальчиковая гимнастика "Гром гремит".

Самостоятельная деятельность. Катание на велосипеде.

№ 18C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Наблюдение за радугой

Цель продолжать формировать представление о радуге как

 части неживой природы.

Беседа                            Что за чудо — красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)

Когда идет дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга. Она видна, когда лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Они располагаются всегда в одном и том же порядке. Приказало солнце — стой! — Семицветный мост крутой. Туча скрыла солнца свет — Рухнул мост, а щепок нет.

Нарисовать на асфальте цветными мелками радугу.

 Когда исчезнет радуга? I

 Когда она может появиться? Что это за явление — радуга?

Труд. Сбор мусора на участке.

П/ и: "Мы — веселые ребята". "Выше всех". Прыжки с продвижением.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Найди дерево". "Угадай по описанию".

Пальчиковая гимнастика "Радуга дуга".

Самостоятельная деятельность. Игры с предметами.

№ 19

Наблюдение за бабочкой

     Цель  расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении, размножении и пользе; способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

    Беседа                                Бабочка мило порхнула,

Села на яркий цветок,

В сладкий нектар окунула

Крохотный свой хоботок.

     Не птица, а с крыльями. Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка.) Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: и желтые лимонницы, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них короткие усики и большие глаза. Когда она пьет капельки нектара с цветов, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спирально. Перелетая с Цветка на цветок, бабочка собирает нектар и опыляет их. Летом самка откладывает яички в почву. Через некоторое время из них появляются личинки — гусеницы. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются, и появляются взрослые бабочки, которых называют мотыльками. Бабочки тутового шелкопряда, питающиеся листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают шелк.

    Труд. Уборка мусора на участке.

П/ и: "Медведь и пчелы". "Бабочки, лягушки и цапли". Бег по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Сбей шишки". "Скажи наоборот".

Пальчиковая гимнастика "Бабочка".

Самостоятельная деятельность. Игры с песком.

№ 21C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Наблюдение за муравейником

Цель – закреплять знания о муравьях;

воспитывать интерес к исследовательской работе.

Беседа                                Он работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Какую пользу приносят муравьи людям и лесу? (Уничтожают вредных насекомых.) Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.) Муравейником правит муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи — они кормят и ухаживают за личинками. Охраняют муравейный терем муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости. Муравьи — хищники, уничтожают множество насекомых. А где живут наши муравьи? (Муравейник находится в верхнем слое почвы, под асфальтом.) Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.

Исследовательская деятельность

Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Труд. Очистка участка от старых листьев.

П/ и: "Живой лабиринт". "Прыг да скок". Прыжки на левой и правой ногах.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Звукоподражание". "Угадай по описанию".

Пальчиковая гимнастика "Улей".

Самостоятельная деятельность. Игры с предметами.

№ 20

Наблюдение за одуванчиком

Цель учить сравнивать одуванчик в начале и конце цветения, знать изменения, произошедшие с цветком; развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа

Почему одуванчиков так много? Они неприхотливы. В золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке — парашютиком. Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, и одуванчик становится похож на пушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков, и летят во все стороны отважные семечки-парашютисты. А на месте остаются голые головки цветка. Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В огородах одуванчик считают сорняком и стараются его вырвать с корнем, что не всегда удается. Какие изменения происходят в процессе цветения одуванчика? Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.) Почему одуванчик считается лекарственным растением? (Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения.) Каковы правила заготовки лекарственных растений? (Корни выкапывают только после созревания и осыпания семян, желательно оставлять в земле для возобновления растений, не все корни вырывают.) Когда закрывается корзинка цветка?

Исследовательская деятельность

Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.

Труд. Уборка в аптекарском огороде.

П/ и: "Гуси-лебеди". "Скакалка". Катание обруча в произвольном направлении.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что где растет?".

"Опиши цветок".

Пальчиковая гимнастика "Цветок".

Самостоятельная деятельность. Свободные игры.

№ 22C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Наблюдение за цветником

Цель  расширять представления о цветнике весной;

закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Беседа                                 Цветочные слезы -

Росинки на листьях

Цветы, словно звезды,

Небесною кистью

Раскрашены ярко ...

Искрятся, лучатся...

Нам неба подарком

На сердце ложатся.

Назовите садовые цветы. Назовите полевые цветы. Где они

растут? Какие цветы вам нравятся? Почему? Есть ли у вас дома цветы? Какие? Как вы за ними ухаживаете? Что надо сделать, прежде чем посадить цветы? Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы? Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели? Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас? Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?

Труд. Работа на огороде.

П/ и: "Чье звено скорее соберется?". "Не упади". Ходьба по

бревну.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Опиши цветок".

"Что где растет?".

Пальчиковая гимнастика "Василек".

Самостоятельная деятельность. Игры на спортивном участке.

№ 23

Наблюдение за велосипедом

Цель – закреплять знания о назначении велосипеда. C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа                     Мне на День Рожденья в мае

Подарили папа с мамой

Новенький, блестящий

Супер настоящий

В катафоты он одет -

Заводной велосипед.

Выйду я на улицу,

Все вокруг любуются,

Ездить быстро научусь,

Быстрей ветра прокачусь.

Уточнить, что велосипеды бывают детские и взрослые. Чем они отличаются? (Размером и количеством колес.) Из каких частей состоит велосипед? Каких размеров бывают велосипеды?

Для кого они предназначены? Тяжело ли ездить на велосипеде?

Нужно ли знать правила дорожного движения, чтобы управлять велосипедом? Чем отличается велосипед от машины?

Сколько человек может одновременно ехать на велосипеде?

Труд. Уборка мусора на участке.

П/ и: "Не попадись". "Попрыгунчики". Метание предметов в цель.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто больше назовет действий". "Опиши предмет".

Пальчиковая гимнастика "Машина".

Самостоятельная деятельность. Сбор гербария.

  № 25C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Наблюдение за насекомыми

Цель  уточнить содержание понятия «насекомые»;

научить сравнивать их по существенным общим признакам.

Беседа                             Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Как, одним словом называются отгадки? (Насекомые.)

Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)

Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

Труд. Уборка мусора на участке.

П/ и: "Не попадись". "Перепрыгни". Метание предметов в цель.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что в лукошке". "Не верно".

Пальчиковая гимнастика "Гусеница".

Самостоятельная деятельность. Игры на асфальте.

№ 24

Наблюдение за погодой

Цель  продолжать формировать обобщенные представления оC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

 сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Беседа                             Хорошо весной, поле чистое,

Муравой-травой ты украшено.

Да цветочками все душистыми

В утро майское принаряжено.

Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением

ранней и поздней весны.) Объясните, почему люди стали одеваться

 легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.) Что произошло со снегом? (Он растаял.) Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.) Каким стало небо? (Ярко-синим.) Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.) Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)

Какая была температура воздуха, когда шел снег? При какой температуре идет дождь? Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять

солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками

 в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы

звонко щебечут, гремят первые грозы.)

Труд. Уборка участка от весеннего мусора.

П/ и: "Мы — капельки", "Живой лабиринт". Метание мяча правой и

левой рукой в заданном направлении.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Придумай

предложение".  "Как шумит вода?".

Пальчиковая гимнастика "Ветерок".

Самостоятельная деятельность. Рисование на песке.

№ 26C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Наблюдение за пчелами

Цель  уточнить содержание понятия «насекомые»;

научить сравнивать их по существенным общим признакам.

Беседа                                    О многих шестиногих,

Прекрасных и убогих,

Мы каждому из вас

Расскажем без прикрас.

Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.) Какие изменения происходят

в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки,

которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.) Где живут насекомые?  (В саду, на дереве, у водоемов.)

 Как защищаться от насекомых? Чем питаются насекомые? Как они передвигаются? Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую

жидкость.) Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.) Какие изменения происходят в жизни насекомых осенью? (Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.) Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?

Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку.) Почему комаров называют вредными

насекомыми? (Они разносчики опасных болезней.)

Исследовательская деятельность

Найти божью коровку и определить ее название.

Найти тропу муравья.

Труд. Очистка участка от мусора и снега.

П/ и: "Перелет пчел". "Мыши в кладовой". Улучшать технику бега.

Индивидуальная работа.  Дидактические игры. "Хорошо–плохо". "Что изменилось".

Пальчиковая гимнастика "Пчелки".

Самостоятельная деятельность. Рисование на песке палочками.

№ 27

Наблюдение за подорожником

Цель – продолжать развивать познавательную активность  в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Беседа       На поляне зеленеет подорожник молодой

Почему не на дороге, от тропинки далеко?

Может хочет незаметным сделаться его цветок

Чтобы людям он за лето так ни разу не помог?

