Доклад на тему: "Особенности работы воспитателей в период адаптации младших дошкольников к ДОУ".
статья (младшая группа) на тему

Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление». Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье.

Сущность адаптации заключается в установлении оптимального соотношения между стабильностью (устойчивостью) и изменениями, которые проходят в плоскости взаимодействия человека с окружающей средой при использовании разного рода адаптационных механизмов.

Таким образом, под процессом адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения подразумевается процесс и, соответственно, результат приспособления качественных характеристик психики ребёнка к новым условиям социальной среды.

Адаптационные процессы могут рассматриваться  на различных уровнях: психологическом, социальном и физиологическом. Перечисленные уровни определяют и три разновидности адаптации. Вне зависимости от точек зрения, все уровни неразрывно связаны друг с другом, обладают сильным взаимовлиянием и позволяют дать оценку функциональному состоянию организма. Способность к адаптации является не только индивидным, но и личностным свойством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: "Особенности работы воспитателей в период адаптации младших дошкольников к ДОУ".

Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление». Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье.

Сущность адаптации заключается в установлении оптимального соотношения между стабильностью (устойчивостью) и изменениями, которые проходят в плоскости взаимодействия человека с окружающей средой при использовании разного рода адаптационных механизмов.

Таким образом, под процессом адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения подразумевается процесс и, соответственно, результат приспособления качественных характеристик психики ребёнка к новым условиям социальной среды.

Адаптационные процессы могут рассматриваться  на различных уровнях: психологическом, социальном и физиологическом. Перечисленные уровни определяют и три разновидности адаптации. Вне зависимости от точек зрения, все уровни неразрывно связаны друг с другом, обладают сильным взаимовлиянием и позволяют дать оценку функциональному состоянию организма. Способность к адаптации является не только индивидным, но и личностным свойством.

В ходе ряда исследований было однозначно определено, что любое изменение социальной среды оказывает определённое влияние на психическое и даже физическое здоровье детей. Изменение привычного образа жизни ребёнка, окружающей его среды - всё это характеризует поступление в ДОУ и нахождение на протяжении определённого времени в группе других детей. Именно в этот период у ребёнка изменяются приобретённые им на протяжении жизни привычки, трансформируется характер взаимоотношений с окружающими; в физиологическом плане снижаются защитные силы организма и происходит масштабная перестройка функционирования практически всех органов. Подобные сложные изменения становятся следствием перехода в новую социальную среду, когда ребёнок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки.

По мнению ряда авторов, общее эмоциональное состояние малыша нормализируется по истечении двух-трёх недель адаптации к условиям детского сада; при этом, если адаптационный процесс усложнён рядом факторов, этот срок может значительно увеличится.

Воспитатели могут оценивать степень адаптированности ребёнка к новым условиям через характер установленных ими контактов с детьми. Если ребёнок может спокойно осуществить акт взаимодействия, как с взрослыми, так и с другими детьми, то он по большей части уже адаптировался к изменённым условиям своей жизни.

Так же уровень адаптированности ребёнка к новой социальной среде можно определить по характеру его реакции на разлуку с родными (в частности, с матерью).

 На основании всего вышеизложенного, мы можем сделать следующие заключения. Воздействие воспитания на эффективность адаптационных процессов ребёнка рассматривается с таких позиций:

- степень идентичности используемых методов в ДОУ и дома;

- структурные особенности семьи ребёнка;

- наличие нарушений в характере воспитания;

- факт частых конфликтов;

- воздействие личностных качеств родителей.

Подготовила воспитатель Пастухова Людмила Петровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный  период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....

«Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ» (обобщение опыта)

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику провед...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Доклад «Психологические подходы практической деятельности воспитателей в период адаптации детей к условиям ДОУ»

Учет психологического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколе...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации младших дошкольников в ДОО

laquo;Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут» В.В. Путин Основные задачи работы с ро...

Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы

Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...