Игрушка в жизни ребенка
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья описывает значение игры и игрушки для развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka_v_zhizni_rebenka.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка в жизни ребенка

Игрушка может быть для ребенка благодетелем или врагом душевного и телесного развития. Она – друг образующих сил, если она проста, примитивна и не очень богата. Если она дает ребенку возможность образовывать, преобразовывать и заканчивать незаконченные фантазии. Ребенок должен иметь возможность развивать образующие силы, высвобождающиеся из тела и господствующие в фантазии, иначе они накапливаются, отражаются на организме, угнетают ребенка. Это может проявиться в непослушании, плохом настроении, болезненности, но прежде всего повреждает здоровые задатки будущего. Рудольф Штайнер назвал это внутреннее накопление сил фантазии « внутренним телесным наказанием», которое для ребенка так же мучительно и еще более вредно действует на его будущее, чем внешние телесные наказания. Он приводит пример «законченно красивой куклы», с настоящими волосами, закрывающимися глазами и т.п., к которой фантазия ребенка уже ничего не может добавить, и для сравнения – простую куклу, сшитую из ткани, с нарисованными глазами, носом и ротиком, которая может пробудить внутреннюю любовь, так как здесь есть простор для фантазии. Точно так же песок, кусочки дерева, из которых мальчик строит дома, башни, дворцы, мосты в тысячу раз лучше, чем механический конструктор с его четкими, геометрически точными гранями.

Однажды в одном детском саду провели опыт: детям предоставили для свободного выбора ящик со строительными кубиками, ящик с глиной и большую кучу песка. Дети даже не подошли к кубикам. Глина и песок давали их фантазии гораздо больше возможностей. Конечно, дети становились грязными. Но это можно предусмотреть, у ребенка может быть угол, где он, надев старую одежду, мог бы рисовать, лепить, красить, строить, стучать молотком и т.д.

Игра имеет такое значение для развития ребенка, что воспитатели должны следить, как дети играют. Существуют такие дети, которые не хотят или не могут играть одни; другие могут часами играть в одну и ту же игру, третьи выбрасывают все игрушки из шкафа и играют с каждой не более пяти минут. Четвертые могут задуматься, забыв про игру. Известно глубокомысленное высказывание Шиллера, что только играющий человек – полностью человек.

Чтобы помочь детям играть правильно, воспитатель должен сам воодушевиться игрой и играть с ребенком вместе, пока тот не научиться играть самостоятельно.

Маленькому сангвинику нужно помочь подольше играть в одну игру. Медленную игру флегматика – несколько оживить.

С меланхоликом – попытаться включить его в игру других детей, а холерика – побуждать время от времени в игре подчиняться.

В детском саду также важно, чтобы дети просто играли и при этом развивали свою фантазию. Это важнее, чем различные интеллектуальные занятия. Играть, заниматься творчеством (живопись, лепка, танцы, пение и т.п.) и подражать взрослым занятиям (вытирать пыль, подметать, шить, мастерить и т.п. – но без практических целей) – вот подходящие занятия для детей. Каждая интеллектуальная деятельность, которая по содержанию абстрактна и не имеет ничего общего с жизнью (как, например, большинство заданий Фребеля), должна быть отвергнута.

Лучше для ребенка, если он будет учиться застегивать пуговицы на настоящих брючках и фартучках, чем на специально предназначенных «обучающих средствах» (Монтессори).

Неразумные взрослые часто восхищаются, когда 4-5 летние дети могут читать, писать и считать, ведут себя тихо и «учтиво» и «ведут умные беседы». Можно предвидеть всю жизнь таких детей, которые имеют несчастье в детском саду или дома всегда оставаться одинокими.

«Невидимые товарищи по игре»

Детская фантазия способна творить в такой форме, которой взрослый, если он не художник, уже не может достичь. Дети «видят» больше, чем взрослые. Когда маленький мальчик «видит» под кроватью, в шкафу, во всех углах что-то, что он со страхом называет «волком», то взрослые склонны считать это детским сумасбродством. Однако можно легко убедиться, что ребенок имеет восприятие, которого не имеют взрослые. Это детское ясновидение соединяется с творческой силой фантазии. Ребенок живет с такой интенсивностью в творениях своей фантазии, что он их как бы овеществляет и переносит вовне. В этом – происхождение «невидимых друзей», которых создает себе гораздо большее число детей, чем мы думаем. Дети довольно скоро понимают, что взрослые не относятся с пониманием к этим «невидимым друзьям», упрекая детей во лжи или хвастовстве. Поэтому взрослые узнают об этом не много.

Если мы углубимся в сказку братьев Гримм о жерлянке (лягушке), то найдем здесь такое детское переживание «невидимого друга». Можно привести немало примеров таких «невидимых друзей», но в сегодняшнем восприятии людей они становятся чем-то сенсационным. Можно указать на интереснейшую книгу Х. Уолполла «Золотое чучело». Английский писатель с тончайшим пониманием изображает способность детей воспринимать сверхчувственное – в данном случае охраняющую силу, которая ведет их по жизни и защищает их в ранние годы, невидимого друга, которого они потом забывают тем больше, чем больше возрастает их знакомство с земными вещами. Также может быть упомянута захватывающая книга Уильяма Кантона «Незримый друг детства», в которой описывается нежная дружба души умершего братика с живущей на земле сестренкой.

Дети еще не так замкнуты от небесного мира, как большинство взрослых. Силу детской фантазии можно наблюдать в игре. У маленького мальчика была собака, которая существовала только в его фантазии. Собака ела вместе с ним, спала вместе с ним, играла, гуляла с ним – и так длилось долго. Однажды мальчик «взял с собой» собаку к другу, пообещав маме быть к обеду дома. Но вернулся гораздо позже. Потом мама второго мальчика рассказала, что ребенок ушел вовремя, но через четверть часа прибежал, запыхавшись, расстроенный: «Я забыл свою собаку!» Он побежал в сад, свистел, звал, наконец воображаемая собака пришла, и он побежал с ней домой.

«Невидимые друзья детских игр» обычно остаются с ребенком до смены зубов, самое позднее до девятого года. Детский сад и школа заставляют их исчезнуть, так как у ребенка теперь много друзей «из плоти и крови».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка в жизни ребенка

. Игрушек много, но какие выбрать?  Эта консультация поможет родителям сделать правильный выбор ....

Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"

Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира.  Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует ул...

«Игрушка в жизни ребенка.»

консультация для родителей...

"Значение игрушка в жизни ребенка".

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет".А.С.Макаренко....

ИГРУШКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Игрушка в жизни ребёнка»Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в дан...

"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....