Игры для развития памяти
материал на тему

Денеко Оксана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_psihicheskih_protsessov.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития памяти

День рождения куклы»)

Цель игры: развитие памяти, внимания, социальных навыков.

Материал: 4-5 игрушек(можно животные),кукла, игрушечные столик и стульчики, игрушечный чайный сервиз.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что у куклы Туйаары сегодня день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. Дети должны угощать чаем и сладостями, обращаясь к каждому гостю по имени. Воспитатель показывает игрушки и называет, как их зовут. Ребенок накрывает на стол, сажает гостей, поит их чаем и обращается к ним по имени. Игру можно усложнять, постепенно увеличивая количество гостей до 6-7                                               («Следопыт-охотник»)

Цель игры: развитие произвольного внимания, памяти ребенка.

Материал: 2-3 легкие игрушки, изображающие животных, комната, игрушечное ружье, шляпа.

Ход игры: Воспитатель рассказывает ребенку о следопытах- охотниках. Предлагает ему побыть «следопытом» и отыскать «зверей», которых он спрятал. Педагог прячет какую-нибудь игрушку на глазах у малыша в доступном месте. Выходят из комнаты, воспитатель надевает на ребенка костюм «следопыта» (ружье, шляпу). Спустя некоторое время возвращаются в комнату, воспитатель спрашивает, куда вы спрятали игрушку. Помнит ли он?

Если ребенок легко справится с заданием, воспитатель прячет несколько игрушек сразу.

 («Волшебный шарик»)

Цель игры: развитие ролевых навыков, долговременной памяти на слова.

Материал:2 воздушных шарика.

Ход игры: Надувают два воздушных шарика. Воспитатель показывает, как они плавают в воздухе. Дать ребенку в них немного поиграть. Через некоторое время сказать малышу,что вы знаете волшебное заклинание . Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите:

( хрип, храп, хруп- раз, два, три !)

 (шар заколдован- иди посмотри!)

«Прилепите» шарик к стене или еще к чему – нибудь, но так, чтобы малыш мог достать. Повторить стишок, затем ребенок повторяет «заклинание» и пусть сам прилепит шарик. 

Игры для развития мышления

 («Покажи по-разному»)

Цель игры: научить ребенка операции сравнения; развитие внимания; освоение малышом слов- антонимов.

Ход игры: Воспитатель говорит, что дети пойдут по кругу. Если он скажет: «Сейчас вы будете проходить высокие ворота» - надо идти как раньше; если ворота низкие, то надо нагнуться. Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры.

На освоение слов (тяжелый)- (легкий) воспитатель выдает пустые пакеты и просит показать, как несут легкую сумку, а как – тяжелую. Дети показывают. После этого по команде «Сумка легкая!» показывают, как несут легкую сумку, «Сумка тяжелая!» - как тяжелую.

Таким же образом проводится упражнение (быстро)- (медленно) и т.д.

 ( «Белая береза»)

Цель игры: формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища и конечностей; тренировка внимания, развитие операций сравнения.Ход игры: Воспитатель предлагает детям «пойти в березовую рощу» - дети идут по залу. Воспитатель рассказывает: «Вот мы пришли в березовую рощу. Здесь стоят высокие березы – встаньте ровно, как эти стройные березы, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки и раздвигают руки – «ветви»- слегка в сторону, ладонями вперед. «Пойдем дальше, посмотрим, есть ли у высокой березы сестрички?» Дети идут за воспитателем. Он останавливается: «Вот и сестрички березы – маленькие березоньки, они пониже, но такие же стройные». Затем воспитатель предлагает детям встать, как маленькие березоньки: принять правильную осанку, но в полуприсяде.Игра повторяется несколько раз. После освоения детьми движений, воспитатель предлагает им согласно команде принимать необходимое положение тела.                                

 («Найди цветок»)

Цель игры: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Материал: несколько цветочков, сделанных из цветной бумаги и жетонов разного цвета.

Ход игры: Воспитатель разбивает играющих на несколько групп. Каждому игроку вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с цветками. После слов воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по комнате. По команде «Найди свой цветок!» дети собираются возле того цветка, который соответствует цвету их жетонов, и называют свой цвет.

Игры для развития воображения

 («Теремок»)

Цель игры: развитие познавательного воображения, творческого мышления; памяти, речи; определение последовательности событий.

Материал: Карточки с сюжетом из сказки «Теремок».

Ход игры: Воспитатель напоминает ребенку о сказке «Теремок», показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка. Если ребенок справится, воспитатель предлагает рассказать сказку в обратном порядке.

 («Репка»)

Цель игры: развитие речи и воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; усвоение понятий больше – меньшепоследовательности событий.Материал: кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), красный (внучка),черный (собачка Жучка),белый (кошка Мурка).серый (мышка).

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку – путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечает ошибки и в результате пересказывает «Репку». 

(«Волшебный мешочек»)

Цель игры: развитие фантазии, связной речи, творческого мышления.

Материал: 8-10 различных фигурок, мешочек.

Ход игры: Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки из мешочка. Необходимо придумывать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того, как первый ребенок сказал 2-3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история заканчивается, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

( «Помоги Колобку»)

Цель игры: воспитание добрых чувств, развитие воображения, творческого мышления, связной речи.Материал: карточки с сюжетом из сказки «Колобок»,разноцветные кружочки: желтый – Колобок, серый – волк, белый – заяц, коричневый – медведь, оранжевый – лиса.Ход игры: Воспитатель просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от Лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

Игры – упражнения на развитие внимания и двигательной активности 

(«Не теряй пару»)

Ход игры:Несколько пар (ребенок и взрослый) идут друг за другом, взявшись за руки. После первого сигнала быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

(«Кто больше соберет предметов?»

Ход игры: По всей комнате (залу) разложены предметы разных геометрических форм и разного цвета. Ребенок и взрослый под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащих предметов и друг друга. После окончания музыки оба игрока быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов.

Варианты:

а) собрать предметы одного цвета;
б) собрать предметы заданной формы(круг, квадрат, треугольник, овал);
в) собрать предметы парами, тройками, четверками (по форме или по цвету).

(Найди свой домик»)

Ход игры: По всему залу разложены обручи в произвольном порядке. В одном стоит первый ребенок, около него лежит зеленый кубик; в другом – второй ребенок, около него – красный кубик. По звуковому сигналу игроки выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения под музыку. В это время воспитатель перекладывает кубики в другие обручи. По следующему сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик, поставить обруч, пролезть в него и поднять кубик над головой. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

 («Собери пирамиду»)Ход игры: Воспитатель вместе с детьми собирает большую пирамиду из 7 колец разного цвета.Собранную пирамиду ставят как образец. Слева и справа от пирамиды – образца стоит по одному стержню, и лежат кольца такого же цвета и в таком количестве, как в образце.

Затем игроки встают у линии старта ( расстояние до пирамиды 3-5 м.). По сигналу воспитателя каждый бежит к своему стержню и нанизывает на него кольца( по образцу). Кто быстрее и правильно соберет свою пирамиду, тот и выиграл.

Игры для развития социальных навыков

 («Строим кукле дом»)

Цель игры: вызвать у ребенка желание заботиться о кукле; выучить названия предметов мебели; расширить представления, связанные с устройством комнаты для куклы.Материал: кукла, игрушечная мебель (стол, стулья, кровать), чайная посуда.Ход игры: На столе перед ребенком стоит мебель для куклы : два стула, стол, шкаф для белья, кровать, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.

«Наша кукла ,- рассказывает воспитатель, - купила новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, как расставить мебель в комнате». Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть мебель, затем расставляет ее.

Воспитатель побуждает ребенка использовать в речи слово «мебель».

Предлагает поиграть в игру «Чего не стало?». Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет какой – либо предмет мебели. Ребенок угадывает, какого предмета мебели не хватает.

 («Кот и мышки»)

Цель игры: общее укрепление мышц ног; воспитание терпения, развитие быстроты реакции, повышение эмоционального тонуса; развитие умения управлять своим поведением ( не бежать до конца текста). Сближение и объединение детей.

Ход игры: Воспитатель выбирает с помощью считалки «кота», остальные дети – «мышки». «Кот» сидит в стороне, «мышки» медленно идут к нему, приговаривая:

 Вот и спит лохматый кот,В лапки свой уткнувши нос,Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что же будет.

Дети подходят и хлопают в ладоши. «Кот» вскакивает и ловит «мышей». Игра повторяется 3-4 раза.

(«Разноцветные автомобили»)

Цель игры: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, умения ориентироваться в пространстве, согласованно действовать по команде, различать цвета

Материал: три разноцветных флажка и жетоны этих же цветов по числу детей.

Ход игры: Воспитатель показывает детям жетоны и называет каждому цвет жетона. Затем показывает цвет своего флажка или жетон такого же цвета и объясняет: «Когда флажок этого цвета поднят, а у тебя такого же цвета жетон, ты «едешь в автомобиле». Когда флажок опущен, ты «возвращаешься в гараж» (садишься на стул).

После того, как дети поняли, начинается игра. Воспитатель должен следить, чтобы все действия выполнялись четко и без ошибок. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры по развитию памяти

материал представлен в виде карточек для картотеки игр...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Игры будут полезны детям, страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов ...

Игры на развитие памяти

1. Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания. 1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его. 2-ой вариант:...

Игры на развитие памяти и внимания

Игры на развитие памяти и внимания...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ

Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале ш...

Влияние подвижной игры на развитие памяти дошкольника

В дошкольном возрасте интенсивно формируется различные формы познания. Среди них память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь позновательных процессов, видов деятельности ребёнка. Подвиж...

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей дошкольников "Игры на развитие памяти"

АннотацияАктуальность. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение,...