Развитие творческих способностей детей
статья по теме

Иванова Ксения Валерьевна

Игры на развитие творческих способностей детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_sposobnosti.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей ребенка».

Подготовила Иванова К.В.

Творческие способности ребенка могут проявляться только в деятельности. Для детей это в первую очередь игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование)

         Исследователи детского творчества делают вывод о том, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять творческие способности. Они предполагают, что их развитие у детей зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения в детском саду или школе. Задачи «закрытого типа» с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств творческого мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие большую самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.

Игра «Какая осень (зима, погода, собака, и т.д.)»

При регулярном проведении таких упражнений отмечается значительный подъем в развитии воссоздающего воображения у детей. Так, например, объем подобранных определений к заданному слову у детей значительно увеличивается уже через несколько недель. Подбирая определения, дети используют, кроме традиционных в данном случае прилагательных, достаточно оригинальные варианты (осень- снежная, красочная, сонная, солнечная, ветреная, унылая, нарядная, плачущая, приснившаяся, поэтичная, дрожащая, трепещущая и др).

Игра «Что общего между?..»

Ребенку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Начинать лучше со сравнения предметов, имеющих много общего, например, что общего между апельсином и лимоном? Сочные, кислые, имеют запах, покрыты кожурой, состоят из долек и т.д. Постепенно следует предлагать для сравнения предметы, внешне непохожие. Приведем пример вариантов детских ответов в игре «Что общего между мухомором и пожарной машиной?»: они могут быть мокрыми от дождя; красными; приснившимися; нарисованными; вылепленными из пластилина; воспетыми в стихах; испорченными; пыльными и т.д.

Упражнение «Что можно сделать из?..»

Ребенку предлагается придумать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (газеты, фольги и др.), а также комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов.

Задание «Придумай и изобрази».

Рисование фантастических предметов и несуществующих животных. Например, ребенку зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей («Велень, Звугр», «Милея» и др.) и предполагается представить и изобразить их, поставить небольшие сценки, придумать сюжет и создать для этого специальную среду, используя имеющиеся предметы и разнообразные материалы для декораций, придумать и записать историю о фантастическом герое.

Придумывание сказок

По предложенному взрослым началу изменять заимствованные из сказок ситуации, выделять последовательность событий сказки, представлять события в последовательности их развития, наделять реальных героев фантастическими свойствами, моделировать действия героев, изменять их поступки, придумывать новое окончание знакомой сказки. Затем ребенку можно предложить составлять сказки на самостоятельно выбранную тему, видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления о предметах по памяти, создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации, представлять событие в определенной последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

Придумывание новых игрушек, транспорта, построек.

Ребенку предлагается произвести изменение предметов, выделяя и улучшая их функциональные качества; предположить изменения живых существ в связи с изменениями окружающей среды, необходимостью защиты и выработки условий выживания. Например, предложить представить, как будет выглядеть игрушечный медвежонок, если он изготовлен из различных материалов (меха, стекла, дерева, пластмассы, бумаги, пластилина и др.), определить и сформулировать возможность и целесообразность его использования в зависимости от материала (например бумажный медвежонок –это хорошо, потому, что его можно сделать самому, его легко переносить и можно раскрасить, но он может порваться, испачкаться, его нельзя мыть и т.д.).

Игра «Хорошо-плохо»

В этой игре ребенок знакомится с тем, что любой предмет, явление, система – это набор противоречивых свойств, которые находятся в определенных взаимосвязях и взаимодействиях, учат видеть, формулировать и разрешать противоречия на элементарном уровне. Например, ребенку предлагается, выбрав хорошо знакомый объект, выделить позитивные и негативные проявления его существования. Пример ответов:

«Дерево»

Хорошо: из него можно сделать деревянную посуду, мебель, построить дом, лодку, сделать бумагу, коробку для телевизора, раму для картины, карандаши, шкатулки, игрушки и др.

Плохо: дерево умирает, без него становится хуже воздух. Деревянные дом и мебель могут сгореть, деревянные игрушки сгнить.

«Цыплята»

Хорошо: мягкие, пушистые, не кусаются, когда вырастают –несут яйца, петушки охраняют своих курочек от чужих.

Плохо: в огороде клюют клубнику, огурцы, когда вырастают могут клюнуть человека.

«На что похоже?»

Ребенку предлагается узнавать и называть в неопределенных графических формах (чернильные пятна, кляксы, каракули) различные предметы.

Отгадывание загадок

Ребенку предлагается узнавать предмет по словесному описанию свойств и признаков, а также возможных действий с ним. Для этого можно использовать любые загадки. Но не стоит торопиться подсказывать ответ, если ребенок испытывает затруднение. Лучше дать ему возможность самостоятельно решить задачу, поддерживая к ней интерес. А затем можно предложить ребенку самому придумывать загадки.