Рекомендации для родителей в период адаптации
статья на тему

Погорская Татьяна Дмитриевна

Рекомендации для родителей в период адаптации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley_v_period_adaptatsii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей в период адаптации

Воспитатель ГБДОУ № 104 детский сад

Невского района г. Санкт-Петербурга

Погорская Т.Д.

 Социальная адаптация - это интегративный показатель состояния человека, отражающийего возможность выполнять определенные биосоциальные функции. Проблему социальной адаптации можно назвать часто исследуемой. Вообще вопросы адаптации личности интересуют большое количество психологов из различных областей науки. Большое количество исследований посвящено детям. Следует отметить, что существует ряд проблем с адаптацией, которые встречаются достаточно часто на всех возрастных этапах, - это гиперактивность, агрессивное поведение и проблемы внимания.

Гиперактивность - это повышенная двигательная активности, которая может проявляться в лазании и беготне, излишней разговорчивости или постоянном неадекватном оставлении своего места. Для гиперактивных детей характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая – по норме – продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаружатся нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку. Так же гиперактивные дети страдают дефицитом внимания. Это проявляется в трудностях его удерживания, в снижении избирательности и в выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Для них характерна непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей. К тому же они старательно избегают задания, требующих длительных умственных усилий. На современном этапе доминируют три группы причин развития: повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; генетические факторы; негативное действие внутрисемейных отношений.

Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов служат:

  • Недостаточное питание матери
  • Отравление свинцом
  • Внутриматочные дефекты
  • Наркотическое или алкогольное отравление
  • Кислородная недостаточность
  • Недоношенность плода

Агрессия – это сложная по своей структуре реакция, включающая эмоциональный компонент: гнев, раздражение; агрессивное поведение: нападение, удары, укусы; вербально-когнитивный компонент: высмеивание, обзывание и т.д., которые проявляются и меняются по мере взросления личности. Причины агрессивного поведения разнообразны и зависят от многих факторов, в основном относящихся к семейному воспитанию. Наиболее распространенные из них:

  • Врожденная агрессия
  • Фрустрация.  
  • Дисгармоничность семейных отношений в целом: отношения между родителями, родителями и детьми, братьями-сестрами.
  •  Наказание и степень контроля со стороны родителей. Исследователи выявили, что жестокие наказания приводят к высокому уровню агрессивности у детей, при этом минимальный контроль и присмотр ведут к высокому уровню асоциальности. Часто эти 2 типа воспитания можно встретить в одной семье, когда родители не могут придерживаться единого стиля воспитания.
  • Разрушенные эмоциональные привязанности между родителями и детьми. Или враждебные чувства родителей по отношению друг к другу.
  •  Родители  требовательны к своим детям или напротив равнодушны к их социальной успешности. Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности.
  • Наличие противоречия между воспитуемым и собственным поведением родителя, т.е. к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.
  • Использование таких воспитательных методов, как угрозы, ультиматумы, сознательное лишение любви, частые изоляции. Реакция лишь усугубляется, особенно если родители не испытывают ни вины ни сострадания.

Невнимательность приводит к трудностям с завершением работы, к забывчивости, слабой организации и отвлекаемости, которые могут негативно влиять на функционирование детей дома и в детском саду. Причины невнимательности:

  • Высокая утомляемость и хроническая усталость у ребенка.
  • Частые переживания и глубокие стрессы
  • Индивидуальное восприятие ребенка.
  • Недостаточная мотивация выполнения деятельности
  • Возрастные ограничения в развитии внимания
  • Индивидуальные особенности нервной системы
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В связи с эти мы подобрали игры для облегчения адаптации детей. Игры, направленные на снижения импульсивности и агрессивности:

        

«Рубка дров».  Ведущий говорит: "Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"" Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Крик в пустыне». Сесть в круг. По сигналу ведущего начать громко кричать в «банку».

«Каратист». Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети, чтобы помочь игроку выплеснуть агрессивную энергию, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее...».

Игры направленные на развитие концентрации внимания:

«Чайничек с крышечкой». Игроки, сидя на стульях, образуют круг. Каждый поет песенку: Пар идет с дырочки, дырочка - в шишечке, шишечка - на крышечке, крышечка - на чайничке, сопровождая ее жестами. Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней). Крышечка - на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком), Шишечка - на крышечке (вертикальные движения кулаками), Дырочка - в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки), Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки). При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты сохраняются. Гу-гу-гу! Крышечка - на чайничке. И т.д.

        

 «Считалочки-бормоталочки».  Сесть на пол. Несколько раз подряд произнести фразу "идет бычок качается". Затем произнести только слова "идет бычок", а слово "качается" сказать про себя, хлопнув вместо этого один раз в ладоши. В третий раз произнести вслух только слово "идет", остальное про себя, заменяя слова двумя хлопками.

        

«Кто летает?». Сесть на полу полукругом. Учитель называет предметы. Если он назвал летающий предмет, дети должны поднять руку; если назвал нелетающий - опустить. Дети должны быть бдительными во время уловок взрослого и всегда различать содержание вопроса.

«Чужие колени». Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу.  Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.

«Сантики-фантики-лимпопо». Доброволец выходит за дверь. Его задача угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: «сантики-фантики-лимпопо».

«Запаздывающие движения». Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второго игрока. И т.д. Когда первое движение ведущего доходит до последнего играющего, ведущий меняется.

Игры в детском саду, направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад.

Игра обзывалки

Дети становятся в круг и передают друг другу мячик. Передавая мяч, ребенок придумывает соседу кличку и озвучивает ее. Воспитатель заранее вместе с детьми выбирает область, откуда можно заимствовать слова-клички: например, овощи, фрукты, игрушки. Каждую фразу следует начинать со слов «А ты…». Получается: «А ты морковка», «А ты редиска» и так далее. В завершающем круге обзывалки меняются на приятные слова. Игра проводится в быстром темпе и очень полезна для обидчивых детей.

Игра два барана

Дети разбиваются на пары. Воспитатель говорит: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Дети при этих словах должны упереться друг в друга ладонями и лбами. Задача – как можно дольше продержаться, не сдвинувшись с места. При этом можно блеять, как барашек.

Игра тух-тиби-дух

Воспитатель сообщает детям по секрету волшебное слово, которое помогает избавиться от обид, разочарований и плохого настроения. Это слово «Тух-тиби-дух». Для того, чтобы оно подействовало, необходима подготовка. Ребенок какое-то время ходит по комнате молча. Как только он почувствует себя готовым произнести заклинание, он подходит к одному из детей и, глядя тому в глаза, громко и сердито выкрикивает волшебное слово. Произнести его необходимо три раза. И хотя дети должны делать это очень серьезно и сердито, через несколько минут, как правило, все уже хохочут, не в силах сдержаться.

Игра прогулка с компасом

Дети разбиваются на пары. В каждой паре есть ведущий, «компас», и ведомый, «турист». Ведомый становится вперед с завязанными глазами. Ведущий становится сзади и кладет впереди стоящему руки на плечи. У пары есть маршрут, который необходимо пройти. При этом переговариваться друг с другом участники игры не могут. Задача усложняется тем, что по помещению ходят другие пары «турист-компас» и нужно на них не натолкнуться.

Игра жужа

Один из детей играет роль Жужи. Жужа сидит на стуле и держит полотенце в руках. Другие дети бегают вокруг, дразня и дотрагиваясь до нее. Жужа терпит-терпит, но наступает момент, когда это ей надоедает, она вскакивает со стула и начинает гоняться за тем ребенком, который ее больше всего обидел. Как только она его осалит, он становится Жужей.

Игра рубка дров

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает участникам представить себе, как будто они рубят дрова. Взрослый комментирует действия, подсказывая тем самым правильную последовательность: берем топор, кладем кусок бревна на пень, поднимаем топор над головой и с силой опускаем его. Можно даже вскрикнуть «Ха!».

Игра бумажные мячики

Дети делятся на две команды и становятся поотдаль друг от друга. Расстояние между командами должно быть приблизительно 4 метра.  Каждый ребенок берет листок и скомкивает его таким образом, чтобы получился мячик. По команде воспитателя дети начинают перекидывать мячики на сторону противника. Цель – как можно быстрее забросить мячи на территорию противника. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячиков.

Игра дракон

Дети выстраиваются в линию, держась за плечи друг другаРебенок спереди – это «голова дракона», последний участник — «хвост дракона». Голова должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. При этом «тело» дракона не должно размыкаться. Как только «голова» дотягивается до «хвоста», она присоединяется к нему, становясь «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не попробует себя и в роли «головы», и в роли «хвоста».

Игра глаза в глаза

Дети разбиваются на пары и стоят, держась за руки и смотря друг другу в глаза. При этом один ребенок пытается передать другому различные состояния: «я рассержен», «мне весело», «давай поиграем» После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

"Маленькое привидение"

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

"Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить". Затем педагог хлопает в ладоши:

"Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!".

"Жужо"

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. "Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.

Игра на внимание «Запрещенная буква»

В качестве запрещенной буквы выбирается «А». Водящий старается придумать каверзные вопросы, при ответе на которые детям будет сложно обойтись без нее, что требует усиленного внимания. Например, водящий может спросить девочку по имени Катя: «Как тебя зовут?». По правилам она не может назвать своего имени. В этом случае ответ может быть в форме шутки, например: «Не помню!». С аналогичным вопросом водящий обратится к другому участнику игры.

Игра на внимание «Барыня»

Водящий начинает игру на внимание словами: «Барыне прислали наряд. В наряде 100 рублей. Что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черное и белое не берите». После этого водящий начинает задавать участникам игры вопросы, стараясь вынудить отвечающего произнести запрещенные правилами слова. «Вы хотите купить белое платье?» – «Я хочу купить красное платье». – «А разве белое не наряднее?» – «Просто красный – мой любимый цвет». – «Это будет вечернее платье?». – «Вечернее». – «Оно будет коротким?». – «Нет, длинным». Такой ответ считается проигрышем, и участник становится водящим.

«Что изменилось?»

В ходе данной игры на внимание для детей выбираются 5–7 небольших по размеру предметов. Это могут быть школьные принадлежности: ручка, блокнот, ластик, точилка для карандашей и т. д. Предметы раскладывают на столе, и ребенку дается примерно 30 секунд на то, чтобы запомнить увиденное. Потом ребенок поворачивается спиной к столу, а взрослый меняет местами 2–3 предмета. Повернувшись, он должен снова в течение 30 секунд осмотреть предметы. По истечении этого времени предметы накрываются газетным или альбомным листом, а ребенка просят сказать, что и куда было переложено. В качестве альтернативы игры на внимание детям можно предлагать рисовать стол с этими предметами или записать их названия.

«Запрещенное движение»

В ходе данной игры на внимание для детей выбираются 5–7 небольших по размеру предметов. Это могут быть школьные принадлежности: ручка, блокнот, ластик, точилка для карандашей и т. д. Предметы раскладывают на столе, и ребенку дается примерно 30 секунд на то, чтобы запомнить увиденное. Потом ребенок поворачивается спиной к столу, а взрослый меняет местами 2–3 предмета. Повернувшись, он должен снова в течение 30 секунд осмотреть предметы. По истечении этого времени предметы накрываются газетным или альбомным листом, а ребенка просят сказать, что и куда было переложено. В качестве альтернативы игры на внимание детям можно предлагать рисовать стол с этими предметами или записать их названия.

«Скрытая подсказка»

Загаданным участниками игры словом может быть, например, «кошка». Водящий просит подсказать первую букву. Это могут сделать три любых игрока разными способами, например, по очереди произносить слова, в состав которых входит буква «к»: «комар», «куртка», «капля». Водящий называет эту букву и запоминает ее. Аналогичным образом отгадываются остальные буквы загаданного слова.

Игра «Не пропусти хлопок»

Все играющие дети садятся в кружок. Каждый игрок кладет свои руки на бедра своим соседям — слева и справа. Выбирают игрока, который начинает игру. Затем, по команде ведущего, первый игрок легко хлопает по бедру соседа, сидящего справа. Получивший хлопок игрок быстро хлопает по бедру первого, а затем хлопает своего соседа, сидящего справа. Следующий игрок «возвращает» хлопок тому, от кого его получил, и хлопает соседа справа и т. д. Получается как бы эстафета  хлопков. По мере развития игры темп ее возрастает. От детей требуют как можно быстрее «вернуть» хлопок и «передать» соседу справа. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется победитель.

Игра «Путаница»

Выбирают водящего. Все остальные игроки становятся в комнате, взявшись за руки. Водящий выходит из комнаты, а остальные игроки начинают передвигаться относительно друг друга, но не отрывая рук (запутываться). Затем приглашают в комнату водящего. Он должен определить, в каком порядке стояли игроки изначально. Повторяют игру несколько раз, меняя водящего.

Игра «Штандер»

Не менее интересна для детей старинная игра с немецким названием «Штандер» (стоять).

Все дети встают в круг. Водящий с мячом посередине круга. Он подкидывает мяч вверх и выкрикивает имя одного из участников игры. Названный игрок должен дождаться, когда мяч стукнется об землю и отскочит от нее. Тогда игрок должен поймать мяч и выкрикнуть: «Штандер!». Пока мяч не пойман, все остальные игроки разбегаются, кто куда хочет. Когда раздается возглас «штандер», все застывают на месте. Игрок, поймавший мяч, должен со своего места попасть в любого игрока. Если он в кого-то попал, то этот игрок становится водящим, если не попал, то водящим остается сам.

Игра«гусарики»

Все игроки делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в шеренгу. Начиная со второго участника в шеренге каждый берется двумя руками за носок правой ноги впереди стоящего игрока.

Так, держа друг друга, надо проскакать требуемую дистанцию. Команда, которая сделала это быстрее, считается выигравшей

  Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призыв воспитателя "быть внимательным" способен вызвать у детей состояние концентрации. Практика показывает, что дети с большим интересом и старанием относятся к таким играм, на которых в качестве специальной  задачи ставится формирование внимания, организованности.

В заключении хочется пожелать всем работающим с “агрессивными, гиперактивными, невнимательными” детьми, чтобы не раздражаться, когда ребенок ведет себя дурно, нужно поставить перед собой вопрос: “Интересно, что с ним сейчас происходит?” Если вы можете сделать это самостоятельно, хорошо, если нет, проконсультируйтесь с семейным психологом. На прием в таком случае должна прийти вся семья, так как только наблюдая ребенка в кабинете и слушая рассказ одного из членов семьи, специалист вряд ли сможет восстановить объективную картину возникновения расстройства. Ведь в Своевременное обращение к специалистам – психологам, неврологам, дефектологам необходимо, это помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.В домашних условиях надо помнить главное: дети часто зеркально отражают модель поведения взрослых. Поэтому, если у малыша имеется синдром гиперактивности, в доме должны преобладать спокойная и дружественная атмосфера. Неследует громко кричать и выяснять на повышенных тонах между собой отношения. Ребенку надо уделять достаточно внимания. Гулять с ним много на свежем воздухе, особенно полезны лес, сбор грибов, рыбалка, семейные туристические походы. Не следует посещать шумные мероприятия, которые будут перевозбуждать болезненную психику. Необходимо правильно формировать фон жизни. Дома должна звучать успокаивающая музыка, не должен кричать телевизор. Не следует устраивать шумные праздники, особенно сопровождающиеся распитием алкоголя.

Важно: в случае перевозбужденного состояния не следует кричать на страдающих детей, бить их. Как же успокоить ребенка? Следует найти слова утешения, обнять его, пожалеть, выслушать молча, увести в другое место. Каждый родитель должен найти индивидуальный подход. Лучше отца и матери никто не справится с этой задачей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому садуАдаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмо...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Что такое адоптация. Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду,изменения поведения ребенка вов ремя адоптации,что должны знать родители....

Рекомендации для родителей в период адаптации детей в доу

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша....

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:Привести домашний режим в с...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребёнка в ДОУ

В данном разделе собраны рекомендации для родителей в период адаптации детей в детском саду.                         ...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша.Поэтому нужно подготовить ребенка к ДОУ....