«Мы актеры - фантазеры» Методические рекомендации по созданию нетрадиционных видов театра и организации их деятельности в детском саду
методическая разработка (старшая группа) на тему

Татьяна Юрьевна Зубцова

Методические рекомендации содержат этапы организации театрализованной деятельности по использованию нетрадиционных видов театра  в детском саду. Знакомят с правилами кукловождения персонажей нетрадиционного кукольного театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_rekomendatsii.docx375.92 КБ

Предварительный просмотр:

Зубцова Т.Ю.

«Мы актеры - фантазеры»

http://rodnichok-spb.ru/media/images/voprosi%20vospitaniya%20detey/kak%20razvit%20razumnost%20rebenka%205.jpg

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Т.Ю. Зубцова

«Мы актеры - фантазеры»

Методические рекомендации по созданию нетрадиционных видов театра и организации их деятельности в детском саду

Тяжинский, 2016

Автор – составитель: Зубцова Татьяна Юрьевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик».

Методические рекомендации содержат этапы организации театрализованной деятельности по использованию нетрадиционных видов театра в старшей группе детского сада. Знакомят с основными правилами кукловождения персонажей нетрадиционного кукольного театра. Материал предназначен для использования воспитателями дошкольных образовательных учреждений, родителями, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования. 

Содержание

Введение………………………………………………………………

5

Возрастные особенности организации театрализованной деятельности с дошкольниками в детском саду………………….

7

Этапы организации театрализованной деятельности по использованию нетрадиционных видов театра в старшей группе детского сада…………………………………………………………

10

Основные правила кукловождения персонажей нетрадиционного кукольного театра……………………………………………………

14

Заключение…………………………………………………………

19

Список литературы………………………………………………...

20

Введение

В настоящее время проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. В решении задач, связанных с развитием творческих способностей ребенка дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.

Развитие творчества у детей дошкольного возраста -  важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является театрализованная деятельность, в том числе с помощью нетрадиционных видов театра, способов и форм его организации.

Практика показывает, что нетрадиционные виды театра являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Несмотря на множество авторских программ и методических пособий, эта тема остается не до конца раскрытой. Поэтому  изучив, апробировав материал педагогов – новаторов, возникла необходимость в  разработке методических рекомендаций по организации театрализованной деятельности в детском саду с использованием нетрадиционных видов театра. 

 Цель работы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных видов театра.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности ребенка через использование нетрадиционных  видов театра.
  2. Формировать навыки общения и коллективного творчества в процессе театрализованной деятельности.
  3. Воспитывать творческого, инициативного воспитанника, умеющего проявлять свои индивидуальные способности в театрализованной деятельности.

Актуальность данной работы состоит в том, что знакомство с театром не ограничивается рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных видов театра, их особенностями, многообразием материалов изготовления персонажей.  Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

           Дошкольники очень любят смотреть спектакли необычного кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые предметы, которые окружают их в повседневной жизни. Эти предметы оживают, двигаются, говорят, становятся еще  интереснее. Дети с удивлением наблюдают, как  пластиковая ложечка превратилась в принцессу, а любимый мамин чайник - в забавного героя из сказки «Буратино».

Именно нестандартность привлекает внимание ребенка и делает созданное их руками действо наиболее зрелищным.

Взрослых нетрадиционные виды театров привлекают своей малозатратностью, а так же доступностью используемых бросовых материалов.

Однако нельзя рассматривать нетрадиционный кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте полезно показать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Нетрадиционный кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.

Использование в педагогическом процессе нетрадиционного видов театра помогает решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжённость, решает конфликтные ситуации через игру.  

На фоне положительных эмоций ребенок учится управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. 

1. Возрастные особенности организации театрализованной деятельности с дошкольниками в детском саду

          Младшая группа. Театрализованная деятельность организуется так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки. Ребята  выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности.

          Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако, развить и обыграть сюжет пока не могут. Важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель.

           Средняя группа.  Происходит постепенный переход ребенка

- от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;

- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

 от создания в игре - драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

       В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения

      Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

       С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными - драматизировать произведения с небольшим количеством действий.

       Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной  выразительности, развивает чувство партнерства.

     Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.

      Данная возрастная группа предполагает постепенный переход ребенка

- от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета.  Литературная основа сюжета сочетается со свободной ее интерпретацией, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа;

- к игре как средству самовыражения через образ героя;

- от игры, в которой центром является «артист»;

- к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер».

Формируется положительное отношение детей к театрализованным играм (углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, интерес к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре). Происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры (активность и самостоятельность в выборе содержания игр, творчество). Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из сказок.

       Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой», тростевых кукол. Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок-басен о животных).

Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

           Подготовительная группа. У дошкольников 6-7 лет игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

      Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками учитываются следующие принципы:

      1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

       

      2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы       организации педагогического процесса, что сделает их такими же         необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

      3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

      4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

      5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

 Все игры и упражнения на занятии подбираются таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

      Воспитателю необходимо:

      - внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

      - если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

      - при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

     - спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

     - в заключении различными способами вызывать у детей радость.

         

2. Этапы организации деятельности по использованию нетрадиционных видов театра в старшей группе детского сада

          Первый этап. Подготовка дошкольников к театрализованной деятельности.           На данном этапе происходит ознакомление детей 5 - 6 лет с основами актерского мастерства. 

         Основу актерского мастерства составляет идея перевоплощения (с помощью мимики,  интонации и умением владеть своим телом – пластикой).

                Направления работы:

- формирование мимики;

- отработка артикуляции и интонации;

- развитие пластической выразительности движений и коммуникативных навыков.

           Для формирования мимики, артикуляции и интонации используются пантомимические этюды, театрализованные и дидактические игры. («Узнай по голосу», «Что бы это значило», «Угадай эмоцию», «Изобрази животное».  Используются рассказы Сутеева, этюды «Подарок», «Настроение», «Кто съел варенье», «Соленый чай», «Собака потерялась» и прочие). (Приложение 1)

                         Для отработки артикуляции у воспитанников в структуру образовательной деятельности вводятся различные тренировочные упражнения:

-  артикуляционные гимнастики и упражнения;

- скороговорки;

- чистоговорки.

                Развитие смелости публичного выступления, пластической выразительности движений и коммуникативных навыков тоже является одной составляющих актерского мастерства.

                 Способствует развитию пластики и выразительности движений выполнение детьми пальчиковых игр, хореографических этюдов, подвижных игры, заданий – придумок, например:

-  «Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга: крокодилы, жирафы, гуси»,

- «Покажите, как танцевала Золушка, когда гладила белье, поливала цветы, мыла посуду, вытирала пыль, ловила муху»,

- упражнения для развития речи (дыхание «Змея», «Насос», «Петушок», «Понюхай цветочек» и др.),

- упражнения для артикуляции («Рожицы», «Хомячок», «Поцелуйчик», «Лопатка», «Грибок» и др.).

          Второй этап.  Дети знакомятся с основами кукольного театра. Это осуществляется в нескольких направлениях:

- ознакомление с миром кукольного театра;

- изготовление персонажей;

- знакомство с основами кукловождения персонажей на ложках, на камнях, на CD – дисках, на тарелочках;

- работа над ролью (интонация, характер куклы, работа над моторикой рук).

          Для ознакомления с миром театра используются следующие формы:

- беседы о театре;

- культпоходы в кукольный театр;

- встречи с интересными людьми (руководителем театральной студии «ПоМост» районного дома культуры - Чипилева М.Г., педагогом дополнительного образования Центра дополнительного образования п.Тяжинский, руководителем кукольного театра «Арлекин» - Семенова Н.А.);

- просмотр видеозаписей детских спектаклей.

          Самым интересным и творческим для детей является изготовление персонажей нетрадиционного театра. Ребята попадают в мастерскую кукол. Изготавливают под руководством взрослого, а затем и самостоятельно, куклы и атрибуты для театрализованной постановки из подручных материалов (пластиковые и деревянные ложки, камни и т.д.). Рекомендации по изготовлению  в Приложении 2.

           Работа над ролью. Интонация, характер куклы, работа над моторикой рук). 

            Сказка для инсценировки подбирается так, чтобы интересно было организовать работу над игрой, чтобы дать возможность ребенку погрузиться в более благоприятный мир. Сказка увлекает детей, ненавязчиво побуждает их к действиям, к определенной реакции. Сказки используются разные, в том числе авторские и придуманные детьми во время театрализованных игр (Приложение 3).

                Организуя работу с детьми,  наиболее сложным для педагога является момент распределения ролей. Учитывая индивидуальные особенности развития эмоциональной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста, используются разнообразные приемы распределения ролей:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, имеющих проблемы с речью и трудности в эмоциональном  развитии;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук взрослого любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

-  проигрывание ролей в парах.

          Работа над ролью предполагает следующие направления:

    -  составление словесного портрета героя;

    - фантазирование по поводу его жилища, взаимоотношений с родителями,

  друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

    - сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных

  инсценировкой;

    - анализ придуманных поступков;

    - работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.

             Третий этап. Итогом проделанной работы над постановкой сказок будет самостоятельное выступление детей перед разной аудиторией -  родителями, педагогами, детьми.  Это поистине волнующий момент. После длительной работы над постановкой спектакля (анализом произведения, работой над ролью, заучиванием роли, изготовление персонажей, оживление ее с помощью эмоций, пластики движений), ребята, могут не только сыграть на сцене с полюбившейся куклой в руках, но и достигнуть  творческого удовлетворения!

                        В старшем дошкольном возрасте дети уже сами показывают кукольные спектакли. Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных.

                Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высоки требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля. Необходимо проводить эту работу качественно,  не забыватьт, что кукольный театр - это первое приобщение дошкольников к театру.

             Важным условием всей работы педагога является:

- сохранение игрового начала,

- короткое объяснение,

- пробный показ,

- краткий анализ показа,

 - поточный показ.

 - анализ игры воспитанников,

 - поощрение лучших.

                Излишнее теоретизирование, скрупулезный разбор ошибок снижает интерес детей к театрализованной деятельности.

  1.   Основные правила кукловождения персонажей нетрадиционного кукольного театра

Театр в жизни детей имеет важное значение. У детей формируются      интегративные качества, происходит становление личности ребёнка. Замечено, что во время театрализованных игр раскрепощаются даже застенчивые дети.

Чтобы развивать театрализованную деятельность детей, надо продумать оснащение театрального уголка. Театр должен быть ярким, привлекать внимание детей, вызывать у них желание действовать с образами сказочных героев.

В  детских садах используются различные виды настольного театра для детей. Можно разнообразить театральную  деятельность нетрадиционными видами театров: театрами с посудной полки,  на камнях, на дисках CD и из бросового материала: бутылочек, капсул из-под киндер - сюрпризов.

Театр с посудной полки.

Персонажи данного театра мы встречаем в жизни каждый день. Она стоит у нас на полочке на кухне и ждет своего часа превращения. Это ложки, лопатки, тарелки, чайники и прочее. Такая кукла легко помещается в руке ребенка, на нее надевается сверху костюм, рисуется лицо, голова украшается париком из ниток или меха. Если материал (ложка, лопатка) деревянный, то такую куклу можно расписать красками. Так же можно использовать фабричные детали лица. Театр – демократичен,  можно показывать как на ширме, так и без неё. Помимо речи у детей развивается умение двигаться под музыку, владеть рукой.

 Театр из бутылочек.

 Изготавливается из бросового материала – бутылочек одинакового или разного размера. Можно использовать несколько вариантов. На них приклеиваются картинки персонажей сказок. Либо на обклеенные бутылочки прикрепляются сшитые игрушки-персонажи, либо бутылочка изображает только голову. В таком случае на руку сначала надевается как бы юбочка из ткани. Кисть руки при этом прячется в коробочку, а руку от запястья до локтя скрывает юбочка на резинке.

          Театр на камнях.

     Для изготовления героев театра и атрибутов необходимы камни различной    величины. Камешки должны быть гладкими. Тогда  краска будет ложиться ровным слоем и не так сильно впитываться. Для работы нужны кисти разных размеров, в зависимости от того, какие элементы выбудете рисовать. Краски можно брать любые, но перед рисованием нужно камень загрунтовать.

     Театрализованное действие разворачивается на сцене – столе, который можно либо драпировать тканью, либо посыпать песком.

Театр дисках CD.

        Для изготовления кукол бросового театра понадобятся диски CD, картон, клей, фантазия педагогов и детей. Из картона делают шаблоны деталей. Основу делают, обведя диск. Можно также использовать  ткань и пряжу, все зависит от того, какое произведение будет показано. Кукольное представление показывают за ширмой. На основу приклеивают «гапит» - трость для вождения куклы.

           Ко всем видам нетрадиционного театра дети создают самостоятельно декорации. В    театральных   постановках настольного театра требуется частая смена декораций. Для этого, нужные по пьесе декорации, необходимо наклеить на куски картона, переплести их в своеобразную книгу, поставить ее позади ширмочки и, перелистывая картонные страницы, мгновенно менять декорации.

Правила кукловождения персонажей нетрадиционного кукольного театра.

 Знакомство детей с основами кукловождения проходит в игровой форме. Воспитатель ненавязчиво объясняет правила работы с куклами, используя потешки, загадки и т.д.

Все три вида кукольного театра по приемам кукловождения тождественны. При обучении детей играть с куклами кулачкового театра -  прячется кулачок; тростевого театра - кукла на палочке – трость; ложкового театра - в основе деревянная ложка или лопаточка. Необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях. Дополнительно проводятся игры и упражнения на развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты.

 Общие правила кукловождения за ширмой  Е.А. Антипиной.

- Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме.

- Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3\4 своей высоты.

- Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

- Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.

- Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

- Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

- Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.

- Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

- Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.

- Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.

 -  Характер актера передается кукле

Правила работы за ширмой:

  1. Нельзя опираться на ширму
  2. Движение рукой должны быть плавными.
  3. Кисть руки должна быть на уровне ширмы.
  4. Работает только кисть с гапитом (театр с посудной полки, театр на дисках CD)

Правила работы с куклами плоскостного театра

1.        Держать куклу за спинку.

2.        Не отрывать от стола.

3.        Выдерживать паузы.

4.        Не подпрыгивать.

Особенности работы с куклой плоскостного театра

Куклы нетрадиционных театров являются  плоскостными (изображение персонажа на каждой стороне фигурки).

Ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. Возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей.

Заключение

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.  Практика показывает, что нетрадиционные виды театра являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Дети получают не только всестороннее развитие, но и море эмоций от игры с необычными персонажами нетрадиционного театра. А педагог имеет возможность вывести детей за рамки образовательной программы и сделать воспитательно – образовательный процесс более увлекательным и творческим.

 

Список литературы

  1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. [Текст]: методическое пособие для руководителей учреждений образования / Е.А. Антипина. –М.:  Сфера, 2009.
  2. Алексеева, Н. В.  Развитие одаренных детей [Текст]: методическое    пособие для руководителей учреждений образования / Н.В. Алексеева; отв. ред. М. А. Ушакова. – М.:  Просвещение, 2008. 178 с.
  3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: методическое пособие для педагогов / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  4. Доронова, Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей  4-6 лет [Текст]:  методическое пособие для педагогов / Т.Н. Доронова. -  М.: Просвещение, 2005.  127с.
  5. Карманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам [Текст]: методические пособие для педагогов / Т.Н. Караманенко. -    М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
  6. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: методическое пособие для педагогов / М.Д. Маханева.  - М.: Сфера, 2001.

150 с.

  1. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст]: методическое пособие для педагогов /   Е.В. Мигунова. -  Великий Новгород, 2006. 230 с.
  2.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду   [Текст]: методическое пособие для педагогов / под ред. Т.И. Петровой. - М.: Школьная пресса, 2000. 170 с.
  3. Пищпкова, Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике [Текст]:

методическое пособие для воспитателей / Н.Г. Пищпкова. -  Скриптолий, 2011.

  1. Сорокина, Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети» [Текст]: методическое пособие для воспитателей /  под ред. Н.Ф. Сорокиной. - М.: МИОО, 1995.
  2. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.  [Текст]: методическое пособие для воспитателей /  Э.Г. Черилова. - М.: Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации трудовой деятельности в детском саду

О роли труда в формировании личностных качеств дошкольника. О содержании трудового воспитания. О применяемых в семье видах труда, об организации трудовой деятельности....

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Материал подготовлен для воспитателей и педагогов, в период перехода на ФГОС....

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

       Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...

Методические рекомендации по организации трудовой деятельности в детском саду.

laquo;Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство»....

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)...

Методический семинар по физическому развитию для воспитателей. ТЕМА: «Организация двигательной деятельности в детском саду»

Методический семинар по физическомуразвитию для воспитателей.ТЕМА: «Организация двигательнойдеятельности в детском саду»...