Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» (вторая младшая, средняя группы)
рабочая программа (младшая группа) на тему

Настоящая программа описывает курс подготовки по театральной деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОу с учётом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.

Цель программы: развитие творческих способностей детей  средствами театрального искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность»

(вторая младшая, средняя группы)

 Автор: Савельева О.Н. воспитатель МАДОУ детский сад  «Колосок»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в моей группе был организован театральный кружок «Сказка».

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4 – 5 лет (вторая младшая, средняя группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
         2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей средней группы перед младшими и пр.).
           3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

     4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

     5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
    6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

7.        Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

8. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

9. Воспитывать культуру поведения в театре.

 

   Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 15 мин – вторая младшая группа, 20 мин - средняя группа.

Структура занятий.

     1 этап - психологическое вхождение в занятие.

     Театральная разминка (психогимнастика, встреча со знакомым или неизвестным персонажем; двигательно-творческие упражнения; упражнения на развитие эмпатии; речевая разминка; ролевая игра и т.д.)

     2 этап - познавательный (беседы, рассказ педагогов, игры, просмотр слайдов и диафильмов, арт-терапия и др.)

     3 этап - практический (игровые упражнения, творческие задания и игры, зтюды, работа с куклами различных систем, сочинения и пересказ и т.д.)

     4 этап – релаксация (игры на расслабление и снятие эмоционального и мышечного напряжения, фантазирование с использованием музыки разного характера, звуков прирорды).

     5 этап – завершающий (подвижные игры, общение детей друг с другом, куклами, педагогом, импровизационные игры и упражнения и т.д.)

     Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

  1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
  2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
  3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
  4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

    5.«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы включает восемь основных блоков.

Блок 1 - основы кукловождения.

Блок 2 - основы кукольного театра.

Блок 3 - основы актерского мастерства.

Блок 4 - основные принципы драматизации.

Блок 5 - самостоятельная театральная деятельность.

Блок 6 - театральная азбука.

Блок 7 - проведение праздников.

Блок 8 - проведение досугов и развлечений.

Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном-двух занятиях в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки 3, 4 - на каждом занятии; блок 6 - на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте); блок 1 реализуется 1 раз в квартал.

Вторая  младшая группа (сентябрь – май)

Блоки

Базовый компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

Основы кукло-вождения

Знакомить детей с разнообразными видами театра.  Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра

Сентябрь. Задачи; формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра. Игра: «Отгадайте кто я ?». Этюды: «Кошка и мышка», «Встреча кошки с собакой», «Мышка и цыплятки»

Октябрь. Задачи:обучать детей приемам кукловождения плоскостного театра. Игра: «Отгадайте кто я?». Этюды: «В гости к бабушке», «Собака », «Пляска зверей»

Ноябрь. Задачи: обучать детей

приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки.

Игра: «Отгадайте кто я?»

Этюды: «Встреча собаки и мышки»,

«Пляска деда и мышки», «Бабушка

и внучка»

Учить детей использовать в театрализованных играх образные игрушки

стендового

театра.

Декабрь. Задачи:обучать детей

приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок «Репка»,»Курочка Ряба»(стендовый театр на ковролиновой и магнитной доске).

Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышки»

Январь — февраль. Задачи:  знакомить детей с театральной ширмой.

Игра: «Догадайтесь это кто?».

Этюды: « Курочка гуляет», «Машенька в лесу », «Две мышки», «Дед и репа»

Март — май. Задачи: обучать

детей приемам вождения  кукол театра бибабо.

Игра: «Догадайтесь кто я?».

Этюды: «Пляска»,

«Встреча мышки с курочкой»,

«Мышка в гости к нам пришла»

2. Ос-

новы

кукольного театра

Сентябрь – ноябрь. Задачи: формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке,

развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь.  

Сказки: «Репка», русская народная сказка. «Маша и медведь», русская народная сказка

Декабрь. Задачи:развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле;формировать эмоциональную выразительность речи детей. Сказки: «Три медведя», русская народная сказка

Январьфевраль. Задачи: продолжать знакомить  детей с театральной ширмой. Игра: «Отгадайте кто же я?». Этюды: «Машенька  гуляет», «Нежданный гость», «Медведь и Маша»

Март — май. Задачи:воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях. Сказка: «Колобок» русская народная сказка.

3. Основы актерского мастерства

Сентябрь-ноябрь. Задачи:  формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое. Знакомить с пиктограммами (карточками, символами, изображающими разные эмоции человека – веселье, грусть); воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей. Этюды: на выразительность жеста: «Не шумите», «Иди ко мне», «Уходи», На выражение основных эмоций: «Подарок», «Вкусные конфеты», «Зайку обидели», «Маше страшно», «Мишке стыдно».

Декабрь-февраль

Задачи: активизировать детей, развивать их память внимание. Игры: «Запомни свое место», «Запомни свою позу».

Март — май. Задачи: развивать у детей способность правильно понимать эмоционально- выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. Этюды: «Возьми!», «Это мое!», «Отдай!», «Петрушка прыгает»

4. Основные принципы драматизации

 Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест)

Сентябрь — ноябрь. Задачи: развивать импровизационные способности детей; формировать положительное отношение к играм-драматизациям; поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях по собственному желанию.

Сказка: «Репа», русская народная сказка.

Декабрь — февраль. Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение

к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности. Сказка: «Колобок», русская народная сказка. Сценка: «Медведь» (по стихотворению Г. Виеру «На праздник»)

Март — май. Задачи: развивать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям. Сказки: «Колобок», русская народная сказка; «Рукавичка», русская народная сказка.

5. Самостоятельная театральная деятельность

Сентябрь — ноябрь. Задачи: побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки, стихотворения

Декабрь — февраль. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (ковролиновая, магнитная доска).

Март-Май

Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх- драматизациях

6. Театральная азбука

Сентябрь — ноябрь. Задачи: формировать представления детей о театре (артисты — волшебник» театра, куклы — маленькие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью –названия театральных персонажей, предметов, декораций .

7. Про-

ведение

празд-

ников

Воспитывать

у детей  чувство радости, желание выступать на

утреннике:

читать стихи.

разыгрывать

сценки.

Поощрять

участие детей в подготовке к

праздникам,

поддерживать радостное чувство

от совместных действий, успешно

выполненных заданий

Сентябрь — ноябрь. Задачи: развивать способность свободно и раскрепощенно  держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями

детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям.

Мероприятия: «Путешествие в осенний лес!»

Декабрь — февраль. Задачи:

 развивать устойчивый интерес к выступлениям

перед родителями.

Мероприятия: «В гостях у Нового года!»

Март — май. Задачи: продолжать

развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями. малышами.

Мероприятия: "Мамин день!» (праздник, посвященный 8 Марта)

8. Про-

ведение

досугов

и раз-

влече-

ний

Развивать у детей интерес к различным формам

представлений и желание участвовать в

них.

Сентябрь.

1. «День Знаний»

— Театрализованное представление ( педагоги)

Декабрь — февраль. Задачи: развивать умение понимать содержание сказок, инсценировок.

оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную

оценку.

1. «Репка»-драматизация сказки.

2. «Колобок» — кукольный спектакль(педагоги).

Март — май. Задачи: обучать

детей правильно выражать свои чувства и переживания; поддерживать интерес к происходящему

на сцене.

1. «Рукавичка» — драматизация сказки.

2. « Масленица- широка!»- театрализованное представление.

3. «День смеха» — театрализованное представление к 1 апреля.

4. «Пасха » — ярмарка.

5. «1 июня — праздник лета» — театрализованное представление

Средняя группа (сентябрь - май)

Блоки

Базовый компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

Основы кукло-вождения

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра

Сентябрь. Задачи;продолжать формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра. Игра: «Догадайтесь кто же я?». Этюды: «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши»

Октябрь. Задачи:продолжать обучать детей приемам кукловождения настольно-плоскостного театра. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «В гости к Маше», «Собака и медведь», «Пляска деда и бабы»

Ноябрь. Задачи: обучать детей

приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки.

Игра: «Театр двух актеров.

Этюды: «Встреча зайца и лисы»,

«Пляска лисы и кота», «Бабушка

и внучка»

Продолжать учить

детей использовать в театрализованных играх образные игрушки

стендового

театра.

Декабрь. Задачи:продолжать обучать детей

приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на ковролиновой и магнитной доске).

Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей»

Январь — февраль. Задачи: Продолжать знакомить детей с театральной ширмой, .

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»

Март — май. Задачи: обучать

детей приемам вождения  кукол-марионеток на ширме.

Игра: «Кто же это, покажи?».

Этюды: «Встреча лисы и зайца»,

«Встреча мышки с лягушкой»,

«Пляска зверей»

2. Ос-

новы

кукольного театра

Сентябрь – ноябрь. Задачи: продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке.

развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, учить давать оценку поступкам действующих лиц.

Сказки: «Заюшкина избушка», русская народная сказка. «Теремок», русская народная сказка

Декабрь. Задачи:продолжать развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. Сказки: «Три медведя», русская народная сказка,»Лисичка-сестричка и серый волк»

Январьфевраль. Задачи: продолжать знакомить  детей с театральной ширмой, приемами вождения кукол- марионеток. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет», «Лисичка гуляет», «Две мышки», «Волк и лиса »

Март — май. Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях. Сказки: «Как собака себе друга искала», мордовская народная сказка

3. Основы актерского мастерства

Сентябрь-ноябрь. Задачи:  продолжать формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое. Продолжать знакомить с пиктограммами (карточками, символами, изображающими разные эмоции человека – веселье, грусть); воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей. Этюды: на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»; На выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Волку стыдно».

Декабрь-февраль

Задачи: активизировать детей, развивать их память внимание. Игры: «Будь внимателен», «Запомни свое место», «Запомни свою позу».

Март — май. Задачи: развивать у детей способность правильно пони мать эмоционально- выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. Этюды: «Это я!», «Это мое!», «Отдай!», «Сосульки», «Шалтай-Болтай», «Петрушка прыгает»

 Основные принципы драматизации

 Продолжать учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест)

Сентябрь — ноябрь. Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; формировать положительное отношение к играм-драматизациям; поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях по собственному желанию.

Сказки: «Теремок», русская народная сказка. Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению В. Фетисова)

Декабрь — февраль. Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение

к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности. Сказки: «Рукавичка», украинская народная сказка. Сценки: «Медведь» (по стихотворению Г. Виеру «На праздник»)

Март — май. Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям. Сказки: «Волк и семеро козлят», русская народная сказка; «Аленушка и лиса», русская народная сказка; «Красная Шапочка», французская сказка. Сценки: «Кот» (по стихотворению Г. Виеру)

5. Самостоятельная театральная деятельность

Сентябрь — ноябрь. Задачи: побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки, стихотворения

Декабрь — февраль. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (ковролиновая, магнитная доска) и с куклами театра би-ба-бо.

Март-Май

Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх- драматизациях

6. Театральная азбука

Сентябрь — ноябрь. Задачи: формировать представления детей о театре (артисты — волшебник» театра, куклы — маленькие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров); названия театральных персонажей, предметов, декораций

7. Про-

ведение

празд-

ников

Воспитывать

у детей  чувство радости, желание выступать на

утреннике:

читать стихи.

разыгрывать

сценки.

Поощрять

участие детей в подготовке к

праздникам,

поддерживать радостное чувство

от совместных действий, успешно

выполненных заданий

Сентябрь — ноябрь. Задачи: развивать способность свободно и

раскрепощенно  держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями

детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского

сада.

Мероприятия: «Праздник осени»

Декабрь — февраль. Задачи:

продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям

перед родителями.

Мероприятия: «Новогодняя елка»

Март — май. Задачи: продолжать

развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями. малышами.

Мероприятия: "Мама в гости к нам пришла!» (праздник, посвященный 8 Марта)

8. Про-

ведение

досугов

и раз-

влече-

ний

Развивать у детей интерес к различным формам

представлений и желание участвовать в

них.

Сентябрь.

1. «1 сентября — День Знаний»

— Театрализованное представление ( педагоги)

Декабрь — февраль. Задачи: развивать умение понимать содержание сказок, инсценировок.

оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную

оценку.

1. «Заюшкина избушка»—русская народ-

ная сказка в исполнении детей

средней группы.

2. «Курочка Ряба» — кукольный спектакль в

исполнении детей средней группы.

Март — май. Задачи: обучать

детей правильно выражать свои чувства и переживания; поддерживать интерес к происходящему

на сцене.

1. «Теремок» — сказка

в исполнении детей средней группы детского сада.

2. « Масленица- широка!»- театрализованное представление.

3. «День смеха» — театрализованное представление к 1 апреля.

4. «Пасха » — яр-

марка.

5. «1 июня — праздник лета» — театрализованное представление

Требования к уровню подготовки воспитанников

Требования к умениям и знаниям, приобретенным в результате изучения раздела «Театрализованная деятельность».

II младшая группа

Доджем уметь:

-  инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый, теневой, кукольный театры, фланелеграф;

- использовать  простейшие приемы кукловождения настольных кукол.

Должен знать:

- некоторые виды театров (кукольный, детский.);

Должен иметь представление:

- о театре, правилах поведения на театральных представлениях.

Средняя  группа

Доджем уметь:

- заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;

- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

- модулируя голосом говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх;

-  сочетать в роли движение и слово;

-  использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов.

Должен знать:

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол.

Должен иметь представление:

- о театре, театральной культуре;

 - роли артистов, кукол;

-  имеющихся правилах поведения в театре;

- азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вторая младшая группа

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в  ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности вторая младшая группа

Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых....

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности (2 младшая группа)

В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка  в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.   В...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вторая младшая группа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вторая младшая группа...

Рабочая программа по разделу "Театрализованная деятельность в ДОУ"

Рабочая программа по разделу«Театрализованная деятельность»Пояснительная записка   На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в п...

Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность»

Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства.      Задачи1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих ...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности второй младшей группы

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности второй младшей группы...