Консультация для воспитателей
консультация на тему

Матвеева Елена

Консультация по грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dl_vospitateley.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Обучение дошкольников грамоте»

        

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно в процессе его роста и развития.

Большое влияние на речевое развитие оказывает социальное окружение детей.

Темп и уровень развития речи находятся в прямой зависимости от многих анатомо-физиологических особенностей ребенка. В первую очередь это касается зрелости коры головного мозга, развития артикуляционного аппарата и органов чувств ребенка (особенно речедвигательного и речеслухового анализаторов). В тесном единстве с физиологическими процессами развивается психологическая база речи. Большое влияние на речевое развитие оказывает социальное окружение детей.

Задачи воспитания звуковой стороны речи можно сформулировать следующим образом:

- работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;

- формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст;

- различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);

- обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), выделение шипящий и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

- развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя звуками, определение количества слогов;

- нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, столько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.

Главное местно в обучении детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. В последнее время все больше детей  с фонетико фонематическим нарушением речи, посещающих общеобразовательные детские сады. Эти детки требуют достаточно много времени уделять звуковому восприятию слова, формулируя фонетический и речевой слух ребенка. Эти дети обладают так называемым первичным фонетическим слухом, который обеспечивает им понятие речи в повседневном общении, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове.

Русское письмо является звуковым. Основные фонемы звукового состава речи передаются с помощью букв или их сочетании.

Звук речи – это «элемент произносимой речи, образуемый речедвигательными органами. При фонематическом членении речи звук – это часть слога, кротчайшая, неделимая звуковая единица, произносимая за одну единицу»

Фонема – это единица звуковой системы языка, которая различает словоформы данного языка и представлена в речи одним или несколькими звуками.

Фонемы различают в речевом потоке в звуках речи – гласные и согласные.

Гласными называются звуки, которые образуются в гортани, являются слогообразующими. В русском языке 6 гласных звуков (а, о, у,  и, ы, э).

Согласными звуками называются, которые образуются в ротовой полости или носовой полости с помощью голоса и шума, не являются слогообразующими,  при их произнесении воздушная струя встречает преграду.

Согласные бывают:

- шумные (звонкие и глухие): б, п, в, ф…..

- соноры: р, л, м, н

По способу образования:

-взрывные: б, п, д, т, г, к

- щелевые: в, ф, с, з, ш, ж, щ, х, й

- дрожащие: р

- аффрикаты: ц, ч,

- смычно-проходные: м, н, л

По месту образования:

- губные: б, п, м,н….

- язычные: д, т, г, к…

По твердости и мягкости:

- мягкие,

- твердые.

Пи письме звуки кодируются буквами.

С учетом функций буквы делятся на гласные: нейотонованные (а, о, и, ы, у, э) и йотовые (я, е, ё, ю); и согласные парные и непарные.

Обучение грамоте проходит нВ несколько этапов.

  1. этап Подготовительный.

Знакомство с неречевыми звуками.

  1. этап Знакомство с гласными звуками.

Начиная с выделения звука в речи. Подробно останавливаются на звуке и артикуляции звука.

Игры.

- «Немые звуки» (показывают артикуляцию звука, дети его называют)

- «Фотография звука» (взрослый называет звук, дети показывают картинку-символ)

- «Припоминание слов с заданным звука»  (гласный должен быть под ударением)

- «Разложи картинки»

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове.

- научить определять первый звук в слове (выделение голосом):

- затем научить выделять и слышать в конце слова;

- затем научить слышать и выделять в середине слова.

3 этап. Знакомство с согласным звуком.

Рекомендуют начать знакомство со звуков [м] и [н]. Они резко отличаются по артикуляции с гласными и легче слить в слог.

Показывая буквы ребёнку необходимо знать и соблюдать принципы:

- Опознание буквы и ее связь со звуком;

- слияние несколько букв в слог;

- слияние несколько слогов в слова;

- Объединение несколько слов в законченную фразу (предложение)

4. этап. Знакомство с буквой.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

- Написать букву в воздухе, на столе;

- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,

- фасоли и другие мелкие предметы;

- Вырывать из бумаги образ буквы;

- Получить в подарок букву;

- Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

- Вылепить из пластилина, теста;

- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:

 -с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);

 -прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);

- односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);

- двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);

 -односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);

 - двусложные со стечением (скала:);

- трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).

Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:

- назвать количество звуков в слове;

- назвать звуки по-порядку;

- сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;

- сколько согласных;

- назвать первый звук, последний, третий:

Весь материал необходимо подбарить так, чтобы он был понятен для ребёнка.

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, на сколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения.

Давайте запомним:

  1. Звуки - звуки мы слышим и произносим.
  2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).
  3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики).
  4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо).
  5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] - в словах звучат ласково (мягко).
  6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
  7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...