Консультация для педагогов "Мини-музеи в детском саду"
консультация на тему

Цуцкова Вера Анатольевна

Консультация для педагогов "Мини-музеи в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey.docx141.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

по теме:

«Мини-музей»

Провела: воспитатель Цуцкова В. А.

Организация в детском саду мини-музея, посвященная определенному предмету, объекту природы или явлению природы, способствует использование метода системного подхода.

Цели и задачи мини-музея.

  1. Реализация направления «Музейная педагогика»
  2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
  4. Формирование у дошкольников представления о музее.
  5. Расширение кругозора дошкольников.
  6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
  10. Формирование активной жизненной позиции.

Где расположить мини-музеи.

Отметим сразу, что у любого места расположения мини-музея есть свои плюсы и минусы. Идеальных условий нет ни в одном из вариантов.

Групповое помещение.

Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Кроме того, родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского сада.

Раздевалка.

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет те же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки-те же.

Холлы.

В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).

Как оформить мини-музей.

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей этой работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Горизонтальные и вертикальные поверхности.

Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрится коллекция, то есть предметы одного наименования. Например, коллекция морских раковин, отличающихся по окраске, форме, размеру, сразу дает представление об их многообразии.  В мини-музее вполне может быть представлена какая-нибудь коллекция, но все же его основная задача – показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Если же у педагога нет возможности использовать более подходящие уголки, ситуация может быть исправлена следующим образом. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить разноуровневые подставки, скрепить их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • размещение материала на настенных полочках;
  • использование ширм;
  • использование стендов;
  • размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. А этот факт играет немаловажную роль, что именно эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания ребенка.

Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним очень удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музея отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три небольших крючка. Это позволит разнообразить  композицию музея вертикальными элементами.

Как использовать в работе с детьми и родителями.

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

  1. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.
  2. Конечно же, дошкольники обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых, возможно, не входит в сегодняшние планы педагога. В этом случае можно использовать такой тактический ход. Воспитатель сообщает: «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть внимательно и догадаться, о чем (воздух, дерево, вода и т. д.) хотели вам рассказать». Времени на обсуждение дается немного. Воспитатель не отвечает на вопросы детей, не дает наводящих вопросов. В ответ на детские предположения и вопросы сообщает: «Мы поговорим об этом в следующий раз». Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.
  3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной  речи детей, то возможен и другой вариант. Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.

Игры для мини-музеев.

При создании и использовании мини-музеев мы не забываем о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями, дидактическими и т. д. Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагаются в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. Есть ряд «универсальных» игр, которые можно использовать при работе в любом мини-музее. Важно, что их правила хорошо знакомы детям. Педагог лишь изменяет содержание заданий в зависимости от тематики музея. («Лото», «Бродилки», «Солнышко», «Разноцветные прищепки», «Зашифрованные надписи», «Ящик ощущений»).

Для любого мини-музея можно также изготовить целый набор хорошо знакомых детям и любимых ими игр например:

  • «Четвёртый лишний»
  • «Найди пять отличий»
  • «Разрезные картинки»
  • «Угадай, что в мешочке»
  • «Чья тень?» (узнай по силуэту)
  • «Зашумлённые картинки» (рисунки со спрятанными изображениями)

Варианты тем мини-музеев.

  1. Мини-музей государственной символики
  2. Мини-музей «Куклы наших бабушек»
  3. Мини-музей «Хочу всё знать и измерять»
  4. Мини-музей «В гостях у сказки»
  5. Мини-музей «Волшебница вода»
  6. Мини-музей «Воздух невидимка»
  7. Мини-музей «Волшебный мир камня»
  8. Мини-музей «Такой разный песок»
  9. Мини-музей «Солнышко»
  10. Мини-музей «Падают листья»
  11. Мини-музей «Такая разная кора»
  12. Мини-музей «Цветок»
  13. Мини-музей «Коричневый цвет в природе»
  14. Мини-музей «Наша овечка»
  15. Мини-музей «Курочка Рябушка»
  16. Мини-музей «Чудо дерево»
  17. Мини-музей «Город мастеров»
  18. Мини-музей «Лучший друг»
  19. Мини-музей «Книжкин дом»
  20. Мини-музей «Игрушки-забавы»
  21. Мини-музей «Москва – любимый город»
  22. Мини-музей «Наша Родина - Россия»
  23. Мини-музей «Театральные куклы»
  24. Мини-музей театрального костюма
  25. Мини-музей природы
  26. Мини-музей книги

Правила поведения в мини-музее.

  1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!
  2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место!
  3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой!
  4. Можно и даже нужно задавать вопросы!
  5. Можно пополнять музей новыми экспонатами!

Этапы проекта «Мини-музей» в детском саду.

Подготовительный этап.

Коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Мини-музеи получаются разными и по оформлению, и по содержанию. Каждый воспитатель на педагогическом совете защищает собственный проект, который строится по схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в создании музея детей и родителей.

Методическая служба детского сада разрабатывает критерии конкурса на лучший мини-музей, которые будут обсуждены с коллективом после защиты проекта. Родителям предложить посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди и т. д.

Практический этап (или этап реализации проекта).

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники выбирают, что они считают нужным рассказать о своих мини-музеях.

Заключительный, обобщающий этап.

Третий этап – проведение конкурса на лучший мини-музей. На этом этапе сами дошкольники проводят для ребят других групп и родителей ознакомительные экскурсии. Для каждого мини-музея воспитатель составляет визитки, в которых содержится краткое описание экспозиции и приглашение ее посетить. Жюри оценивали прежде всего, оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"

Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...

Консультация для родителей. Здоровье в детском саду

Простое правило поведения человека в коллективе - если сам болен, не заражай других....

Консультация для родителей "Развлечения в детском саду"

Консультация для родителей о видах и формах развлечений в ДОУ, задачах и функциях, значении и роли в развитии ребенка идр....

Консультация для родителей "Праздники в детском саду"

Зачем нужны праздники в детском саду Как проходят праздники в детском саду Подготовка к празднику в детском саду...

Консультация для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома»

Консультация для родителей с использованием игр по технологии ТРИЗ...