Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Белоусова Инна Владимировна

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения» (Образовательные области:

«Познавательное развитие, «Речевое развитие»)

 

 

Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна

Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет).

Время использования: при изучении лексической темы «Семья. Родственные отношения».

Цель: уточнение и систематизация представлений детей о родственных отношениях, формирование обобщающего понятия «Семья».

Образовательные задачи:

-     Расширить и уточнить представления детей о родственных отношениях.

-     Расширить словарь по теме (семья, брат, сестра, тетя, дядя, др.).

-     Формировать обобщающее понятия «Семья».

Развивающие задачи:

-     Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные, согласовывать числительные с существительными.

-     Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя простыми и сложноподчиненными предложениями; составлять распространенные предложения по опорным картинкам.

-     Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию.

-     Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление.

-     Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

-     Воспитывать бережное отношение к членам семьи.

-     Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: игрушки с членами семьи, сюжетные картинки «Дети помогают маме», «Дети и взрослые», цветные карандаши, фанты или фишки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ №4  «Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово Кемеровской области.

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения» (Образовательные области:

«Познавательное развитие, «Речевое развитие»)

Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна

Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет).

Время использования: при изучении лексической темы «Семья. Родственные отношения».

Цель: уточнение и систематизация представлений детей о родственных отношениях, формирование обобщающего понятия «Семья».

Образовательные задачи:

  • Расширить и уточнить представления детей о родственных отношениях.
  • Расширить словарь по теме (семья, брат, сестра, тетя, дядя, др.).
  • Формировать обобщающее понятия «Семья».

Развивающие задачи:

  • Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные, согласовывать числительные с существительными.
  • Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя простыми и сложноподчиненными предложениями; составлять распространенные предложения по опорным картинкам.
  • Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию.
  • Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление.
  • Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к членам семьи.
  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: игрушки с членами семьи, сюжетные картинки «Дети помогают маме», «Дети и взрослые», цветные карандаши, фанты или фишки.


ХОД ЗАНЯТИЯ

1 ЧАСТЬ. Вводная.

1.1. Организационный момент.

Цель: введение в тему занятия.

Воспитатель. Посмотрит е, кто это к нам пришел в гости. Это семья. Послушайте, что они нам хотят рассказать.

Воспитатель читает стихотворение: 

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с нашими гостями и узнаем о разных семьях.

2 ЧАСТЬ. Основная.

2.1. Беседа по теме недели.

Цель: расширение и систематизация представлений детей о семье, родственных отношениях; закрепление обобщающего понятия «Семья»; развитие умения отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки с членами семьи. Упражняет детей в назывании членов семьи.

  • Кто это?
  • Как вы определили, что это бабушка (дедушка, папа, мама).
  • А для кого это человек… дедушка, для кого этот ребенок внук, для кого этот человек сын?
  • Как можно назвать этих людей, одним словом.

2.2. Дидактическая игра «Подбери признак».

Цель: обучение детей навыкам согласования имени существительного с прилагательным, навыкам употребления родительного падежа имен существительных

Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопросы:

  • У кого глаза добрые? (У бабушки добрые глаза).
  • У кого руки сильные?
  • У кого ласковые руки?

  • Мама (какая) -…
  • Папа (какой?) - …
  • Бабушка (какая?) - …
  • Дедушка (какой?) - …

2.3. Пальчиковая гимнастика  «Мышиная семья».

Цель: развитие мелкой моторики.

Раз гостила у меня Вся мышиная семья:

(Руки поднять вверх ладонью к себе, пальцы выпрямить.)

Папа-мышка, (Согнуть большой палец.)

Мама – мышка, (Согнуть указательный палец.)

Мышь – дочурка, (Согнуть средний палец.)

Мышь сынишка (Согнуть безымянный палец.)

И еще сынок – мышонок –  Самый маленький ребенок. (Согнуть мизинец.)

Вот такая у меня Раз в гостях была семья! (Пальцы сжаты в кулак, а затем выпрямить.)

Н.В. Нищева

2.4. Дидактическая игра «Кто старше»

Цель: развитие навыков составления сложноподчиненных предложений с союзом а.

Воспитатель предлагает детям сравнить, кто старше/младше.

  • Папа – сын (папа старше, а сын младше).
  • Папа – дедушка.
  • Внук – дедушка.

2.5. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: развитие словаря антонимов.

Воспитатель предлагает поиграть в игру наоборот.

  • Старший брат – (младший),
  • Большой – ..
  • Молодой – ..
  • Старше (моложе, младше).

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и рассмотреть сюжетные картинки.

