Взаимодействие с родителями с целью повышения роли отца в семье
материал на тему

Фисун Татьяна Петровна

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фисун Татьяна Петровна, Передерина Ольга Григорьевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад №18

города Кропоткин муниципального образования  Кавказский район

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Взаимодействие с родителями с целью повышения роли отца в семье»

Авторы опыта: Фисун Татьяна Петровна

Передерина Ольга Григорьевна

воспитатели МАДОУ ЦРР - д/с №18

группа "Малыш"

                                      2011 год

                             Содержание:

  1. Введение...............................................................................................4
  2. Целостное описание опыта...............................................................6
  3. Библиографический список.............................................................23
  4. Рецензия на опыт работы...............................................................24
  5.  Приложение 1:
  •  Анкетирование "Анкета для отцов."
  • Анкетирование "Легко ли быть отцом №1."
  • Анкетирование "Легко ли быть отцом №2."
  • Тесты.
  1. Приложение 2:
  • Перспективный план работы с родителями детей подготовительной группы с целью повышения роли отца в семье на 2009-2010 учебный год.
  • Перспективный план работы с родителями детей средней группы с целью повышения роли отца в семье на 2010-2011 учебный год.

  1. Приложение 3: 
  • Формы сотрудничества с родителями с целью повышения роли отца в семье.

8.. Приложение 4:

  • Памятки и рекомендации.

9. Приложение 5:

  • Конспект нетрадиционного родительского собрания - вечер отдыха "От матери земной к матери небесной".
  • Конспект концерта-беседы "Музыкальная гостиная детский альбом".
  • Конспект нетрадиционного собрания вечер-встреча "Главная традиция - почитание матери".
  • Конспект КВН.
  • Конспект нетрадиционного родительского собрания "Вчера сказал мне папа, что я уже мужчина".

Введение.

" Человек рождается не для того чтобы бесследно

исчезнуть никому неизвестной пылинкой...

Человекоставляет себя, прежде всего в человеке.

В этом высшее счастье и смысл жизни.Если ты

хочешь остаться в сердце человеческом-воспитай

своих детей".

В.А. Сухомлинский.

Детство - уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д.И. Писарева "...только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что - то не развилось в молодости, то остается не развитым на всю жизнь".

 Физическое, сенсорное, умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие должно осуществляться в органическом единстве. Сенсорное и эмоциональное развитие, характерное для семейного воспитания, предопределяет умственное развитие ребенка. Развитие любознательности ведет к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.

Любознательность, пытливость, желание узнать - это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, будущей жизни в целом. Воспитание детей в семье и в ДОУ преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и педагогической общественностью, диалог, умение отстаивать собственную точку зрения и интересы ребенка поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности психического развития.

Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе и будущей жизни.

Я, Фисун Татьяна Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории, работаю в МАДОУЦРР – д/с №18 уже 17 лет, из них 14 лет воспитателем детей дошкольного возраста.

Я, Передерина Ольга Григорьевна, воспитатель высшей квалификационной категории,         работаю в МАДОУ ЦРР – д/с №18 уже 25 лет воспитателем детей дошкольного возраста.

Актуальность.

Мы считаем, что ни для кого не секрет, что взаимодействие воспитателей и родителей, детского сада и семьи просто необходимы. Но из практики видно, что оно встречается редко, а причин предостаточно.

Во - первых, родители, как правило не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. Они считают, родили, кормят, дают все что могут, а воспитанием их детей должны заниматься в детском саду, школе. По нашим наблюдениям налицо снижение родительских функций, а отсюда отсутствие интереса к тому, что делается в дошкольном учреждении. Мы можем утверждать, что если ребенок в силу ряда обстоятельств был обделен любовью родителей или даже одного из них- папы, то потом ему будет очень трудно научиться ее дарить и понимать. Одна мама, отдавая все свое тепло и нежность, никогда не сможет обеспечить ребенка той поддержкой и любовью, которые ему может дать отец. Потеряв доверие к отцу, ребенок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по - настоящему заботиться о других. Ведь с течением времени, дефицит любви никуда не исчезает, тоска по отцовской любви оборачивается для ребенка неврозами, склонностью к формированию различных зависимостей, к стремлению привязать к себе окружающих любыми способами.

Так или иначе, отец, как и мать, - первый человек, с которым ребенок встречается в жизни. Да, родители заняты, загружены. Но разве это может быть оправданием того, что миссия быть первыми воспитателями своего ребенка снижена до нуля?

Во - вторых, родители зачастую не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придают ему должного значения. Хотя в дошкольном детстве отец для сына является примером, моделью для подражания. По мнению психологов,  без отца или заменяющего его мужчины мальчик не сможет получить представления об ответственном отношении к разным людям главы семьи - защитника и опекуна. Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между папой и мамой как образец или даже сценарий для своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начнет искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом.

Любой родитель, а чаще отец, сегодня может посетовать на недостаток времени для занятия со своим ребенком. К тому же финансовые проблемы не способствуют становлению полноценного отцовства, заставляя мужчин работать больше и тяжелее в надежде на повышение должности и заработной платы. Некоторым отцам приходится выезжать на определенное время за пределы города, из - за чего нарушается связь между родителем и ребенком.

Кроме того, есть еще весомые факторы, которые осложняют процесс взаимоотношений внутри семьи и с детским садом: нередко это пристрастие мужчин к алкоголю, наркотикам и сексуальная распущенность.

В - четвертых, сами воспитатели плохо идут на контакт, не могут найти общий язык с родителями, обратить внимание на ребенка, заинтересовать жизнью группы, как его ребенок себя проявляет.

Также еще одной из причин, по которой не возникает необходимого взаимодействия может быть неудавшийся контакт, неудачный разговор, недопонимание между воспитателем и родителем, конечно, трудно говорить с человеком, у которого другое видение жизни, задач воспитания, подходов к ребенку. Поэтому обеим сторонам нужно много терпения, великодушия и доброй воли, чтобы преодолеть трудности ради ребенка для комфортного состояния в коллективе.

Еще одно обстоятельство может быть причиной отчуждения - отсутствие взаимопонимания  и единства взглядов на ребенка и его воспитания у самих родителей. К примеру, мама бы хотела сотрудничать, но папа останавливает ее. Но может быть и так, родители уверены, что их ребенок в детском саду временно, на какой - то срок, и у них нет интереса к общению с воспитателем.

Гипотеза.

Независимо от причин необходимо пытаться преодолевать создавшуюся ситуацию. Делать это надо ради детей. Поэтому сотрудничество с родителями, в особенности с отцами, мы считаем - одно из важнейших направлений воспитательно - образовательной деятельности, осуществляемое в нашем ДОУ, в нашей группе.

Анализ проблемы подвел нас к мысли о необходимости повышения роли отца в семье. Разрабатывая это направление, мырешили создать четкую стратегию сотрудничества, найти подход к папам детей, создать атмосферу доверия, изучить их запросы и ожидания, определить проблемы ребенка.

Чтобы повысить роль отца в семье старались в работу с родителями включать как можно больше разнообразных, интересных для детей и родителей форм взаимодействия.

Работая над проблемой " Повышение роли отца в семье" поставили перед собой задачи и цели.

ЦЕЛИ:

  1. Найти эффективные средства в пути передачи навыков и знаний отцам, чтобы они могли помочь своим детям адаптироваться в современной жизни.

ЗАДАЧИ:

  1. Довести до отцов истину, что им принадлежит право и обязанность воспитания их детей. Помочь отцам в осознании своих задач в семье, в деле воспитания и образования детей.
  2. Предупредить появление отчуждения между ребенком и его отцом.
  3. Воспитать у отцов чувство уверенности в своих силах.
  4. Расширить знания отцов о воспитании детей общедоступными научными сведениями. Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведении детей.
  5. Обучить отцов общению с детьми.
  6. Помочь отцам научиться уважать ребенка как личность, развивать его творческие способности. Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
  7. Вовлечь отцов в педагогическую деятельность, заинтересовать в необходимости развития своего ребенка.
  8. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Целостное описание опыта.

 Мы думаем, что отношение между отцом и ребенком будет более успешным, если он научится любить и понимать своего малыша и принимать его таким, какой он есть, а для этого как можно больше проводить времени с семьей.

        Для диагностики активности отцов в воспитании своих детей нами была составлена анкета "Легко ли быть отцом" (приложение №4). Анкетирование провели в летний период с отцами детей подготовительной группы.

        Анализ анкетных данных показал, что большинство родителей (55% отцов) считают, что они достаточно уделяют времени своим детям, а 45% пап считают,что недостаточно. Из анкет видно, что в среднем 55% отцов уделяют своим детям всего один час свободного времени, 7% отцов за последний месяц ни в одну игру с ребенком не играли, 31% пап не прочитали ребенку ни одной книги, а в выходные дни с детьми совсем не занимаются никаким видом деятельности 15%  опрошенных, многие просто не знаюткак провести с ребенком свободное время с пользой для него, так как отцы не осознают насколько детям важно общение с ними. Только в совместной деятельности со взрослыми ребенок получает так ему необходимые знания и умения для дальнейшей жизни.

        Выводы по анкетированию после выяснения недостаточности отцовского внимания к детям привели нас к поиску способов решения этой проблемы. Осознавая важность выбранной темы, мы разработали план взаимодействия с родителями с целью повышения роли отца в семье (приложение №3) на два года на работу с родителями детей подготовительной группы и родителей детей средней группы, основная идея которого - сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и сделать их отцов своими союзниками, привлечь мужчин к процессу воспитания детей.

        Из практики мы видели, что родители на праздниках в детском саду преображаются, тает ледок, загораются глаза при виде своих чад. Часто родители впервые видят своего ребенка танцующим, рассказывающим стихи, играющим какую - то роль. Большинство родителей это радует, умиляет, вызывает новое видение своего ребенка, и быть может, более теплое к нему отношение.

        Для повышения педагогической культуры родителей начали привлекать их к участию в праздниках, постановках. Сценарии утренников составлялись так, чтобы от родителей зависело продолжение игрового сюжета. Например:

  1. Нужно решить задачу, чтобы помочь детям благополучно добраться до царства Весны.
  2. Детский хор будет лучше звучать, если к ним присоединится хор родителей.
  3. Праздничный поезд поедет только с машинистом, а эту сложную работу можем доверить только мужчине - папе.

        И мамы, и папы, и даже дедушки с удовольствием идут на такое взаимодействие. Праздник воспринимается родителями не как концерт, а как совместное с детьми действо. Благодаря таким утренникам, родители через свои переживания, смогли почувствовать, сколько выдержки, собранности требует от их ребенка каждое выступление. Возникает благодарность и к тем,кто с ребенком занимается, кто в него что - то вкладывает. Поэтому,  праздники сближают родителей и педагогов, также совместные мероприятия помогают отцам лучше понять своих детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах и значениях их поступков, умению выразить собственные чувства в доступной для понимания ребенка форме, любить и уважать ребенка как личность, развивать его творческие способности и как можно больше времени проводить с семьей.

        Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию своих детей использовали такой прием как раздача родителям в конце дня работ детей (рисунки, аппликации, поделки). Очень важно при этом сказать несколько слов похвалы ребенку, как он старался, что преодолел, чему научился. Советовали родителям сохранить детскую работу, найти ей в доме видное место - это стимулирует ребенка к новым достижениям. Также этому способствует хорошее оформление детских работв группе.

        Изменили традиционные формы проведения родительских собраний, на которых родители приходили только послушать сообщения педагогов и администрации, на нетрадиционныеформы проведения. Например, на вечере посвященному Дню матери сразу повысилась посещаемость, пришли и мужчины.

        Каждой семье, большинству отцам, было предложено заранее подготовиться:

- составить генеалогическое древо;

- оформить и рассказать на вечере о семейной традиции или увлечения семьи;

- изобразить герб семьи.

        Самой трудной задачей было объяснить родителям, бабушкам и дедушкам, что участвовать нужно, что это очень важно. Достучаться, что изобразить герб семьи - это отразить в нем то отличительное, характерное только для каждой отдельной семьи, подумать и найти единственное правильное решение, увлечь общим делом всех. И когда долгожданный день настал, родители вместе с детьми, загадочно улыбаясь, приносили свои творения. Сколько гордости  в детских глазах, какое чувство уверенности в силе своих родителей, они это сделали вместе с папой и мамой, но вместе.

        Дети и воспитатели тоже вели серьезную подготовку:

- оформляли пригласительные билеты;

- выпустили стенгазету;

- готовили подарки для мам, были сделаны куклы - скрутки из лоскутков ткани (фото в приложении №1.)

- ребята нарисовали портреты своих любимых мам и оформили выставку "Наши мамы".

        Родительское собрание, проводимое в нетрадиционной форме, прошло в дружеской, спокойной обстановке, слушали с интересом выступающих не только дети, но и родители, многие из них узнали много интересного друг о друге. Например, семья Калашниковых с гордостью рассказывала о своем генеалогическом древе, на котором были собраны фотографии даже прадедушек и прабабушек. Было интересно слушать рассказ девочки Влады о том, что она знает своих предков, по имени отчеству, их происхождение и национальности. Также эта семья поделилась со слушателями своей традицией - поездками в зарубежные страны на каникулах, показывали фотоальбом и открытки с видами стран, в которых они побывали всей семьей- это Германия, Швеция, Египет, Франция.

        Семья Грищенко не только рассказала о своей родословной, но и придумали и создали свой семейный герб, на котором изображаемые элементы обозначали: желудь - крепкая семья, голуби - любовь и согласие в семье, крыша - дружба и мир в доме. Также Нина с бабушкой увлекаются рукоделием, создают картины из кусков ткани, несколько картин подарили группе (фото в приложении №1).

        Амелия Ковалева принесла комнатные растения, выращенные совместно с бабушкой и рассказала об уходе за разнообразными цветами, растущими у них дома.

        В каждом представленном творении появилось  единство духа и мысли, негасимый огонь любви, любви родителей к детям и друг к другу, детей к родителям и всему миру.

        В конце вечера дети совместно с родителями под фонограмму исполнили песню "Я приеду к маме", что послужило духовному сближению. По окончанию вечера родители не спешили расходиться по домам, еще некоторое время беседовали друг с другом, благодарили воспитателей за приятное и полезное времяпровождение с детьми. Родители были в восторге от проведенного мероприятия, что даже написали отзыв - благодарность в местную газету.

        На следующее нетрадиционное родительское собрание, посвященное 23 февраля (приложение № 1) были приглашены все папы и дедушки наших воспитанников. Пригласительные для пап ребята приготовили своими руками, в поделки вложили всю свою любовь, которую хотели передать папе. При получении пригласительного билета папы не смогли отказать своим детям, только двое не смогли прийти на собрание, остальных, кто даже колебался, упросили сами дети, т.к. они хвалились между собой, что мой папа придет и я его буду поздравлять и с ним играть. Во время проведения мероприятия отцы с удовольствием участвовали вместе со своим ребенком в конкурсах: "Собери мясорубку", "Перевяжи раненого", "Определи на ощупь крупу".  В совместных играх папы сами окунулись в детство, шумели и резвились, со стороны казалось, что они на время тоже стали детьми. Это сблизило и сдружило ребят со своими родителями.

        Папа Алины Гончаровой подготовил информацию о пшенице, о пользе и разнообразии круп из пшеницы. На память своим папам ребята вручили бумажных голубей мира и исполнили песню, текст которой придумали воспитатели, соответствовал теме подарка. У детей и родителей остались неизгладимые впечатления от совместного вечера.

        Следующим этапом нашей работы стало проведенное мероприятие - музыкальная гостиная, посвященная композитору Петру Ильичу Чайковскому (приложение №1). Это мероприятие было проведено совместно с педагогом дополнительного образования Самойловой Н. А. Родители помогали подготовиться к музыкальному вечеру: приобретали девочкам бальные платья и веера, мальчикам костюмы и галстуки - бабочки, приносили подсвечники и канделябры, чернильницы с гусиными перьями. Папы мастерили камин и рамку для портрета композитора. Вечерами в семьях прослушивали некоторые произведения Чайковского и рисовали картины по впечатлениям о прослушанной музыке. Эти картины были использованы в выставке на вечере. В подготовительной работе  проведена беседа о творчестве П.И. Чайковского, о быте, культуре, традициях той эпохи. Были рассмотрены репродукции картин художников XVIII–XIXвеков. С детьми были прослушаны и разучены произведения из детского альбома Чайковского. Группа для проведения "Музыкальной гостиной" была оформлена в стиле той эпохи, в которой жил композитор. Во время самого вечера дети вальсировали под классическую музыку, обыгрывали шарады "Баба Яга", "Волк и Красная Шапочка", "Сказка о лисе и сером волке" под произведение "Нянина сказка" (фото в приложении №1). Показывали дети произвольные танцы - фантазии под произведения "Игра в лошадки", "Новая кукла", трио девочек исполнили "Немецкую песенку", Герман А. и Наташа К. пели о Неаполе. Завершением "Музыкальной гостиной" было трогательное совместное исполнение детьми и взрослыми "Утренней молитвы" П.И. Чайковского. Это произведение было исполнено при зажженных свечах, что добавило больше взаимопонимания, любви, чуткости между детьми и взрослыми.

        Проведенная нами "Музыкальная гостиная" способствовала ознакомлению и лучшемупониманию классической музыки,что подтолкнулосемью Калашниковых и Ереминых на семейное посещение балета во Дворце культуры города по произведению П.И. Чайковского.

        Еще одной формой взаимодействия с родителями с целью повышения роли отца  в семье стало проведение КВН. Для более тесного контакта детей с родителями провела предварительную встречу для обсуждения вопросов, связанных с проведением КВН. Во время встречи вынесла на обсуждение такие вопросы как: выбор состава команды детей и взрослых, состав команды группы поддержки, состава детей для проведения физкультурной и музыкальной паузы.

        Родителям совместно с детьми было необходимо придумать название команды, ее девиз и приветствие соперникам и нарисовать эмблему команды. В этом затруднений не возникло, было предложено папами, мамами и детьми множество вариантов, из которых выбрали наиболеепонравившиеся для всех. Все наши воспитанники сами быстро определились, где будут участвовать: в основной команде, в группе поддержки или в физкультурном номере. Затруднения возникли при выборе команды взрослых, мамы соглашались с уговорами участвовать, а папы находили отговорки и соглашались только на помощь в подготовке. Наши убедительные доводы способствовали согласию на участие двоих отцов, остальная команда была дополнена мамами. Также были определены конкурсы: конструктивные, логический, литературный, математический и физкультурный с музыкальной паузой. Определились с формой команды. И подготовка началась. С детьми разучивали физкультурные номера, стихи, папы помогали в записи музыки на диски. Все с нетерпением ждали праздничного дня. Родители еще большую помощь оказали в украшении зала для проведения игры: вешали флажки, надували шары, вносили атрибуты. Каждому человеку нашлась полезная деятельность.

        Сам КВН проводился между двумя подготовительными группами и родителями (приложении №1). Собралось много зрителей из числа родителей и сотрудников детского сада, всех заинтересовало это мероприятие. Жюри состояло из администрации и родителей из обеих групп, оно было строгое, но справедливое. Ребята с радостью, с завидной  энергией и азартом справлялись с любыми упражнениями. Родители сами испытали на себе сложность заданий особенно в логическом конкурсе в играх "Пифагор", "Волшебный квадрат", "Танграм"  (фото в приложении №1 ). Для  участия в этом конкурсе родителям понадобилось в два раза больше времени. У ребят горели глаза, улыбка не сходила с лица или просто дети  прыгали от восторга. В конце КВН победители и участники получили золотые и серебряные медали. Наши  воспитанники заработали первое место и это заслуга и детей, и родителей, и, конечно же, нас воспитателей.

        Такое сотрудничество помогло родителям глубже осознать особенности возраста детей, их интересы и возможности, любить своего ребенка таким, какой он есть, с его индивидуальным характером.

        В течение года мы старались привлечь отцов к участию во всех творческих выставках, проводимых в нашей группе и детском саду, такие как: "У осени в корзине", "Семейные увлечения", "Ярмарка - продажа", "Рождественский вернисаж", на которых самыми лучшими были признаны работы Миши Золотовского и его папы. Ими были приготовлены: осенняя поделка из пластилина, гербарий из листьев и плодов деревьев, а в семейных увлечениях оформили альбом с фотографиями и короткими стихами о рыбалке- это их семейное увлечение.Семье Золотовских на родительском собрании была вручена грамота за активное участие.

Часто обращаемся за помощью к отцам в размножении и печати педагогической литературы, организуем периодические субботники по усовершенствованию и благоустройству группы и игровой площадки, где без помощи отцов просто не обойтись. С помощью родителей вкопаны пеньки для сидения, поставлена новая песочница и качели, выкрашено все другое оборудование, разбиты новые клумбы. Дети тоже участвуют в субботниках вместе с отцами, выполняют посильную помощь, а также одновременно приучаются к труду и общаются со своими родителями. Например, при изготовлении деревянного стола на участке папа Миши Золотовского заинтересовал и привлек ребят к участию в работе, каждому мальчику предложил забить свой гвоздь, при этом объясняя как правильно работать молотком. Оказывали ребята и помощь, подавая инструменты и шурупы при ремонте дверных замков и детских шкафчиков, изготовлении стенда для детских работ. Дети всегда относятся бережно к оборудованию и природе вокруг себя, когда сами принимают участие, вкладывают свои силы.

        С помощью родителей в группе собрана хорошая детская библиотека, в которой разнообразная художественная литература: сказки, басни, книги о природе и искусстве, энциклопедии. Родители и дети с удовольствием пользуются библиотекой, берут книги на дом для прочтения в выходное и вечернее время, поэтому отпадает необходимость идти в городскую библиотеку. Чтобы родители стали проявлять  больший интерес к воспитанию своих детей,  в детском саду проводятся дни открытых дверей, когда папы могут присутствовать на всех занятиях и всех режимных моментах. Родители имеют возможность приобщаться к делам группы, помочь своему ребенку в процессе творчества, посмотреть,  где он спит, с кем больше всего играет и в какие игры, чтобы они дома могли продолжить линию творческого развития ребенка.

        Также проводили экскурсию по детскому саду с родителями вновь прибывших детей, где знакомили с территорией детского сада, залами и кабинетами узких специалистов, со всеми сотрудниками. Старались показать родителям, что в ДОУ создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для формирования здоровья и развития ребенка. В группе организованна предметно-развивающая среда, в создании которой непосредственное участие принимали родители. По рекомендации педагогов группы приобретены дидактические игры, спортивный инвентарь, методический материал.

Наглядную педагогическую пропаганду осуществляем в группе через информационный стенд "Для  Вас родители" (фото в приложении №2) на котором имеются разделы:

  1. Учимся наблюдать за изменениями в природе.
  2. Давайте поиграем.
  3. Давайте почитаем.
  4. Это интересно.

Эта информация меняется ежемесячно, на стенде есть место для объявлений, консультаций и меню.Впапках - передвижках выставляется интересная и полезная информация специалистов ДОУ.

        Традицией группы стало проведение праздника коДню Матери.Мы решили продолжить эту традицию и организовать праздничное мероприятие с родителями и детьми средней группы "От матери земной к Матери Небесной" в тесном семейном кругу группы. В толковом словаре (под редакцией Д.Н. Ушакова) слово праздник разъясняется как "День массовых игр, развлечений", "Счастливый радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием".

        А для воспитателей праздник - это возможность общения в непринужденной, радостной обстановке с родителями и детьми одновременно. И мы считаем, что праздничное мероприятие - это место:

  • встречи и общения детей и их родителей;
  • проведения игр, развлечений, которые могут быть использованы родителями в домашних условиях;
  • получения ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной атмосфере;
  • где родители могут увидеть своего ребенка на фоне других детей, соотнести свои действия с действиями других родителей;
  • знакомства с практическими приемами работы воспитателя с детьми в той или иной ситуации (как инструктирует ребенка для выполнения заданий, как разрешает конфликт между детьми и т.д.)
  • где воспитатели предоставляют родителям возможность почувствовать очарование детства и получить опыт полноценного взаимодействия со своим ребенком.

        Праздничное мероприятие ко Дню Матери мы использовали не только с целью радостного торжества, но и как средство повышения педагогической культуры родителей своих воспитанников.

        К этому родительскому собранию готовились все и дети, и воспитатели, и родители. Для пап было задание принести фотографию мамы с ребенком и придумать к ней четверостишие, подобрать пословицы и частушки о матери. Родители были удивлены таким просьбам, мы беседовали с каждым отцом, объясняя, что очень важно и нужно, что это будет сюрприз на вечере для мам ваших детей. И папы включились в работу, кто придумывал собственные «шедевры», кто подобрал готовые стихотворения, кто просил помощи у своей семьи. Но все творили, все старались, и у нас получилась отличная стенгазета "Наши папы не плохи, сочиняют все стихи".

        На вечер пришли многие семьями, не только приглашенные мамы, но и папы, и дедушки, и бабушки, всех заинтересовала подготовка. В начале вечера воспитатели ознакомили родителей с историей икон "Святого Николая Угодника" и "Божьей Матери", затем дети читали поздравительные стихи и пели песни для мам. С родителями провели конкурс знаний пословиц и поговорок о матери, а больше всего всем, а особенно детям, запомнился конкурс частушек, т.к. многим из них понравилось, как поют их мамы публично. Это послужило примером для стеснительных детей. Очень трогательно и интересно прошли игры детей со своими мамами "Угадай ребенка по рукам", "Обними маму". При вручении мамам подарков - печенье, испеченное самими детьми - вызвало бурю положительных эмоций у родителей, они обнимали и целовали своих детей, а ребята были на "седьмом небе" от счастья. Чего мы, воспитатели идобивались: любви и сплоченности в семье. Папы старались запечатлеть приятные минуты, праздник снимали на видео и фотографировали. Папа Вики Ушаковой написал благодарность нам, воспитателям в газету "Огни Кубани", а под его заметкой подписались и другие семьи.

        С детьми среднего возраста провели интервью (в приложении № 2) о папах с вопросами: "Как зовут папу? В какие игры любите играть? За что ты его любишь?" и т.д. Ответы детей были оформлены на поздравительную детскую работу с корабликами и сделаны праздничную выставку ко дню Защитника Отечества(фото в приложении №2). Все родители, бабушки и дедушки с удовольствием читали интервью, беседовали  с детьми. Папы увидели себя глазами своих детей, и я думаю, сделали соответствующие выводы, что дети их очень любят.

        Проводили работу с родителями и донесли до их сведения информацию о проведении Краевого экологического конкурса, о значимости совместной деятельности ребенка с папой. Из группы наших воспитанников семь семей подготовили конкурсные работы в различных номинациях. Красочно оформили - с фотографиями детей при уходе за животными, птицами или растениями. Семья Сидельниковых отправила на конкурс работу о пользе лекарственных растений, Юля Бондарева - в номинацию "Птицы вокруг нас", Ушаковы - "Комнатные растения", Магдиевы приготовили работу "Поделки из бросового материала". Четыре работы: Дразковых, Бондаревых, Грязных, Калмыковых заняли призовые места на районном уровне.

Выводы:

Необходимо не только ждать помощи от пап, а также дедушек, но и активно помогать им в решении тех проблем воспитания, образования, общения с ними, с которыми они,безусловно, сталкиваются. Кроме того, очень важно заложить полезные традиции.  Мы считаем, что нам удалось это сделать. За это время с родителями отметили традиционные праздники, организовывали различные семейные вечера отдыха, соревнования. Из результатов анкетирования, анкета "Легко ли быть отцом" №2 (приложение №4), и из рассказов малышей в конце года,  выяснили, что увеличилось время совместной деятельности отцов с детьми на 5%,  чтение книг и другой литературы на 9%.  В выходные дни стали игры более разнообразнее и увеличилось время общения детей с родителями на 15%. Из опроса родителей  видно, что отцы стали заниматься воспитанием своих детей, стали прививать любовь и уважение к мамам и пожилым людям. На нетрадиционные родительские собрания стали приходить не только все родители но даже бабушки и дедушки.

            Все это, несомненно, помогло упрочить семейные традиции, наладить контакты между папами и их детьми, а так же установить доверительные отношения между воспитателями и отцами, дедушками. Так постепенно с помощью осуществления нашего плана "Повышение роли отца  в семье" мы добились следующих результатов:

  • Родители-отцы приобретали ценный практический опыт общения с детьми.
  • Отцы стали больше играть с детьми.
  • Улучшился микроклимат как в группе так и дома.
  • Наметились изменения в отношениях между воспитателями и родителями и отношения ко всему коллективу детского сада.
  • Повысилась эффективность взаимодействие родителей и воспитателей, активность членов семьи в участии в педагогическом процессе.

        На основе анализа работы был разрешен интересующий нас вопрос о важности роли отца в воспитании и обучении детей, пользе и эффективности использования наших различных педагогических форм работы с отцами. Наиболее эффективными средствами стали проведение нетрадиционных родительских собраний. Действительно, эти мероприятия способствовали повышению роли отца в семье, его активному участию в жизни группы и детского сада.

        Разговор о взаимодействии с родителями с целью повышения роли отца в семье на этом мы хотим закончить. Это вовсе не означает, что тема полностью исчерпана. Это наши робкие шаги к решению этой сложной многоплановой проблемы. Но работа нами будет продолжаться и хочется надеяться, что она будет подхвачена и продолжена другими педагогами нашего детского сада и другими дошкольными учреждениями города.

                

Библиографический список

        1. Доронова Т.Н. "Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями" Пособие для работников дошкольного образовательного учреждения.Москва,2002.-120с.

        2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №11.Ноябрь,2009.-71с.

        3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №2.Февраль.2009.-60с.

        4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №6.Июнь.2006.-66с.

        5. Дошкольное образование Краснодарского края "Взаимодействие детского сада и семьи." Сборник Краснодар 2008.-203с.

Приложение 1.

Приложение 2



Наглядная педагогическая пропаганда

Папки-передвижки:

1. Детские инфекции "Корь. Краснуха. Скарлатина".

2. . Детские инфекции "Дифтерия.  Коклюш. Свинка".

3. "Грипп или простуда?"

4. "Роль артикуляционной гимнастики при формировании правильного звукопроизношения у детей".

5. "Что делать если рядом нет врача, а у вашего ребенка внезапная потеря сознания".

6."Наш позвоночник подскажет нам о наших проблемах".

7. "Режим питания при аллергии".

8. "Родителям о правилах дорожного движения".

9. "Чистим зубы, закаляем".

Информационный стенд  для Вас родители:

  • "Учимся наблюдать  за изменениями в природе".
  • "Давайте поиграем".
  • "Давайте почитаем".
  • "Меню".

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Ежемесячно

Ежедневно

Памятки для родителей

1. "Музыкальная аптечка".

2. "Закаливание организма ребенка пищей".

3." Как обезопасить себя в Новогоднюю ночь".

4. "Рекомендуемые действия при возникновении чрезвычайных ситуаций на льду".

5. "В отпуск с детьми".

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Май

Тесты. Опросы.

1. " Социально-материальное положение семьи". Опрос.

2. "Кто вы своему ребенку: родитель или приятель?"Тест.

3. "Отец семейства". Тест.

Сентябрь

Ноябрь

Май

Почта доверия

Индивидуальные консультации специалистов детского сада по телефону доверия и лично.

Посещение в течение года

Помощь родителей в группе

Спонсорство.

Участие отцов в проведении утренников,  развлечений,  досугов.

Помощь родителей в изготовлении атрибутов к играм,  костюмов к праздникам и развлечениям.

Помощь отцов в размножении печати педагогической литературы.

Фотоуслуги

В течении года

Творческие выставки

Фотовыставки:

  • "Папы разные нужны".
  • "Наши мамы не плохи, сочиняют все стихи".

Выставки совместных с отцами творческих работ:

  • "Кубань,  ты наша Родина".
  • "Мастерская Деда Мороза".

Февраль

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Досуговые мероприятия

Праздники:

  • "В гостях у Деда Мороза".
  • "8 Марта".

Развлечения:

  • "Яблочный спас".
  • "В гостях у осени".
  • "Масленица".
  • "Здравствуй лето".

Декабрь

Март

Август

Октябрь

Март

Конец мая

Консультирование. Беседы.

Консультации:

  • "Как защищать интересы своего ребенка".
  • "Если ребенок все время льнет к вам".
  • "Если дети балуются".
  • "Если ребенок плохо спит".
  • "Если ребенок кусается".
  • "Если ребенок сосет палец".
  • "Если ребенок дразниться и ругается".
  • "Если ребенок дерется".
  • "Если ребенок слишком много капризничает и плачет".
  • "Если ребенок часто  устраивает истерики".
  • "Если ребенок вынуждает вас делать покупки".
  • "Если ребенок слишком много смотрит телевизор".
  • "Если ребенок испытывает страхи".
  • "Если ребенок ябедничает".
  • "Если ребенок часто обманывает".
  • "Если ребенок упрямится".
  • "Если ребенок не желает заниматься "серьезными" делами".
  • "Маленькая "коробочка".
  • "Злость и жестокость".
  • "Дети с повышенным чувством ответственности".
  • "Рассеянные дети".
  • "Стеснительные и замкнутые дети".
  • "Одаренный ребенок".
  • "Дети с сексуальным преждевременным развитием".
  • "Если в группе, которую посещает ребенок, есть дети с особенностями развития".
  • "Если вам не нравятся друзья ребенка".
  • "Если у ребенка нет друзей".
  • "Если ребенок попал в больницу".
  • "Если в семье еще один ребенок".
  • "Развод и новый брак".
  • "Если вы не уверены в возможностях ребенка".
  • "Если вам не нравятся черты  вашего ребенка".
  • "Если вам не нравится собственный ребенок".
  • "Если вы хотите вырастить успешного ребенка".
  • "Нарушители запретов. Как к ним относится".
  • "Левша - это нормально".
  • "Когда в дом приходит беда".
  • "Как защитить интересы своего ребенка".

Беседы:

  • "Познакомьте ребенка с родным городом".
  • "Нарушение запретов. Как к ним относится".
  • "В семье родился второй ребенок".
  • "Упрямство и капризы".
  • "Особое место ребенка первого".
  • "Телевидение и здоровье детей".
  • "Воспитываем любовь к книге".
  • "Ты или ВЫ, как обращаться(о речевой этике дошкольника)".
  • "Нервный ребенок".
  • "Преграда простуде".
  • "Как смотреть мультики".
  • "Советы врача ортодонта".
  • "Развиваем речь дошкольника".
  • "Какие продукты способствуют укреплению зубов".
  • "Заикание у детей".
  • "В человеке все должно быть прекрасно".
  • "Детские страхи".
  • "Почему ребенок рвет книжки".
  • "Добрые привычки с детства."
  • "Если ребенок попал в беду."
  • "Когда ребенок аллергик".
  • "Почему ребенок скрипит зубами во сне".
  • "Почему у детей часто болят уши".
  • "Застенчивый ребенок".
  • "Если хотите, чтобы дети были гениальными, любите их".
  • "Возраст почемучек".
  • "Поощрения и наказание".
  • "Маленький вор".
  • "Как общаться со сверстниками".
  • "Дайте пожалуйста(культура поведения)".
  • "Ребенок капризничает".
  • "Эмоциональное состояние ребенка в повседневной жизни".
  • "В семье растет ребенок".
  • "Взаимоотношения в семье".
  • "Трудно ребенку быть одному".
  •  "Пищевая аллергия".

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Сентябрь

Май

План взаимодействия с родителями с целью повышения роли отца в семье на 2009-2010уч.год.

Формы работы

Содержание работы

Сроки

Маркетинговые исследования.

Анкетирование

  • "Исследование социального статуса".
  • "Легко ли быть отцом?"№1.
  • "Легко ли быть отцом?"№2.

Тесты

  • "Какие вы родители?"
  • Умеете ли вы воспитывать детей?"

Сентябрь

Август

Май

Август

Ноябрь

Создание презентативного имиджа группы.

1  День открытых дверей.

  • " Посещение занятий родителями воспитанников".
  • "Экскурсии по детскому саду и группе".
  • "Посещение праздничного концерта посвященному дню рождения детского сада".

2. "Ярмарка-продажа" поделок изготовленных руками отцов и детей

3. Благотворительные акции:

  • Ремонт и покраска детского участка.
  • Участие отцов в проведении утренников,  развлечений,  досугов.
  • Помощь родителей в изготовлении атрибутов к играм, костюмов к праздникам и развлечениям.
  • Помощь отцов в размножении и печати педагогической литературы.
  • Фотоуслуги.

Октябрь

Родительские собрания

1. Традиционные собрания.

  • "Воспитательно-образовательные задачи в подготовительной группе".
  • "Интеллектуальное развитие через познавательную деятельность".Традиционное собрание с элементами тренинга.
  • "Личность формируется в семье. Ребенок существует и развивается как личность в семье".
  • "Готов ли ребенок к школе".

2. Нетрадиционные собрания.

  • "День матери". Вечер-встреча.
  • "Вчера сказал мне папа, что я уже мужчина".
  • "КВН".
  • "Музыкальная гостиная посвященная П.И. Чайковскому".

Сентябрь

Октябрь

Январь

Май

Ноябрь

Февраль

Апрель

Март

Наглядная педагогическая пропаганда

Информационный стенд "Для Вас, родители".

  • "Учимся наблюдать  за изменениями в природе".
  • "Давайте поиграем".
  • "Давайте почитаем".
  • "Готовимся к школе".
  • "Меню".

Ежемесячно

Ежедневно

Памятки для родителей

  • "Если у Вас застенчивый ребенок".
  • "Если ребенок плохо ест".
  • "Готов ли ребенок к обучению в школе".
  • "Что должен знать ребенок перед поступлением в школу".

Творческие выставки

Выставки совместных с папами творческих работ:

  • "У осени в корзине". Гербарии.
  • "Ярмарка-продажа".  Ко дню рождения детского сада.
  • "Семейные увлечения".
  •  "Рождественский вернисаж".

Фото выставка:

  • "Наши мамы".

Октябрь

Ноябрь

Январь

Досуговые мероприятия

Праздники:

  • "Осень золотая".
  • "Новогодняя елка".
  • "Поздравления наших мам".
  • "Выпуск в школу".

Развлечения:

  • "День Победы".
  • "Вместе весело нам жить". Совместно с инструктором по физической культуре Дрозковой Е.В.

Ноябрь

Декабрь

Март

Май

Май

Февраль

Консультирование. Беседы.

Беседы:

  • "О чем спрашивают дети?"
  • "Подвержен ли ваш ребенок простудным заболеваниям?"
  • "Беседа о том, к какому режиму привык ребенок?"
  • "Ваш ребенок- на сколько хорошо знают родители индивидуальные особенности деятельности и поведения своего ребенка".
  • "Заботится ли о вас ваш ребенок?"
  • "Взаимоотношение в семье и игра".
  • "Что такое аллергия?"
  • "Какие игрушки предпочитают дети в возрасте шести лет?"
  • "Левша-это нормально".
  • "Ребенок у экрана".
  • "Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни".
  • "О воспитание личности ребенка".
  • "Если в семье есть еще один ребенок".
  • "Как читать и что читать детям в возрасте шести лет?"
  • "Воспитываем детей здоровыми. Биоритмы- основа режима".
  • "Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка".
  • "Обратная связь- впечатления полученные в детстве, иногда живут в человеке целую жизнь".
  • "Воспитывать нравственного человека".
  • "Материнский глаз-алмаз, а слово- золото".
  • "Ругать можно, а хвалить нужно".
  • "Когда одной любви не достаточно".
  • "Ребенок у экрана телевизора".
  • "Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?"
  • "Детское творчество- мир ярких ,удивительных образов".
  • "Беречь пушинку детства".
  • "Трудно ли быть последовательным в воспитании".
  • "Путешествие вокруг себя. Одаренные дети".
  • "Можно ли заставить ребенка слушаться?"
  • "В семье растет ребенок. Наказание и послушание".
  • "Нарушение запретов, как к ним относиться?"
  • "Трудный ребенок".
  • "О главном подвиге народа- детям".
  • "О закаливании ребенка пищей".
  • "Накануне школы".
  • "Чтобы подготовить ребенка к школе".

Консультации:

  • "Как защищать интересы своего ребенка".
  • "Если ребенок все время льнет к вам".
  • "Если дети балуются".
  • "Если ребенок плохо спит".
  • "Если ребенок кусается".
  • "Если ребенок сосет палец".
  • "Если ребенок дразниться и ругается".
  • "Если ребенок дерется".
  • "Если ребенок слишком много капризничает и плачет".
  • "Если ребенок часто  устраивает истерики".
  • "Если ребенок вынуждает вас делать покупки".
  • "Если ребенок слишком много смотрит телевизор".
  • "Если ребенок испытывает страхи".
  • "Если ребенок ябедничает".
  • "Если ребенок часто обманывает".
  • "Если ребенок упрямится".
  • "Если ребенок не желает заниматься "серьезными" делами".
  • "Маленькая "коробочка".
  • "Злость и жестокость".
  • "Дети с повышенным чувством ответственности".
  • "Рассеянные дети".
  • "Стеснительные и замкнутые дети".
  • "Одаренный ребенок".
  • "Дети с сексуальным преждевременным развитием".
  • "Если в группе, которую посещает ребенок, есть дети с особенностями развития".
  • "Если вам не нравятся друзья ребенка".
  • "Если у ребенка нет друзей".
  • "Если ребенок попал в больницу".
  • "Если в семье еще один ребенок".
  • "Развод и новый брак".
  • "Если вы не уверены в возможностях ребенка".
  • "Если вам не нравятся черты  вашего ребенка".
  • "Если вам не нравится собственный ребенок".
  • "Если вы хотите вырастить успешного ребенка".
  • "Нарушители запретов. Как к ним относится".
  • "Левша - это нормально".
  • "Когда в дом приходит беда".
  • "Как защитить интересы своего ребенка".

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Приложение 3.

Приложение 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогический проект «Повышение роли отца в семье»

   Традиционно основной задачей мужчины считается обеспечение материального благополучия своей семьи. Однако сегодня для полноценного развития ребёнка также необходимо непо...

Презентация "Планирование работы с родителями с целью повышения роли отца в семье"

Ребенок, в силу обстоятельств обделенный любовью родителей или, например, только отца , врятли научиться дарить и понимать её в дальнейшем.Потеряв доверие к отцу, он может потерять его ко всем людям, ...

Консультация для родителей на тему "Повышение роли отца в семье" февраль 2021

Папочка-папуля!Как тебя люблю я!Как я рад, когда вдвоем Мы с тобой гулять идем!Или что-то мастерим,Или просто говорим....

Консультация для родителей "Повышение роли отца в семье"

Нам всем  знакомо выражение «хороший отец». Это значит отец, который принимает активное участие в жизни ребенка. Традиционно основной задачей мужчины считается обеспечение материально...

Памятка для родителей «Повышение роли отца в семье»

                                                  Папочка-папул...