Статья "Воспитание толерантности в детском саду"
статья на тему

Ёжикова Светлана Николаевна

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием семьи, сверстников и других окружающих людей. Наш детский сад работает на принципах гуманистической педагогики. Абсолютное принятие ребенка, признание ценности его личности, уважение его особенностей, признание права быть самим собой и самореализоваться в соответствии с его склонностями и способностями. В соответствии с этим строится весь воспитательный и обучающий процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №25

Воспитание    толерантности    в  условиях детского сада.

http://someinspiration.com/wp-content/uploads/2015/08/disabledchildren.jpg

                                                                             

                                                                           

Воспитатель 1кв.к.

                                                                            Ежикова Светлана Николаевна

Г. Северск

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, общества в целом. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность. Это рост агрессивности и нетерпимости, рост конфликтов и  социальных проблем. Это и бедственное, особенно в социальном плане, положение людей с ограниченными возможностями в нашей стране. В большинстве своём нарушение в развитие – не болезнь, а состояние. Лечение ребёнка с нарушением в развитии редко приводит к ожидаемым результатам, его жизнь, подчиняется особому режиму, и лишает ребёнка нормальному общению со сверстниками и друг с другом.

Л.С. Выготский в своё время отмечал, что ребёнок с ограниченными способностями нуждается в интеграции – в жизнь. Западные страны в последние десятилетия активно реализуют идеи Л.С. Выготского,  много внимания уделяют людям с физическими и психическими особенностями.  Они признаются равноправными, равноценными гражданами. Для них создаются условия для самореализации, успешной адаптации в обществе.   К скорейшей социализации детей приводит совместное воспитание и обучение здоровых детей и детей, с какими – либо проблемами (например,     детские сады по типу Монтессори)

    В России также начали опробовать модели работы интегрированных групп в детских садах и в школах, но эта практика в масштабах страны пока не распространена. Прежде всего потому, что решение проблемы интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными способностями требует определенных материальных затрат, поиска наиболее эффективных педагогических подходов, методов, технологий, переход на гуманистические принципы воспитания.  Наиболее весомая причина-это наше общество, рядовые граждане. Не все родители  готовы к совместному обучению и воспитанию здоровых и «особых» детей.   Толерантность не является обязательным, само собой разумеющимся качеством современного россиянина.  Со стороны здоровых сверстников и их родителей возможны проявления  негативного  отношения к ребёнку. Из опыта своей  работы  я наблюдала  негативное  отношение также и со стороны родителей с ограниченными способностями и их детей по отношению  к здоровым детям. Подобные явления принято называть интолерантностью.                

  В настоящее время разрабатывается и реализуется единая государственная политика по формированию толерантности, о чем свидетельствует принятая Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы, ориентированная на дальнейшее развитие гуманистических традиций. В программе модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что необходимо детей дошкольного возраста приобщать к азам толерантности как к системе определенных ценностей значимых для всех людей на земле, в процессе познания культур народов, традиций, этических норм поведения.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием семьи, сверстников и других окружающих людей. Наш детский сад работает на принципах гуманистической педагогики. Абсолютное принятие ребенка, признание ценности его личности, уважение его особенностей, признание права быть самим собой и самореализоваться в соответствии с его склонностями и способностями.

В соответствии с этим строится весь воспитательный и обучающий процесс. Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в детском саду  педагогами реализуются следующие принципы:

1.Принцип субъектности. Давать ребёнку самостоятельную активность,  стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми (добровольное включение в деятельность, не допускать унижения достоинства детей)

2.Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, детьми и взрослыми, педагогами и родителями в детском саду. (Единые требования  и подход всех участников процесса)

3.Принцип индивидуализации.  Индивидуальный подход при воспитании толерантного сознания и поведения. (ориентироваться на интересы каждого ребёнка)

4.Принцип рефлексивной позиции.  Формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. (проблемы решать вместе с детьми, а не за них.)

5.Принцип создания толерантной среды.  Формировать в детском саду гуманистические отношения, основывающиеся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.(единые правила для всех детей, толерантный взрослый)

     Анализ результатов позволяет утверждать, что для реализации всех вышеперечисленных принципов в МБДОУ  в «Детском саду №25» созданы условия. Более того, можно говорить о накопленном опыте работы в этом направлении и о создаваемых в последнее время предпосылках для значительного расширения и углубления его.

    В г. Северске  есть дети с ограниченными способностями (слабослышащие) которые не могли посещать дошкольные учреждения и получать образование. Родители  отдавали своих  детей в интернат №15 для  слабослышащих в г. Томске.  При этом, не всегда имея возможность забирать  ребёнка домой каждый день. Они были обеспокоены тем, что их дети ограничены в общении со слышащими  сверстниками.      

В сентябре 1999году  на базе группы №3 была открыта  группа для слабослышащих детей.  Впервые дни мы столкнулись с очевидными социальными проблемами: дети не умели строить отношения друг с другом, конструктивно общаться, уступать друг другу. Но наши усилия по созданию теплой, доброжелательной атмосферы, поддержка любых позитивных проявлений детей, обучение их навыкам разрешения конфликтов, умения договариваться, постепенное освоение ими правил группы, правил работы на занятиях дают положительные результаты. В группе по-человечески хорошие, добрые отношения. Работа, проводимая с интегрированной группой, ориентируется на интересах каждого ребёнка. Дети раскрепощаются, раскрываются, постепенно выравнивается их поведение, они становятся более терпеливыми, более сдержанными, более организованными. Что особенно нас радует – это атмосфера терпимости, принятия особенностей каждого – именно то, что мы назвали бы атмосферой толерантности. Большая заслуга в этом всех воспитателей и специалистов, которые работают с детьми.

