Картотека игр социально-правового характера для старших дошкольников
картотека (старшая группа) на тему

Коннова Людмила Александровна

Правовое образование дошкольников через игру является самым приемлемым способом донесения информации маленькому гражданину.

Вот несколько примеров игр.
Источник: http://womanadvice.ru/pravovoe-vospitanie-doshkolnikov

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека  игр социально-правового характера для старших дошкольников.

   Игра «Наши имена»

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает (катит) мяч одному из них. Поймав мяч, ребенок называет свое имя и возвращает мяч воспитателю.

- Очень красиво звучат ваши имена, правда? А ведь они еще могут красиво выглядеть, посмотрите, как вы и ваши родители изобразили имена. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку поделок совместного творчества детей и родителей «МОЕ ИМЯ»

 

 Игра «Как растет имя?»

(на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).

Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:

- Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Иринка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Ирина. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Иринка. Мои дети зовут меня «мама». Друзья зовут Ириной. А в детском саду я для всех Ирина Петровна. Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

   Словесная игра «Назови полное имя»

Цель. Развивать коммуникативную компетентность.

 (В игре можно использовать имена детей, которые присутствуют на занятии).

Первый вариант: Воспитатель называет неполную форму имени, а дети – полное имя:

Яшенька, Яша – Яков

Тема, Темочка – Артем

Коля, Николенька, Колечка – Николай

Настенька, Настюша – Анастасия

Леша, Алешенька – Алексей

Леня, Лёнечка – Леонид

Второй вариант: Воспитатель называет полную форму имени, а дети – неполную:

Екатерина – Катя, Катенька, катюша

Людмила – Люда, Людочка, Мила

Елена – Лена, Леночка и т.д.

  Игра  «Ласковое имя» (Игра с мячом.)

Цель: учить ласково называть имена сверстников. Формировать положительное отношение к сверстникам. Развивать интонационные стороны речи. Развивать коммуникативную компетентность.

Ход игры. Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласков

   Игра «Когда я стану взрослым»

Цель: учить называть «взрослые» имена людей; развивать речь.

Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Таня – Татьяна). В игре можно использовать мяч.

  Игра  «Назови полным именем»

Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве. Развивать коммуникативную компетентность. Воспитывать уважительное отношение к именам людей.

Ход игры. Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.)  В игре можно использовать мяч.

   Игра «Назови по-другому»

Цель. Развивать коммуникативную компетентность, мышление. Учить обращаться к сверстникам, по-разному называя его имя.

Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому. Например,

Оля – Ольга, Оленька, Олюшка, Лёля.

Екатерина – Катя, Катюша, Катенька.

Людмила – Люда, Людочка, Людмилка, Мила.

Елена – Лена, Леночка.

Сергей – Сережа, Сереженька.

Владимир – Вова, Вовочка, Володя, Володечка.

Яша, Яшенька – Яков.

Тема, Темочка – Артем.

Коля, Николенька, Коленька – Николай.

Настенька, Настюша – Анастасия.

Лёша, Лёшенька – Алексей.

Лёня, Лёнечка – Леонид.

Емеля – Емельян.

Тимошка – Тимофей.

Егорка – Егор.

  Игра «Образуй отчество»

Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь.

Ход игры. Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч.

  Игра  «Я знаю …»  (Игра со скакалкой).

Цель: Развивать коммуникативную компетентность, мышление.

Ход игры. Ребенок прыгает через скакалку и называет имена девочек или мальчиков на каждый прыжок. Игра может проводиться в виде соревнования

  Игра «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание. Развивать коммуникативную компетентность.

Ход игры. Воспитатель называет четыре имени, а дети определяют лишнее в группе, давая свое объяснение.

Настя, Таня, Миша, Люба.

Коля, Толя, Ваня, Оля.

Иван, Анатолий, Петя, Фёдор.

Иванов, Петров, Семён, Соловьёв.

Ивановна, Аркадий, Васильевна, Мироновна.

  Игра  «Назови имена сказочных героев»

Цель. Развивать коммуникативную компетентность.

(Незнайка, Чебурашка, Золушка и т.д.) Порассуждать о том, как образовались эти имена.

Игра  «Назови одним словом»

Цель. Развитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать.

Ход игры. Воспитатель называет несколько слов, а дети классифицируют группу.

Лена, Наташа, Оля. Света – имена девочек.

Коля, Игорь, Миша, Олег – имена мальчиков.

Иванов, Петров, Кузнецов – фамилии.

Ивановна, Сергеевна, Васильевна – отчества.

Мама, папа, брат, сестра – семья.

Игра  «Я имею право …»

Цель: дать правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и т.д.)

Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право …» (шаблон выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

   Игра    «Я не должен …»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Развивать коммуникативную

компетентность.

Оборудование: серия сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.

Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен …» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми. Между человеком и предметным миром.

Объяснят свой выбор.

Игра «Камуфляж»

Для этой игры необходимо спрятать 20 ниток шерсти трех цветов. Дети делятся на три команды, каждая команда должна найти нить своего цвета. Побеждает команда, нашедшая больше всего ниток. (Вероятно, выиграет команда, которая ищет ярко окрашенную нить, потому что её задача легче).

Воспитатель задаёт детям вопросы:

-Справедливо ли построена эта игра?

- Если мы будем играть снова, в какой команде вы хотели бы играть?

- Можно ли игру сделать справедливой?

- А справедливо ли обижать своих друзей, не принимать их в какую-нибудь игру?

 Игра  «Кто права нарушил?»

Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов.

Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.  

Сказка «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Теремок»

Какие права были нарушены? (Право на жизнь, право на труд).

Кто нарушает это право?

Нарисуй схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Какие права нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

Чьи права были нарушены в этой сказке?

Сказка «Гуси-лебеди»

Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Схематично нарисовать).

Кощей Бессмертный

Какие права он нарушил, и в каких сказках?

Баба Яга

 Какие права она нарушила, и в каких сказках? Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл.

 

   Игра  «Если чужой стучится в дверь»

Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход игры: воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не пускает посторонних. Кто – либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

  • Почтальон принес срочную телеграмму;
  • Слесарь пришел ремонтировать кран;
  • Милиционер хочет проверить сигнализацию;
  • Медсестра принесла лекарство для бабушки;
  • Мамина подруга пришла в гости;
  • Соседи просят йод для поранившегося ребенка;
  • Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
  • Женщине нужно срочно вызвать скорую помощь.

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

   Игра  «Колобок»

Цели: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи.

Ход игры: дети стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадает мяч, должен задать какой – нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Колобок, давай с тобой дружить!», «Колобок, я провожу тебя домой, чтобы ты не попался лисе». После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому игроку.

   Игра  «Поводырь»

Цели: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Оборудование: повязки на глаза по количеству детей; предметы – препятствия: стулья, кубики, обручи.

Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы – препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдем его». Затем дети меняются ролями.

     Игра  «Помоги себе сам»

Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры: воспитатель предлагает:

  • Медленно, глубоко вздохнуть и спокойно выдохнуть;
  • «занять делом» ступни ног – подбрасывать мяч или потанцевать;
  • «занять делом» ступни ног – побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать (выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
  • «занять делом» голос: поговорить, покричать, попеть.

   Игра  «Маленькие дизайнеры»

Для игры необходимо взять гуашь, акварельные краски, тюбики губной помады.

Каждому участнику игры разрешается подойти к любому ребенку и «украсить его лицо, руки, ноги». В результате все видят преобразившиеся лица друг друга. Необходимо следить, чтобы украшали всех участников. Воспитатель не должен забывать позволять украшать себя. В конце игры выбираются самая красивая модель и самый талантливый дизайнер. Эта игра способствует созданию хорошего настроения в детском коллективе, проявления чувства единения и дружбы.

       Игра  «Разноцветный букет»

Эта игра учит детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ведущий предлагает детям под музыку превратиться в осенние листочки (снежинки, бабочек и т.д.) и покружиться. Потом каждый листочек выбирает себе пару, объясняя, почему этот листочек нравится ему больше всех. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в танце не осталось «одиноких листочков».

   Игра  «Я и мои чувства»

Цель: развитие чувства индивидуальности.

Ход игры: дети встают в круг, ведущий начинает фразу, и бросает ребенку мяч:

 Слух помогает мне...

 Зрение помогает мне...

 Обоняние помогает мне...

 Осязание помогает мне...

 Пробуя пищу на вкус, я могу..

 

   Игра «Чудесные очки»

Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера Воспитатель предлагает детям примерить чудесные очки, в которые очень легко разглядеть всё хорошее, что есть в человеке. Педагог первым надевает очки и описывает кого-то из детей, затем предлагает примерить очки кому-то из детей.

  Игра  «Загадывание желаний»

Усадите детей в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами):

 Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть птицей, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть насекомым, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть цветком, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть деревом, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть автомобилем, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть улицей, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть государством, то я бы... потому что...

 Если бы я был другой страной, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть игрой, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть пластинкой, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть пищей, то я бы... потому что...

 Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы... потому что…

   Игра  «Стиральная машина»

Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами «через мойку». Каждый дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)

   Игра  «Угадай, кто это»

Цель: Учить мысленно, воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности

Воспитатель выбирает одного ребёнка – рассказчика, который описывает кого-то из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадался первым, выводит в круг ребёнка-отгадку, и они, вместе с рассказчиком взявшись за руки, шагают под песню «Встаньте дети, встаньте в круг»

Дидактическая игра «НАШИ ПРАВА»

Эта игра дает возможность углубить знания детей о своих правах на труд, на отдых, игру, учебу через предметные и сюжетные картинки.

Материал: * маленькие карточки с различными предметами,

                     отражающими труд, отдых, игру, учебу;

* сюжетные картинки, отражающие права детей на труд,

   отдых, игру, учебу.

Играть могут от 2 до 4 человек. Проводит игру воспитатель.

I вариант:

Маленькие карточки раздаются детям. Воспитатель уточняет знания детей о правах через сюжетные картинки, затем спрашивает, у кого карточка подходит к той или иной сюжетной картинке (картинки лежат перед детьми). Дети по очереди кладут свои карточки рядом с сюжетной картинкой (или на сюжетную картинку).Например: сюжетная картинка «Дети трудятся» - рядом выкладываются маленькие карточки: ведро, совок, лейка, молоток и т.д. Выигрывает тот, кто первый выложит все свои карточки.

II вариант:

Перед детьми на столе лежат маленькие карточки.(сюжетные картинки)

Дети договариваются, кто на какую тему собирает карточки, затем находят сюжетные картинки и кладут их к своим карточкам.  Воспитатель закрепляет знания детей прав на труд, отдых, игру, учебу. Выигрывает тот, кто быстрее сориентировался в сюжетных картинках и правильно назвал права.

        

Дидактическая игра «ЧИТАЕМ СКАЗКУ - УЧИМ ПРАВО»

Игра знакомит детей с основами прав и свобод с подачей материалов в легкой интересной форме через сказочных героев, помогает детям найти ответы на вопросы:

•        Что люди могут делать и чего не могут?

•        Что они обязаны делать и что не обязаны?

•        На что они имеют право, а на что не имеют?

Правила игры:

На картинках нарисованы ситуации из жизни сказочных героев. Дети рассматривают картинку, затем воспитатель читает вопрос и варианты ответов. Ребенок должен выбрать правильный ответ.

                       

            Список использованной литературы

  1. Лопатина А.А., Скребцова М.В. «Права детей в сказках, рисунках и вопросах» М., Амрита-Русь, 2008
  2. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка» М., Творческий центр, 2009
  3. Копытова Н.Н. «Правовое образование в ДОУ» М., Творческий центр, 2006
  4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, и я имею право» М., Скрипторий, 2003
  5. Татарникова Л.Ю. «Права маленького гражданина» С.-П., Дом «Литера», 2007
  6. Бурянина И.В. Программа «Права маленького гражданина»  Набережные Челны, 2009

  1. Мячина Л.К, Зотова Л.М, Данилова О.А Мои права: Рабочая тетрадь к учебно-методическому пособию «Маленьким детям-большие права».2015,-16с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников

В картотеке представлены дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников, направленые на формирование речевого развития и предназначеные для закрепления навыков практического словоо...

Картотека игр,развивающих навык сотрудничества у старших дошкольников

В требованиях к выпускнику-дошкольнику в рамках ФГТ представлено такое интегральное качество:  «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Помочь добит...

Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников.

Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников...

Картотека упражнений по словарной работе со старшими дошкольниками

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не только не просто запоминать новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться в конкретной ситу...

Картотека занимательных опытов и экспериментов для старших дошкольников. Старшая группа.

В картотеке представлен материал по направлению "Живая природа": "Растения и животные как живые организмы", "Строение, значение, функции, видоизменения частей растений", ...