Статья "Сюжетно-ролевая игра как фактор воспитания нравственности у детей 5 года жизни"
статья (средняя группа) на тему

Густайтене Екатерина Александровна

В настоящее время все большую актуальность приобретает воспитание в детях дошкольного возраста таких нравственных качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность.

Чтобы личность ребенка была всесторонне развитой, необходимо в полной мере заниматься формированием его нравственной сферы. Ведь от степени воспитания дошкольника в этом отношении, зависит и то, как он будет учиться в школе, и то, каким образом сформируется его жизненная позиция. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как фактор воспитания нравственности у детей 5 года жизни

Густайтене Екатерина Александровна, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

В настоящее время все большую актуальность приобретает воспитание в детях дошкольного возраста таких нравственных качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность.

Чтобы личность ребенка была всесторонне развитой, необходимо в полной мере заниматься формированием его нравственной сферы. Ведь от степени воспитания дошкольника в этом отношении, зависит и то, как он будет учиться в школе, и то, каким образом сформируется его жизненная позиция.

Для того, чтобы человек мог жить в социуме и взаимодействовать с другими людьми, он должен владеть нравственными нормами. Под ними понимают комплекс всех взаимоотношений между людьми, которые возникают между ними при совместном проживании. Сами по себе нравственные нормы представляют собой некое требование, которое предъявляется обществом к человеку. Социум также может оценивать поступки людей, при этом зачастую эти оценки могут расходиться с оценкой самого человека. Поэтому крайне начать формирование основ нравственности  с самого раннего возраста.

Возможности нравственного воспитания расширяются, когда дошкольники достигают среднего возраста. Во многом это происходит благодаря изменениям в умственном и эмоционально-волевом развитии детей, а также в сфере мотивации, во взаимодействии со взрослыми и ровесниками. Также это обуславливается и тем уровнем нравственной воспитанности, которого достиг ребенок к пятому году жизни. В развитии механизмов поведения и деятельности, в комплексном становлении личности именно средний дошкольный возраст – это наиболее ответственный этап.

В отношениях со взрослыми и ровесниками у дошкольников пятого года жизни проявляются новые черты. У ребят возникает активный интерес общаться со взрослыми, причем им нужно не просто общение, а содержательные беседы. Поведение ребенка напрямую зависит от авторитета окружающих его взрослых, их оценочных суждений. Самостоятельность дошкольника пятого года жизни растет, он уже начинает осознавать свое поведение, отсюда возникает способность основываться в поступках нравственными нормами, которые усваивает малыш. У него появляется внутренний этический контроль, благодаря которому определяются поступки ребенка  среднего дошкольного возраста.

Дети пятого года жизни активно стремятся общаться со своими ровесниками во всех видах деятельности. Благодаря такому стремлению формируется особое общество детей. Это, в свою очередь, становится предпосылкой для формирования коллективных взаимоотношений.

В процессе формирования личности ребенка пятого года жизни важнейший фактор – это содержательное общение с ровесниками. Благодаря коллективным действиям (будь то игра, труд или общение) средние дошкольники начинают планировать свою деятельность совместно с коллективом, учатся согласованию действий, начинают принимать справедливые решения в случае возникновения споров, добиваются общих результатов. С помощью этих навыков дошкольники пятого года жизни накапливают определенный моральный опыт. Вместе с играми и трудом существенная деятельность в нравственном воспитании детей отводится учебной деятельности. Благодаря занятиям у детей формируется целенаправленность, ответственность, воля, дети начинают осваивать правила учебного поведения. Но часто у средних дошкольников наблюдается неустойчивое поведение, у многих из них не хватает вылежки, они не умеют использовать знакомые им способы поведения в новых условиях. В уровне воспитанности средних дошкольников наблюдаются значительные индивидуальные различия. При планомерном нравственном воспитании педагог может сделать положительные тенденции в развитии более устойчивыми, тем самым сформировав определенный уровень готовности к обучению в школе.

Продолжая воспитательную деятельность, педагоги формируют у детей пятого года жизни моральные чувства и определенные нравственные нормы. При этом необходимо развивать и обогащать чувства малышей, для чего взрослому нужно научиться управлять ими. На пятом году жизни необходимо воспитать в ребятах нравственные чувства, которые станут основой их отношения к окружающим людям (и взрослым, и детям разных возрастов), а также к природе, Родине, событиям в обществе, к труду.

У средних дошкольников формируется чувство уважения ко взрослым, в чем и выражается отношение к ним. В предыдущих возрастах уважение к взрослым возникает на основе чувств (любви) и привязанности детей. К пятому году оно становится осознаннее и формируется в результате осознания значения роли трудовой деятельности взрослых, их положительных нравственных качеств.

Развиваются и положительные чувства по отношению к ровесникам. Перед воспитателем ставится задача развить в средних дошкольниках основы чувства коллективизма, человечности во взаимоотношениях ребят: они должны быть дружелюбны друг к другу, заботиться друг о друге, быть отзывчивыми, стремиться к сотрудничеству, пытаться достигнуть общих целей, быть готовыми помочь друг другу. Большая роль в развитии коллективизма отводится начальным формам чувств долга и ответственности, которые могут быть сформированы в трудовой и игровой деятельности. Такие чувства могут быть развиты с помощью ярких эмоциональных впечатлений о событиях общественной жизни, интересных знаний, полученных на занятиях, в процессе ознакомления с литературными и художественными произведениями, при практической работе. Воспитание должно выполнить задачу, заключающуюся в формировании действенности нравственных чувств, стремление к ценным в нравственном отношении поступкам.

Неразрывно с нравственными чувствами средних дошкольников формируется нравственное поведение.

Чувство уважения к взрослым неразрывно с культурой поведения детей с окружающими их людьми. В процессе воспитания сильно обогащается состав привычек культурного поведения: ребята учатся правильно вести себя в общественных местах (общественный транспорт, улица, кинотеатр, торговый центр и т.д.), в разных коммуникативных ситуациях (со знакомыми и незнакомцами). В дошкольниках воспитывается привычка быть вежливыми со всеми, активно заботиться о людях всех возрастов, проявлять бережное отношение к результатам труда других людей и непосредственно к их деятельности.

На пятом году жизни продолжает формироваться культура речи и такие нравственные качества как скромность, честность и правдивость. Важнейшая задача, стоящая перед педагогами, работающими с детьми на пятом году жизни – это формирование его отношений с ровесниками. Данные взаимоотношения представляют собой комплекс взаимосвязанных компонентов и называются коллективными. Главные их компоненты – это общительность, человечность во взаимоотношениях с ровесниками, умение сотрудничать, сообща планировать свои действия, быть организованными и общаться друг с другом в соответствии с особой культурой. Поэтому сформировать коллективные взаимоотношения невозможно без создания крепких доброжелательных отношений между детьми в группе, формирования культуры общения между ними и организации их поведения.

Чтобы воспитать культуру общения у детей пятого года жизни, необходимо, чтобы они освоили правила вежливости в отношении ровесников, и у них была сформирована культура общей деятельности (трудовой, игровой, учебной).

Чтобы воспитать организованное поведение в коллективе средних дошкольников, воспитатель должен сформировать у них умение осознанного выполнения правил поведения, следования общественным требованиям, которые устанавливаются в коллективе, согласования действий, совместного движения к одной цели.

К 5 годам отличительной чертой поведения ребенка должна стать самостоятельность. В старших группах воспитатель продолжает ее развивать, при этом уделяя внимание инициативе ребенка, его самоорганизации, самоконтролю, воле, произвольному поведению в разных видах деятельности.

Нравственные нормы поведения формируются не без активного участия общественного сознания и чувств. В формировании данных норм дошкольников пятого года жизни большое значение играет формирование нравственных представлений. После их освоения ребенку проще осмысливать свои поступки, понимать, зачем он должен следовать нормам и правилам поведения, оценивать свое поведения с точки зрения нравственности и морали.

Когда дети пятого года жизни обучаются и воспитываются, они получают широкое представление о нравственных нормах. Сюда можно отнести правила поведения в социуме, понятие о ценных моральных качествах людей (скромность, честность, смелость). У детей расширяется представление о жизни в социуме, трудовой деятельности людей [30, c. 7].

Одно из основных условий для решения задач освоения нравственных норм дошкольниками является их коллективный образ жизни.

Когда воспитатель организовывает совместный образ жизни дошкольников в средней группе, он должен учитывать определенные изменения, значимые для их нравственности. Дети уже начинают осознавать свое положение, они больше не являются самыми младшими в дошкольном учреждении, осознание своего положения позволяет им сплотиться, благодаря этому они становятся более уверенными в себе и начинают отвечать за свои поступки. Задача воспитателя – поддержать и развить эти черты, появившиеся в сознании детей, и за счет них развить более высокие требования средних дошкольников к нравственным нормам, к их поведению, самостоятельной деятельности и жизни в коллективе, укрепить дружбу между ними.

Для детей пятого года жизни характерно начало развития коллективного характера деятельности. Черты объединения можно заметить в дружеских симпатиях, умении вместе играть, учитывать интересы сверстников в игре, помогать им, ответственно относиться к своим обязательствам.

Когда дошкольники усваивают нормы поведения в коллективе и участвуют в совместной деятельности с ровесниками, между ними формируются взаимоотношения. Чтобы выполнять нормы поведения, ребята должны понимать ситуацию и настроение окружающих людей, быть терпеливыми, сдержанными, уметь уступать. Нередко для этого используются этические беседы, в которых воспитатель обсуждает с детьми поступки персонажей сказок, на основании чего ребята понимают, как нужно себя вести с другими, а как не нужно. На практике же нормы нравственности осваиваются средними дошкольниками в процессе совместной деятельности. По сравнению с младшей группой ее содержание усложняется: возникают роли, сюжеты становятся более сложными и разнообразными.

Чтобы сформировать у детей умение сотрудничать друг с другом, нужно начинать с небольших групп (до трех детей), затем постепенно увеличивая количество участников. Ребят необходимо специально учить тому, как они самостоятельно могут организовать совместную деятельность, определить общую цель, спланировать игру, распределить роли и получить определенный результат. Работа воспитателя заключается в направлении взаимоотношений между детьми в «правильное русло», с помощью высокой оценки фактов взаимопомощи, совместной дружной работы. Благодаря этому коллектив будет объединяться, в группе возникнет атмосфера дружелюбия и доброжелательности.

В среднем дошкольном возрасте в совместном образе жизни впервые возникают условия для формирования элементов «ответственной зависимости», которые А.С. Макаренко были отнесены к числу основных характеристик становления коллектива.

         Чтобы сформировать нравственные нормы у детей средней группы, рекомендуется использовать наиболее эффективное средство – сюжетно-ролевые игры. В игре проявляются и формируются этические и коммуникативные аспекты социального взаимодействия.

         Само содержание игры, ее сюжет и правила оказывают влияние на формирование нравственных отношений между детьми, способствуют углублению и закреплению представлений о нравственных нормах поведения. Наряду с предусмотренными сюжетом отношениями, в игре существуют и отношения между детьми как партнерами по поводу ее организационно-деловой стороны. Именно им
придается первостепенное значение в становлении детского коллектива, в формировании нравственных качеств личности, создании благоприятного эмоционального микроклимата в игровом объединении. В игре существуют два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, или соперников.

         В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения.

         В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей. Игру недаром определяют как школу социальных отношений. Беря на себя роли взрослых, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой.

         Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи - симпатию, сочувствие, уважение и др. Интерес к игре, желание хорошо изобразить то, что нужно по роли, настолько велики, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны и непривлекательны.

         Игровая деятельность детей оказывает очень важное влияние на коррекцию негативных эмоциональных состояний. Она помогает изменить неблагоприятное положение ребенка в группе сверстников. Эффективный путь улучшения положения ребенка в системе групповых отношений - успех в игровой деятельности. Так же, принимая роль, ребенок, перевоплощаясь, испытывает чувства другого. Свои же чувства, мешавшие в жизни, отодвигаются при этом как бы на второй план (огорчение, обида, неудовлетворенность и др.).

         Содержание игр детей изучалось многими педагогами (Р.И. Жуковской, Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.), которые внесли большой вклад в создание теории игры и методики руководства ею. Собранный ими материал дает возможность определить основные темы детских игр, видеть, как они изменялись в резные периоды жизни нашей страны, как меняется содержание игры по мере развития ребенка под влиянием воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

Игры для развития понимания речи ребёнка второго года жизни (с 1 года до 2 лет)

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному ...

Консультация для родителей "Бесконфликтное общение в семье как фактор духовно-нравственного здоровья детей"

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая...