Доклад " Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей".
материал на тему

Шарафан Ольга Григорьевна

Дошкольный период детства- пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное  Дошкольное Образовательное  Учреждение «Детский сад №38»

Доклад

«Роль семьи в  духовно нравственном  воспитании детей»

Воспитатель 2 разновозрастной группы Шарафан о.Г.  

         Дошкольный период  детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст - именно тот период , когда закладывается  фундамент формирования личности. Н.К .Крупская « Характер человека, его нравственные критерии формируются в первые 5 лет жизни». Уместно вспомнить и ответ А.С. Макаренко родителям, когда его спросили: «Когда ребенка надо воспитывать?». Узнав , что у ребенка 2 года, Макаренко ответил, что они опоздали ровно на два года. В два года ребенок приходит в детский сад со своими индивидуальными и психическими особенностями. В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и воспитания детей. Но первыми учителями и воспитателями ребенка являются родители. Поэтому их роль в формировании личности растущего человека – огромна.От семейного микроклимата во многом зависит эффективность  педагогических  воздействий: ребенок более податлив  воспитательным влияниям, если растет в атмосфере и любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий.Важно с раннего детства, с первых лет жизни ребенка ,начинать процесс  формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. Выдающихся педагог В.А Сухомлинский сказал, что ребенка с первых дней жизни надо учить трем вещам: « можно», «нельзя», «надо».«Нельзя» - первое нравственное понятие , регулирующее  поведение. С этим понятием ребенка надо знакомить, очень  рано, как только он начинает понимать обращенную к нему речь ( нельзя дотрагиваться до горячего чайника, лезть пальцем в розетку, тянуть  со стекла скатерть ) и т.д.Категорический тон , соответствующая реакция взрослого, заставляют малыша насторожиться : его не одобряют! Это способны понять даже совсем маленькие дети, в возрасте до 1 года.  Родительская  требовательность, направленная на то , чтобы ребенок научился соизмерять свои желания с желаниями других, ответственно относиться к своим обязанностям,  научился уважать других, имеет огромное значение в нравственном воспитании.А если учесть то, что своевременные исследователи по психологии доказывают, что самое интенсивное формирование нравственных, духовных ценностей происходит в первые  3 года, закладывается фундамент личности, то нам с вами очень серьезно и ответственно относится к воспитанию малышей. Недопустимо думать,  что ребенок еще очень мал, он ничего не понимает еще успеет научиться  правильно  поступать и. т. д.  Мы  должны заложить в него моральные правила и привычки, засеять в его маленькое сердечко семена  доброты , чуткого внимательного отношения к окружающим, чувства ответственности , именно в самом раннем возрасте. Пробуждать в детях добрые чувства разговорами, беседами, через чтение художественной   детской литературы, просмотры мультфильмов, рассматривание картин. Благо, все это имеется под рукой – вся художественная детская литература – произведения С. Михалкова, С.Маршака, К. Чуковского, Осеевой, рассказы Л.Н, Толстого и многих других авторов, русские народные сказки и сказки других народностей-это настоящий клад для взрослых, все они носят воспитывающий характер, учат правильному поведению, смелым и честным поступкам, формируют положительное  отношение к доброму , прекрасному и отрицательное – к злости , жадности, жестокости. Надо только умело их применять. Ребенок всегда верит в то, что он хороший. Взрослым надо поддерживать в нем эту веру , она возвышает человека .А.С. Макаренко сказал : «Как можно больше требовательности  к ребенку ,и как можно , больше уважения .Уважайте детское желание быть хорошим, не злоупотребляйте своей властью, берегите его, как самое тонкое движение человеческой души».Через нашу оценку ребенок усваивает: что хорошо, что плохо, что можно, что нельзя.Но не все «нельзя» , многое « можно» . Например: можно брать эти книги, можно игратьв этом месте, здесь  можно попрыгать, бегать и. Ребенок растет , умнеет, обретает способность к волевым усилиям. важно теперь не упустить момент, когда можно прибавить еще одно понятие «надо» . Ты не хочешь делать, но это необходимо, нужно для тебя , для близких ( надо вставать рано и идти в детский сад, потому что мама с папой уходят на работу; надо посидеть тихо, потому что бабушка спит) и т. д .Так ребенок потихоньку  учится регулировать свое поведение, учиться дисциплине желаний.Сейчас нас везде окружают множество супер  и  гипермаркетов с красивой детской одеждой, с ярко оформленными вкусностями, понятно, хочется каждой маме понаряднее одеть, обуть своего малыша , дарить каждой раз новую игрушку, побаловать сладенькими и в этом  ничего плохого нет. Но важно помнить о чувстве меры.Там ,где ребенка балуют , где его желание выполняется безотказно- большой  простор для развития эгоцентризма. Он привыкает , что постоянно окружен вниманием близких, задарен игрушками и лакомствами и может вырасти себялюбцем, не умеющим считаться с удобствами и возможностями других , человеком без понятий о самоограничениях и дисциплине желаний.Поэтому с самого раннего возраста надо проектировать будущее своего ребенка , ясно представляя, какого человека мы хотим вырастить, какие черты характера  в нем сформировать. Важно чтобы он не привык смотреть на своих близких с позиции потребителя «Я так хочу»,  « дайте мне это!» « не хочу!» . Учите ребенка думать  и о вас, о ваших интересах, удобствах, считаться с вами .Недопустимо, чтобы он все время чувствовал себя в центре внимания ( как говорят- мир крутится вокруг него) – это развивает чувство нескромности, исключительности. Ребенку полезно слышать от взрослых заслуженную оценку своих действий, это дает ему возможность активно вырабатывать критерии хорошего и плохого. За хорошие, добрые поступки хвалите ребенка, поощряйте проявления чуткости к  близким ,  серьезные и ответственные поступки. А самое главное в воспитании- моральный облик самого воспитателя, родителей. Мы должны для ребенка быть примером для подражания, он должен не только слышать ( наши беседы, нравоучения, чтение книжек и т.д ), но и видеть перед собой – как правильно сделать, как правильно сказать, как поступить. Стоит подумать : всегда ли мы бываем честны, справедливы, вежливы? Всегда ли наше отношение к окружающим - соседям, родственника престарелым родителям и  т. д- может быть примером для подражания?Не получается так – что мы говорим одно, а делаем другое ? А рядом стоит ребенок и широко открытыми глазенками и открытым сердцем все впитывает в себя , как промокашка, как наша совесть – ничего не ускользнет мимо его внимания. Поэтому , мы должны быть максимум серьезны и ответственны в вопросе воспитания нравственности и духовности. В своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными,помнить о роли примера и поэтому быть всегда и во всем образцом для детей. Мы должны стремиться к этому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания....

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жи...

Доклад «Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей» (выступление для родителей)

Дошкольный период  детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст - име...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

Воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Это поможет непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой будет формироват...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущую роль в становлении ребенка-дошкольника, как нормально развивающегося. так и имеющего ограниченные возможности здоровья, играет семья. велико значение семьи в формировании основ мировозрения,ус...

Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей.

Дошкольный возраст период детства= пора интенсивных накоплений духовных сил....