2.6. Беседа по теме недели с опорой на сюжетные картинки.

Цель: расширение и систематизация представлений детей о семье, родственных отношениях; закрепление обобщающего понятия «Семья»; развитие умения отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопросы («Дети помогают маме», «Дети и взрослые»):

  • Кто это рядом с девочкой? Что делает мама?
  • Кто нарисован рядом с мальчиком на второй картинке? Что делает мама?
  • Кто рядом с мальчиком на последнее картинке? Что делает мама?
  • А что еще может делать папа? мама? бабушка? Дедушка?
  • Мама готовит еду, моет посуду, убирает квартиру. Мама делает домашнюю работу. Кто должен помогать маме? – Папа и дети.
  • А вы помогаете маме? Что вы делаете дома?
  • Молодцы! А когда немного подрастете, будите помогать маме мыть посуду, убирать квартиру, ходить в магазин.

2.7. Динамическая пауза.

Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением.

(движения соответствую словам физминутки)

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И бегаем кругом.

И бегаем кругом.

2.8. Упражнение «Чей, чья, чье».

Цель: обучение ребенка образовывать притяжательные прилагательные.

Воспитатель предлагает послушать высказывания и ответить на вопросы.

Пример: У папы есть сын. Чей  это сын? (Папин).

  • У мамы есть дочка? Чья это дочка? (Мамина).
  • У Марины есть сарафан. Чей это сарафан? (Маринин).
  • У Сережки есть шахматы. Чьи это шахматы? (Сережины).
  • У мамы есть шуба. Чья это шуба? (Мамина)
  • У бабушки есть платок. Чей это платок? (Бабушкин).
  • У дедушки есть кресло. Чье это кресло? (Дедушкино).
  • У тети есть туфли. Чьи это туфли? (Тетины).
  • У дяди есть машина. Чья это машина? (Дядина).

2.9. Самомассаж «Семья».

Цель: развитие мелкой моторики.

(Самомассаж подушечек пальцев: большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а указательный и средний – под подушечку снизу. На каждое слово – разминание подушечки одного пальца. Начинаем с мизинца.)

Деда с бабой, мама с папой, брат (1,2,3,4,5.)

(Смена рук.)

Сестра и я – вот моя семья! (5,4,3,2,1.)

О.И. Крупенчук

Воспитатель предлагает детям пройти за стол.

2.10. Упражнение «Кем работают члены моей семьи».

Цель: обучение ребенка образовывать отглагольные существительные.

Воспитатель предлагает детям закончить предложения. Воспитатель кидает мяч ребенку, он заканчивает предложение.

Пример: Моя мама учит детей, она учительница.

  • Мой папа водит троллейбус, он …(водитель).
  • Моя сестра учится в школе, она … (ученица).
  • Мой брат строит дома, он … (строитель).
  • Моя тетя продает продукты, она …(продавец).

2.11. Дидактическая игра «Кто больше».

Цель: обучение детей образовывать уменьшительные существительные с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает детям соревнование – кто больше придумает ласкательных имен для братьев и сестер. За каждый правильный ответ играющий получает фант или фишку.

Воспитатель приводит пример, как можно назвать брата или сестренку ласково:

Наташа – Наташенька – Натуля – Натуся – Наточка.

Имена: Евдокия, Анастасия, Виолетта, Софья, Карина, Анна, Марина, Арина, Оля, Алена, Лена, Лиля.

Пример: Саша – Сашенька – Сашуля – Сашечка – Сашок.

Имена: Алеша, Женя, Слава, Рома, Паша, Валера.

3 ЧАСТЬ. Окончание занятия. Подведение итогов.

Цель: закрепление материала; поощрение за работу; связь со следующим занятием.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Дети. У нас в гостях была семья,  мы познакомились с каждым членом семьи.

Воспитатель. Каким общим словом можно назвать этих людей.

Дети. Семья.

Воспитатель. Во что мы с вами играли?

Дети. Играли в игру «Скажи наоборот»,  говорили, кем работают родители, учились называть ласково братьев и сестер, делали массаж своим пальчикам.

Воспитатель. Вы молодцы.

Воспитатель. Кто больше всех набрал фишек сегодня. Молодец … Меняю твои фишки на медальку.

Воспитатель. Посмотрите, наши гости – бабушка с дедушкой, приготовили вам подарки. Это раскраски, в которых нужно разукрасить внучка – Максима, дорогу и домик, а также нужно помочь Максиму добраться до своего дома. Для этого нужно провести карандашом линию посередине дорожки. На следующем занятии, мы с вами поможем Максиму найти дорогу домой.