Допущенные ошибки в воспитание и как их исправить
статья (старшая группа) по теме

Курако Татьяна Александровна

Человек вырастает таким, каким воспитают его в дошкольном возрасте мы. И хочется, чтобы эти слова были поняты и услышаны всеми. В статье говорится о том, какие ошибки совершаются при воспитании дошкольников. Как темперамент может повлиять на развитие личности. Что делать, чтобы исправить допущенные ошибки при воспитании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lechebnoe_okruzhenie.statya.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Курако Татьяна Александровна

МДОУ детский сад №8 «Теремок»

г.Подольск Московская область.

Допущенные ошибки в воспитание и как их исправить

Аннотация: Человек вырастает таким, каким воспитают его в дошкольном возрасте мы. И хочется, чтобы эти слова были поняты и услышаны всеми. В статье говорится о том, какие ошибки совершаются при воспитании дошкольников. Как темперамент может повлиять на развитие личности. Что делать, чтобы исправить допущенные ошибки при воспитании.

Ключевые слова: развитие детей, ошибки в воспитании,

Бывает так, что родители до определенного момента не замечают, что их сын или дочь стали очень нервными или агрессивными. А когда понимают, то не знают, что делать дальше. И первое с чего надо начинать – это с обязательной кардинальной перемены способов воспитания ребенка. Ведь если ошибки в воспитании, которые были совершены раньше привели к такому поведению ребенка, то логично, что для их устранения нужно перестроить весь стиль воспитания, а возможно и семейный уклад. Как пример, отказаться от излишней строгости, разнообразных запретов и каких бы то ни было физических наказаний. Заменить на свое внимание, совместную деятельность, игры и любовь.

В ситуациях, когда семьи разрушаются, то от двух родителей требуется большая выдержка и терпение по отношению друг к другу. К сожалению распад семьи в наше время становиться довольно частым явлением. И от взрослых зависит насколько сильно пострадает при этом ребенок. Потому что при неправильном поведении родителей у ребенка появятся нервно-психические расстройства.

Порою родители видят в своем ребенке маленького «Моцарта», вторую Маю Плисецкую или нового Илью Репина. И изо всех сил стараются развивать в нем именно эти качества, не замечая при этом действительные возможности своего сына или своей дочери. Тем самым загоняя ребенка в определенные рамки, которым он возможно будет стараться соответствовать всю свою жизнь. А уж о психологическом состоянии таких детей можно и не говорить, ясно что это будет невроз.

Порою многих ошибок можно избежать, просто наблюдая за своим ребенком.

Например, дети холерики (у которых преобладает холерический темперамент) – видны сразу. Активные, общительные, готовы общаться сразу с любыми незнакомыми людьми, но если им что-то не нравиться, то они быстро теряют к этому интерес. Им сложно усидеть на одном месте очень долго, они быстро переключаются с одной деятельности на другую, так интерес быстро теряется. Легко отвлекаются и меняют занятие. В любом общении с другими детьми стремятся занят первые позиции, если не удается, то сразу бросают начатое. Такие дети очень вспыльчивы, но при этом и отходчивы, никогда не держат ни на кого зла, готовы сразу помириться и забыть о случившемся.

Очень ярко реагируют холерики на различные запреты, которые связаны с ограничением движения. Часто родители таких детей с помощью запретов стараются сдержать их активность, а это приводит к противоречиям между природой ребенка и понимаем родителей о том, как должен вести себя «хороший» ребенок. А от этого ребенок страдает, в результате у него может случиться нервный срыв.

Если вы видите, что ребенок стеснителен, с трудом знакомится с новыми детьми, в основном играет сам с собой, то у него меланхолический тип характера. Когда в дом приходят гости, то такой ребенок обычно сразу прячется, либо забивается в угол и его очень сложно как-то растормошить. Самое лучшее – это оставить его пока в покое. Меланхоликам всегда трудно в детском коллективе, они не способны дать сдачу, поэтому становятся ведомыми, их дразнят и обижают. И таким детям очень нужна помощь взрослых – родителей и воспитателей, чтобы не терять уверенность в себе.

Дети – флегматики, как подарок для родителей. Они организованны, их легко научить аккуратности, исполнительности и опрятности. Их игрушки всегда в порядке. Так как эти детки несколько медлительны, то и общение с новыми знакомыми у них происходит чуть сложнее, чем у холериков и сангвиников. Именно из-за медлительности флегматики часто отказываются участвовать в подвижных играх. Но в отличие от меланхоликов умеют за себя постоять. Самой главной ошибкой, при воспитании таких детей, являются упреки в их медлительности. Подсмеиваясь над их нерасторопностью, взрослые даже не догадываются, какую травму наносят ребенку, заставляя его замыкаться в себе.

Дети – сангвеники легко адаптируются в новой обстановке, быстро могут переключиться с одного вида деятельности на другой, хорошо реагируют на замечания и просьбы взрослых. Игры у таких детей спокойные и направляемые. Такие дети весьма общительны, контактны, могут сразу общаться как с незнакомым взрослым, так и с новыми детьми. У них очень много друзей и приятелей. Часто они становятся лидерами в детском коллективе.

Следует - ли из этого, что дети – сангвеники обладают лучшим типом темперамента, по сравнению с другими. Вовсе нет. Потому что сам темперамент не определяет личности ребенка, его интеллектуальное и нравственное развитие.

При неблагоприятных стечениях обстоятельств из спокойного подвижного сангвеника может вырасти лицемер и беспринципный человек. Тогда как правильное воспитание скромного и тихого меланхолика, позволит ему в будущем стать принципиальным и ответственным человеком. Так же и с другими двумя типами. Например, флегматик может стать работником, который увлечен своим делом и добросовестно подходит к каждому делу; а может и превратиться в расчетливого и стремящемся к выгоде человеком. Холерики сами по себе прирожденные руководители, активисты, которые могут увлечь людей и повести их за собой, главное скорректировать отрицательные стороны. Не зависимо от того какой у ребенка темперамент, всегда можно воспитать и развить все необходимые социальные свойства личности.

Чтобы проще было понять, какой у вас ребенок, можно воспользоваться двумя понятиями: интроверт и экстраверт. Экстраверты – это люди, которым нужно общение, они не могут постоянно быть одни. Конечно же, это холерики. Их развитие происходит в коллективе. К интровертам относят меланхоликов и флегматиков и их отличительной чертой является уединение. Такие дети любя индивидуальные занятия и игры.

Чтобы понять каким будет ребенок в будущем работником, семьянином и человеком в целом, достаточно понаблюдать за его игрой. Бросается ли он от одной игры к другой, не доводит начатое дело до конца, или играя с другими детьми он безынициативен, с готовностью подчиняется другому, не вносит своих изменений в правила, равнодушен к итоговому результату, то следует обратить на это свое пристальное внимание. Потому что такой ребенок нуждается в корректировании поведения.

Так, у детей – меланхоликов следует начинать развивать самостоятельность, настойчивость, решительность. Игра для всех должна быть в радость, получая удовольствие от игры дети становятся увереннее в себе, своих силах и возможностях. С помощью игры можно развивать навык преодоления препятствий. Далее постепенно и не спеша вовлекать в общие игры, коллективный труд, дружественные соревнования. Это даст такому ребенку возможность почувствовать радость от преодоления различных препятствий. А в первую очередь ребенок меланхолик одерживает таким образом победу над своей скромностью, застенчивостью, нерешительностью и одиночеством.

Соревнования и коллективный труд важен и для детей с флегматичным типом темперамента, которым тоже следует расшевелиться и дать почувствовать вкус успеха. Правда в этом могут возникнуть определенные сложности, которые связаны с выработанными ранее негативными привычками. Тот распорядок, к которому они привыкли, является для них постоянным и нерушимым. Поэтому введение таких деток в соревнования требует огромного терпения и такта.

И очень полезны подвижные игры для холериков, потому что они помогают таким деткам правильно направить свою энергию. Но для них так же важны и спокойные игры, которые требуют усидчивости, внимания, терпения и сосредоточенности, например, конструктор или логические игры.

Так же в игровых ситуациях можно постепенно приучить ребенка к труду. Когда наступает кризис трех лет, у ребенка начинается вполне естественный период «я сам». Он стремится к самостоятельности, независимости, старается своими силами подражать действиям взрослых. Как раз в этот период им можно поручать следить за порядком в своих игрушках, постепенно поручать уборку в своей комнате и поэтапно вводить в бытовую жизнь всей семьи.

А ведь именно дома и своим примером мы взрослые показываем детям, как следует себя вести в будущем. Об этом очень хорошо сказала мать первого космонавта Анна Тимофеевна Гагарина. «Много говорится о том, что балованные дети вырастают и там, где родители не уделяют ребятам, сколько требуется внимания, вот дети, мол, и портятся. Вспоминаю нашу молодую жизнь, летом ведь ни единой свободной минутки не было. А дети выросли хорошими и работящими. Что же, само это, что ли, пришло? Нет, вовсе не нужно следом за ребенком ходить, поправлять да направлять… Другое дело, если всей жизнью пример показываешь. И не просто чтобы он наблюдал вроде как со стороны, а так чтобы вместе с тобою трудился, да по – настоящему»

И это действительно так, в домашних условиях для ребенка всегда найдутся «настоящие дела». Для девочек это будет помощь в уборке по дому, приготовление ужина, накрывание стола, мелкий ремонт одежды. Даже самостоятельно помытая тарелка уже считается бытовым трудом. Мальчики же, стараются по мере своих сил помогать в ремонте квартиры, носить тяжелые сумки и других мужских делах. А для ребенка в таком труде очень много плюсов: общение со взрослыми, удовлетворение от полученного результата, вера в свои силы и чувство, что его ценят и он полезен для других. Любому ребенку такие знания необходимы. Но важно помнить, что любой труд ребенка должен быть в удовольствие. Оно не должно превращаться в неприятную обязанность, которая к тому же не соответствует возрастным особенностям ребенка. Кроме того, домашние обязанности не должны заменять или совсем исключать игру из жизни ребенка.

Любая игра способствует развитию мышления, развитию мышечного и речевого аппарата, позволяет действовать целенаправленно. Если же ребёнка усадить за стол и не давать ему двигаться и стараться растить из него «послушного» ребенка, то это плохо отразиться на его будущем. Ребенок окажется совершенно неподготовлен к школе, он не сможет управлять своими действиями, удерживать внимание на чем-либо и проявлять самостоятельность в решении определенных вопросов.

Детская игра очень важное, серьезно и самое эффективное средство воспитания. Но она является не только средством воспитания, а также и средством лечения. Можно очень многие болезненные симптомы, которые связаны с психосамтикой, убрать через игру. В современном мире есть даже профессия такая – игротерапевт. Такие врачи самые популярные у детей и результаты от их «лечения» самые лучшие.

Да и дети часто в игре проигрывают свои серьезные эмоциональные переживания, чтобы таким образом от них избавиться. Например, двое детей играют в больницу. Один из них в роли врача, а другой – больной. Врач назначает укол и видит, что его «пациент» боится. Поэтому говорит ему: «Что же вы, боитесь укола? Да не бойся, это же ни капельки не больно…» Для ребенка, который боится укола такая игра является настоящей психотерапией. Или же мальчик играет в отца, который вернулся домой. Таким образом он восполняет нехватку внимания от папы.

Как – то родители одного мальчика заметили, что он все врем рисует человечка без рук. Сначала они не обращали на это внимание, им были непонятны эти рисунки. А когда уже присмотрелись к ним и стали с ними разбираться, то оказалось, что его обижает мальчик, живущий по соседству. Он старше его, поэтому бьет, обзывает и издевается над ним. Исходя из этого были приняты необходимые меры и ребенок стал спокойнее.

Но для того, чтобы игра стала лекарственным средством, необходимо овладеть ею во всей мере. Дети тонко чувствуют разницу, когда с ними играют искренне, увлеченно и по – настоящему. А когда подстраиваются под них и лишь бы их занять чем-нибудь. Когда взрослый входит в игру, то он должен полностью отдаваться ей, играть свою роль целиком, выкладываться до конца, быть вдохновенным, тогда появится эмоциональный и душевный контакт. И после установленного контакта можно оказывать лечебное влияние, которого нельзя добиться другими способами.

Распространённый пример, когда ребёнок испугался собаки. Сколько бы родители его не убеждали в том, что собака – друг человека, результата не будет. Но если увлечь его в игру по иску любимой игрушки, в котором главным помощником будет собака, то можно ненавязчиво изменить отношение к животным, убрать страх.

Если ребенок боится оставаться один, то можно поиграть с ним дома в охранника. Оставьте мальчика охранять пост, а сами отправляйтесь проверять другие помещения и тогда вы уже сможете выйти в магазин за хлебом, а со временем сможете оставлять ребенка на более долгий срок оставлять дома одного и у не будет страха одиночества.

Игра – действует сильнее слов, нотаций и убеждений. Можно рассказать ребенку красивыми словами, почему не стоит себя вести таким образом, какие последствия его ждут и как следует себя вести, но для детей дошкольного возраста такие слова бесполезны. Игра же, в которой есть интерес, положительные эмоции, намного быстрее поможет достичь поставленной цели в процессе воспитания.

Но одними только играми не стоит ограничиваться. На развитие детей влияет и обстановка окружающая его. На детей влияет и микроклимат семьи. Через мерная любовь к ребенку может ему навредить так же, как и через мерная холодность. Всё должно быть в меру. Родительская любовь должна быть нежной и строгой, требовательной и ласковой. Есть одна многодетная мать, которая воспитала пятерых мальчиков без наказаний и упреков. И её строгость заключалась не в том, что она без конца наказывала и поучала своих мальчиков, в том, что не шла у них на поводу. В противном случае ребенок будет видеть в родителе только инструмент для исполнения своих желаний. Конечно, порой бывает очень жалко детей, и потом мысленно себя ругаешь за то или иное слово. Но если отступить от сказанного ранее, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать всерьез любые слова. Можно сказать, что непослушание возникает потому, что есть постоянные уступки.

Указания должны быть понятными для ребенка, они не должны противоречить другим требованиям, ни указаниям других взрослых. Распоряжение не должно даваться со злостью, но оно и не должно превращаться в уговоры. У родителей к ребенку должны быть конкретные и определенные требования, которые соответствуют их уровню развития. Абстрактные указания, такие как «убери в своей комнате», «наведи порядок у себя», на дошкольников не действуют. Потому что абстрактное мышление формируется только к школьному возрасту. Поэтому надо четко объяснить, или даже показать, что мы хотим от них, и как лучше это сделать.

У родителей должны быть постоянные требования. Если ребенок должен убирать за собой после еды, то так должно быть всегда. Если же один раз он сумеет не сделать этого, то в следующий раз он открыто откажется убрать за собой тарелку со стола.

Самое главное видеть в ребенке человека, пусть ещё маленького, которому предстоит многому научиться, но уже человека. Тогда многих проблем можно будет избежать. И именно в этом заключается лечебное окружение.

Список литературы:

  1. Маховская О.И. 100 ошибок воспитания, которых легко избежать. ООО Издательство «Эксмо», 2015
  2. Гиппенрейтор Ю.Б. Эти дети. Кто они? Издательство «Астрель», 2012
  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ./Предисл. А. Я. Варга. — М.: Международная педагогическая академия, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ошибки семейного воспитания

Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному............................................

Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.

Консультация для родителей в вопросе семейного воспитания....

"Хорошие дети с плохими привычками или ошибки в воспитании"

Освещены родительское отношение к детям и их влияние на разитие детей...

Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания

В статье рассмотрены вопросы воспитания ребенка и роль родителей, а также некоторые ошибки воспитания....

" Стили общения родителей с детьми. Ошибки в воспитании."

Общение родителей и детей - важнейшее действие, которое способно сплотить семью или же разрушить. Многие родители даже не догадываются, что они придерживаются неправильного стиля общения со свои...