 Наш детский сада  посещают дети с ограниченными  возможностями (ДЦП,СНТ, ОВЗ, РАС) Таким образом, группы практически работают по принципу интегрированных групп.

      Когда в  детский сад поступает ребенок с «особенными» потребностями , он попадает в атмосферу принятия, как и всякий другой ребенок. Его особенности не выпячиваются, но принимаются как данность.        Мы очень четко  видим ситуацию, когда дети не справляются с какими-либо проявлениями странностей в поведении «особого» ребенка. В этом случае проводим обсуждения и беседы в кругу, тренинговые игры.

    Самое главное правило: любой ребенок, в том числе и «особый», – равноправный член всех игр, общих праздников, развлечений, шалостей. Это и является залогом успешной социализации детей с проблемами в развитии.

   У здоровых же детей дошкольного возраста воспитывается толерантность без специальных значительных усилий, как бы по всему ходу  повседневной  жизни.

       Для формирования системы социальных связей и отношений, необходимых ребёнку с ограниченными способностями, для жизни в обществе, чтобы мир для особого ребёнка стал многозначным, многообразным, а сам ребёнок успешным, мной  был спроектирован и  осуществлён социальный проект «Мир вокруг нас» 

    Для  формирования патриотических  и нравственных основ  личности у слабослышащих детей, осуществлён проект «Приобщение слабослышащих дошкольников к истокам народной культуры». Чтобы дети могли ориентироваться в природной среде и социальной среде обитания, совершенствовать умения и навыки взаимоотношений с взрослыми горожанами и сверстниками, знать родной город  я реализовала  под проект

 « Город, в котором мы живём»

Во всех этих проектах  реализованы все принципы толерантности.

    Дети участвуют  в городских и областных конкурсах,  занимаются в спортивных секциях, посещают подготовительные курсы в массовых школы, участвуют в театральных представлениях, участвуют в утренниках ,посещают театры ,музеи, ходят на экскурсии. Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость в общении со сверстниками и окружающими его  людьми.

  Я и мои коллеги непрерывно повышают свою компетентность в вопросах теории и практики в области социально – личностного развития дошкольников, по созданию и реализации толерантных отношений с детьми, родителями и коллегами. Совершенствование профессионализма осуществляется на основе специально организованной методической работы и самообразования. Мы проводим педсоветы, консультации, круглые столы, тренинги, деловые игры. Организуем просмотры открытых занятий, делимся своим опытом

  Родители в нашем детском саду  вслед за детьми  учатся терпеливому общению с новым «особым» ребенком. Самые первые убеждения ребенок получает в семье и приносит в детский сад порой уже сложившееся подозрительное отношение к детям с необычным поведением, со странными отклонениями в физическом развитии. Избавиться от такой подозрительности помогает четкая установка «Мы разные, но мы вместе», которая реализуется ежедневно, ежечасно, во всех делах группы.  

   Но пока не удается достичь желаемого уровня толерантности у родителей. Понятно, что все мы выросли в обществе, не отличающемся терпимостью к людям с особым развитием, да и люди эти всегда жили в изоляции. Эти пласты нравственного воспитания, заложенные еще в детстве, очень трудно перепахать, очень трудно посеять новый взгляд на живущих рядом, не таких как ты, тем не менее, равноправных людей. И здесь мы видим трудную, но решаемую задачу. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, учится слушать и уважать мнение других. Большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями. Необходимо активно включать родителей в воспитательно-образовательный процесс, обучать основам толерантности.

       Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями проводится следующая работа:

  • создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям ( поздравления с праздниками, днем рождения);
  • организация совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных дел, праздников,  подготовка к проектам);
  • выполнение творческих семейных заданий (конкурсы, рассказов о семье, о доме, о профессиях родителей);
  • совместные чаепития

Наиболее эффективными формами работы с семьей являются индивидуальные беседы, консультирование, проведение тренингов по общению, родительские собрания в форме «круглого стола» по теме: «Разработка и реализация интегрированного образования»

               В дошкольном детстве закладываются основы нравственности, социализации. Воспитание детей в духе позитивного ненасильственного отношения к миру, в духе толерантности – насущная задача сегодняшнего дня. Коллектив МБДОУ «Детского сада №25»,  считает реализацию этой задачи наиболее важной в своей деятельности.

Литература: Шипицина Л.М. Интеграция детей –инвалидов в среду здоровых детей. Журнал «воспитание и обучение детей с нарушениями развития.№2 2004г.

Сторожук О.Г. Права детей-инвалидов младшего возраста и их родителей: анализ законодательства Российской Федерации. Журнал  «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»№7 2011г.

Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду. М.,2003.

Петрова В.И. ,Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. Мозаика-Синтез,2010г.

Закон «Об образовании» РФ

ФГОС

Конвенция ООН о правах ребёнка ,1989г.    Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание дошкольников основ толерантности в детском саду.

- Формирование толерантного сознания у дошкольников через подвижные игры, сказки, иллюстрации....

Толерантность в детском саду

Детский сад сегодня - это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ре...

Неделя толерантности в детском саду

Уважаемы коллеги, возможно, вам пригодиться этот материал для проведения тематической недели толерантности....

Толерантность в детском саду.

Статья о терпимости и уважении народов , проживающих рядом с нами....

Толерантность в детском саду

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».Почему же в...

Толерантность в детском саду

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».Почему же в...

Воспитание у дошкольников основ толерантности в детском саду

Проблема толерантного воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. В нашем селе проживают люди разных национальностей, их дети посещают детские сады. Поэтому в одной группе соседству...