"Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Савенкова Александра Владимировна

Приведенное выступление для родителей содержит рекомендации по проведению коррекционной работы с детьми, у которых выявлен синдром дефицита внимания и гиперактивности. В краткой и доступной форме раскрываются основные характеристики СДВГ, приемы работы специалиста и советы родителям по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута ребенка с учетом данного синдрома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые родители.  Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами перспективы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, а также обозначить результаты, которых удалось достичь в процессе непродолжительной работы. Прежде всего хотелось бы отметить старание всех учеников и большую заинтересованность в работе, за которые отдельная благодарность выражается  и вам. Теперь же обращаюсь  к цели и содержанию нашего сотрудничества. Дети испытывают трудности в процессе обучения по нескольким причинам. Говоря вкратце, можно отметить некоторые из них: гиперактивность, дефицит внимания, которые часто объединяют в один синдром : так называемый синдром СДВГ. Но ставить такой диагноз может только медицинский работник при тщательной диагностике, поэтому есть смысл говорить о близких к этому синдрому проблемах: излишняя активность (вербальная и невербальная), импульсивность, эмоциональность. Недостаточная концентрация внимания, отвлекаемость, неспособность запомнить и воспроизвести информацию даже в небольшом объеме. Также могут   влиять на успеваемость и несформированность общих учебных навыков, таких как: понимать и четко следовать указаниям учителя, чтение, письмо, счет, общий  кругозор, ориентация на получение знаний, мотивация к учебе, т.е. желание учиться ради пополнения своих знаний. Теперь обратимся к способам преодоления таких проблемных зон. У большинства детей мотивация к учебе напрямую связана с тем, насколько он успешен. А успешность ему обеспечивают развитые мышление, память, внимание. Обратимся к способам развития таких параметров интеллекта. В первую очередь отметим, что у детей, которые проявляют признаки неорганизованности в учебе излишне восприимчивы к внешним раздражителям. То есть у них не дефицит, а наоборот, супервнимание, они реагируют буквально на все и им трудно сосредоточиться на чем-то одном. Кажется, что они рассеяны. Но на самом деле такие дети показывают лучшие результаты, когда с ними работают индивидуально и вокруг нет лишних стимулирующих факторов: ярких картинок, множественных предметов и т.д. То есть во время выполнения домашнего задания нужно обеспечить максимальную тишину, отдельное рабочее место без ярких картинок, ,работающего телевизора, тем более телефона рядом. Гаджеты- тема отдельная. Давно доказано их негативное влияние на внимание и память детей. Обратимся к излишней активности детей. Из-за своей непоседливости они бросают задание, не доделав его до конца. Часто это происходит из-за недостаточного интереса к однообразной работе. И  здесь мы мало что можем  сделать: нам самим трудно заставить себя делать скучную работу. Но нами движет чувство долга, ответственности, мы можем усилием воли сделать что-то. У детей еще слабо сформированы такие навыки. Мы можем помочь им,  разделяя задание на небольшие отрезки с перерывами на двигательную активность. В наших силах хорошенько погулять с детьми или просто проветрить комнату перед выполнением уроков, не заставлять детей долго непрерывно  сидеть над одним и тем же заданием, работать над уроками позже 8- 9 вечера, когда все деятельность становится бесполезной, в у ребенка может нарушиться сон. К гиперактивным детям нельзя предъявлять слишком высокие требования: каждый день ставьте перед ними легко достижимые небольшие  цели, контролируйте их действия, направленные на достижение этих целей, обязательно отмечайте успехи и хвалите за них.  Вообще для детей с элементами гиперактивности и неустойчивым вниманием очень важно создавать ситуации успеха: в любой деятельности, ведь они испытывают трудности, а значит чаще других получают замечания от преподавателей. В общении с такими детьми важно сохранять хладнокровие, спокойствие и выдержку. Нет хладнокровия- нет преимущества. Даже, когда ребенок становится капризным и импульсивным. При первых признаках начинающегося перевозбуждения, а согласно данным ученых, чередование периодов активности и спокойствия происходит каждые 20 мин, нужно дать ребенку   выполнить какое-либо трудовое поручение, отвлечься. То есть выполнять какую-либо работу более 20 мин дети просто не способны.   Давайте ребенку мелкие   поручения, предоставляйте следующее задание, когда он уже выполнил первое и вы проверили его правильность. Задание должно коротким и понятным. Следует отметить, что самооценка таких детей как правило занижена. Нужно постараться дать почувствовать ребенку свою значимость, побывать  в роли эксперта. Советуйтесь со своим ребенком, ему важна ваша эмоциональная включенность, позитивный настрой даже при неудачах. Кричать на детей, которые сами эмоционально перевозбуждены или даже проявляют признаки агрессии, а тем боле наказывать их категорически нельзя. Поведение только усугубится, а если ребенок перестанет так себя вести, то его напряжение  никуда не денется , а просто проявится в другой ситуации, более ярко. В худшем случае, он потеряет доверие к вам, станет скрытным и раздражительным. Психологи рекомендуют спокойное общение, но не уход от проблемы. Если игнорировать такое поведение, не обращать внимание или опускать руки, предоставляя ребенку свободу действий, это приведет к тому, что он станет вами манипулировать при помощи такого поведения. Но что еще более важно, отсутствие контроля, четких границ, установленных взрослым, формирует у ребенка чувство дезадаптации, оно его деморализует, заставляет чувствовать себя потерянным. Возникает страх неизвестности: ребенок думает что ему можно все, он свободен. Ему дали то, чем он еще не способен распоряжаться, а это оказывает большое давление на психику.

 На важнейшем месте стоит развитие дефицитарных функций: мышления, памяти, внимания, а также навыков межличностного взаимодействия, коммуникативной культуры, познавательных функций. При это важны игровые моменты: игры на взаимодействие в парах, группах, проигрывание

Обратимся к проблеме концентрации внимания. Мы работали над увеличением длительности концентрации внимания, его объемом как в двигательной форме, так и в форме упражнений. Вы можете видеть на слайдах примеры таких упражнений. Успешное их выполнение позволит ребенку быстрее и лучше овладеть навыками письма и счета, меньше ошибаться. Внимание делится на слуховое и зрительное. Зрительное внимание мы развивали при помощи запоминания  карточек, поиске различий, прохождения лабиринтов, а также при помощи игровых упражнений: «Запрещенное движение», «Да и нет не говорите», «Найди желтые предметы в комнате», «Найди предметы на букву..»  и других. Эти игры мы настоятельно рекомендуем проводить и дома.

Как же научить детей концентрироваться на одном? Помимо упражнений поможет мышечная релаксация (концентрация на ощущениях собственного тела), музыкальная терапия, цветотерапия, работа с кинетическим песком и пластилином, рисование песком, кляксами и пр. Мышечная релаксация должна расцениваться ребенком как отдых, а не как концентрация на самоконтроле: не двигаться, не ерзать и т.д. Цель: дать ребенку почувствовать спокойствие за счет отсутствие самоконтроля.  Кстати говоря, это дается детям сложнее всего. Также непросто им выполнять психогимнастические упражнения: «Шалтай-Болтай», «Винт», «Зайки и слоники». Предлагаю вам еще несколько приемов развития усидчивости: нанизывание бусин, собирание алфавита из разрозненных букв, игры с песком водой, глиной. Нельзя недооценивать пользу паззлов, конструктивных игр, коих сейчас множество. Отдельная тема: слуховое внимание. Без него невозможно воспринять информацию учителя. У большинства детей такое внимание развито в наименьшей степени, основная масса детей- визуалы, им важно видеть перед глазами образ, так они лучше запоминают. Но не все удается перевести в картинки. Поэтому какую-то часть информации ребенок должен воспринимать на слух. Тренировать слуховое внимание  поможет повторение ребенком выстукиваемого вами ритма, называние в правильном порядке животных, которые издавали звуки в аудиозаписи: игра «Кто крикнул первым», коммуникативная игра «Угадай, кто позвал», «Доскажи словечко». Попросите ребенка рассказать вам, какие звуки он слышит в данное время вокруг себя. Пусть он сконцентрируется на одном внешнем раздражителе-звуке. Поверьте, это непросто для многих детей.

В некоторых случаях требуется коррекция негативных проявлений в поведении: агрессии, криков, импульсивности. В этом могут помочь беседы с ребенком. Во много такое поведение объясняется нарушением взаимодействия между двумя полушариями мозга, особенностью нейропсихических процессов детей. Благотворно влияют на мозговые функции занятия плаванием, ныряние, верховая езда, танцы, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика. Очень важно обеспечивать ребенку достаточную физическую нагрузку,  острый дефицит которой испытывает школьник.

Важно обучать ребенка самоконтролю, контролю над эмоциями и собственными движениями: помогут игры «Хранители времени», «Говори по сигналу», «Море волнуется, раз».

 Для детей с некоторыми проявлениями синдрома СДВГ важны ритуалы, четкий режим дня, правила, временной регламент и четкая и понятная поэтапная структура занятий. Основные ошибки, которые допускают родители: слишком экспрессивное или наоборот недостаточно эмоциональное общение. Недостаточное внимание к ребенку, отсутствие твердости и контроля в общении, неумение наладить диалог с ребенком, прислушиваться к его чувствам и обучить навыкам управления гневом. В своей практике мы используем такие техники социально-приемлемого выражение гнева как: «Уничтожь свой страх» (рисуем и рвем), «Ты зол» (сжимаем кулачки, психогимнастическое упражнение). Игры драматизации на основе проигрывания тревожащих ребенка ситуаций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ). - основные проявления.

синдром  дефицита  внимания и гиперактивность у детей....

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста»

В статье описаны причины, симптомы СДВГ и даны рекомендации для родителей....

"Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей."

Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью - тревожный, а перспективы довольно мрачные. Нельзя надеяться на то, что дети "перерастут" свое состояние....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, ...