Кружок "Умелые ручки": актуальность, цели и задачи, структура занятия
статья на тему

Кармадонова Елена Анатольевна

Статья затрагивает актуальную для дошкольного образования проблему влияния уровня развития мелкой моторики на развитие речи, а также является обобщением опыта автора в данной области работы. В статье приводится одна из возможных форм организации деятельности – кружок «Умелые ручки», описывается структура занятия, раскрываются основные его этапы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_umelye_ruchki.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Умелые ручки»: актуальность, цели и задачи, структура занятия

Автор: Кармадонова Елена Анатольевна – педагог дополнительного образования ИП Фигурина Н.В. (центр развития ребёнка «Гармония» г. Вологда), руководитель кружка «Умелые ручки»

Аннотация. Статья затрагивает актуальную для дошкольного образования проблему влияния уровня развития мелкой моторики на развитие речи, а также является обобщением опыта автора в данной области работы. В статье приводится одна из возможных форм организации деятельности – кружок «Умелые ручки», описывается структура занятия, раскрываются основные его этапы.

Истоки творческих способностей

 и дарований детей – на кончиках их пальцев.

 Другими словами, чем больше мастерства

 в детской руке, тем умнее ребёнок.

В.А. Сухомлинский

В настоящее время методисты, педагоги и другие специалисты в области раннего развития ребёнка всё чаще говорят о том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений в пальцах кисти. Объясняется это тем, что развитие речевых областей мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев, потому что области, отвечающие за речь и совершение координированных движений расположены близко и оказывают взаимное влияние друг на друга (М.М. Кольцова, Д. Селли). Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей сотрудниками института физиологии детей и подростков АПН была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина). Итак, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки.

Дошкольный возраст является сенситивным к творческой деятельности (Л.С. Выготскй), способствующей самовыражению, самоутверждению личности ребёнка. Поэтому занятия кружка «Умелые ручки» направлены на развитие мелкой моторики (тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук) через игру и художественное творчество.

Художественный труд – это продуктивная орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, нитки, листья, семена и многое другое) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта (рисунок, открытка, поделка и т.д.), значимого, прежде всего, для самого ребёнка. Также художественное творчество в дошкольном возрасте – это дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи.  

Деятельность в рамках кружка «Умелые ручки» направлена на:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • способствует развитию внимания, памяти, воображения, творческой фантазии;
  • позволяет сформировать у детей интерес к разным видам художественного творчества;
  • способствует развитию навыков работы с различными инструментами и материалами, вырабатывает при этом усидчивость и терпение.

Эти задачи реализуются через приведённые ниже виды деятельности:

  • массаж ладошки и пальчиковая гимнастика,
  • работа с крупами,
  • работа с кинетическим песком,
  • работа с мозаикой, счётными палочками, палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, кубиками и брусочками,
  • шнуровки и бусы, прищепки, пуговицы,
  • лепка и пластилинография,
  • рисование в традиционной технике и с помощью традиционных инструментов (красками (гуашь, акварель) и кисточками, карандашами, восковыми мелками), а также нетрадиционное рисование (пальчиком, ватными палочками, губкой, штампами, художественным углём, щёткой и способом разбрызгивания и др.),
  • работа с ножницами, в т.ч. с фигурным краем,
  • аппликация (с использованием клея-карандаша, а также кисточки и жидкого клея),
  • конструирование из бумаги и картона, оригами.

Конечно, в ходе занятий происходит интеграция различных образовательных областей:

  • «Здоровье»:

проведение эмоциональных пауз, массажа ладошки и пальчиков, что позволяет отдохнуть от умственной активности, расслабиться, работать в щадящем для ребёнка режиме и оберегать его физическое и психическое здоровье. Также укрепление здоровья детей ведётся за счёт сохранения правильной осанки во время продуктивной деятельности.

  • «Физическая культура»:

формирование умений правильно и точно выполнять движения во время физкультминуток. Физкультурные минутки, игры, игровые упражнения, динамические паузы благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки.

  • «Познание»:

обогащение новыми знаниями об окружающем мире в соответствии с базовыми темами (времена года, мебель, одежда и т.д.).

  • «Коммуникация»:

обобщение и систематизирование знаний детей, классификация. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.  Пополнение лексического запаса детей.

  • «Социализация»:

закрепление навыков культурного обращения с просьбой к сверстникам и взрослому во время продуктивной деятельности. Закрепление правила безопасного поведения в саду, на улице, в лесу, в общественном транспорте и т.д.

  • «Безопасность»:

обучение безопасному владению ножницами, клеем и другими опасными предметами.

  • «Музыка»:

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области.

  • «Чтение художественной литературы»:

использование загадок, пословиц, чтение русских народных сказок, стихов русских поэтов для обогащения содержания области.

В ходе занятий дети должны овладеть элементарными трудовыми умениями при работе с разными материалами (бумага, картон, пластилин, тесто, крупы и др.); соблюдать правила безопасного использования различных инструментов (карандаши, ножницы, кисточки, клей и др.); планировать работу, понятно рассказать об основных этапах воплощения замысла; выполнять поделки из канцелярского, природного и бросового материала.

Занятия кружка «Умелые ручки», проводимое в стенах учебного заведения или развивающего центра, должно быть организовано в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей, чтобы ребёнок получил наибольшую пользу: удовлетворял свой познавательный интерес, учился чему-то новому и при этом оставался в хорошем настроении и не испытывал чувства усталости.

Структура занятия включает в себя несколько этапов.

  1. Организационный этап:

  • Приветствие и сюрпризный момент. Нужно привлечь внимание детей, заинтересовать их, подготовить к учебной деятельности. Это может быть появление какого-то персонажа (котик, щенок, кукла Маша, Незнайка, Каркуша и т.д.), которому нужна помощь ребят. Или учитель может описать ситуацию, которая произошла с ним по дороге сюда, спрашивая, как бы поступили дети, опираясь при этом на их жизненный опыт.

  • Постановка задач. Необходимо сконцентрировать внимание детей на игровой, а уже через неё – на учебной задаче.

Например, игровая задача – курочке нужна помощь – перебрать зёрнышки, отделить крупные зёрнышки от мелких, чтобы не подавились цыплятки,

а учебная – работать над движениями по захвату мелких предметов кончиками большого и указательного пальцев, попутно классифицируя предметы (зёрна) по размеру.

Или же игровая задача – построить из деревянных брусочков избушку для зайчика,

учебная – научиться выставлять предметы по образцу один на другой, учитывая их размер, вес и форму.

Игровая – помочь Красной шапочке слепить пирожки для бабушки,

учебная – научиться работать с тестом, раскатывать его, защипывать.

Игровая – помочь божьей коровке – сделать чёрные пятнышки у неё на спинке, а то свои она где-то потеряла,

учебная – научиться размягчать пластилин, отщипывать от него кусочки, скатывать в маленькие комочки и прижимать пальчиком.

Игровая – нанизать грибы на ветку, чтобы у белочки было, чем полакомиться зимой; или сделать бусы для куклы; украсить комнату гирляндой из флажков;

учебная – развивать мелкую моторику через работу со шнуровкой (захват двумя пальцами кончика шнурка, удерживание его и продевание шнурка в нужные дырки).

2. Познавательный этап:

  • Сообщение новой информации об окружающем мире по теме занятия, чтение художественных текстов, прослушивание музыкальных фрагментов.
  • Физкультминутки, координация речи с движением необходимы для снятия общего напряжения, для расслабления – путём смены вида деятельности. Физминутки в стихах особенно нравятся деткам, а также тренируют их память. Они могут использоваться как на познавательном этапе, так и на этапе продуктивной деятельности.

3. Продуктивный этап:

  • Массаж ладошки и пальчиковая гимнастика – выполняются непосредственно перед продуктивным видом деятельности (лепка, рисование, работа с ножницами и т.д.) и во время него, чтобы снять напряжение в пальцах и кисти. Это интересно и полезно одновременно. В стихотворной форме – это ещё и формирует чувство ритма, тренирует память. Массажным мячиком и кольцами для су-джок, пальчиками, шишкой и т.п.
  • Сама продуктивная деятельность – создание рисунка, поделки развивает графические умения, художественные умения и вкус, формирует плавность движений, способствует подготовке руки к письму.

4. Этап анализа деятельности (рефлексия):

  • Организация выставки работ и анализ деятельности в вопросно-ответной форме: что понравилось/не понравилось, получилось/не получилось, успели/не успели – нужны для того, чтобы обозначить ценность выполненной работы, показать деткам возможности разного воплощения одного и того же замысла, мотивировать на дальнейшую деятельность (возможно и повторение дома – научить братика или сестричку, сделать ещё поделку для бабушки и т.д.). Этот этап призван помочь ребёнку осознать свои возможности, придать уверенность в своих силах, научить радоваться своим и чужим достижениям.
  • Прощание – эмоциональный этап, подводящий итог всему занятию. Здесь должно состояться благополучное разрешение проблемной ситуации, ставшей отправной точкой занятия, а также прощание с персонажем-гостем. Необходимо так завершить занятие, чтобы перекинуть «мостик» к следующей встрече.

Очевидно, что развитие должно быть непрерывным и постоянным, поэтому хорошо, когда занятия проходят несколько раз в неделю и подкрепляются дома. Пальчиковую гимнастику можно проводить и дома (можно раздавать родителям разучиваемые на занятии тексты с пояснениями для пальчиковой гимнастики), консультировать родителей и предлагать различные идеи для домашних игр с крупой, шнуровками, пуговицами, бусами, шишками, камнями и т.д. Чем раньше начнётся развитие маленьких пальчиков, тем значительнее будут речевые успехи и достижения ребёнка.

Библиография

  1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966. – 349 с.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН СССР, 1960. – 500 с.  
  3. Кайл Р. Тайны психики ребенка. 3-е междунар. изд. - СПб. Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2002. – 413 с.
  4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. – 143 с.
  5. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96 с.
  6. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. – С.36-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели и задачи интегрированных заняти

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культур...

Цели и задачи интегрированного занятия

Призентация, по методикам проведения интегрированных занятий...

Анализ целей и задач концептуальных положений и структуры комплексных программ

Сравнительная таблица двух образовательных программ- "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2008г. и приемная основная общеобразовате...

"Сказкотерапия. Актуальность темы, цели и задачи"

Актуальность темы"Сказкотерапия" статья для родителей и воспитателей...

Цель, задачи, структура логопедической работы по развитию словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией.

По итогам проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования, выявлены трудности формирования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией...

Структура проекта. Постановка цели и задач проекта

Памятка педагогам "Структура проекта. Постановка цели и задач проекта"...