Как называют май в народе? (Цветень.) Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много там и трава.) Где тень и сыро, трава не взошла, почему? Что происходит с травами после майских дождей? (Они ярче зеленеют.) Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)

Почему его так назвали? Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для своих корней.) Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.) Кто знает, чем может помочь подорожник?

Исследовательская деятельность

Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности. Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.

Труд. Уборка территории.

П/ и:  "Узнай и назови".  "Вырасти цветы". Хождение по буму.

Индивидуальная работа.  Дидактические игры. "Какие растения ты знаешь". "Что перепутано".

Пальчиковая гимнастика "Трава".

Самостоятельная деятельность. Игры по желанию детей.

№ 28

Наблюдение за одуванчиком

Цель – уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения); формировать умение и желание активно C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

беречь и защищать природу; закреплять знания о лекарственных растениях.

Беседа                   Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца маленький портрет.

Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев.

Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка —

корзиночка, наполненная мелкими цветами.

Труд. Уборка территории.

П/ и:  "Узнай и назови".  "Цветовод и пчелы". Хождение по буму.

Индивидуальная работа.  Дидактические игры. "Может все наоборот". "Времена года".

Пальчиковая гимнастика "Желтый цветочек".

Самостоятельная деятельность. Игры с песком.

№ 29        C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Наблюдение за одуванчиком

Цель – уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения); формировать умение и желание активно

беречь и защищать природу; закреплять знания о лекарственных растениях.

Беседа                    Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится в беленькое платьице:

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

Каждый цветок — это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок. Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце. Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато-бурые продолговатые плоды-семена. Много прозвищ у одуванчика: «подойничек» (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и «придорожь» (потому что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка — «плешивец» (ветер дунет — семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка). Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут. Как выглядит одуванчик? В какое время можно им любоваться? Какие прозвища есть у одуванчика? Почему одуванчик относят к лекарственным растениям?

Исследовательская деятельность

Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках?

Труд. Уборка участка от мусора и сухих веток.

П/ и: "Найди свой бутон". "Попрыгунчик". Прыжки в длину.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Посчитай". "Раз, два, три".

Пальчиковая гимнастика "Одуванчик.

Самостоятельная деятельность. Катание на роликах.

№ 30        C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900437826.PNG

Наблюдение за водоемом

Цель – закреплять знания о свойствах льда.

Беседа                       В нашем мутном водоеме

Всякой рыбы – косяки;

Выбор просто преогромен;

Клев отличный, мужики!

Весна с каждым днем одерживает победу над холодной зимой. Первая победа весны — полевая. Появляются проталины, цветы мать-и-мачеха, темный снег. Вторая победа весны -  речная. Снег ручьем стекает в овраги и под лед в речку. Вода поднимается в реках и ломает лед. И понеслись по течению огромные льдины, налетая друг на друга. Когда ломается лед и разливаются реки, температура воздуха резко понижается. А в стоячих водоемах лед держится дольше, так как вода не течет, не передвигается. Только постепенно бежит под лед и заливает его сверху. Лед не

ломается, а постепенно тает.

Исследовательская деятельность

Измерить толщину льда с помощью ледомера (продолжить наблюдение за таянием льда в водоеме на последующих прогулках).

Труд. Очистка участка от мусора и снега.

П/ и: "Волк во рву", "С кочки на кочку". Прыжки в длину.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Дотянись, не ошибись". "Пойдешь на лево".

Пальчиковая гимнастика "Водичка".

Самостоятельная деятельность. Игры с песком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок. 2-ая мл. гр. - ЗИМА

Картотека  прогулок  на зимнее время года для второй младшей  группы. В карточках нет индивидуальной работы с детьми,т.к. это мы планируем сами на основании пройденного материала на зан...

"Картотека прогулок " 2-ая мл. гр.- ОСЕНЬ

Картотека полностью готова для проведения прогулок с детьми . Мы в своих планах указываем лишь только номер прогулки и всё. УДОБНО,ПРОСТО И ПРАКТИЧНО (не надо много писать в планах)...

Картотека прогулок "Осень" в младшей - средней группе с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)

Карточки проведения прогулок с детьми, с подвижными играми.  Материал дополнен художественными произведениями, народными играми, загадками, потешками. Здесь только неучтена индивидуальная работа ...

Картотека прогулок "Осень" 2 часть.

Методическая разработка для первой младшей группы....

Картотека прогулок. Часть 2.

Картотека прогулок в старшей-подготовительной группе  продолжение....

Картотека прогулок 2 часть

Картотека прогулок...