Приобщение детей к истокам русской народной культуре и развитие словаря через устноре народное творчество.
методическая разработка на тему

Проэктная деятельность по ознакомлению детей с истоками устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ЧЕРЕЗ УСТНОРЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

                                   

                                                 


                                         ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.

По содержанию:  социально - педагогический.

Участники проекта: дети группы старшего возраста  .

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

                  «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно  объясняет ему природу, как не мог бы  объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,  среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Возраст от 3 до 7  лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

 Главная задача педагога в области развития речи детей  дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

АКТУАЛЬНОСТЬ :

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема внедрения в речь детей старшего дошкольного возраста устного народного творчества  на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.

ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ПЛОХО ГОВОРЯТ? МОЖЕТ, ПОТОМУ, ЧТО МЫ РАЗУЧИЛИСЬ С НИМИ РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ РЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ, А ВЕДЬ В НИХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ЛЮБОГО КОНФЛИКТА.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО ОПЫТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ  В  МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ.

Актуальность работы определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка , загадки, пестушки, патешки, считалки, и сказки в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

     

ОДНИМ ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЯВЛЯЕТСЯ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБУСЛОВЛЕНА СПЕЦИФИКОЙ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА РУССКОГО НАРОДА, ХАРАКТЕРОМ ЗНАКОМСТВА С НИМИ И РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ДЕТИ ХОРОШО ВОСПРИНИМАЮТ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЛАГОДАРЯ ИХ МЯГКОМУ ЮМОРУ, НЕНАВЯЗЧИВОМУ ДИДАКТИЗМУ И ЗНАКОМЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - НЕОЦЕНИМОЕ БОГАТСТВО КАЖДОГО    НАРОДА, ВЫРАБОТАННЫЙ ВЕКАМИ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ, ОБЩЕСТВО, ПРИРОДУ, ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТА. ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РЕБЁНОК НЕ ТОЛЬКО ОВЛАДЕВАЕТ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ, НО И, ОСВАИВАЯ ЕГО КРАСОТУ, ЛАКОНИЧНОСТЬ ПРИОБЩАЕТСЯ К КУЛЬТУРЕ СВОЕГО НАРОДА, ПОЛУЧАЕТ ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О НЕЙ.

ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО У РЕБЁНКА ФОРМИРУЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СЛОВЕ. ПОЭТОМУ НЕ СЛУЧАЙНО, ВАЖНЫМ МОМЕНТОМ В МОЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ, СТАЛО ШИРОКОЕ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ. А ПОСКОЛЬКУ ВСЁ ЭТО ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПОСРЕДСТВОМ ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ РЕЧИ, ТО ТЕМОЙ ПРОЕКТА   Я ВЫБРАЛА: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.»

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: 

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:  

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ, КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :  

- ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ – ПРИРОДОЙ (РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ); С УКЛАДОМ ЖИЗНИ И БЫТА РУССКОГО НАРОДА.

- СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ДИАЛОГИЧЕСКУЮ И МОНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ.

- ВОСПИТЫВАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ОБРАЗЦАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

- ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО НАСТРОЯ НА ОРГАНИЗОВАННУЮ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОЕКТА:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, оно играет большую роль в их умственном развитии.

Основная цель работы по развитию речи в нашем   дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).

Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела мониторинг в начале учебного года, которое позволило выявить:

1.     Уровень развития речи детей.

2.     Знание детьми малых фольклорных форм.

3.     Понимание детьми жанра устного народного творчества.

4.     Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

Для мониторинга  я использовала следующие методики:

1О.С.Ушакова, Е.М.Струнина  «Методика развития речи детей дошкольного возраста».

2.     О.Л.Князева, М.Д. Маханева Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Во время проведения мониторинга детей я использовала следующие методы:

- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

Полученные результаты показали, что только 18% детей имеют достаточно высокий уровень развития речи. Дети воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни разные жанры фольклора. 7% детей показали низкий уровень.

                Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы и сроки реализации:

 I этап – подготовительный:

          подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;

II этап – практический:  

собственно – исследовательский(основной):  выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;

III этап – заключительный:

        завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  •  Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
  • у детей повысить интерес  к устному народному творчеству ;  Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • - Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
  • у детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения;
  • сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей;
  • у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка;

  • родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
  • Формы и методы работы
  • ФОРМЫ:
  • ЗАНЯТИЯ, ДОСУГИ, КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЯМИ, СВОБОДНО-САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ( ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ).

  • МЕТОДЫ:

НАБЛЮДЕНИЕ, РАССКАЗ, ИГРЫ, ПОКАЗ.

  • Свою работу я построила на следующих основных принципах:
    - во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  • - во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
  •  - в-третьих, активного включения детей;
  •  - в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.
  • При  отборе фольклорного материала учитываю возможности детей.
  • Для младшего возраста доступными являются малые фольклорные формы: потешки, загадки, считалки, прибаутки, короткие сказки.
  • В среднем возрасте, наряду с усложнениями малых форм фольклора большое значение уделяла народной сказки, пословицам и поговоркам, загадкам.
  • Старших детей знакомлю с более сложным материалом- былинами, легендами,, сказаниями , обрядными песнями и частушками.
  • У нас в детском саду зародилась традиция праздновать масленицу, день птиц, проводить старый новый год, колядки. Сколько радости это приносит детям.
  • Ввели в практику слушание колыбельных песен перед сном: они погружают ребёнка в мир поэзии, успокаивают.
  • Для решения пед.задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми. В игре-драматизации не выпускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно – ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен.
  • В среднем возрасте в первые знакомимся с пословицами и поговорками.

        В ТЕЧЕНИИ ГОДА  МНОЮ ПРОВОДИЛСЯ  РЯД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПОСВЯЩЁННЫХ РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ РАБОТЫ С УСТНЫМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ. ГДЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

В ИХ ОСНОВЕ ЛЕЖИТ ДРУЖЕЛЮБНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА С ВОСПИТАНИКАМИ, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ СОЗДАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ

2.ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИГРОВОЙ СЮЖЕТ РАЗВИВАЕТСЯ ПАРАЛЕЛЬНО ОСНОВНОМУ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ, ЧТО ПОМОГАЕТ ОКТЕВИЗИРОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПОДДЕРЖИВАЮТ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ СОДЕРЖАНИЮ ИЗЛОГАЕМОГО ВОСПИТАТЕЛЕМ МАТЕРИАЛА И СПОСОБСТВУЮТ ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА К НОВОЙ ТЕМЕ

В ТЕЧЕНИИ ПРОЕКТА Я ПРВОДИЛА РАБОТУ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ        Также  пословицы  и  поговорки  включались  в  различные    фольклорные  праздники  и  развлечения.  

Я  использовала   дидактические  игры    по  пословицам:    словесные -  «Кто  больше   назовет  пословиц   о  труде,  о   гостеприимстве»,  с  дидактическим  материалом  «Собери  пословицу»,  «Пословицы  в  квадратах», настольно-печатные игры «Сложи пословицу».

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использовала мотивационные установки:

- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";

- общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

-  подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

-    соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде ...?";

- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру".

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные:

  • игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;
  • дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;
  • можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;
  • можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу;
  • изобрази пословицу пантомимой;
  • нарисуй пословицу,  загадку;
  • изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и ту же пословицу изобразят разные ребята;
  •  найди лишнюю пословицу;
  • найди пару;
  • картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;
  • проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию, нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет»;
  • еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

При работе с загадкой используем такие формы:

  • нарисуй отгадку;
  • придумай свою загадку;
  • придумай загадку по картинке.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Также колыбельные песни могут использоваться в сюжетно-ролевых играх.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке. Знакомились с видами потешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Сказки

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Игра в сказку помогает ребёнку почувствовать себя героем, волшебником развивает у детей фантазию. Для раскрытия у детей творческих способностей предлагаю поиграть в старые знакомые сказки на новый лад:

«Весёлое путешествие колобка», «У козы рогатой чудные козлята». Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа добра над злом.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания на темы, касающиеся речевого развития детей;

- лекторий для родителей;

- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

- вечера вопросов и ответов;

- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары, тематические семинары с использованием ТОО);

-индивидуальная работа;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки  дидактических игр;

-совместные праздники.

Для родителей оформлены уголки, включающие информацию о развитии речи у детей старшего дошкольного возраста, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о влиянии малых  фольклорных   форм на правильное развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С УСТНЫМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ И КАЖДОДНЕВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО КАК В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ, ТАК И В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЕТ УСТНУЮ РЕЧЬ РЕБЕНКА, ЕГО ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕ, ВЛИЯЕТ НА  ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ, УЧИТ ОПРЕДЕЛЕННЫМ НРАВСТВЕННЫМ НОРМАМ.

             ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР ДАЕТ НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ УЖЕ НА РАННИХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ПРИОБЩАТЬ ЕГО К НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ.

           С ПОМОЩЬЮ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА МОЖНО РЕШАТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ПОЭТОМУ НАРЯДУ С ОСНОВНЫМИ ПРИЕМАМИ И СРЕДСТВАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ   ДОШКОЛЬНИКОВ  Я ИСПОЛЬЗУЮ ЭТОТ БОГАТЕЙШИЙ МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА НАРОДА.

 С КОЛЫБЕЛЬНЫМИ ПЕСНЯМИ НАЧИНАЮТ ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ ЕЩЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, ЧТО   ПОЗВОЛЯЕТ МАЛЫШАМ ЗАПОМИНАТЬ СЛОВА И ФОРМЫ СЛОВ, СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, ОСВАИВАТЬ ЛЕКСИЧЕСКУЮ И ГРАММАТИЧЕСКУЮ СТОРОНЫ РЕЧИ.                                                          

  ПОТЕШКИ, СЧИТАЛКИ, ЗАКЛИЧКИ  ЯВЛЯЮТСЯ   БОГАТЕЙШИМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. РАЗВИВАЯ ЧУВСТВО РИТМА И РИФМЫ, МЫ ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ДАЛЬНЕЙШЕМУ ВОСПРИЯТИЮ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ И ФОРМИРУЕМ У НЕГО ИНТОНАЦИОННУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.                                                      

ЗАГАДКИ   ОБОГАЩАЮТ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ ЗА СЧЕТ МНОГОЗНАЧНОСТИ СЛОВ, ПОМОГАЮТ УВИДЕТЬ ВТОРИЧНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ, ФОРМИРУЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИХ ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ. ОНИ ПОМОГАЮТ ДЕТЯМ УСВОИТЬ ЗВУКОВОЙ И ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОЙ РЕЧИ, ЗАСТАВЛЯЯ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ЯЗЫКОВОЙ ФОРМЕ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ЕЕ. РАЗГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК РАЗВИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ К АНАЛИЗУ, ОБОБЩЕНИЮ.

 ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВСЕХ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МНОЮ ПОДОБРАНА И СОСТАВЛЕНА КАРТОТЕКА ИГР НА ОСНОВЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ, ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ  ПРИВЛЕКЛИ МОЕ ВНИМАНИЕ НЕ ТОЛЬКО, КАК ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, НО И КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. СОДЕРЖАЩИЙСЯ В ИГРАХ ФОЛЬКЛОРНЫЙ МАТЕРИАЛ СПОСОБСТВУЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНОЙ РЕЧЬЮ. ДЕТИ С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ, ЖЕЛАНИЕМ И ИНТЕРЕСОМ ИГРАЮТ В ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

  МНОЮ ОТМЕЧЕНО, ЧТО В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПОДВИЖНЫМИ   И  ПАЛЬЧИКОВЫМИ ИГРАМИ   НЕ ТОЛЬКО ФОРМИРУЕТСЯ РЕЧЬ, НО И РАЗВИВАЕТСЯ МЕЛКАЯ МОТОРИКА КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ, ЧТО ГОТОВИТ РУКУ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, СОЧЕТАТЬ СЛОВО С ДЕЙСТВИЕМ. А САМОЕ ГЛАВНОЕ - УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НАХОДИТСЯ В ПРЯМОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК.

 НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОСТАВИЛА КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КОТОРЫЙ ПРИМЕНЯЕТСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМ.

ОДНОЙ ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СЧИТАЮ РАЗЛИЧНЫЕ ДОСУГИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ. В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ РАЗРАБОТАЛА ЦИКЛ РАЗВЛЕЧЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.

ПОДГОТОВИЛА КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ДАННОЙ ТЕМАТИКЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ, ОТРАЖАЮЩИЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ДОУ И СЕМЬЕ.

ИЗГОТОВИЛА НАСТОЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ: «МАША И МЕДВЕДЬ», «ТЕРЕМОК», «ГУСИ-ЛЕБЕДИ», «КОЛОБОК» И ТЕАТРЫ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ: «ТРИ МЕДВЕДЯ», «ГУСИ-ЛЕБЕДИ», «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА», «РЕПКА», «КУРОЧКА РЯБА».

 СОСТАВИЛА КАРТОТЕКУ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ ИГРАМ: «ОГУРЕЧИК-ОГУРЕЧИК», «ЖАВОРОНОК», «МОРСКАЯ ФИГУРА», «УТКА И СЕЛЕЗЕНЬ», «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ», «МОСТОК»

 СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ СОБРАНА ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

 МАНИТОРИНГ В КОНЦЕ ГОДА  ПОКАЗАЛ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЯЕМОГО МНОЮ ПРОЕКТА  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С УСТНЫМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ.

 НАБЛЮДАЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ДЕТЕЙ С УРОВНЕМ ВЫШЕ СРЕДНЕГО НА 20%, СООТВЕТСТВИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ НАБЛЮДАЕТСЯ У 78% ДЕТЕЙ ГРУППЫ.  

 ПО РАЗДЕЛУ «РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ» ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА  СОСТАВИЛА 9,4%, ПО РАЗДЕЛУ «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ» - НА 9,5%, ОТСУТСТВУЮТ ДЕТИ С НИЗКИМ УРОВНЕМ.

 Я УВЕРЕНА, ЧТО ФОЛЬКЛОР ЭФФЕКТИВНО РАЗВИВАЕТ УСТНУЮ РЕЧЬ РЕБЁНКА, ВЛИЯЕТ НА ЕГО ДУХОВНОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.  

Таким образом , использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей, а так же формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную   чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубокой  памяти взрослого человека. Они  образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

.

 В ДАЛЬНЕЙШЕЙ СВОЕЙ РАБОТЕ Я БУДУ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И ВНЕДРЯТЬ ВСЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА, РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ, ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской православной культуры"

Опыт работы по данной теме поможет начинающим воспитателям организовать работу...

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры для детей старшей группы....

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Презентация к сообщению - Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема: «Приобщение детей к...

Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная» (старший дошкольный возраст, познавательно-творческий)

- формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. изготовленные совместно ро...

"Приобщение детей к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ."

Статья для воспитателей, где обобщается опыт работы по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры....