Главные вкладки

    Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения»
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    Белоусова Инна Владимировна

    Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения» (Образовательные области:

    «Познавательное развитие, «Речевое развитие»)

     

     

    Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна

    Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет).

    Время использования: при изучении лексической темы «Семья. Родственные отношения».

    Цель: уточнение и систематизация представлений детей о родственных отношениях, формирование обобщающего понятия «Семья».

    Образовательные задачи:

    -     Расширить и уточнить представления детей о родственных отношениях.

    -     Расширить словарь по теме (семья, брат, сестра, тетя, дядя, др.).

    -     Формировать обобщающее понятия «Семья».

    Развивающие задачи:

    -     Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные, согласовывать числительные с существительными.

    -     Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя простыми и сложноподчиненными предложениями; составлять распространенные предложения по опорным картинкам.

    -     Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию.

    -     Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление.

    -     Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

    Воспитательные задачи:

    -     Воспитывать бережное отношение к членам семьи.

    -     Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

    Оборудование: игрушки с членами семьи, сюжетные картинки «Дети помогают маме», «Дети и взрослые», цветные карандаши, фанты или фишки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАДОУ №4  «Детский сад комбинированного вида»

    г. Кемерово Кемеровской области.

    Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения» (Образовательные области:

    «Познавательное развитие, «Речевое развитие»)

    Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна

    Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет).

    Время использования: при изучении лексической темы «Семья. Родственные отношения».

    Цель: уточнение и систематизация представлений детей о родственных отношениях, формирование обобщающего понятия «Семья».

    Образовательные задачи:

    • Расширить и уточнить представления детей о родственных отношениях.
    • Расширить словарь по теме (семья, брат, сестра, тетя, дядя, др.).
    • Формировать обобщающее понятия «Семья».

    Развивающие задачи:

    • Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные, согласовывать числительные с существительными.
    • Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя простыми и сложноподчиненными предложениями; составлять распространенные предложения по опорным картинкам.
    • Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию.
    • Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление.
    • Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать бережное отношение к членам семьи.
    • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

    Оборудование: игрушки с членами семьи, сюжетные картинки «Дети помогают маме», «Дети и взрослые», цветные карандаши, фанты или фишки.


    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1 ЧАСТЬ. Вводная.

    1.1. Организационный момент.

    Цель: введение в тему занятия.

    Воспитатель. Посмотрит е, кто это к нам пришел в гости. Это семья. Послушайте, что они нам хотят рассказать.

    Воспитатель читает стихотворение: 

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты,
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем, волнение и трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы.
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному невозможно!
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните,
    Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
    Какая хорошая Ваша семья!

    Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с нашими гостями и узнаем о разных семьях.

    2 ЧАСТЬ. Основная.

    2.1. Беседа по теме недели.

    Цель: расширение и систематизация представлений детей о семье, родственных отношениях; закрепление обобщающего понятия «Семья»; развитие умения отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки с членами семьи. Упражняет детей в назывании членов семьи.

    • Кто это?
    • Как вы определили, что это бабушка (дедушка, папа, мама).
    • А для кого это человек… дедушка, для кого этот ребенок внук, для кого этот человек сын?
    • Как можно назвать этих людей, одним словом.

    2.2. Дидактическая игра «Подбери признак».

    Цель: обучение детей навыкам согласования имени существительного с прилагательным, навыкам употребления родительного падежа имен существительных

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопросы:

    • У кого глаза добрые? (У бабушки добрые глаза).
    • У кого руки сильные?
    • У кого ласковые руки?

    • Мама (какая) -…
    • Папа (какой?) - …
    • Бабушка (какая?) - …
    • Дедушка (какой?) - …

    2.3. Пальчиковая гимнастика  «Мышиная семья».

    Цель: развитие мелкой моторики.

    Раз гостила у меня Вся мышиная семья:

    (Руки поднять вверх ладонью к себе, пальцы выпрямить.)

    Папа-мышка, (Согнуть большой палец.)

    Мама – мышка, (Согнуть указательный палец.)

    Мышь – дочурка, (Согнуть средний палец.)

    Мышь сынишка (Согнуть безымянный палец.)

    И еще сынок – мышонок –  Самый маленький ребенок. (Согнуть мизинец.)

    Вот такая у меня Раз в гостях была семья! (Пальцы сжаты в кулак, а затем выпрямить.)

    Н.В. Нищева

    2.4. Дидактическая игра «Кто старше»

    Цель: развитие навыков составления сложноподчиненных предложений с союзом а.

    Воспитатель предлагает детям сравнить, кто старше/младше.

    • Папа – сын (папа старше, а сын младше).
    • Папа – дедушка.
    • Внук – дедушка.

    2.5. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    Цель: развитие словаря антонимов.

    Воспитатель предлагает поиграть в игру наоборот.

    • Старший брат – (младший),
    • Большой – ..
    • Молодой – ..
    • Старше (моложе, младше).

    Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и рассмотреть сюжетные картинки.

    2.6. Беседа по теме недели с опорой на сюжетные картинки.

    Цель: расширение и систематизация представлений детей о семье, родственных отношениях; закрепление обобщающего понятия «Семья»; развитие умения отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопросы («Дети помогают маме», «Дети и взрослые»):

    • Кто это рядом с девочкой? Что делает мама?
    • Кто нарисован рядом с мальчиком на второй картинке? Что делает мама?
    • Кто рядом с мальчиком на последнее картинке? Что делает мама?
    • А что еще может делать папа? мама? бабушка? Дедушка?
    • Мама готовит еду, моет посуду, убирает квартиру. Мама делает домашнюю работу. Кто должен помогать маме? – Папа и дети.
    • А вы помогаете маме? Что вы делаете дома?
    • Молодцы! А когда немного подрастете, будите помогать маме мыть посуду, убирать квартиру, ходить в магазин.

    2.7. Динамическая пауза.

    Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением.

    (движения соответствую словам физминутки)

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Киваем головой,

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    И бегаем кругом.

    И бегаем кругом.

    2.8. Упражнение «Чей, чья, чье».

    Цель: обучение ребенка образовывать притяжательные прилагательные.

    Воспитатель предлагает послушать высказывания и ответить на вопросы.

    Пример: У папы есть сын. Чей  это сын? (Папин).

    • У мамы есть дочка? Чья это дочка? (Мамина).
    • У Марины есть сарафан. Чей это сарафан? (Маринин).
    • У Сережки есть шахматы. Чьи это шахматы? (Сережины).
    • У мамы есть шуба. Чья это шуба? (Мамина)
    • У бабушки есть платок. Чей это платок? (Бабушкин).
    • У дедушки есть кресло. Чье это кресло? (Дедушкино).
    • У тети есть туфли. Чьи это туфли? (Тетины).
    • У дяди есть машина. Чья это машина? (Дядина).

    2.9. Самомассаж «Семья».

    Цель: развитие мелкой моторики.

    (Самомассаж подушечек пальцев: большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а указательный и средний – под подушечку снизу. На каждое слово – разминание подушечки одного пальца. Начинаем с мизинца.)

    Деда с бабой, мама с папой, брат (1,2,3,4,5.)

    (Смена рук.)

    Сестра и я – вот моя семья! (5,4,3,2,1.)

    О.И. Крупенчук

    Воспитатель предлагает детям пройти за стол.

    2.10. Упражнение «Кем работают члены моей семьи».

    Цель: обучение ребенка образовывать отглагольные существительные.

    Воспитатель предлагает детям закончить предложения. Воспитатель кидает мяч ребенку, он заканчивает предложение.

    Пример: Моя мама учит детей, она учительница.

    • Мой папа водит троллейбус, он …(водитель).
    • Моя сестра учится в школе, она … (ученица).
    • Мой брат строит дома, он … (строитель).
    • Моя тетя продает продукты, она …(продавец).

    2.11. Дидактическая игра «Кто больше».

    Цель: обучение детей образовывать уменьшительные существительные с помощью суффиксов.

    Воспитатель предлагает детям соревнование – кто больше придумает ласкательных имен для братьев и сестер. За каждый правильный ответ играющий получает фант или фишку.

    Воспитатель приводит пример, как можно назвать брата или сестренку ласково:

    Наташа – Наташенька – Натуля – Натуся – Наточка.

    Имена: Евдокия, Анастасия, Виолетта, Софья, Карина, Анна, Марина, Арина, Оля, Алена, Лена, Лиля.

    Пример: Саша – Сашенька – Сашуля – Сашечка – Сашок.

    Имена: Алеша, Женя, Слава, Рома, Паша, Валера.

    3 ЧАСТЬ. Окончание занятия. Подведение итогов.

    Цель: закрепление материала; поощрение за работу; связь со следующим занятием.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

    Дети. У нас в гостях была семья,  мы познакомились с каждым членом семьи.

    Воспитатель. Каким общим словом можно назвать этих людей.

    Дети. Семья.

    Воспитатель. Во что мы с вами играли?

    Дети. Играли в игру «Скажи наоборот»,  говорили, кем работают родители, учились называть ласково братьев и сестер, делали массаж своим пальчикам.

    Воспитатель. Вы молодцы.

    Воспитатель. Кто больше всех набрал фишек сегодня. Молодец … Меняю твои фишки на медальку.

    Воспитатель. Посмотрите, наши гости – бабушка с дедушкой, приготовили вам подарки. Это раскраски, в которых нужно разукрасить внучка – Максима, дорогу и домик, а также нужно помочь Максиму добраться до своего дома. Для этого нужно провести карандашом линию посередине дорожки. На следующем занятии, мы с вами поможем Максиму найти дорогу домой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с ОНР "Осенние превращения"

    Конспект СОД логопеда, воспитателя и музыкального руководителя по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Цель СОД: систематизация знаний детей о признаках ...

    КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»

    Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми  подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»...

    Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебный лимон»

    Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебный лимон»...