Создание картотеки игр для занятий ТРИЗ
консультация по теме

Куделина Юлия Юрьевна

Ведение личных картотек - удобная и эффективная форма привлечения к творчеству не только детей, но и взрослых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_kartoteki_igr_dlya_zanyatiy_triz.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание картотеки игр для занятий ТРИЗ

Картотека – это упорядоченное собрание данных, как правило, на карточках малого размера.

Картотека (по Ожегову) – систематизированное собрание с какими-нибудь сведениями, материалами.

Личные картотеки – фундамент творчества. При ведении творческой картотеки очень важно, чтобы отбираемая информация была интересна не столько своим фактическим содержанием, сколько новым образом, идеей. БОЛЬШИНСТВО ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ВЕЛИ СВОЮ ЛИЧНУЮ КАРТОТЕКУ. Тематика картотек ученых, писателей, художников самая разнообразная. Жюль Верн, например, собрал картотеку в 20 тысяч карточек, каждая из которых объемом примерно в ученическую тетрадь. Не удивительно, что герои его произведений обладали феноменальной памятью. Корней Чуковский в течение нескольких десятилетий собирал картотеку детских высказываний и впоследствии выпустил книгу «От двух до пяти». Другую картотеку собирал К.Г.Паустовский: описания дождей, зорь, цветов. Дожди, например, бывают: моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые, окатные, проливные.                                                                                                                Золотые пылинки информации. ПУТЬ К ТВОРЧЕСТВУ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЛИЧНЫХ КАРТОТЕК ИЛИ КОЛЛЕКЦИЙ С УНИКАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ, НОВОЙ И НЕОЖИДАННОЙ ТЕМАТИКОЙ ЭТОТ ПУТЬ ПРОСТ И ДОСТУПЕН.

Еще один универсальный критерий отбора информации - наша память. Если, например, при повторном просмотре картотеки Вы не вспомнили с первого взгляда суть очередной карточки, то стоит задуматься: нужна ли она для Вашей картотеки? Главные критерии отбора информации:

- яркость и неожиданность

- не забывается со временем.

Иногда в картотеку отбирается информация, которая противоречит общепринятым убеждениям. В дальнейшем она может стать источником новых разработок.

Единицей хранения информации в картотеке может быть: вырезка из статьи, карточка, лист бумаги, выдернутая или переснятая статья, конспект, тетрадь, журнал, запись в памяти ПК. В зависимости от типа карточек изменяется и форма картотеки. Это может быть ящик для карточек, папки для бумаг и статей, блокноты, база данных на ПК.

Одно из главных требований к карточке – легкость чтения текста. Поэтому при ведении картотек желательно пользоваться печатным редактором. По способу накопления информации можно выделить два типа карточек: с предварительным накоплением и без него.

Наверняка многие из Вас удивляются: что тут нового? О важности и полезности картотеки знают все. Безусловно, так оно и есть. Нужно добавить лишь две особенности творческих картотек:

  • речь идет о сборе картотеки ИДЕЙ, а не просто информации;
  • работа над картотекой должна генерировать НОВЫЕ ИДЕИ.

Ведение личных картотек - удобная и эффективная форма привлечения к творчеству не только детей, но и взрослых. На занятиях по ТРИЗ-ТРТЛ слушатели начинают вести личные картотеки. Эту практику ввел Г.С.Альтшуллер уже в начале 70-х годов. 

Преподаватели и разработчики ТРИЗ ведут самые разнообразные картотеки:

  • картотека иллюстраций (примеров) к различным разделам ТРИЗ
  • картотека типичных ошибок по отдельным разделам ТРИЗ
  • картотека педагогических приемов
  • изобретательские задачи для детей из сказок, детских журналов
  • «Антишкола» - картотека способов борьбы учеников с учителями (шпаргалки, подсказки, способы сорвать урок…) и ответных шагов педагогов и др.

Список тематических картотек тризовцев можно было продолжать, видимо, до бесконечности - постоянно возникают все новые темы и новые картотеки. Отбор  информации – школа мышления. Итак, Вы определили тематику своей картотеки. Возникают новые вопросы: откуда брать новую информацию, по какому принципу отбирать и фиксировать ее в картотеке?

Можно выделить 4 группы источников информации:

  • информация реального времени (беседа, случай на улице или на природе, радио, телевидение - все, что исчезает и проходит бесследно, если специально не фиксируется);
  • периодика - газеты, журналы, брошюры...
  • книги из личной библиотеки;
  • информация из общественных библиотек или информационных сетей.

 Ни для кого не секрет, что намного эффективнее использовать в работе систематизированный материал по определенной теме. Работая с детьми нужно постоянно удерживать в памяти огромное количество материала. В настоящее время нет нехватки методической литературы, но все-таки когда материал компактен и всегда под рукой – это большое подспорье в работе. Материал в картотеках должен быть подобран таким образом, чтоб его можно было использовать как для индивидуальной работы, так и с подгруппой детей.

Карточки с информацией - нехитрое изобретение, без которого очень трудно провести исследование, написать книгу или научную работу, эффективно решать изобретательские задачи. Без хорошо организованной информации трудно или вообще невозможно заниматься творчество – это многим очевидно.

Используемая литература:

Кожевников Л.А. Фонд материалов по ТРИЗ ЧОУНБ

http://www.trizminsk.org/e/221001.htm              

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Консультация для воспитателей:

Создание картотеки игр для занятий ТРИЗ

материал подготовила

учитель-логопед

Куделина Ю.Ю.

Сухиничи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для занятий ТРИЗ с детьми. Картотека игр.

Игры для занятий ТРИЗ с детьми.Картотека игр....

Картотека игр с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста

Картотека игр  с элементами ТРИЗ для занятий  с детьми дошкольного  возраста...

Игры для занятий ТРИЗ с детьми. Картотека игр.

Хорошо – плохо (игра с младшего дошкольного возраРаньше-позже (с 3-х летнего возраста).ста)....

Методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования МБУДО ДДТ, воспитателям ДОУ «КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ТРИЗ С ДЕТЬМИ»

Методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образованияМБУДО ДДТ, воспитателям  ДОУ «КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ТРИЗ С ДЕТЬМИ»...

Картотека игр с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста

Картотека игр с элементами ТРИЗ  для занятий  с детьми дошкольного  возраста...

Игры для занятий ТРИЗ с детьми. Картотека игр.

Игры для занятий ТРИЗ с детьми. Картотека игр....