«Формирование у детей среднего возраста доброжелательного отношения к сверстникам»
статья (средняя группа) на тему

Андрианова Марианна Альгимантасовна

Согласно новым требованиям федерального государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: В. А Кан-Калика, Н. Д Никандрова, А. Б Добрович, Е. О Смирновой и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у детей среднего возраста доброжелательного отношения к сверстникам»

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Недостатки семейного воспитания (особенно конфликтная, аморальная, асоциальная семья) ; упущения в работе воспитателя содействуют появлению в характере дошкольника таких качеств как грубость, жестокость, равнодушие, эгоизм по отношению к окружающим. Как правило, во вновь образующихся детских коллективах очень много конфликтных ситуаций, обид, драк, жалоб между детьми.

Согласно новым требованиям федерального государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: В. А Кан-Калика, Н. Д Никандрова, А. Б Добрович, Е. О Смирновой и др.

Личность ребенка само утверждается в условиях непосредственного ближайшего окружения. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Именно этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

Ребенок, многого не зная и не умея, нередко встречает критику, порицание, а то и суровый выговор со стороны сверстников. Поэтому именно коллектив, где отношения детей строятся на нравственной почве, проявлений сочувствия, сопереживания и взаимопомощи, необходим каждому ребенку. Ребенок будет чувствовать себя комфортно только там, где его ценят, любят, понимают, защищают.  

Наблюдения за детьми группы показали, что в детской среде достаточно распространены агрессивность,  ревность, зависть к достижениям сверстников и т. п. Отмечается своеобразие и проявления нравственных качеств у дошкольников: один из-за сопереживания заплачет, другой предпочтет не быть свидетелем огорчения другого ребенка, и лишь немногие дети проявляют сочувствие действенно, т. е. переходят к взаимопомощи. Все сказанное выше выдвигает в число наиболее актуальных задач современного дошкольного образования проблему создания в детском сообществе педагогических условий, благоприятных для формирования личностных качеств, необходимых для успешного социального взаимодействия, а именно - внимание к сверстнику, сочувствие к его переживанию, взаимопомощь. Эта проблема может решаться разными педагогическими способами, однако осуществляться это обязательно должно в условиях совместной деятельности, эмоционально значимой для каждого ребенка.

Жизнь детского коллектива связана с совместным восприятием тех или иных явлений окружающей действительности. Прочитанный рассказ, услышанная сказка, реальный факт из жизни своего коллектива или ближайшего окружения воспринимают и переживают с товарищами иначе, чем, если бы они были восприняты и прочувствованы каждым в отдельности. При коллективном восприятии он вольно или невольно ориентируется уже и на восприятие товарищей, не упустит то, что замечено ими. Но самое главное, необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

  • создание эмоционально-положительного климата в группе;
  • моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Мы должны понять, что заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Работе с родителями уделяется большое внимание. Для достижения эффективной работы по развитию социально-коммуникативных навыков у детей необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями.

«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».  В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей среднего возраста доброжелательного отношения к сверстникам

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; го...

«Формирование у детей среднего возраста доброжелательного отношения к сверстникам»

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со зл...

«Формирование у детей среднего возраста доброжелательного отношения к сверстникам»

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; го...

«Формирование у детей среднего возраста доброжелательного отношения к сверстникам»

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей — важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нём занимает вопрос о...

Статья для родителей" Формирование у детей среднего возраста доброжелательного отношения к сверстникам"

Статья «Формирование у детей среднего возраста доброжелательного отношения к сверстникам»Формирование у детей среднего возраста доброжелательногоотношения к сверстникамДоброта и милос...

Статья «Формирование у детей среднего возраста доброжелательного отношения к сверстникам»

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба ...

Самообразование «Формирование у детей среднего возраста доброжелательного отношения к сверстникам»

Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, само...