Как относиться к фантазиям ребенка
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

В статье даются советы как относиться к детским фантазиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_otnositsya_k_fantaziyam_rebenka.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Как относиться к фантазиям ребенка

Детская фантазия способна творить в такой форме, которой взрослый, если он не художник, уже не может достичь. Дети «видят» больше, чем взрослые. Существует азбучная истина, которая, однако, редко принимается во внимание в воспитании: что дети еще не могут отличить правду от вымысла. Почему ребенок должен считать то, что он воспринимает из вне, более «правдивым», чем то, что воспринято внутренним смыслом и спроецировано наружу?

Характерный пример: маленькая девочка 4-5 лет пришла с прогулки. «Мама, я видела на улице льва!» Мать, которая уверена, что львы не могут гулять по улицам города, заставила дочь признать, что она видела просто большую собаку. Она расстроена, что дочь «солгала», и велит ей вечером попросить Боженьку о прощении. На следующее утро на вопрос, просила ли она у Бога прощения, маленькая «грешница» отвечает: «Да. Но Боженька сначала тоже подумал, что это был лев».

Хотя дети удивительно хорошие наблюдатели, гораздо более точные, чем взрослые, они не стремятся создать четко очерченные, точные представления. Облако, например, интересно для них не своей формой, толщиной, консистенцией, а тем, что оно похоже на медведя, верблюда, слона и тому подобное. Трещины на стене, кляксы на бумаге принимают различные образы. Из этого возникает «кляксография», любимая не только школьниками, но и студентами колледжей.

Бывает так: мимо проехала машина. В ней сидят мужчина и ребенок. Кто они? Откуда и куда едут? Что они переживают? Фантазия работает, и маленький сочинитель уже может рассказать историю, в которой участвует и сам.

Это «выдумывание историй» встречается у детей намного чаще, чем думают взрослые. Многие дети длительное время – месяцы, годы – разыгрывают в воображении одну и ту же историю. Взрослые узнают об этом в редчайших случаях. Но из этих историй можно многое узнать о сущности, характере, восприятии и духовном происхождении ребенка, так как многое исходит из подсознательных глубин души ребенка. Часто ребенок сам участвует в такой истории, тогда он играет «роль». Часто уже по походке можно понять, что «представляет» ребенок. То он ритмично шагает, как солдат, то галопируют, как лошадь, крадется, как лиса, изящно семенит, как принцесса.

Необходимо проявить понимание к этому виду игру фантазии, иначе может быть неправильное объяснение действий детей. Например, Витя стал ходить покачиваясь, широко расставляя ноги, стал грубо отвечать. Но он же «моряк», а от «морского волка» не следует ожидать особой вежливости.

Представления фантазии, которые становятся внутренними историями, характерны для детей на 9-10-м году жизни. Это время, когда ребенок отделяет себя от окружающего мира, окружающих людей, начинает к ним критически относиться. Это бывает трудное время для ребенка и воспитателей. В этот период у детей могут возникать такие мысли: «Это не настоящие мои родители. Они меня не понимают, не любят. Наверное, мой настоящий  отец – моряк. Как бы я хотел быть с ним!» Ребенок 10-11 лет, обычно здоровый и веселый, временами вдруг испытывает «мировую скорбь».

Но следует сказать, что многие тривиальные и сентиментальные истории этого возраста зависят от того, что дети не получают в школе и дома духовной пищи, в которой они нуждаются, как в хлебе. Целительное средство в таком случае – немецкие, персидские или греческие легенды, которые наполняют душу детей художественными, волнующими и пробуждающими образами. Вместо этого часто можно видеть поистине душераздирающую картину: ребенка, читающего газету.

Невоспитанность фантазии

Дети, у которых отсутствует духовная пища в виде сказок, былин, мифов, ищут пищу в другом месте. Они начинают читать страшные истории в газетах или обмениваться со школьными приятелями бульварными рассказами.

Было бы интересно изучить, какое количество так называемых плохих поступков детей имеют своей причиной недостаток внимания и забот о силах фантазии в школе и дома! В таких случаях фантазия «идет в ботву» и принимает хаотичные, неясные формы. Совсем плохо бывает в тех случаях, когда юный человек в качестве идеала ставит себе преступника, уголовника. Криминалистика подросткового возраста показывает, как испорченная фантазия может привести к преступлению.

16-летний подросток выстрелил в молодую женщину, мать троих детей, из старого револьвера, чтобы завладеть ее кошельком, так как он перед этим видел такую сцену в кино. Его бедная, неразвитая фантазия побудила его повторить, «сыграть» то, что он увидел. Его преступление совершено на основе страшной, жестокой игры.

Школьное воспитание и фантазия

Некоторые считают, что в школе можно обойтись без художественного воспитания и образного обучения. Однако каждое живое существо лучше всего растет там, где оно находит необходимые для данного вида жизненные условия. Существуют растения, которым требуется большое количество воды и тень, и мы не добьемся ничего, если посадим в воспитательных целях это растение на солнце и скудный водный рацион.

Ребенок приходит в школу в определенный момент развития, обычно в период смены зубов. Если его воспитывать так, как будто бы он уже прошел период полового созревания, то ничего хорошего не будет. Напротив, можно искалечить человека в какой-либо части его существа, не заметив этого.

 Как для взрослого естественно логически мыслить и разумно действовать, так для ребенка естественно представлять в образах и сравнениях и заниматься «детским творчеством». Учитель должен очень внимательно относиться ко всем процессам, происходящим в ребенке. Поскольку все, что ребенок воспринимает, действует не только на душевные, но и на телесные функции его. Рост и развитие ребенка происходят по ритмическим закономерностям. Удивительные музыкальные пропорции человеческого облика могут быть выражены также численно. Вместе они составляют гармоничное целое.

Учитель должен учитывать, что ребенок растет и развивается в период учебы в школе, и его влияние (учителя) на телесное развитие намного больше, чем он хотел бы думать.

Большая задача педагогического образования состоит в том, чтобы освободить будущих читателей из оков научно-интеллектуального образования и сделать из них творчески свободных людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как родителям относиться к увлечению ребенка коллекционированием.

Советы родителям маленьких коллекционеров....

Как относиться к капризам ребенка.

Консультация для родителей, посвященная некоторым особенностям поведения ребенка....

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО РАЗВИВАТЬ ФАНТАЗИЮ РЕБЕНКА

Тут и там мы сталкиваемся с понятием развивающих игрушек, для детей 3-5 лет, для младенцев и даже для грудничков. Так же оказывается, что после 5 лет многие дети совершенно перестают играть, переключа...

Семинар-практикум Развиваем фантазию ребенка по методике Джанни Родари

Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж. Родари назвал этот мето...

Загадки как веселый способ развить логику и фантазию ребенка.

Загадки как веселый способ развить логику и фантазию ребенка....

Развитие фантазии ребенка средствами изобразительного искусства

Дети, способные к воображению, имеют более высокий показатель интеллекта, легче преодолевают трудности, а развитие способности к воображению улучшает их адаптационные возможности в процессе обучения.Р...

Музыкальная мастерская «Цветные фантазии ребенка и родителей» (мастер – класс для педагогов ДОУ)

Музыкальная мастерская «Цветные фантазии ребенка и родителей» (мастер – класс для педагогов ДОУ). Данный материал предназначен педагогам ДОУ, а также родителям детей дошкол...