Программа курса Азбука общения для подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Ирина Алексеевна Кузнецова

Курс Азбука общения - это цикл психологических групповых занятий, направленный на гармонизация и развитие эмоциональной и социально - коммуникативнойсферы старших дошкольников, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей старшего дошкольного возраста. Курс предполагает регулярное проведение занятий в течении одного года один раз в неделю. Программа состоит из четырех циклов: "Мир моих чувств", "Я учусь владесь собой", "Давайте жить дружно", "Страна знаний". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_obshcheniya_dlya_podgotovitelnyh_grupp.docx50.32 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

психологических занятий

«Азбука общения»

подготовительная группа

детского сада

Составитель программы:

Кузнецова И.А.


Пояснительная записка.

В дошкольном периоде закладываются основы, определяющие успешность личностного становления и развития. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место.

Существенную роль в формировании личности ребёнка играет не только учебная деятельность, но и освоение ребёнком социальной действительности, накопление социального опыта. Знакомство и усвоение социальных норм и правил у дошкольников происходит через коллективную игру, в разыгрывании различных социальных ситуаций. Особенностью такой игры должно стать присутствие взрослого, как образца поведения и применения социальных норм, и правил.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития. Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Таким образом, существует необходимость в создании и реализации программы, направленной на развитие эмоционально – волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников. Представленная программа имеет социально-психологическую направленность. Ее предназначение — сохранение психологического здоровья детей.  

В связи с актуальностью проблемы целью программы является – гармонизация и развитие эмоциональной и социально - коммуникативнойсферы старших дошкольников, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

  • развитие и обогащение эмоциональной сферы ребенка;
  • развитиесоциально – коммуникативных навыков;
  • формирование позитивного отношения к своему «Я»;
  • развитие произвольной саморегуляции;
  • формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности.

Организационные условия проведения занятий.Программа реализуется в течение учебного года 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 30 минут. Занятия проводятся фронтально в игровой комнате.

Основные методические приемы:беседа; групповая дискуссия; дидактические, развивающие, ролевые и подвижные игры и упражнения с их последующим обсуждением; психотерапевтические сказки; тематическое рисование, лепка; психогимнастика.

Планируемые результаты.По итогам реализации программы старший дошкольник:

  • Способен к позитивному самовосприятию, имеет адекватную устойчивую самооценку, адекватный уровень притязаний и чувство собственного достоинства.
  • Умеет выражать и отстаивать свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.
  • Доброжелателен в отношении с другими людьми, проявляет эмпатию.
  • Имеет четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах.
  • Способен к дифференциации эмоциональных состояний.
  • Способен к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.
  • Умеет выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
  • Умеет замечать и называть эмоциональные состояния людей, нюансы их переживания и выражения, отражая в развернутой речи;
  • Умеет адекватно реагировать на эмоциональные проявления и состояния других людей.
  • Умеет распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
  • Способен к открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
  • Способен отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию социально приемлемыми способами.
  • Способен к самостоятельному разрешению проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений;
  • Активно стремится к достижению своей цели.
  • Способен преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
  • Владеет навыками саморегуляции и самоконтроля.
  • Стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей.
  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен проявлять инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.
  • Умеет слушать и понимать других людей.
  • Владеет навыками конструктивного общения с детьми и взрослыми.
  • Способен к сотрудничеству, умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других.
  • Способен самостоятельно или с небольшой помощью объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений.
  • Способен к анализу причин конфликтных ситуаций.
  • Владеет способами разрешения конфликтных ситуаций социально – приемлемыми способами.
  • Способен следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
  • Имеет сформированную внутренняя позиция школьника.
  • Имеет положительное отношение к школьному обучению.

Направления реализации программы.

Программа состоит из 4 циклов.

Целью первого цикла «Мир моих чувств» является знакомство с базовыми эмоциями. Развитие  навыка выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях. Основные задачи: способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств; учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.) различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.); помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. Занятия предполагают   раскрытие внутреннего мира детей.

Второй цикл занятий «Я учусь владеть собой». Цель - формирование умений принимать самого себя и других людей, управлять своими эмоциями. Знакомство с приемами саморегуляции. В связи с трудностями  усвоения детьми  данной категории  моральных норм и принципов  в данном блоке  подобраны   такие темы занятий, где дети смогли бы получить навыки социального взаимодействия,  именно на этом этапе работы  дети обучаются  оптимальному поведению в различных ситуации. С помощью прослушивания  сказок, проигрывания сюжетов,  психокоррекционных  упражнений  и заданий, этюдов проводиться коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения, вырабатывается  у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении.

Третий цикл - «Давайте жить дружно». Целью является формирование и развитие коммуникативных умений и навыков сотрудничества (слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу). Развитие умений конструктивного общения с детьми и взрослыми. С помощью соответствующих приемов (коммуникативных игр, сказок, дидактических упражнений и др.) у детей формируется социально-адекватные способы взаимодействия с окружающим миром.

Четвертый цикл - «Страна знаний» направлен на формирование положительной мотивации к школьному обучению. Задачи: формировать учебно-познавательные мотивы; способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика; продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения; продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность; продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку; обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения; развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли; продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции. Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде: игрового преподнесения заданий; создания положительного образа школьника; при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники; подкрепление положительного отношения к школе; закрепления знаний о школьных принадлежностях; закрепления образцов ролевого поведения; формирования чувства уверенности в роли ученика.

Данная программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

  • учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,   М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015.

Данная программа, составленная на основе следующих методических разработок: программа социально – личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя» М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова; программа групповых занятий с дошкольниками «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой, О.Е.Хухлаева, О.Е. Первушина И.М.; программа эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В.Крюкова, Н.П.Слободяника; программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебная страна внутри нас».


Календарно-тематическое планирование  

Сроки

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности и формы работы

Планируемые (формируемые) результаты занятия

1

Адаптационное занятие «Давайте познакомимся»

Знакомство, приветствие детей друг с другом. Групповая работа. Коллективные игры, направленные на принятие себя и других; сплочения коллектива; понижения тревожности. Рисуночная деятельность.

Упр. «Здравствуйте, это Я», Беседа «Мое лето».  Игра «Молекулы». Игра «Делай как я». Рис. «Мой портрет».

Облегчение процесса адаптации. Улучшение психологического комфорта и обстановки в группе. Сплочение группы. Понижение тревожности.

2

Адаптационное занятие «Наша группа»

Коллективные игры, направленные на принятие себя и других; сплочения коллектива; понижения тревожности. Рисуночная деятельность.

Упр. «Доброе утро». Беседа «Детский сад». Игры «Поменяйся местами», «Если любишь, делай так». Рисунок «Наша группа».

Облегчение процесса адаптации. Улучшение психологического комфорта и обстановки в группе. Сплочение группы. Понижение тревожности.

3

Адаптационное занятие «Навстречу»

Коллективные игры, направленные на принятие себя и других; сплочения коллектива; понижения тревожности. Рисуночная деятельность.

Упр. «Доброе утро». Игра «Найди цвет». Упр. «Скульптура». Рисунок «Альбом группы». Этюд «Цветок».

Облегчение процесса адаптации. Улучшение психологического комфорта и обстановки в группе. Сплочение группы. Понижение тревожности.

4

Адаптационное занятие «Мы хорошо умеем вместе»

Коллективные игры, направленные на принятие себя и других; сплочения коллектива; понижения тревожности. Рисуночная деятельность.

Упр. «Доброе утро». Упр. «Ракета». Игры «Бусы», «Буря», «Орлиный глаз».   Рисунок «Обложка для альбома»

Облегчение процесса адаптации. Улучшение психологического комфорта и обстановки в группе. Сплочение группы. Понижение тревожности.

Цикл занятий «Мир моих чувств»

5

«Волшебная страна Чувств»

Беседа с детьми.

Эмоционально-символическая игра.

Знакомство с понятиями «чувство», «эмоция»; беседа и обсуждение с детьми. Введенеие понятия «Мера».  

Упр.  «Добрый день». Игра «Найди спрятанное».  Сказка «Волшебная страна чувств». Упражнение «Что такое чувства?»

Творческая работа «Волшебная страна».

Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции». Повышение уровня дифференциации эмоций и чувств.

6

«Радость»

Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с эмоцией радости (беседа и обсуждение с детьми).

Символическое представление эмоции радости. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара.

Упр. «Доброе животное». Игра «Найди спрятанное». Рис. «Радость», упр. «Моя Радость»

Этюд «Танец».

Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Радости.

7

«Грусть и печаль»

Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с эмоциями грусть и печаль (беседа и обсуждение с детьми).

Символическое представление эмоции грусть. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара.

Упр. «Сосед к соседу». Беседа «Как приходит Грусть - Печаль». Творческая работа «Грустный вернисаж». Игра «Я Грустинку провожу».

Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Грусти.

8

«Злость»

Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с эмоцией Злость (беседа и обсуждение с детьми).

Символическое представление эмоции злости. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. Формирование навыков работы с гневом.

Игра «Всеобщее внимание». Этюд «Злюка». Беседа «Как приходит Злость». Коллективная сказка «Приключения Злюки». Упр. «Я злюсь, когда… », «Волшебный мешочек», «Снежки».    

Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Злости. Развитие навыков работы с гневом.  

9

«Интерес»

Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с интересом (беседа и обсуждение с детьми). Символическое представление интереса. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. Пальчиковая гимнастика. Рисуночная деятельность.

Упр. «Танцы для пальцев». Игра «Загадочные узоры». Беседа «Как приходит Интерес». Коллективный рисунок «Интересный интерес».  

Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений об интересе.

10

«Страх»

Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с эмоцией Страх (беседа и обсуждение с детьми).

Символическое представление эмоции страха. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. Формирование навыков работы со страхом.

Игра «Повтори звук». Этюд «Страх». Беседа «Когда и зачем приходит Страх». Упр. «Страшное блюдо», «Закончи предложение», «Мой страх» «Возьми себя в руки». Творческая работа «Нестрашный страх»

Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Страха. Развитие навыков работы с чувством страха.

11

«Обида»

Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с эмоцией Обида (беседа и обсуждение с детьми).

Символическое представление эмоции обида. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. Формирование навыков работы с чувством обиды.

Упр. «Топаем, хлопаем и гудим». Игра «Найди обиду». Беседа «Когда и зачем приходит обида». Опыт «Вот так обида!». Упр. «Прохлопаем обидку». Рисуночная деятельность «Мои обиды». Упр. «Воздушный шарик».  

Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Обиды. Развитие навыков работы с чувством Обиды.

12

«Вина и стыд»

Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с чувством вины и стыда (беседа и обсуждение с детьми).

Символическое представление чувства вины и обиды.  Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. Формирование навыков работы с чувством вины и стыда.

Упр. «Делай как я». Рассказ «Косточка». Беседа «Когда приходят Вина и Стыд». Упр. «Я чувствую себя виноватым, когда… ». Игра «Извини меня за …» Коллективный рисунок «Портрет Вины и Стыда».

Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Вины и Стыда. Развитие навыков работы с чувством Вины и Стыда.

13

«Любовь»

Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с чувством Любви (беседа и обсуждение с детьми).

Символическое представление чувства Любви. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара.

Упр. «Паровозик». Беседа «Главное чувство». Этюд «Цветок». Рис. «Подарок».  

Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Любви.

14

«Я – Король своих чувств»

Рефлексия всего путешествия. Психологические упражнение, направленные на дифференциацию своих, и чужих чувств, и эмоций. Пантомимические упражнения.

Игра «Зеркало». Игра «Злой, веселый, грустный». Упражнение-анализ «Письмо первооткрывателей Страны Эмоций».

Повышение дифференциации чувств и эмоций. Децентрация личности ребёнка. Повышение саморефлексии.

Цикл занятий «Я учусь владеть собой»

15

«Как справиться с плохим настроением»

Рефлексия прошлого занятия.

Игры и упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции в трудной ситуацией.

Упр. «Подарим друг другу улыбку». Игра  «Вот если бы было не так…». Опыт «Сломалась игрушка». Упр. «Даже если…».

Расширение представлений детей о возможностях выхода из сложной ситуации путем изменения отношения к ней.

16

«Как стать уверенным в себе»

Рефлексия прошлого занятия.

Психологические упражнения, направленные на повышение уверенности в себе, на развитие навыков саморегуляции. Психогимнастика. Рисуночная деятельность.

Психогимнастика «Солнышко». Сказка «Я не могу этого вынести». Игра «Я справился», «Я – сильный!». Упражнение «Ведро».

Развитие навыков уверенного поведения. Снятие психоэмоционального напряжения.

17

«Как добиваться успеха»

Чтение и обсуждение сказки. Беседа с детьми о том, что труд является условием для достижения успеха. Психологические игры, направленные на повышение уверенности в себе.

Игра «Зеркало». Сказка «Две лягушки». Упр. «Я справлюсь». Игра «Звезда успеха».    

Расширение представления о понятии успех и условиях его достижения.  

18

«Трудное слово «Нет!»»

Психологические игры и упражнения, направленные на снятие «запрета отказа», на научение принимать и давать отказ.

Игра «Угадай, кто рычит!». Рассказ «Когда трудно сказать «Нет!»». Игра «Нет! Нет! Нет!». Упр. В парах «Прости, но нет».

Формирование умения принимать и отказ и отказывать.

19

«Скажу себе «Стоп!»»

Рефлексия прошлого занятия. Ролевые игры, психологические упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции и самоконтроля. Психогимнастика. Творческая деятельность.

Игра «Если нравиться тебе, делай так… ». Рассказ «Тайм - аут». Разыгрывание ситуаций «Мишкина поюшка», «Ежик и Лисичка», «Слонёнок». Упр. «Хочукалки». Психогимнастика «Внутренняя сила». Работа с пластилином «Человек с сильной волей».  

Развитие навыков саморегуляции.  Снятие напряжения.

Цикл занятий «Давайте жить дружно»

20

«Что такое дружба»

Беседа с детьми (обсуждение понятий «друг» и «дружба»). Коммуникативные игры, обучающие умению сотрудничать и дружить. Групповая игра. Рисование.

Игра «Узнай по голосу». Разбор и обсуждение пословиц и поговорок о дружбе. Групповое составление геометрических фигур.

Игра «Переправа».

Повышение сплоченности группы. Улучшение взаимопонимания. Налаживание более близких, доверительных отношений в группе. Развитие навыков эмпатии и сопереживания.

21

«Настоящий друг»

Рефлексия прошлого занятия. Беседа с детьми. Психологические упражнения, направленные на формирование принятия других; умения видеть положительные стороны и достоинства в другом. Коллективные игры.

Рисуночная деятельность.

Этюд «Подарок другу». Беседа на тему «Настоящий друг».  Игра «Я хочу с тобой дружить».

Рисунок «Лучший друг».

Повышение сплоченности группы.

Расширение представлений о том, какими качествами обладает друг.

Повышение положительного эмоционального отношения друг к другу.

22

«Когда общаться нелегко»

Рефлексия прошлого занятия. Беседа с детьми. Психологические игры и упражнения, направленные на развитие умения разрешать конфликты социально приемлемыми способами. Психогимнастика.

Упр. «Подарок другу». Беседа «Когда общаться нелегко». Игра «Ассоциации». Беседа «Моя последняя ссора». Притча «Две козы». Упр. «Мы поссоримся и помиримся». Игры «Мирилки».

Формирование умения разрешать конфликты социально приемлемыми способами. Улучшение взаимопонимания.

23

Путешествие в страну Понимания»

Рефлексия прошлого занятия. Беседа с детьми. Коммуникативные игры, направленные на сплочение группы, обучение сотрудничеству.

Упр. «Ракета», «Слепой и повадырь». Игра «Озеро дружбы». Творческая работа в парах «Варежки».  

Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

24

«Мальчики и девочки»

Беседа с детьми. Психологические игры и упражнения, направленные на развитие понимания различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения; развивающие навыки общения мальчиков с девочками.

Этюд «Леди и Джентельмен». Чтение стихотворения «О мальчиках и девочках». Беседа «Мальчики и Девочки». Игра «Защитники девочек». Игра-драматизация «Спящая красавица». Коллективная работа  «Страна Девочек» и «Страна Мальчиков».

Повышение половой дифференциации. Формирование уважительного отношения и принятия ребенка противоположного пола. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

25

«Пойми меня»

Психологические упражнения на развитие невербального общения. Понтомимические игры, направленные на развитие произвольности. Психогимнастика.

Беседа и групповое обсуждение.

Упр. «Пойми без слов». Упр. «Пойми настроение». Упр. «Заколдованный ребёнок». Упр. «Море волнуется раз».

Расширение репертуара межличностного общения (дать представление о различных способах коммуникации). Развитие мимики и пантомимики.

26

«Давайте жить дружно»

Психологическая игра

Коммуникативные игры, обучающие умению сотрудничать. Групповая игра. Рисуночная деятельность.

Упр. «Мммм». Игры "Сиамские близнецы", "Заколдованное слово", "Хоровой шёпот". Инсценировка басни «Лебедь, рак и щука».

Повышение сплоченности группы. Развитие навыков эмпатии и сопереживания. Повышение навыков командной работы. Снятие напряжения.

27

«Дерево дружбы»

Коллективное творчество, направленное на сплочение группы.

Коллективная работа «Дерево дружбы»

Повышение сплоченности группы. Повышение навыков командной работы.

Цикл занятий «Страна Знаний»

28

«Что такое школа»

Чтение и обсуждение сказки, направленной на формирование положительного отношения к школе.  Беседа, игры направленные на повышение мотивационной готовности к школьному обучению. Коммуникативная  игра, развивающая умение сотрудничать.

Упр. «Добрый день!» Игра «Мгновенное построение». Чтение и обсуждение сказки «Создание «Лесной сказки»». Беседа «Я и школа». Игра «Самое – самое в школе». Рисуночная деятельность «Школьник - дошкольник».  

Повышение уровня развития внимания и двигательной памяти. Формирование положительного образа школа. Повышение мотивации к обучение в школе.

29

«Моя первая учительница»

Чтение и обсуждение сказки, направленной на формирование положительного эмоционального отношения к первому учителю. Игры, направленные на развитие познавательной сферы. Рисуночная деятельность.

Упр. «Добрый день!». Игра «Что изменилось», «А что вокруг». Чтение и обсуждение сказки «Фея Страны Знания». Рис. «Моя первая учительница».

Формирование положительного образа первого учителя. Повышение мотивации к обучение в школе. Повышение уровня развития зрительной памяти и внимания.

30

Правила школьной жизни

Чтение и обсуждение сказки, направленной на формирование положительного эмоционального отношения к школьным правилам. Беседа о правилах поведения в школе. Коммуникативные игры, направленные на сплочение группы.

Упр. «Эхо». Игра «Флажок». Упр. «Урок или перемена». Чтение и обсуждение сказки «Школьные правила».  Коллективная работа «Школьные знаки».  

 Принятие правил школьной жизни и себя в роли учеников, активизация познавательной активности обучающихся, формирование положительной мотивации.

31

Школьные отметки

Чтение и обсуждение сказки, направленной на формирование позитивного отношения к оценочной системе обучения. Игры, направленные на снятие тревожности, психоэмоционального напряжения, связанного с негативным оцениванием.

Упр. «Хорошее настроение». Игра «Школьный портфель». Чтение и обсуждение сказки «Школьные оценки».  Упр. «Зато», игра «Листопад».  

Подготовка к оценочной системе обучения. Снижение тревоги, связанной с негативным оцениванием.

32

«Смешные страхи»

Чтение и обсуждение сказки, направленной на обогащение понимания эмоции страха за счет осознания того, что страх – может быть, результат незнания. Игры, направленные на снятие тревожности, психоэмоционального напряжения, связанного с наличием страха. Психогимнастика. Рисуночная деятельность.

Упр. «Ракета». Чтение и обсуждение сказки "Смешные страхи". Этюды "Первоклассники идут в хорошем настроении", "Учитель встречает учеников". Упр. "Имя-движение". Этюд "Испуганный зайка". Упр. "Чего мы боимся в школе". Игра "Зайцы в лесу". Рисование "Смешные страхи"

Формирование положительного представление о следующем этапе обучения. Формирование положительной мотивации. Развитие навыков саморегуляции. Снижение тревоги.

33

«Школьные конфликты»

Чтение и обсуждение сказок, направленных на осознание причин конфликтности; понимание необходимости сосуществования, сотрудничества и взаимопонимания. Психологические игры и упражнения, направленные на развитие умения разрешать конфликты социально приемлемыми способами.

Упр. "Доброе животное". Чтение и обсуждение сказок «Ябеда», «Шапка - невидимка».  Упражнение "Делай так!". Игра  "Ветер дует на …".

Формирование положительной мотивации. Формирование умения разрешать конфликты социально приемлемыми способами. Улучшение взаимопонимания.

34

«Школьные конфликты» 2

Чтение и обсуждение сказок, направленных на осознание причин конфликтности; понимание необходимости сосуществования, сотрудничества и взаимопонимания. Коммуникативные игры, направленные на сотрудничество и взаимопонимание.

Упр. «Доброе животное». Чтение и обсуждение сказки «Хвосты».  Упр. «Выбор». Игра «Телеграмма».

Формирование положительной мотивации. Формирование умения разрешать конфликты социально приемлемыми способами. Улучшение взаимопонимания.

35

«Скоро в школу»

Беседа с детьми. Вспоминание самых ярких моментов за год. Подведение итогов. Рассматривание и обсуждение фотографий и творческих работ за год.

Игра «Делай, как я». Упр. «Наша группа».  Упр. «Свеча желаний».  

Повышение уровня саморефлексии. Формирование объективной самооценки. Обозначение роста детей над самими собой.

36

«Прощай, детский сад!»

Игра – путешествие, содержащая психологические игры и упражнения, направленные на завершение обучения в детском саду и подготовку к обучению в подготовительном классе.  

Игра «Переправа», эстафета  достижений, дидактические игры, письмо «В будущее», закапывание клада.

Формирование положительного представление о следующем этапе обучения; повышение самостоятельности и ответственности.


Список литературы:

  1. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии»,  - «Речь», 2006.
  2. Корепанова М.В., Харлампова Е.В.  «Познаю себя» (методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста), – М.: БАЛАСС, 2007.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: «Генезис», 2006.
  4. Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций.  Дети 5 – 7 лет», - Ярославль.: Академия развития, 2000.
  5. Панфилова М.А.  Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.
  7. Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.
  8. Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье 2001.
  9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 7-е изд. – М.: Генезис, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у сказки" для детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....

Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у Винни-Пуха"

Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....

Конспект занятия из курса "Азбука общения" "Путешествие в Снежландию"

Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....

Программа курса Азбука общения для старшей группы

Курс Азбука общения - это цикл групповых психологических занятий для старшей группы детского сада. Целью программы является – гармонизация и развитие социально - коммуникативной и эмоциональной сферы ...

Конспект НОД по речевому общению: «Весёлая азбука» (грамота) в подготовительной группе.

Задачи:Образовательные: упражнять в умении выделять гласные и согласные звуки, делить слово на слоги , определять количество слогов составлять предложения , работать со схемой предложений , упраж...

тематический план по курсу развитие речи в подготовительной группе детей с ТНР

план фронтальных занятий логопеда в подготовительной  группе компенсирующей направленности по развитию речи. Занятия 1 раз в неделю....

Итоговые задания по курсу "Я познаю мир" Подготовительная группа

Итоговые задания. В файле текстовые задания, которые обязательно иллюстрируются при  практическом применении....