Особенности организации режимных моментов в группах раннего возраста.
консультация на тему

Гарусина Екатерина Ивановна

 для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_oganizatsii_rezhima.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации режимных моментов

в группах раннего возраста.

    Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

  Организуя и осуществляя режимные процессы, групповой персонал всегда должен помнить, что основной задачей здесь является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, с аппетитом съел полагающуюся ему пищу и спал крепко положенное по режиму время, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом (температурой воздуха, влажностью) помещения.

    Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы. 

    Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования, в частности он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, раздеваться. Няня обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.  

   Организуя жизнь детей в группах раннего возраста, взрослые должны руководствоваться основными принципами:

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

  1. Обеспечить единство подхода со стороны всех воспитывающих лиц, а именно:  - детский сад,

                - семья,

                - преемственность в работе воспитателей группы.

3. Обеспечить также частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации.

4. Создать благоприятную эмоциональную обстановку, т.к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.

5. Доброжелательное общение взрослого с ребенком, которое должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых обращений к детям, но помнить при этом, чтобы шли они от чистого сердца.

6. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка.

7. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.

 Важным условием является методически правильная организация режимных моментов, при проведении которых  необходимо соблюдать основные принципы:

  • Принцип последовательности.
  • Принцип постепенности. 

      При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

1. Каждый из режимных моментов  должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале брать подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых  детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.

3. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

4. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо  заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.

7. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.

8. При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

9. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель дожен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

10. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Специфика организации режимных процессов.

     Организация проведения прогулки. 

  Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей , активизирует их  двигательную деятельность, познавательные возможности.

  Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Ежедневно на одевание детей персонал затрачивает около 15% рабочего времени. Поэтому важно рационально организовать этот момент. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты и в последнюю очередь пальто (куртки) и шапки. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

      Организация процесса кормления.

      Воспитатель во время еды сообщает детям знания и расширяет представления, и их словарный запас. Ласково обращаясь к детям он сообщает им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

     Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи, чтобы малыши, севшие за стол первыми, кончили есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. Взрослые должны уметь правильно докармливать детей: взять стульчик, сесть рядом, чистой ложкой (другой).

   Обращаем внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности, развиваем навыки детей в соответствии с требованиями программы. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды: есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

     Формируем положительное отношение к процессу еды, к еде. Детей нельзя кормить насильно. Дети, которых кормят насильно теряют аппетит.

     Большое значение имеет положительный пример взрослого. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду).

       Организация непосредственной образовательной деятельности.

     Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером), длительностью 10 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные дети находятся под ее присмотром.

        Применяя различные приемы, необходимо поддерживать оптимальное состояние возбудимости, предохранять детей от утомления, которое может возникнуть при постоянном пребывании детей в коллективе в том случае, если их воспитание организовано неправильно.

        Организация физиологических оправлений и умывания.

    Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4  минут. Массовое высаживание проводится перед началом непосредственной образовательной деятельности, прогулки, после ее окончания, перед сном и после подъема.

    При организации процесса умывания с детьми должны присутствовать воспитатель и помощник воспитателя, т.к. должно формироваться сразу два навыка: правильно мыть руки и лицо и правильно вытирать руки полотенцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности организации работы в группах раннего возраста"

Особенности организации работы в группах раннего возраста...

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:1.      выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с ранн...

Статья «Особенности организации режима в группах раннего возраста»

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:1. выполнение режима на протяжении всего периода вос...

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:1.      выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с ранн...

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста

  Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;сохран...

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста

  Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;сохран...

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;сохранение постоянст...