" Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду".
методическая разработка на тему

Яшева Татьяна Анатольевна

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать  требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок  учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает  возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytono-eksperimentalnaya_rabota_v_detskom_sadu.docx448.01 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад № 39  «Клюковка»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Двинская средняя школа»

 «Опытно – экспериментальная деятельность

в детском саду»

                                                                       

                                                                                         

                                                                                     Автор –          Яшева

                                                                                                             Татьяна Анатольевна,

                                                                                                              воспитатель

                                                                                       

                                                                  п. Двинской

                                                           Холмогорский район

                                                                        2016г.    

                                                               

Детство пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Самое «лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф Уолдо Эмерсон. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы.

Актуальность работы:

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать  требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок  учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает  возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Новизна работы:

        Новизной является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Цель:

         Целью является развитие познавательных способностей детей через  опытно-экспериментальную деятельность в детском саду.

Задачи: 

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе  его  практического  исследования.

3. Создавать условия  для  самостоятельного  установления  связей и  отношений  между  системами  объектов  и  явлений  с  применением  различных  средств.

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Принципы, направления, правила работ.

      Работа построена на основе следующих принципов:

-Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития

-Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития        

                                                                                                                                                       

-Принцип противоречивости в содержании знаний,  получаемых детьми, как основы саморазвития и развития

-Принцип «развивающей интриги»

-Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания

-Принцип деятельного подхода к развитию личности

-Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности

-Принцип  системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности

-Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)

Ожидаемый результат:

Каждый  воспитанник должен уметь:

-выделить  и  поставить  проблему, которую необходимо разрешить;

-предложить  возможные решения;

-проверить эти возможные решения;

-сделать выводы в соответствии с результатом проверки;

-применить выводы к новым данным;

- делать обобщение;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов.

  • Свою работу я строю  по двум взаимосвязанным направлениям:

- живая природа;

- неживая природа.

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способом их реализации(информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы  мною были соблюдены следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2.Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

В условиях детского сада  использую только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они  безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

        В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников я использую комплекс разнообразных методов и приемов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач.

Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове, тогда происходит закрепление

 

 впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.        Наглядный метод: (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида: - распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; - за изменением и преобразованием объектов;

Практический метод: (разнообразное обследование предмета, игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры).

Метод наблюдения– относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида: распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; за изменением и преобразованием объектов;

Игровой метод- который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Словесный  метод - рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

А также Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Опытно – экспериментальной деятельность в детском саду», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Что подтверждается результаты работы. Отмечается положительная динамика по экспериментальной деятельности.

Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности, в сюжетно – ролевых играх. При помощи вертушек определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице и др.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                Приложение №1.

                                       Детский сад №39 «Клюковка»

                                              МБОУ «Двинская СШ»

        «Эксперимент - наблюдения  за ростом лука  »

Цель: вызвать у детей интерес к  выращиванию огородной  культуры, желание наблюдать  за  изменениями в лукавицах в зависимости от условий.

                    Яшева Татьяна Анатольевна, воспитатель

                      и дети группы «Солнышко»

                                             Февраль 2016 год                                                                               

                               Первый  день  наблюдения  

Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые.

Вопрос: Что нужно растению для роста?

(Вода, тепло и свет)

Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода  - синий круг, тепло – красный, свет – желтый.

 Первую луковицу  ставим в стаканчик с синим, красным и желтым кружками. Для  нее созданы все условия для роста.

Вторую луковицу ставим в стаканчик с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.

Третью луковицу ставим в стаканчик без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый -  наличие света.

Четвертую луковицу ставим  в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У нее нет тепла, света и воды.

C:\Documents and Settings\Клюковка\Рабочий стол\!Й\1.jpg

 

                                                                                                                                                                                                                         Через неделю  рассматриваем  луковицы  и  выясняем, какие изменения  произошли с  ними.                                                                                                                                                         

  1 - я луковица

  • Воды стало меньше.
  • Появились маленькие корни.

2 – я луковица

  • Вода стала грязной.

3 – я луковица

  • На дне банки появились маленькие капельки воды.
  1. – я луковица

  • Нет изменений.

C:\Documents and Settings\Клюковка\Рабочий стол\!Й\ж.jpg

 

                                                                                                                                                       Через четырнадцать дней рассматриваем  луковицы и  выясняем какие изменения произошли с ними:

1-я луковица:              

-листики стали выше

- воды - меньше

-корни стали больше

2 – я луковица:

-вода грязная

-появился  неприятный запах

-корней нет

-зеленых листьев нет

3 – я луковица:

-появились маленькие листья

-выросли корни

 -капельки воды на дне банки

4 – я луковица

- нет никаких изменений

C:\Documents and Settings\Клюковка\Рабочий стол\!Й\2.jpg

 

Через  двадцать один день наблюдаем с детьми следующие изменения.

1- я луковица:

-хорошие зеленые ростки, какие должны быть у лука.

-сильные, длинные корни, они пили много воды.

-стрелки у лука выросли крепкие, зеленые и сочные.

2 – я луковица

корешки выросли, но они более слабые стрелочки есть, но они бледные, маленькие и желтые.

3- я луковица

-корни не появились.

-ростки не выросли.

-луковица стала мягкой и вялой.

 -вода грязная и пахнет плохо.

4- я луковица

-никаких изменений не произошло

  C:\Documents and Settings\Клюковка\Рабочий стол\!Й\8.jpg

                                                                                                                                                                                   

Вывод: чтобы растения хорошо  росли и правильно развивались, необходимы свет, тепло, вода.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.

Доклад на семинаре    Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.

Кружок "Хочу всё знать". Презентация....

Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".

Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности....

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

     К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потреб...

памятка "Как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду"

Памятка«Как организовать опытно -экспериментальную деятельность в детском саду»Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка треб...

Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...