Главные вкладки

    Картотека игр на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников
    методическая разработка на тему

    Тиссен Есения Викторовна

    Любая игра многофункциональна, она реализует разные цели, но в предложенной картотеке игр, есть общая цель - "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека игр на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников

    «Клеевой ручеёк»

    Цель:

    •        развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

    Перед игрой педагог беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

    Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

    1. Подняться и сойти со стула.

    2. Проползти под столом.

    3. Обогнуть “широкое озеро”.

    4. Пробраться через “дремучий лес”.

    5. Спрятаться от диких животных.

    Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

    • Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать.

    Цель:

    •        воспитывать доверительные отношения друг другу;

    •        развивать чувство ответственности за другого человека;

    •        учить слышать, понимать и соблюдать правила игры, задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них.

    «Слепец и поводырь»

    оснащение: повязки на глаза (по количеству пар участников).

    описание игры:

    Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, обходя препятствия. «Поводырь», может давать ведомому соответствующие пояснения относительно их передвижения: «Переступи кубик», «Здесь стул, обойди его», и  даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парам. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

    По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

    «Поступки»

    оснащение: магнитная доска, магниты, мел; пары сюжетных картинок с изображением приемлемых и неприемлемых взаимоотношений в системах:

    Взрослый – ребенок,

    Ребенок – ребенок,

    Ребенок – природа.

    Описание упражнения:

     Один из детей – водящий, остальные «наблюдатели» и «советчики».

    Педагог вертикальной линией разделяет доску пополам. В левой части доски пишет знак «-», в правой «+». Водящему предлагается найти картинку с изображением плохого поступка, прикрепить её под знаком «-» и обосновать свой выбор, далее водящему необходимо подобрать парную картинку, на которой изображен хороший поступок и прикрепить его под знаком «+» и пояснить своё решение. «Наблюдатели» и «советчики» следят за ходом работы и высказывают своё мнение.

    • Игры и упражнения на развитие умения активно слушать.

    Цель:

    •        развивать слуховое внимание и память, вербальную и невербальную коммуникацию;

    •        учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл, понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;

    •        учить использовать  прием активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.

    «Объясни Незнайке»

    оснащение: кукла «Незнайка», фишки.

    описание игры:

    Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг.

    Педагог спрашивает детей, какие пословицы они знают. Затем говорит: - Незнайка не понимает о того, о  чем говорится в пословицах. Давайте ему поможем.

    Педагог называет пословицы, а дети стараются их объяснить. Привести подходящие примеры.

    Ребенок, который дал правильный ответ, получает фишку. Выиграет тот, кто к концу игры собрал больше всего фишек.

    (в этой игре можно разделить детей на команды, с помощью считалки, чья команда набрала больше фишек та и выиграла.)

    «Что случилось»

    оснащение: магнитная доска. Картинки на магнитах: веселый крокодил, грустный львенок, испуганный  слоненок, злой мышонок, удивленный филин,  обиженный пингвин.

    описание упражнения:

    С помощью считалки выбирается один из детей «водящий», а остальные дети «наблюдатели» и «советчики».

    Педагог водящему предлагает выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:

    - Кто это?

    - Какое у него настроение?

    - Какие чувства (эмоции) он испытывает?

    - Почему? Что с ним случилось?

     - Что ты ему посоветуешь?

    «Наблюдатели» и «советчики»  слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.

    Потом водящий меняется и упражнение возобновляется.

    • Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию.

    Цель:

    •        развивать умение понимать друг друга, работать с информацией через установления логических  и причинно-следственных связей, а также умозаключения;

    •        развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

    «Через стекло»

    описание упражнения:

    Участники выбирают себе пару. Педагог говорит:

    -Представьте, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.

     Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание, какого либо сообщения.

    Примеры сообщений:  - Я позвоню, когда приеду.

                                          - Напиши мне письмо и т.д.

    Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать, содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.

    «Я бросаю тебе мяч»

    оснащение: мяч

    описание игры:

    Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом, бросающий мяч, говорит: «Я  бросаю тебе конфету (цветок, яблоко, куклу, самолет и т.д)».

    Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой либо вывод, например: «Спасибо, ты знаешь, что  я люблю сладкое».

    • Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» умение говорить самому.

    Цель:

    •        учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;

    •        научить детей устанавливать «обратную связь» при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми.

    «Художник слова»

    описание упражнения:

    Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого-либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь.  

    (учитывая уровень вербального воображения детей, можно предложить упражнение на ассоциативное восприятие,  используя вопросы, например: На какое животное похож?  На какое растение?

    «Телевизор»

    оснащение: «телевизор» (окно в ширме ил стульчик со спинкой).

    описание игры:

     С помощью считалки выбирается «ведущий телепередачи». Остальные участники  - «телезрители» - делятся на две группы и выходят из комнаты.

    Педагог предлагает ребенку сыграть роль ведущего передачи «Новости» («В мире животных», «Спокойной ночи малыши», «Музыка на ТV» и т.д.). Когда ребёнок подготовиться, в комнату приглашается одна из команд «телезрителей».

    «Ведущий комментирует события, которые характерны для этой передачи. «Телезрители» должны угадать название передачи и договориться, как они  расскажут об этой передаче другой группе участников.

    Приглашается вторая группа детей, и «телезрители» передают им информацию об увиденной передаче. Эта группа детей объясняет  «ведущему», какую передачу посмотрели «телезрители».

    Затем дети меняются ролями, и возобновляется игра.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека игр и упражнений для коррекции и развития коммуникативных навыков старших дошкольников

    В картотеке собраны игры для развития коммуникации детей, предложенные именитыми москоскими психологами - Генадием и Еленой Кравцовыми....

    Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста

    Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от взаимодействия с другими детьми и взрослым, умение слушать и слышать другого человека, а также помогаю...

    Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников

    Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников...

    КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)

    Формирование коммуникативных навыков – практически  первое условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из самых важных задач подготовки его к дальнейшей жизни....

    КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)

    КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВУ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА(5 - 7 ЛЕТ)Воспитатель: Стеклярова И.А.1. «Волшебный клубок»Цель: формировать чувство близости с другими дет...

    КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)

    Данная картотека игр имеет определенные задачи, на основе которых мы разделили их на блоки:Блок взаимодействия: развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесны...

    КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость ...