Организация проектной деятельности с привлечением родителей.
статья на тему

Шмелева Галина Владимировна

В соответствии с новыми требованиями ФГОС большое внимание уделяется формированию у дошкольников умения самостоятельно учиться и способностей к организации своей деятельности. Эти умения необходимо развивать уже с младшего дошкольного возраста. Для флрмирования у дошколят умения принимать, сохранять цели, следовать им в процессе образовательной и повседневной  деятельнсти, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, решать творческие задачи, поиска, анализа и интерпритции информации, взаимодействовать с педагогом и сверстниками используются современные технологии, в том числе проектно- исследовательская деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ РОДИТЕЛЕЙ.

В соответствии с  новыми требованиями ФГОС на ступени начального дошкольного образования большое внимание уделяется формированию у дошкольников умений самостоятельно учиться и способностей к организации своей деятельности. Эти умения необходимо развивать уже с младшего дошкольного возраста, так как именно в этот период закладываются многие качества личности (самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникших практических проблем), от которых зависит успешность человека в будущем, умение ориентироваться в мире информации.   

Для формирования у дошколят умения принимать, сохранять цели, следовать им в процессе образовательной и повседневной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её  контроль и оценку, решать творческие задачи, поиска, анализа и интерпретации информации,  взаимодействовать с педагогом, сверстниками, родителями в ДОО используются современные образовательные и информационные технологии, а также проектно - исследовательская деятельность. 

            В новом ФГОС большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности, так как она является решающим фактором в формировании у старших дошкольников образовательных умений и навыков.  

 Поэтому для современного педагога необходима организация этого вида деятельности в своей работе. Проектно- исследовательская деятельность реализуется как в  образовательном процессе, так и воспитательном. В данный вид деятельности, считаю необходимым, привлечение родителей воспитанников.

          Подключение родителей обусловлено несколькими причинами:

          Во-первых, в силу своих возрастных особенностей воспитанники далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах;

       Во-вторых, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.

          В-третьих, наряду с привычными формами работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы, консультации со специалистами и т.п.) ведется постоянный поиск новых видов совместной работы, стимулирующих участие родителей в жизни дошкольников. Поэтому объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей является одной из новых форм организации работы с родителями, что особенно важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного общения.

        Таким образом, основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком.

         Дети  и родители   – активные участники проектной деятельности, принимают  живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор информации, подготовка, проведение, анализ и поощрение.

         По итогам проектной деятельности важно подвести итоги, похвалить и детей, и родителей, обязательно объяснить родителям, чтобы они не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Важно «позволить» ребёнку выполнить работу самому, а   родители должны помогать советом, информацией, участвовать в подготовке презентации или просто проявлять свою заинтересованность, что является  - важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности ребёнка.  

          Также можно предложить объединить мини-проекты в один большой проект. Создание одного большого коллективного проекта возможно предложить сделать во вне образовательной  деятельности.

Так один из примеров можно рассматривать создание совместно с родителями мини-проекта- книгу «…», в которую могут войти первые книжки с рассказами о весне, книжки сделанные руками детей, рисунки о весне. 

            Проектом также может являться  выпуск газеты весенней тематики, выходящая, к примеру,  раз  в три месяца. Обязательно нужно  подводить итог  совместной деятельности. В данной ситуации,  дети себя пробуют в роли юных корреспондентов, собирают вместе с родителями информацию для газеты, а редактором можно выбрать родителя ребенка, который и будет ее издавать.

В педагогической работе проектную деятельность реализуют в  кружковой  и во внеклассной работе.  

Кружки могут иметь разные направления: научно-познавательное, художественно-эстетическое, экологическое, проектная и исследовательская деятельность.   

         Пример: программа  кружка может быть  рассчитана на 4 года. Во второй младшей группе дети знакомятся с жизнью животных (сейчас- жизнь животных весной). Знакомство происходит через игры на кружке,  экскурсиях в краеведческом музее, на станции юных натуралистов, в походах в лес. Перед тем, как отправиться на экскурсию, составляется план, в котором отмечают объект наблюдения, условия, признаки объекта. Итогом экскурсий, кружковой деятельности и походов в лес становятся памятки, буклеты, листовки (например: «Мы в ответе за тех, кого приручили»). Ребята могут принести фотографии домашних животных, стихи и народные мудрости на тему доброго отношения к братьям нашим меньшим, а также интересные факты о них.

Средний дошкольный возраст- можно взять за основу экологическую направленность. В кружке дети знакомятся с экологией дома человека, растений и животных, т.е. изучают жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

Изучение происходит через ролевые и дидактические игры, через выполнение творческих заданий и изготовление поделок из природных материалов, через семейные экологические домашние задания, через экскурсии и прогулки в природу, через создание экознаков, театрализованных представлений  и проведений экологических акций (например: экологическая акция «Ёлочка», где дети могут нарисовать рисунки на тему «Берегите хвойные леса», составить  памятки по защите хвойных лесов, расклеить с родителями листовки).

        На кружке использую современные образовательные технологии. Владение информационными компьютерными технологиями  позволяет  использовать компьютер в разных целях:

  • как средство наглядности образовательного процесса;
  • для организации коллективной и групповой работы;
  • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала.

        С помощью игровых технологий формируются нравственные качества, активность  личности, поддерживается познавательная мотивация, интерес дошкольников. Здоровьесберегающую технологию применяю в виде валеологических, динамических пауз. Также здоровьесберегающую технологию можно реализовать через ведение Дневника здоровья в старшем дошкольном возрасте, который  может вести каждый ребенок, красочно и ярко оформляет его. В Дневник могут быть включены познавательные игры, полезные советы, творческие задания, сканворды, головоломки помогут ребёнку наблюдать за своим физическим развитием, научат сохранять своё здоровье, а также способствуют формированию проектной культуры младших школьников.

        Для успешного занятия проектной  деятельностью необходимо желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству).

        Ещё одним условием, также достаточно необходимым для успешной работы ребенка, особенно младшего дошкольного возраста,  является помощь родителей (создание благоприятствующей интеллектуальному творчеству обстановки дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.). Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости,  своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок в дальнейшем разовьёт свой проектно- исследовательский интерес и будет готов отправиться в «путешествие за знаниями» .

        Проектно- исследовательская деятельность дошкольника включает следующие основные этапы:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Поиск и предложение возможных вариантов  решения.
  • Сбор материала.
  • Обобщение полученных данных.
  • Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)
  • Защита проекта.

        Самым важным и сложным этапом исследования является формулирование выводов. Здесь ребёнку не обойтись без помощи взрослого. На этом этапе развиваются логические способности воспитанников.

         Защита проекта предполагает владение дошкольником средствами устной речи, умение контролировать свои эмоции, отвечать на вопросы, выступать перед аудиторией.

          Проектно- исследовательская  деятельность-это еще и  значительный эмоциональный отклик как у детей так и родителей.

Дети приходят в ДОО познавать окружающий мир, развиваться,  учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль педагога и родителей – помочь детям в этом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения с участием родителей «Путешествие в зимний лес» (в рамках проектной деятельности с привлечением родителей)

Сценарий развлечения с участием родителей "Путешествие в зимний лес". Развлечение является итоговым мероприятием реализации авторского проекта по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе "Весёлые п...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

Организация проектной деятельности с вовлечением родителей и детей "Новогодняя сказка"

Цель проекта: Развитие творческого потенциала родителей и детей по проектированию и эстетическому оформлению группы.Задачи: Развивать познавательную активность дошкольников;Активизировать инициативу, ...

Организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми второй младшей группы "Весна-веснушка"

Проектная деятельность решает сразу несколько непростых задач: заинтересованность ребенка в работе, объединение различных видов деятельности, а как итог - возможность саморазвития ребенка, привлечение...

Организация проектной деятельности вместе с родителями и детьми подготовительной к школе группы"Игры нашего детства"

Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или прогр...

Доклад на тему: «Привлечение родителей к организации проектной деятельности»

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей,родителей и педагогов, изучала такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовыват...