Главные вкладки

    "Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду"
    консультация (старшая группа) на тему

    Быкова Елена Игоревна


    "Сюжетно-ролевая игра в детском саду"

    Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка.

    Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого. У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Организация игры требует согласованных действий участников.

    Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.

    Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: 

    ·         сюжет

    ·         содержание

    ·         игровая ситуация

    ·         замысел

    ·         роль

    ·         ролевое действие

    ·         ролевое поведение

    ·         ролевое взаимодействие

    ·         правила

    Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

    Содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

    Игровая ситуация-  совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.

    Замысел- план действий, задуманный играющими

    Роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

    Ролевое действие- это деятельность ребенка в роли.

    Последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.

    Правила- это порядок, предписание действий в игре

    Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей игровой деятельности. Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно. Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.

    Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.

    Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

    Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). Сюда входят:

    • наблюдения;

    • целевые прогулки;

    • экскурсии

    • беседы;

    • чтение художественной литературы;

    • просмотр кино, видеофильмов;

    • занятия (особенно речевые)

    • рассмотрение иллюстраций;

    • ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

    • организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;

    • игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;

    • изобразительная деятельность;

    • игры-имитации;

    • мнимые «телефонные разговоры»;

    • придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай» ;

    • «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом») .

    Прямое руководство (с вмешательством в игру).

    Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи, как ко всему коллективу, так и к отдельным детям.

    Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.

    Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

    Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ.

    Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. «Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу». Такие советы обогащают замысел игры.

    Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах. При непосредственном участии в играх, часто совсем не главную, эпизодическую роль занимает воспитатель.. Но и в этой роли можно незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре спрашивать, где продаются билеты, и таким образом наводить на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине спрашивать о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.

    Еще один важный компонент сюжетно-ролевой игры - использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов-заместителей.

    В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

    Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

    При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

    • развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

    • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

    Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

    Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

    Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

     

    Старший дошкольный возраст.

    Приемы прямого руководства.

    - Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

    Приемы косвенного руководства.

    - обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

    - привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

    Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

    - создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

    - расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

    - включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

    - пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

    Помощь взрослого:

    - вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

    - спланировать ход игры, последовательность действий

    - распределить роли, согласовать замысел,

    - помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

    - наблюдение за игрой детей,

    - направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

    - создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

    - создать игровую ситуацию,

    - индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

     

    Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

    Рекомендации:

    Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

    Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал, строил, творил.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartinka_syuzhet.docx172.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    https://arhivurokov.ru/multiurok/f/6/8/f6846d783a59e7b89d589f573420935718c233ee/riekomiendatsii-dlia-vospitatieliei-po-orghanizatsii-siuzhietno-rolievoi-ighry_1.jpeg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников

    Консультация для педагогов "Общие методы и приемы руководства сюжетно=ролевыми играми"...

    Методические рекомендации для педагогов «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

    Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятел...

    "Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду"

    Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка. Игра не може...

    Семинар для воспитателей «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду»

    Семинар для воспитателей «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду» ...