Консультация на тему: «Методы экологического воспитания дошкольников»
консультация (старшая группа) на тему

Еремина Ольга Геннадьевна

Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Эта передача осуществляется согласно программе, с использованием различных методов – наблюдения, труд детей в уголке природы, игры с использованием объектов уголка природы, специальные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное http://2berega.spb.ru/img/empty.gifдошкольное образовательное учреждение детский сад № 11

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Невского района г. Санкт – Петербурга

Консультация

на тему:

«Методы экологического воспитания дошкольников»

                                           

 Выполнила:

Воспитатель

Еремина О. Г.

Санкт – Петербург

 2017 г.

Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Эта передача осуществляется согласно программе, с использованием различных методов – наблюдения, труд детей в уголке природы, игры с использованием объектов уголка природы, специальные занятия.

Наблюдение.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др.

Видный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

Для проведения наблюдений важным являются три момента:

  1. Наличие природных объектов
  2. Определение содержания наблюдения
  3. Поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Труд в уголке природе.

Экологический подход к организации труда в природе заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания условий для живых существ – обитателей уголка природы. В центре внимания должны быть растения и животные, за которыми осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данный момент.

Труд по уходу за растениями и животными – это выполнение тех компонентов среды обитания, которые в настоящее время отсутствуют, или их недостаточно, или они не того качества, которое требуется растению или животному в соответствии с их биологическими потребностями.

Труд в уголке природы – это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния обитателей уголка природы, это – сочувствие и жалость, это – желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе – это правильные действия и операции с предметами и оборудованием.

В организации труда в уголке природы – необходимо четкое выделение трех этапов:

  1. Наблюдение – осмотр живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций
  2. Трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре
  3. Заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Игра.

Дошкольное детство – это период игры. Игры в детские годы преобладают над другими делами ребенка. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие.

Известно. Что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области.

НОД

Уголок природы помогает решать задачи экологического воспитания, формировать навыки бережного отношения к живым существам.Решение таких задач осуществляется в основном в совместной деятельности,, но для уточнения и систематизации знаний организуются специальные НОД.НОД имеет определенную дидактическую цель и четкую структуру представленную в конспекте.

Можно выделить несколько типовНОД, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения:

  1. Первично – ознакомительный – беседа
  2. Обобщающий
  3. Углубленно – познавательный

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников

Воспитатель является главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры. Владея методами экологического воспитания и конкретной технологией, воспитатель создает обогащенную зеленую зону в группе. Следит за эколого – оздоровительными условиями проживания детей, осуществляет постоянное сотрудничество с ними во всех видах деятельности и дает им пример экологически правильного поведения, взаимодействуя со всеми живыми объектами, которые находятся рядом с детьми.

Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных. Воспитатель должен обладать сам этими качествами. При уходе за обитателями уголка, педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети.

Работа с родителями.

Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Ежегодно должны проводиться общие родительские собрания по вопросу экологического воспитания. На них необходимо разъяснять родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка, играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказывать об эколого – оздоровительной работе, о пользе походов и экскурсий. Привлекать родителей к активному участию в акциях, организуемых на базе д/сада – «Посади дерево», Зеленый мир на окне». Организовывать совместную деятельность (уборка мусора, окапывание и подкормка деревьев, озеленение участка и т.д). Приглашать родителей на специальные занятия, участие в выставках, экологических праздниках, играх – викторинах с целью обогащения экологических знаний.

Только так шаг за шагом мы сможем привить детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.