Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"
проект (старшая группа) на тему

Биккинина Зульфия Талгатовна

Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mini-muzey_kukly_v_natsionalnyh_kostyumah.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад

Паспорт проекта

Расположение

занимает часть центральной стены  в группе.  Экспонаты  размещены  на  полках.

Содержание и экспонаты.

Основная идея — показать, какими разными бывают национальности разных народов мира, познакомить ребят с  историей костюмов и их национальным  орнаментом.

Сроки и продолжител. реализации проекта

1.10.15 -31.05.16.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники

воспитатели, дети, родители.

Возраст детей

5-6 лет.  

Форма проведения

групповая

Цель проекта:

- Создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями.

- создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.          

Задачи проекта:

- формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;

- - формировать у дошкольников представление о музеях;

- познакомить с национальными костюмами разных народов мира;

- Способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.

- Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.

- Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской  и творческой деятельности

- Наладить сотрудничество педагог. коллектива с родителями.

Актуальность

Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем национальных костюмов разных народов мира; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.

Критерии и индикативные показатели

- увеличение доли воспитанников с высоким уровнем знаний отечественной культуры;

- увеличение доли родителей (воспитанников) удовлетворенных уровнем образовательных услуг;

- увеличение доли родителей удовлетворенных деятельностью МБДОУ.

Ожидаемые результаты реализации проекта

-  Создание в групповой комнате мини – музея «Куклы в национальных костюмах» с разновидностями экспонатов, в том числе экспонатов, выполненными  родителями.

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.

- Умение устанавливать причинно – следственные связи между событиями.

- Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента.

 - Плодотворный результат по художественному творчеству в разных  направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование).

- Развитие творческих способностей детей.                                                                    

 - Приобщение детей к изобразительному искусству.                                                                        - Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.

- Развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе.

- Развитие интереса к музеям.

  - Умение составлять описательные рассказы о кукле в национальном костюме.

- Совместная творческая деятельность детей и родителей.  

 Продукт проектной деятельности

Мини – музей «Куклы в национальных костюмах»  с различными экспонатами по теме «Куклы в национальных костюмах»

- Составление альбома ««Национальные костюмы разных народов мира»  с детскими рисунками, аппликацией, раскрасками.  

Содержание образования по приоритетному направлению воспитания дошкольников

Занятия для детей и среднего возраста проводятся 2 раза в две месяц продолжительностью 15-20 м.

                                                                                         

Презентация проекта

- Приглашение детей из других групп, педагогов и родителей посетить мини – музей «Куклы в национальных костюмах».

- Консультация для педагогов «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».

Разработчик

проекта

Биккиннина Зулфия Талгатовна

Пояснительная записка 

Наша дружба, наша вера. 
С нами будет навсегда, 
Наша сила, наша воля. 
Не погибнет никогда! 

И пока на белом свете 
Солнце светит нам во след, 
Россияне, всем желаем. 
Быть едиными навек!

   Сегодня ситуация такова, что среди детей и сотрудников  в детском саду всё больше становится мигрантов.    В нашем педагогическом коллективе есть русские, молдаване, украинцы, лезгины, татары, башкиры и т.д. . Национальности детей ещё более обширны: русские, украинцы, молдаване, армяне, таджики, азербайджанцы, чеченцы, грузины. Работу по поликультурному воспитанию надо проводить обязательно и начинать надо с детей и их родителей.  К сожалению, уровень знаний по данному вопросу очень низкий, нет достаточного количества пособий, литературы. А ведь ещё не так давно, работа по поликультурному воспитанию велась очень активно. Сохранились костюмы, пособия, но, увы, их состояние оставляет желать лучшего. Работу приходится начинать почти с нуля, но это не пугает. Главное, желание и творческий подход. И мы, воспитатели средней группы начали эту работу с детьми и их родителями. Так как наша группа считается самой интернациональной - в нашей группе дети разных национальностей – 12 – национальностей.  И на первом же родительском собрании в этом году мы с родителями решили, что мы создадим  в нашей группе мини-музей «Куклы в национальных костюмах», который поможет нашим детям более глубоко познакомиться с национальным костюмом того или иного народа, который поможет воспитатель в детях дружелюбие между разными нациями. И это нам удалось, дети с удовольствием принимают участие в непосредственно-образовательной деятельности, играют в различные национальные игры и главное стали дружными.

- Курсы повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября» и Факультете педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова по образовательной программе «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Н. Рыжова (72 ч.)

- Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате.

- Подбор экспонатов в мини – музей «Куклы в национальных костюмах». (старые куклы, которые родители согласились обшить в свой национальный костюм)

- Покупка фарфоровых  кукол в национальных костюмах.

- Специально подобранная литература на тему «Куклы в национальных костюмах»

-Подборка сказок «Сказки разных народов мира».

- Подборка подвижных игр «Игры разных народов мира»

 - Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.

Организационный компонент. Реализация проекта.

Познание. 

Формирование целостной картины мира.

- Знакомство с понятиями «музей», «музейная культура».

- Знакомство с разновидностями музеев, их значении, правилами поведения в них.

- Знакомство с «музеями одного предмета», их историческим значением.

- Знакомство с понятием «экспонат» музея.

- Знакомство с  разновидностями разных национальных костюмов народов мира. (история, орнамент …)

Художественное творчество.

- «Хантыйский оберег» (аппликация)

- «Разукрасим татарский фартук» (рисование)

- «Узбекский свадебный костюм»  (аппликация)

Социализация.

Сюжетно-ролевые игры:    «Мы ходили в музей»

Дидактические игры:

 «Оденем куклу в русский народный костюм»

 «Подбери головной убор»

 «Собери костюм»

Чтение художественной литературы.

- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.

- Хантыйская сказка «Нарты с золотом»

- Татарская сказка «Бедняк и два бая»

- Узбекская  сказка «Маленький пузырь и девочка» ….

Коммуникация.

- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.

- Беседы о экспонатах нашего мини – музея «Куклы в национальных костюмах», обсуждение, куда и как лучше их расставить, расположить.

Труд:

- Организация выставок детских работ.

- Оформление мини – музея «Куклы в национальных костюмах».

- Изготовление экспонатов в мини – музей.

Безопасность.

- Беседы о правилах поведения в общественных местах.

- Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее.  Дети знают, что  самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них, рассм. бьющихся экспонатов – только в присутствии педагога.

Совместная деятельность детей и родителей.

Подбор экспонатов и литературы по теме в мини – музей «Куклы в национальных костюмах».

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Октябрь

  1. «Музей – что это? » (экскурсия в гр.№3 мини-музей «Курочка-ряба»)
  2. «Экспонат -  что это?»
  1. Анкетирование «Что такое музей и нужен ли он нашим детям»
  2. Консультация «Мини-музей в детском саду»

Ноябрь

  1. «Путешествие в прошлое одежды»
  2. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»
  1. Организация работы в создании в группе мини-музея «Куклы в национальных костюмах»
  2. Конкурс «Одень куклу в свой национальный костюм»

Декабрь

  1. «Народная игрушка-кукла-самоделка»
  2. Наша  кукла  Дуня в сарафане.

  1. Оформление уголка для мини-музея «Куклы в национальных костюмах»
  2. Вручение грамот за помощь в создании мини-музея «Куклы в национал. костюмах» в группе.

Январь

  1. Аппликация «Хантыйский оберег»
  2. Чтение хантыйской сказки «Нарты с золотом»
  3. Хантыйская подвижная игра «Солнце (херро)»
  1. Экскурсия в мини-музей «Куклы в национальных костюмах»  группы №4 «Белочка»
  2. Консультация «Что такое музейная педагогика»

Февраль

  1. «Оденем куклу Алсу в татарский национал.   костюм» (познание)
  2. Рисование «Разукрасим татарский фартук»
  3. Чтение татарской сказки «Бедняк и два бая»

1. Конкурс «Я моя семья в национальном костюме»

2. Распечатать раскраски для детей «Национальные костюмы»

Март

  1. «Узбекский свадебный костюм»  (аппликация)
  2. Чтение узбекской народной сказки «Маленький пузырь и девочка»
  3. Узбекские подвижные игры «Ловушка»(Копкон), «Кто ловкий» (Ким чакон)

Консультация: «Роль  семьи  в духовно-нравственном воспитании детей  дошкольного возраста»

Апрель

  1. «Оденем куклу Марусю в украинский народный костюм» (аппликиция+познание)
  2. Чтение украинской народной сказки «Зачье сало»
  3. Украинские подвижные игры «Горелки»

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Май

  1. «Приоденем Айнагуль в киргизский народный костюм»
  2. Чтение художественной литературы  «Азрет-султан и бедная девушка» (киргизская народная сказка)
  3. Киргизские подвижные игры «Ударить по тыкве», «Верблюд и верблюжонок»

Конкурс поделок «Все мы дружная семья»

 В качестве основного средства воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки. Именно они позволяют понять детям основные нравственные правила и идеалы, понимание добра, зла, нормы общения.

Мы предполагаем, что при таком подходе к процессу нравственно-патриотического воспитания, когда народная культура является естественной точкой отсчета и расширение круга познания детей, будет способствовать формированию их характера, интересов, нравственности и патриотизма, что дети будут чувствовать психологическую защищенность в мире взрослых, и свое существование в инокультурной среде воспринимать как комфортное.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Косарева  В.Н.. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2012 г.
  2. Коллекция «Куклы в народных костюмах». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН и ООО Этноконсалтинг.
  3. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб: Паритет, 2005 г.
  4. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» - Москва «Просвещение», 1986г.
  5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет\ автор – сост. В.Н.Косарева.-Волгоград: Учитель, 2012г.
  6. Кенеман А. В. 'Детские подвижные игры народов СССР' - Москва: 'Просвещение', 1988 - с.239  
  7. Хантыйские сказки - http://skazki.yaxy.ru/235.html
  8. Народные подвижные игры - http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st131.shtml 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)

Познакомить детей с национальной бурятской  одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...

Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023

Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...

Педагогический творческий проект «Национальные костюмы народов России»

Педагогический творческий проект «Национальные костюмы народов России»...

Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»

Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей....