МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУКТИВИЗМА.
статья на тему

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУКТИВИЗМА.

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт). В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Образование - деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего "человеческого образа", - требует от него не  подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним. Образование является содержательным и смысловым контекстом развития и может определено как индивидуально структурированное информационно образовательное пространство. Оно представляет собой субъективированный образ мира, составляющий внутренний мир человека, его жизненные смыслы - как реальные, так и воображаемые - виртуальные, мысленно проигрываемые события, явления, отношения. Информационно- образовательная среда унифицирована, предъявлена одновременно многим людям как потенциальная возможность. Информационно- образовательное пространство всегда индивидуально, оно не может быть внеличностным, внесубъектным, внедеятельностным.

Если образование понимается как построение человеком собственного образа мира и определение своего места в мире, то в организации дошкольного образования должна сложиться совсем другая ситуация. Прежде всего, должна быть поставлена более широкая педагогическая цель - сопровождение ребёнка в процессе образования и самообразования, развития и саморазвития, поддержка в приобретении и проявлении собственного стиля деятельности, основанная на признании уникальности его образа как ценности. Не случайно индивидуализация признаётся одной из ведущих стратегий обучения одарённых детей и одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования. Образование является содержательным и смысловым контекстом развития и может быть определено как индивидуально структурированное информационно образовательное пространство.

Такое понимание образования задаёт и востребует другие технологии организации жизни детей - технологию индивидуализации образования детей дошкольного возраста. Её не следует воспринимать как "технологию обучения", речь идёт о педагогической технологии, выявляющей принципы и способы создания образовательного пространства, способствующего росту ребёнка, что даёт основание для рассматривания образования детей дошкольного возраста в нескольких направлениях:


  • как индивидуальной программы развития присущей каждому ребёнку как человеческому (биопсихосоциальнму) существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность в " поколенной структуре человечества", т.е. в своё время, в своём пространстве; в качестве поддержки развития и саморазвития ребёнка в процессе его жизнедеятельности и жизнетворчества, в ходе которого он самостоятельно иизбирательно обращается к различным источникам информации, конвертирует (узнаёт, уточняет, интерпретирует) воспринятую информацию в личностные смыслы, использует полученные знания при решении разнообразных жизненных ситуаций, в определённой мере ( на доступном для него и в месте с тем уникально - творческом урове) получает новые (для себя) знания и осваивает различные способы хранения информации;
  • как синтеза организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения (в самом широком смысле) - процессов, в ходе которых свободно воспринятая из разных источников информация приобретает статус субъектного (личностного) знания;
  • как диагностируемого достижения, результата, представленного в виде сформированных общественных эталонов действий и значений, субъективированных личностных смыслов, наиболее ярко проявляющихся в виде ключевых компетентностей. Индивидуализация признаётся одной из ведущих стратегий обучения одарённых детей и одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования. Такое прочтение сущности образования детей дошкольного возраста определяет необходимость новых педагогических технологий, среди которых одним из ведущих является метод проектов. Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт).

В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в течении которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр. Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации (длительность) и открывающиеся при этом возможности.

Проект (в отличие от занятий в традиционной практике) может длиться, пока: у детей сохраняется интерес к выбранной тематике; взрослым удаётся поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, которые помогают разрабатывать тему, поддерживать её новыми идеями и ресурсами. Это даёт каждому ребёнку возможность реализовать свои идеи и получать удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом (например, конструирования дома из коробок). Даже если ребёнок отсутствует по какой-то причине (например, болеет), не успевает завершить запланированное за один день (в ситуациях, когда деятельность увлекает и побуждает вносить новые дополнения либо когда ребёнка отвлекли от запланированного дела обязательные занятия со специалистом), у него есть возможность продолжить работу над проектом в последующие дни. Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. Например, тематический проект, посвящённый домашним животным, может включать коллективное и индивидуальное рисование (по замыслу, по трафаретам, копирование, дорисовывание), изготовление коллажа, лепку, рассматривание и чтение книг, изготовление авторских книжек самоделок, строительство игрушечного зоопарка, наблюдение за животными во время экскурсии, счёт, классификацию и многое другое. При этом каждому ребёнку обеспечивается право и возможность выбора способа познания в соответствии с его особенностями и потребностями. Кто-то из детей предпочитает узнавать новое в действии, кто-то любит слушать чтение или рассказ по теме, кому-то требуется зрительное подкрепление. Длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребность в этом. Иногда ребёнок несколько дней подряд наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включиться в работу. Каждый ребёнок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта сегодня (завтра).

Работа в подгруппах строится на основе самоорганизации (даже если это 3-4 летние дети). Непосредственное вмешательство взрослого в работу подгруппы может быть вызвано только поставленными целями (дать необходимые знания, провести коррекционную работу) либо возникшим в подгруппе конфликтом, который дети не в состоянии решить без участия педагога. Метод проектов основан на синтезе свободной деятельности детей, учебного проекта и целенаправленного обучения, когда познавательные потребности детей и педагогические воздействия взрослых находят единую точку приложения. Благодаря этому обеспечивается интегрированный комплексно-тематический подход к реализации содержания дошкольного образования, создаются условия для развития детей при значительном уменьшении их действий со стороны взрослых - воспитателей, специалистов и родителей, привлечённых в качестве ассистентов или помощников. Основные формы детской деятельности в ходе проекта - самостоятельная и совместная работа.

Основные формы педагогических действий - моделирование предметно - развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей. Главная педагогическая задача - предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности и на этой основе приобретать и проявлять ключевые компетентности. Так, например, если в группе есть хотя бы один ребёнок, проявляющий интерес к буквам или цифрам ( стремится узнать, как называется та или иная буква, пытается зафиксировать текст или цифры доступным ему способом), то игнорирование этого факта должно быть расценено как нарушение прав ребёнка на развитие в соответствии с его индивидуальной траекторией. Дети очень восприимчивы, и успех отдельного ребёнка в какой-либо значимой сфере, подкреплённый положительным отношением взрослых к его действиям и результату, служит побудительным мотивом для интереса и вовлечения в действия других детей. В группах, реализующих метод проектов, дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности. Они:

  • влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;
  • устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
  • выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;
  • реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.
  • Воспитатели, специалисты дошкольных организаций, родители воспитанников имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности. Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребёнка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализацииобразовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий.



  • как индивидуальной программы развития присущей каждому ребёнку как человеческому (биопсихосоциальнму) существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность в " поколенной структуре человечества", т.е. в своё время, в своём пространстве; в качестве поддержки развития и саморазвития ребёнка в процессе его жизнедеятельности и жизнетворчества, в ходе которого он самостоятельно иизбирательно обращается к различным источникам информации, конвертирует (узнаёт, уточняет, интерпретирует) воспринятую информацию в личностные смыслы, использует полученные знания при решении разнообразных жизненных ситуаций, в определённой мере ( на доступном для него и в месте с тем уникально - творческом урове) получает новые (для себя) знания и осваивает различные способы хранения информации;
  • как синтеза организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения (в самом широком смысле) - процессов, в ходе которых свободно воспринятая из разных источников информация приобретает статус субъектного (личностного) знания;
  • как диагностируемого достижения, результата, представленного в виде сформированных общественных эталонов действий и значений, субъективированных личностных смыслов, наиболее ярко проявляющихся в виде ключевых компетентностей. Индивидуализация признаётся одной из ведущих стратегий обучения одарённых детей и одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования. Такое прочтение сущности образования детей дошкольного возраста определяет необходимость новых педагогических технологий, среди которых одним из ведущих является метод проектов. Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт).

В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в течении которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр. Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации (длительность) и открывающиеся при этом возможности.

Проект (в отличие от занятий в традиционной практике) может длиться, пока: у детей сохраняется интерес к выбранной тематике; взрослым удаётся поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, которые помогают разрабатывать тему, поддерживать её новыми идеями и ресурсами. Это даёт каждому ребёнку возможность реализовать свои идеи и получать удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом (например, конструирования дома из коробок). Даже если ребёнок отсутствует по какой-то причине (например, болеет), не успевает завершить запланированное за один день (в ситуациях, когда деятельность увлекает и побуждает вносить новые дополнения либо когда ребёнка отвлекли от запланированного дела обязательные занятия со специалистом), у него есть возможность продолжить работу над проектом в последующие дни. Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. Например, тематический проект, посвящённый домашним животным, может включать коллективное и индивидуальное рисование (по замыслу, по трафаретам, копирование, дорисовывание), изготовление коллажа, лепку, рассматривание и чтение книг, изготовление авторских книжек самоделок, строительство игрушечного зоопарка, наблюдение за животными во время экскурсии, счёт, классификацию и многое другое. При этом каждому ребёнкуобеспечивается право и возможность выбора способа познания в соответствии с его особенностями и потребностями. Кто-то из детей предпочитает узнавать новое в действии, кто-то любит слушать чтение или рассказ по теме, кому-то требуется зрительное подкрепление. Длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребность в этом. Иногда ребёнок несколько дней подряд наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включиться в работу. Каждый ребёнок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта сегодня (завтра).

Работа в подгруппах строится на основе самоорганизации (даже если это 3-4 летние дети). Непосредственное вмешательство взрослого в работу подгруппы может быть вызвано только поставленными целями (дать необходимые знания, провести коррекционную работу) либо возникшим в подгруппе конфликтом, который дети не в состоянии решить без участия педагога. Метод проектов основан на синтезе свободной деятельности детей, учебного проекта и целенаправленного обучения, когда познавательные потребности детей и педагогические воздействия взрослых находят единую точку приложения. Благодаря этому обеспечивается интегрированный комплексно-тематический подход к реализации содержания дошкольного образования, создаются условия для развития детей при значительном уменьшении их действий со стороны взрослых - воспитателей, специалистов и родителей, привлечённых в качестве ассистентов или помощников. Основные формы детской деятельности в ходе проекта - самостоятельная и совместная работа.

Основные формы педагогических действий - моделирование предметно - развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей. Главная педагогическая задача - предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности и на этой основе приобретать и проявлять ключевые компетентности. Так, например, если в группе есть хотя бы один ребёнок, проявляющий интерес к буквам или цифрам ( стремится узнать, как называется та или иная буква, пытается зафиксировать текст или цифры доступным ему способом), то игнорирование этого факта должно быть расценено как нарушение прав ребёнка на развитие в соответствии с его индивидуальной траекторией. Дети очень восприимчивы, и успех отдельного ребёнка в какой-либо значимой сфере, подкреплённый положительным отношением взрослых к его действиям и результату, служит побудительным мотивом для интереса и вовлечения в действия других детей. В группах, реализующих метод проектов, дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности. Они:

  • влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;
  • устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
  • выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;
  • реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.
  • Воспитатели, специалисты дошкольных организаций, родители воспитанников имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности. Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребёнка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализацииобразовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства.

2. Лысенко Е. М. Субъективная динамика культуры жизни.

3. Пункт 3.2.5 ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности....

Вариативные формы реализации задач социального партнерства семьи и ДОУ

Детский сад, как социальный институт в поддержку семье, помогает воспитывать ребёнка. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьёй является важным направлением д...

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

   Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено ...

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем х...

Метод проектов как способ реализации гуманистического подхода в образовании дошкольников

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией ...

Педагогические чтения «Метод проектов, как способ реализации образовательной программы ДОУ»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...