Эссе "Моя педагогическая философия "
статья на тему

Мельник Наталия Николаевна

Педагогическое эссе - это  суждение, оценка и отношение к своей професиии, к своей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость;

плохое воспитание – это наше будущее горе,

это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной.

                                                                                                     А. С. Макаренко

Детство – это самый чистый, светлый и полный открытий период жизни. Это яркие книжки, увлекательные игры и настоящие дед Мороз со Снегурочкой!

Детство – особое и очень короткое время в жизни каждого человека, в процессе которого осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю оставшуюся жизнь, поэтому столь велико значение воспитателя. Он незаменим и очень значим в судьбе каждого ребенка.

Воспитатель – удивительная профессия! Работа с детьми дает нам счастливую возможность проявить все самое хорошее, что в ней заложено: таланты и душевные качества, мастерство и творчество.

Воспитатель – это человек, воспитывающий детей, любящий и понимающий заботы и проблемы маленького человека. Доброта и милосердие – главные характеристики профессионалов, авторитет воспитателя.

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств, приобретает особое значение. Ведь и духовная щедрость, и бездуховность берут свои истоки из детства. Воспитание доброты и милосердия становится в наше время, время реформ и коренных преобразований во всех сферах общества и сознании граждан одним из центральных направлений с подрастающим поколением. А так как дети большую часть времени находятся в детском саду, то и ответственность за их нравственное здоровье, за подготовку к следующему этапу жизни – школе, в котором исправить что-то уже будет поздно всецело лежит на нас, воспитателях.

К сожалению, в современном детском сознании в формировании таких важных черт личности, как мужество и способность к борьбе, оказываются человек – паук, супермен, а часто и вообще откровенная нечисть. Не говоря уже о заведомо одиозных персонажах, даже супермен при, казалось бы, положительной исходной установке, часто поступает коварно, цинично и бессмысленно жестоко.

Залюбовавшись монстриком, ребенок может сам возмечтать стать монстром. Спрашивает мама малышку:

- Хочешь, куплю книжку про Гадкого утенка?

Ребенок, скандально:

- Не хочу «Гадкого утенка»! Купи «Человека – паука»!

Яркие персонажи, попав в душу ребенка, будут не только жить в них, но и создавать по своему подобию из наших детей доброе и светлое, либо жуткого паука.

Впечатления и переживания детства оставляют в жизни ребёнка глубокий след. И поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы эти впечатления были светлыми и радостными, а переживания не ранили еще не очерствевшую душу ребенка.

Но как быть с детской душой, где уже гнездятся толпы ярких, но злых персонажей?

Ответ простой. Вытеснять и  заселять  души современных детей светлыми и добрыми образами, персонажами. А этого в русском культурном наследии и других народов предостаточно.

Известно, что дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Наша обязанность – учить ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений.

Детская душа подобна редкому цветку, требующему особого ухода. Даже нежным, казалось бы, прикосновением ему можно смертельно навредить. Ведь ребенок живет в сказке, которую он дополняет каждым днем своей жизни, каждым поступком. В какой сказке, и с какими персонажами будут жить наши дети, какой конец будет у детской сказки – все зависит от нас, взрослых.

 И если дети, как губка, все впитывают в себя,  и как пластилин, из которого можно лепить все, что вздумается, значит мы должны, нет, просто обязаны не только дать возможность разобраться в этом сложном мире человеческих отношений, научить различать хорошие и дурные поступки,  но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Ведь осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, поведения.

Как-то раз я сказала детям:

- Каждый человек отвечает за свои поступки.

И вдруг услышала от девочки следующую фразу:

- А мне мама тоже так говорит.

Это маленькое предложение, произнесенное ребенком, но такое значимое, до глубины души задело меня. Значит я на правильном пути, значит, я иду в ногу с родителями. А вместе у нас все получится.

Пройдет время, дети забудут детский сад, забудут меня и других  воспитателей, но то, что я заложу в них сейчас и что в них выращу, будет развиваться и дальше. И я верю, что будущее поколение станет намного чище, добрее и милосерднее. Недаром поется в детской песенке, что всех нужнее и дороже, всех доверчивей и строже в нашем мире доброта.

Открыть дверь в детское сердце, оставить в нем доброту, нежность, тепло и крупицу своего жизненного опыта – в этом смысл моей работы, в этом и есть моя педагогическая философия.